Квартира Иоанна Кронштадтского — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Квартира Иоанна Кронштадтского

2019-11-19 150
Квартира Иоанна Кронштадтского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Этот ничем внешне не примечательный двухэтажный каменный дом на углу Посадской и Андреевской улиц, что принадлежал Андреевскому собору, знали по всей России.

Перед домом был разбит небольшой садик, в котором росли кусты жасмина и несколько фруктовых деревьев. Вход, которым пользовался сам Иоанн Кронштадтский, находился во дворе дома.

 

 

Лестница вела на второй этаж. На двери там была укреплена медная табличка с надписью: «Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев».

Сразу за дверью с лестницы была небольшая площадка, где было еще две двери, одна из которых вела в переднюю, а другая – в кухню.

Первая дверь – в переднюю – считалась парадной. Она открывалась, когда отец Иоанн встречал гостей: архиереев и других высокопоставленных лиц, а сам батюшка ходил к себе через кухню.

Квартира состояла из шести комнат и делилась на две половины: батюшки – из трех комнат, и матушки Елизаветы Константиновны – из двух. Соединяла их большая зала в угловой комнате с балконом.

Вся квартира была заполнена иконами и голосами птиц. Во всех комнатах были устроены киоты с иконами, поднесенными отцу Иоанну со всей России, а на шкафах и подоконниках стояли клетки с воркующими голубями и канарейками, без устали выводящими свои трели. Среди этих птичьих голосов, будто на небе, и молился отец Иоанн Кронштадтский.

И каждый день, как утверждают очевидцы, с раннего утра, когда Кронштадт еще погружен в глубокий сон и улицы его пусты, перед этим домом уже толпился народ, ожидающий выхода отца Иоанна…

Сто лет минуло с тех пор, но проходишь от Дома трудолюбия к дому, где жил святой праведный Иоанн Кронштадтский, и происходит чудо, кажется, что ничего не изменилось с тех пор.

 

 

Дом, правда, надстроен, но поднимаешься на второй этаж и попадаешь в квартиру батюшки. И принадлежит эта квартира по-прежнему Андреевскому собору, ибо как же можно иначе назвать сообщество морских офицеров, священнослужителей и мирян, которые для того и объединились между собою, чтобы воссоздать великую святыню – квартиру всероссийского батюшки.

Священник Геннадий Беловолов, душа этого сообщества, рассказывал, как удалось выкупить часть принадлежавшей отцу Иоанну Кронштадтскому квартиры, сделать ремонт в комнатах и устроить здесь мемориальный музей святого.

– Эта скромная по представлениям того времени квартира, – говорил отец Геннадий, – освящена более чем полувеком жизни великого праведника, она облагоуханна святыми молитвами и сокровенными духовными подвигами угодника Божия, осиянна его тайнозрениями, запечатленными в дневнике и духовных писаниях. Эта квартира эта уже при жизни батюшки почиталась как место святое, сюда стремились многие паломники, приезжавшие в Кронштадт со всей России!

Здесь, в большой зале – это было сделано по распоряжению патриарха Тихона! – устроили храм, освященный в честь Святой Живоначальной Троицы. Поразительно, но храм на квартире Иоанна Кронштадтского устроили, когда храмы повсюду закрывались.

– Можно сказать, что литургия сама тогда пришла в дом Иоанна Кронштадтского, – рассказывал Геннадий Беловолов. – Квартира в таком виде сохранялась до 1931 года. В годы гонений, в годы расстрелов она оставалась нетронутой. В ней даже была устроена звонница, состоявшая из семи колоколов.

Сейчас угловая комната почти пуста.

 

 

Из мебели только диван, подаренный родственниками матушки Елизаветы Константиновны, да еще канунный столик со свечами, горящими на нем. Самый главный и самый подлинный экспонат – балкончик, расположенный как раз на углу улиц Андреевской и Посадской.

На этот балкончик и выходил батюшка Иоанн, благословляя после своей молитвы православный народ…

 

ГОД ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО

 

Вот две даты.

10 июня 1990 года, в Неделю Всех святых в Богоявленском соборе Москвы состоялась интронизация новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а через два дня на Поместном Соборе Русской Православной Церкви произошло столько лет ожидавшееся нашей церковью событие – прославление святого праведного Иоанна Кронштадтского…

Через девятнадцать лет, 22 сентября 2008 года, Алексий II побывал в Кронштадте и отслужил молебен на строительстве часовни Андреевского собора во имя Тихвинской иконы Божией Матери, восстанавливаемой к столетию со дня памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Безусловно, это событие стало важнейшей датой года Иоанна Кронштадского, однако подлинный духовный смысл его открылся не сразу.

Только три месяца спустя, когда завершился земной путь патриарха Алексия II, стало ясно, что молебен на строительстве часовни Андреевского собора, по сути, и завершил его святительский путь, начавшийся прославлением Иоанна Кронштадтского. И, наверное, мы не ошибемся, если скажем, что в каком-то смысле все патриаршее служение Алексия II можно назвать годами восстановления памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского. Ведь все эти годы изо дня в день воплощал патриарх в практическую жизнь заветы всероссийского батюшки.

Кажется, нет свидетельств о чудесах, которые бы совершал Алексий II, но вместе с тем каждый из нас является свидетелем грандиозного, небывалого чуда, когда прямо на наших глазах из небытия поднялась Святая Русь. И совершено это чудо было за 19 лет патриаршего служения Алексия II, которые – так получилось! – замкнулись в год столетия памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского…

 

ПАМЯТНИК

 

Возле дома, где находится мемориальная квартира Иоанна Кронштадтского, прямо под ее окнами, установлен памятник, созданный московским скульптором Андреем Соколовым.

Святой праведный Иоанн Кронштадский изображен в обычный человеческий рост, словно он и в самом деле вышел из дому и присел отдохнуть.

Можно раскрыть книгу сочинения святого Иоанна Кронштадского – и зазвучит его живой голос, и тогда, подобно ученику, про которого мы рассказывали, легко различить нужный совет, найти необходимый ответ…

 

 

Впрочем, что же искать, если весь этот бронзовый монумент и воплощает в себе необходимый ответ, заключенный в молитвенном воззвании: «Отче наш. Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое в России! Да приидет Царствие Твое в России! Да будет воля Твоя в России! Ты насади в ней веру истинную, животворную!..»

Воистину!

Да будет воля Твоя в России…

 

ПРОГУЛКА СЕДЬМАЯ

ЦЕРКОВЬ В УСТЬ-ИЖОРЕ

 

 

Православный Санкт-Петербург, со всеми его храмами и святынями, трудно «обойти» на страницах одной книги.

О том, как «державная воля Петра» победила и продолжала, столетие спустя, побеждать, и так и не сумела победить стихию русской природы и русской истории, гениально рассказал еще Пушкин в своем «Медном всаднике».

Мы же попытались только обозначить, как каторжным трудом всей России; гениями Пушкина и Гоголя, Достоевского и Лескова, Блока и Ахматовой; молитвами Ксении Петербургской и Иоанна Кронштадтского, просиявших здесь; подвигами священномученика митрополита Вениамина и подвижническими трудами нашего современника, митрополита Иоанна, мучительно трудно и все-таки ликующе победно срасталась новая послепетровская история с прежней русской историей.

И как же, завершая рассказ, не задуматься над простым, но вместе с тем исполненным неземного величия фактом самой первой победы, совершенной святым благоверным князем Александром Невским, одержавшим ее вблизи Усть-Ижоры, по сути дела, у стен города, который еще предстояло построить четыре с половиной столетия спустя, города, ставшего столицей Российской империи, которую в XIII веке тоже еще предстояло построить…

 

 

1

 

Эта судьбоносная победа была одержана Александром Невским едва ли не в самые страшные для Руси года.

Тогда, осенью 1237 года, выполняя решение курултая о расширении улуса Джучи «до последнего моря», Батый перешел Волгу в среднем течении. На Русь обрушилось 140-тысячное войско завоевателей. Но не только татары двинулись тогда на Русь…

Нашим согражданам, высмеивающим подозрительное отношение к Западу, неплохо вспоминать время от времени, что именно в страшную годину татаро-монгольского нашествия, 9 декабря 1237 года, римский папа Григорий IХ издал буллу, возвещающую крестовый поход на Русь.

Добивая православную страну, крестоносцы должны были нанести удар в спину израненной Руси, по нетронутым татарами новгородским землям… Разгром и покорение северной Руси готовились Западом планомерно и целеустремленно.

Орден меченосцев, как мы уже говорили, усилили слившимся с ним тевтонским орденом. Рыцарям пришлось пожертвовать частью владений в Ливонии, но взамен Римский понтифик разрешил им вознаградить себя покоренными псковскими землями.

А на соединение с меченосцами, с севера-запада, двинулись на Русь шведы. Шведских героев Папа римский сулил вознаградить новгородской землей.

Ярл Биргер, бывший по преданию зятем короля Эрика, возглавил крестовый поход.

– Туда спешите, братья! – показывая комету, вставшую на востоке, торопили римские эмиссары. – Вот вам – небесная путеводительница!

 

2

 

Война, даже если готовиться к ней, никогда не приходит вовремя. Но крестоносцы Биргера сумели выбрать особенно неудачный для новгородцев момент – великий князь Ярослав Всеволодович находился в Киеве… Владимирское и Муромское княжества были опустошены, и рассчитывать на их помощь не приходилось. И времени, чтобы собрать ополчение, тоже не оставалось. Слишком быстро, «пыхая духом ратным», действовал Ярл Биргер.

В начале июля 1240 года шведские корабли вошли в Неву, встали в устье Ижоры и начали сооружать, как сказано в Лаврентьевской летописи, «обрытья».

Шведские «обрытья» на берегах Невы в устье Ижоры могли подорвать всю новгородскую экономику, но новая крепость сооружалась не только для того, чтобы преградить исконные новгородские торговые пути.

Она становилась плацдармом для последующей экспансии. Здесь шведские крестоносцы могли спокойно дождаться приближения немецких рыцарей, чтобы совместно с ними приступить к покорению новгородской земли. Нельзя было допустить этого соединения сил неприятеля. Противостоять объединенному войску крестоносцев новгородским ратникам было бы уже не по силам.

Но юный князь Александр Ярославич не растерялся в минуту грозной опасности. Когда пришло известие о высадке шведов, он первым делом отправился в храм Святой Софии. Мерцали перед образами свечи…

В гулкой тишине звучали слова молитвы вставшего перед алтарем князя:

– Владыка прещедрый! Стань в помощь мне! Ты бо еси Бог наш и на Тя уповаем!

Новгородский архиепископ Спиридон благословил князя.

Момент благословения запечатлен на рисунке летописи[61].

Поднятая в благословении рука владыки Спиридона словно бы очерчивает нимб над головой склонившегося князя.

И воистину, разительная перемена произошла в то мгновение в нем. Когда Александр Ярославич вышел из Корсунских ворот, перед которыми выстроилась его небольшая дружина, он уже знал, на какую войну предстоит идти. Не только себя, не только Великий Новгород предстояло защитить ему. Предстояло отстоять от злого врага западные рубежи русского православия.

– Не в силе Бог, но в правде! – прозвучали над притихшей площадью великие слова[62].

Грозная упругость лука, в который уже вложили стрелу, была в этих словах двадцатилетнего князя. Как стрела, пущенная рукою Господней, устремилась навстречу врагу дружина Александра…

 

3

 

Ярл Биргер, отправляя надменное послание Александру Ярославовичу, откровенно глумился над ним, потому что знал: силы, которыми располагает князь, не смогут противостоять его войску. Знал Биргер, что и помощи из разоренной татарами Руси Новгороду не будет. Биргеру оставалось только дождаться немецких рыцарей, и тогда уже никому не удалось бы разжать клещи, сдавившие северо-восток Руси.

Гордо белели на берегу шатры крестоносцев. Привязанные бичевами к берегу, лениво покачивались шведские шнеки.

Даже и представить себе не мог ярл Биргер, что несколько часов спустя это выбранное для отдыха место превратится в поле кровавой битвы… Неведомо было надменному крестоносцу, что Александр Ярославович уже «разгорелся сердцем… и восприим Псаломную песнь рече: суди, Господи, обидящим мя, возбрани борющимся со мною, приими оружие и щит, стань в помощь мне».

И представить не мог Биргер, что Александр двинулся в поход «в мале дружине, не сождався со многою силою своею, но уповая на Святую Троицу».

 

4

 

Когда Александр приблизился к устью Ижоры, его встретил ижорский старейшина Пелгусий, крещеный в православие и нареченный Филиппом…

Пелгусию поручено было наблюдать стражу, он всю ночь провел без сна, и на восходе солнца услышал грозный шум. Прямо по небу плыла ладья, на которой в багряных одеждах стояли святые мученики Борис и Глеб. Руки святых лежали на плечах друг у друга, а гребцы были как бы одеты мглою.

 

И стояли в ладье двое юношей в ризах червленых…

На челе их, что солнце, сияли венцы,

И окутаны мглою сидели гребцы…

Словно два серафима спустилися с ясного неба…

И признал в них Пелгусий святого Бориса и Глеба.

 

– описывал это чудо поэт А. Н. Майков.

С «радосными очима» рассказывал Пелгусий о своем видении. Князь Александр слушал его и смотрел на солнце, встающее над лесом. Первые лучи уже упали на землю, согревая ее, и над землею клубился легкий дымок…

– И я слышал, – держась за княжеское стремя, рассказывал Пелгусий. – Слышал, как Борис сказал: «Брат Глеб! Вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру Ярославичу»[63].

Поверх головы Пелгусия смотрел князь на лес, за которым находился лагерь ярла Биргера, на встающее над лесом солнце, и ему открывалось то, что не мог постигнуть ижорский староста: это предок Александра Ярославича, равноапостольный князь Владимир послал на помощь ему, своему праправнуку, своих сыновей.

Все выше поднималось из-за леса солнце.

Разгорался день – день, когда празднует Русская Православная Церковь память святого равноапостольного князя Владимира, прапрадеда Александра.

Князь тронул застоявшегося коня.

– С Богом! – сказал он и взмахнул рукой.

 

5

 

Как стрела, пущенная рукою Господней, летел впереди дружины юный князь. Подобно удару небесной молнии был его натиск. Не успели шведы опомниться, как новгородские дружинники уже прорвались в центр лагеря.

«Бысть бой силен зело, ужасен и страшен»…

Князь Александр «собственным копьем возложил печать» на лицо Биргера, а отрок Савва в это же мгновение подрубил топором столб, поддерживающий златоверхий шатер надменного ярла.

Преследуя бегущих шведов, дружинник Гаврила Алексич верхом на коне взлетел по трапу на корабль за врагами. Его сбросили с конем в воду, но Гаврила остался невредим и, выбравшись на сушу, продолжал рубиться мечом со шведским воеводой.

Отважно крушили шведов дружинник Сбыслав Якунович и ловчий князя Яков Полочанин. А новгородец Миша прорвался со своей пешей дружиной на шведские корабли и начал топить их[64]…

Разгром был полный и сокрушительный.

 

И валилися шведы валежником хрупким, со смертной тревогой,

Убегая от божией страшной грозы ни путем, ни дорогой:

По лесам и оврагам костями они полегли,

Там, где даже дружинники князя за ними погоней не шли…

 

– писал Лев Мей.

Так бесславно и завершился крестовый поход на Русь.

Каково же было удивление дружинников, когда на следующий день они обнаружили на другом берегу Ижоры еще одну поляну, усеянную трупами врагов.

 

В. Э. Горевой.

Памятник Александру Невскому в Усть-Ижоре

 

Кем были сражены они? Не ангелом ли Господним?

И отвечая сами себе, уже как пророческие, повторяли дружинники слова князя, сказанные на Соборной площади в Новгороде…

– Нас мало, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде!

Хваля и славя Бога, возвращалась дружина в Новгород, от которого удалось им отвести страшную беду.

Впереди дружины на коне ехал князь Александр Ярославич. Он был уже Александром Невским.

 

6

 

Вопрос о том, когда начали называть князя Александра Ярославовича Невским, приобрел в последнее время особую актуальность. Основываясь на том, что с этим прозвищем имя князя встречается только в летописях конца XV века, некоторые исследователи делают вывод, что «Невским» назвали Александра Ярославовича летописцы спустя два века после его кончины. Мысль о том, что составители летописей конца XV века могли пользоваться (и наверняка пользовались!) первоисточниками, которые просто не дошли до нас, этим исследователям почему-то в голову не приходит. Более того, поскольку в летописях упоминаются сыновья и внуки Александра Ярославича с приставкой «Невские», делается вывод, что прозвище святого благоверного князя скорее всего вообще связано не с Невской битвой, а произведено от земельных владений, которые, возможно, имелись у Александра Ярославовича на берегах Невы!

Желание во что бы то ни стало развенчать национального героя мешается в подобных умозаключениях с откровенной пародией на историческую науку. Выстраивая подобным образом «научную» аргументацию, не трудно объявить далее, что совсем не за Русь и не за веру православную бился святой благоверный князь на берегах Невы, а за свои собственные земельные угодья…

Однако и более серьезные исследователи, чуждающиеся псеводонаучной исторической фантастики, скептически оценивают значение Невской битвы на таком основании: дескать, слишком уж мало народа погибло в той сече.

В самом деле, и до Александра Невского, и после него столько было великих полководцев, добросовестно заваливавших поля сражений трупами своих и чужих воинов, что битва на Неве, конечно, теряется среди этих кровавых пиршеств.

Но ведь святой князь Александр Невский и не ставил перед собою задачи пролить побольше вражеской крови!

Защищая новгородские пределы, ему надобно было лишь отразить нашествие, и он, не позволив шведским крестоносцам соединиться с немецкими рыцарями, с ювелирной точностью нанес разящий удар.

Разумеется, можно согласиться, что Александр Ярославич мог бы носить прозвище Псковского или Чудского, ибо эти будущие победы в стратегическом плане не менее значимы, нежели Невская битва, а по масштабам намного превосходят ее, но все же народная молва не ошиблась, выбрав Александру имя. Невская битва – это нечто большее, чем просто выигранное сражение.

Тогда шел 1240 год. Уже пал Киев – «матерь городов русских». Лучшие монгольские полководцы Субэдэй, Бурундай, Менгухан предавали огню и мечу юго-западные пределы Руси… Немецкие крестоносцы тоже не теряли времени. В 1240 году они взяли Изборск и Псков.

Поражения, поражения, поражения… Казалось, что раздробленная, истекающая кровью междоусобиц, сожженная татарами Русь гибнет сейчас навсегда и безвозвратно.

И тут – Невская битва!

Она произошла как явленное Господом Чудо, свидетельствующее, что страна сохранится, что Русь нужна Богу и Он возродит ее в новой силе и славе.

Не столь уж и значительное в военном смысле сражение на Неве становилось обетованием Московской Руси, идущей на смену Руси Киевской.

И потому так стремительно перешагнула новгородские рубежи слава молодого князя, ибо все увидели, что это он и избран к спасению Русской земли…

 

7

 

Согласно преданию, вскоре после Невской битвы на месте сражения была поставлена деревянная церковь.

Видимо, ее неоднократно перестраивали, но потом она сгорела, и в конце XVIII века на средства жителей Усть-Ижоры и казенных кирпичных заводов здесь возвели каменный храм Святого Благоверного князя Александра Невского…

В 1934 году его закрыли, здание использовалось как клуб и склад. В начале блокады саперы взорвали колокольню, служившую ориентиром для артиллерии немцев.

Так, обращенный в развалины временем и советским атеизмом и стоял этот храм, пока в 1990 году его не возвратили верующим. Сейчас храм восстановлен и отреставрирован.

И стоишь на пешеходном мостике через Ижору, смотришь на эту, похожую на русского богатыря церковь, вставшую на берегу величественной Невы, и так далеко видно отсюда в самую сокровенную глубину нашей истории!

 

 

И нет в эти мгновения никакого сомнения, что одержанная здесь в 1240 году святым князем победа определила геройскую судьбу нашего города.

Санкт-Петербург, возможно, единственный русский город, на улицы которого никогда не ступала нога чужеземного завоевателя…

И разве это не Божие чудо?

 


[1] Ю. Н. Беспятых. «Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях». Тексты, комментарии. БЛИЦ, Санкт-Петербург, 1997, с. 360.

 

[2] 3 мая 1704 года погруженные на карабасы войска Б. П. Шереметева напали на шведскую эскадру на реке Амовже под селением Кастре и в результате боя захватили шведские фрегаты, очистив от шведов Чудское озеро.

 

[3] Часы эти обошлись империи в баснословную по тем временам сумму в 45 000 рублей.

 

[4] Евангелие от Матфея, глава 25.

 

[5] По новому стилю.

 

[6] Существует предание, что последние леса, окружавшие Исаакиевский собор, разобрали только в конце 1916 года.

 

[7] А Шлиссельбургский список Казанской иконы Божией Матери тоже почитается как чудотворный. От этого образа происходили многочисленные чудеса. На крестный ход, который совершался 8 июля, собиралось множество народа. В окружении «не одних жителей Шлиссельбурга, но и тысяч пришлаго народа», икону проносили вокруг города. «И вся эта многотысячная толпа с благоговением стремится, чтобы хотя тень честной иконы осенила их во время шествия». Интересно, что эта икона находилась в крепостной часовне и тогда, когда привезли в Шлиссельбург каторжника Варфоломея Стояна (Федора Чайкина), укравшего 12 июля 1904 года вместе со своими подельниками из летнего храма Богородицкого женского монастыря города Казани первообраз чудотворной Казанской Божией Матери и сжегшего его… Рядом со Шлиссельбургским образом Казанской Божией Матери и отбывал свое пожизненное заключение этот злодей.

 

[8] Согласно официальной версии событий, первый выстрел Соловьева был совершен на расстоянии «около двенадцати шагов», после чего было произведено еще два выстрела на более близком расстоянии. Во время производства третьего выстрела штабс-капитан корпуса жандармов Кох ударил Соловьева обнаженной шашкой по спине «так сильно, что шашка согнулась, и преступник, споткнувшись, едва не упал, но это не помешало злодею сделать четвертый выстрел в Государя Императора, после чего неизвестный бросился бежать по направлению к Дворцовой площади», где и был схвачен, успев при этом произвести еще один выстрел в толпу.

 

[9] В дальнейшем Рысаков не только дал исчерпывающие признательные показания, но и предложит полиции свои услуги в качестве провокатора.

 

[10] Открытое место на берегу, служащее для склада товаров.

 

[11] На изготовление этой раки мастера Сестрорецкого оружейного завода употребили около 90 пудов серебра.

 

[12] Чтобы добраться на Смоленское кладбище, надо доехать до станции метро «Приморская», расположенной недалеко от берега Финского залива, потом перейти через мостик над рекой Смоленкой, на левом берегу которой и раскинулось кладбище.

 

[13] Ф. Белорус. «Юродивый Андрей Федорович, или раба Божия Ксения, погребенная на Смоленском кладбище в Петербурге». СПб., 1892, с. 7.

 

[14] «Русская старина». 1873, VIII.

 

[15] С. – Петербург. Издание книгопродавца А. А. Холмушина, 1904.

 

[16] Разные исследователи датируют ее рождение промежутком между 1719 и 1731 годами.

 

[17] О том, насколько уродливым было украинское засилье, например, в церковной жизни свидетельствует история, опубликованная в «Русском архиве» в 1866 году.

…Одно время в Троице-Сергиевой лавре была половина монашествующих великороссы, москали; другая – малороссияне. Они образовали две партии, не сочувствовавшие друг другу. Однажды эта неприязнь малороссиян обнаружилась и пред императрицей.

Архимандриту, который был малоросс, дали знать, что императрица будет в лавре. Собрав своих земляков, он сказал:

– Ее императорское величество изволить прибыть в нашу лавру, а, как ей известно, что молитвами преподобного Сергия Господь взыскал Лавру богатством, и как Ее императорское величество любит велелепие, то постарайтесь явиться пред лицом Ее величества в лучших одеждах.

А великороссам он присоветовал одеться как можно хуже, чтоб показать себя во всем монашеском смирении. И те, и другие исполнили распоряжение архимандрита. Императрица заметила это резкое различие в одеянии братии, и спросила: «Лавра всем изобилует. Отчего же одни одеты хорошо, а другие бедно и худо?» – Потому, ваше величество, – ответил архимандрит, – что братия из малороссов трезвы и благоприличны, а великороссы невоздержанны и нерадивы.

 

[18] Может быть, этим и объясняется такое пристрастие Елизаветы к Украине. При ее дворе и до Разумовского было немало малороссов. Это – священники отец Констанций и Федор Дубянский, камер-лакей Котляревский, секретарь Мирович, бандурист Григорий Михайлов…

 

[19] Между прочим, тайное венчание Петра I с Мартой Скавронской произошло только в 1711 году, когда так несчастливо овдовела юная герцогиня курляндская Анна Иоанновна.

 

[20] По другой версии, надпись под картиной гласила: «Сего же вечера одно, или завтра другое».

 

[21] Эта жадность дорого обошлась маркизу. Принц Конти весьма порицал его, что «революция произошла без нашего участия».

 

[22] Екатерина II называет его почему-то бароном Черкасовым.

 

[23] Сборник «Физиология Петербурга». 1844 год.

 

[24] Речь идет о немецком авторе чувствительных романов Августе Лафонтене. Примечание Евгения Гребёнки.

 

[25] Ирина Семенова. Поэма о св. Ксении.

 

[26] Не трудно заметить тут стремление уподобить законного государя-императора самозванцу Григорию Отрепьеву.

 

[27] Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 года – прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса – коллежский асессор, а чин коллежского регистратора – 14-й класс, давал право на личное дворянство). По Манифесту 11 июня 1845 года потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс).

 

[28] Существует предание, что церковь евангелиста Матфея, прихожанами которой были супруги Петровы, была построена еще при основании Санкт-Петербурга, а потом перенесена на окраину.

 

[29] Нынешний Чкаловский проспект Петроградской стороны был в те годы пустырем, на котором кончался город.

 

[30] Баллада И. И. Дмитриева «Отставной вахмистр».

 

[31] Станислав II Август Понятовский, последний король польский и великий князь литовский в 1764–1795 годах.

 

[32] Лучшая квартира в Санкт-Петербурге стоила тогда около 20 рублей в месяц. Теленок – 2 рубля, курица – 5 копеек, пуд коровьего масла – 2 рубля, десяток лимонов – 3 копейки.

 

[33] Схожее предание связывают и с именем Евдокии Денисьевны Гайдуковой. Однажды блаженная Ксения зашла к ней в предобеденное время. Евдокия Денисьевна тотчас же поспешила накрыть на стол, усадила за стол Ксению и стала угощать ее.

«Не взыщи, – говорила она, – голубчик Андрей Григорьевич, больше мне угостить тебя нечем, ничего сегодня не готовила».

«Спасибо, матушка, спасибо за твое угощение, – отвечала Ксения, – только ведь побоялась же ты дать мне уточки!» Сильно сконфузилась Евдокия Денисьевна: в печи у ней действительно была жареная утка, которую она приберегала для отсутствующего мужа.

Евдокия Денисьевна Гайдукова – реальный человек, она скончалась в 1827 году и погребена на Смоленском кладбище недалеко от часовни блаженной Ксении.

 

[34] В результате этого указа уже через пятнадцать лет из 500 000 российских дворян на государственной службе состояло, по данным правительства, около 10 000. Остальные жили на средства от поместий.

 

[35] Это тот самый ребенок, которого родила Анна Леопольдовна, когда ее, беременную, обливали ледяной водой в Раненбурге.

 

[36] «Русская старина» т. VIII, 1873 г.

 

[37] 42,6 метра.

 

[38] 64 тонны.

 

[39] Петр Песоцкий был определен митрополитом Амвросием священником в Петербургское ополчение. По свидетельству военного начальства, он «проходил должность свою рачительно и примерно, внушая воинам ополчений, как верным сынам Отечества, дух неустрашимости и храбрость достодолжную и немало тем содействовал при приступе и взятии города Полоцка». После взятия Полоцка в октябре 1812 года Петр Песоцкий был оставлен в городе при раненых.

 

[40] Пушкин обещал Николаю I не участвовать в дуэли.

 

[41] Все Романовы революционеры и уравнители.

 

[42] Аграфена Федоровна Закревская, урожденная графиня Толстая, известная светская красавица и муза многих поэтов, в том числе и Пушкина.

 

[43] Газета «Выборг», № 24, 21 февраля 2014 года.

 

[44] Наиболее ценные святыни храма в храм Спаса Нерукотворного образа так и не вернулись. 5 ноября 1922 года в Государственном Эрмитаже состоялось открытие «Временной выставки церковной старины», на которой демонстрировалась икона Спаса Нерукотворного Образа, Знамения Божией Матери, а также Плащаница из храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади. После окончания выставки иконы и Плащаница были переданы на хранение в отделение Византийского средневековья Эрмитажа.

 

[45] Циркуляр Отдела управления Петрогубисполкома от 12 октября 1922 года гласил, что при перерегистрации всех культовых зданий эксперты должны дать оценку состояния помещения, и в случае, если община церкви или Комитет по охране памятников искусства и старины не в состоянии отремонтировать ее своими силами, храм следует закрыть и передать под культурно-просветительское учреждение.

 

[46] Модзалевский Борис Львович – литературовед-пушкинист, один из создателей Пушкинского дома.

 

[47] Этим орденом Федор Иванович Знаменский был награжден к Пасхе 1911 года.

 

[48] Нынешняя Кадетская линия.

 

[49] Интересно отметить, что часть кирпичей на церковь Святой Великомученицы Екатерины было взято как раз из Петропавловской крепости.

 

[50] Отметим здесь, что почитание святой великомученицы Екатерины началось в России, когда 25 ноября 1714 года Петр I основал в честь освобождения его на Пруте орден Екатерины.

 

[51] Некоторые исследователи считают, что с этого момента и начинается охлаждение императрицы Елизаветы Петровны к не блещущей умом Иоганне-Елизавете, закончившееся насильственным удалением княгини Цербстской из России сразу после свадьбы Екатерины.

 

[52] Послушная (нем.)

 

[53] По новому стилю 7 декабря.

 

[54] В 1689 году император Петр Великий пожертвовал в Синайскую обитель для мощей святой Екатерины среброкованную раку.

 

[55] Предполагалось эти колонны сделать из гранита. Четыре колонны для этого уже были приобретены в 1814 году, но ввиду недостаточности средств они были возвращены и, уплаченные за них четыре тысячи рублей поступили вновь на общее строительство храма.

 

[56] Изображение ангела обошлось церкви в 800 рублей. За обивку ангела свинцом и оловом уплачено 1285 рублей 75 копеек; за шар и крест заплатили 5 500 рублей.

 

[57] Интересно отметить тут, что еще в 90-е годы на пожертвования Евдокии Иовны Фоминой соорудили на алтарной стене большую икону святой великомученицы Екатерины с лампадою при ней. Икона эта была помещена за стекло.

 

[58] Он был зятем священномученика Философа Орнатского.

 

[59] 6 июля по новому стилю.

 

[60] Рассказ инокини Евфросинии Туликовой приведен в биографии Иоанна Кронштадтского, составленной И. К. Сурским. Вспоминают об этом эпизоде, со слов А. А. Анкировой, и другие биографы святого.

 

[61] Лицевой летописный свод. Лаптевский том. Лист 898 об.

 

[62] «Не в силах Бог, но в правде; помянем песнопевца Давида, глаголюща: сии во оружии, а сии на конех, мы же во имя Господа Бога призовем, ти спяти быша и падоша».

 

[63] Пелгусий стоял «при крае моря, стрежашеть обою пути, и пребысть всю нощь во бденьи; яко же нача всходити солнце, и слыша шум страшен по морю, и виде насад (судно) един гребущь, посреде насада стояща мученику Бориса и Глеба в одеждах червленых… и рече Борис: брате Глебе! повели грести, да поможем сроднику своему Александру».

 

[64] Подвиги воинов Александра Невского запечатлены в миниатюрах Лицевого летописного свода. Это миниатюры, изображающие подвиги Гаврилы Олексича, новгородца Cбыслава Якуновича, Якова Полочанина, новгородца Миши, и младшего дружинника Савы, и подвиг Ратмира.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.211 с.