Направление работы учителя - дефектолога. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Направление работы учителя - дефектолога.

2019-11-18 166
Направление работы учителя - дефектолога. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Осуществление системы коррекционного воздействия на учебно - познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.

2. Определение содержательной направленности коррекционной работы в зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности.

3.  Создание условий для максимального развития ребенка в соответствии


потребностями возраста и особенностями психологической структуры "зоны ближайшего развития".

4. Компенсация упущенного формирования тех компонентов психики, которые являются базовыми в развитии, готовность к восприятию учебного материала соответствующего его возможностям.

5. Формирование разносторонних представлений о явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи.

Содержание работы учителя – дефектолога:

· Коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи этой категории в освоении программы.

· Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.

· Осуществление индивидуально - ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

· Возможность освоения детьми с ОВЗ Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

· Взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения.

· Содержание коррекционной работы для детей с тяжелыми физическими и психическими нарушениями строить с акцентом на социализацию ребенка и формирование практически - ориентированных навыков.

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

Развитие элементарных математических представлений

Задачи:

ü  формирование элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, формирование способов измерения;

ü выполнение простейших счет­ных операций, составление и решение арифметических за­дач на сложение и вычитание;

ü до­школьники учатся различать и сравнивать предметы окру­жающего мира, обобщать и классифицировать их;

ü приобре­тают навыки преобразования множеств в процессе наблюде­ний и совместных практических действий;

ü усваивают элементарный математический словарь;

ü важнейшей задачей обучения является развитие у детей познавательных интере­сов, мыслительных операций и речи.

Работа должна строиться с постепенным усложнением де­ятельности детей: от максимальной развернутости практиче­ских действий, опоры на образец, показ и конкретные указа­ния педагога к умению опираться на наглядную модель и словесную инструкцию. При этом совершенствуется и словесная регуляция действий — от сопровождения дей­ствий речью к умению давать словесный отчет, а затем к пла­нированию предстоящей работы.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Коррекционная деятельность для детей шестого и седьмого года жизни направлена на восполнение пробелов их предшествующего развития. Основными задачами являются:

ü формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве;

ü  даль­нейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка;

ü повышение уров­ня сенсорного и умственного развития;

ü  обогащение и систематизация словаря;

ü  развитие устной диалогической и монологической речи.

 

Планируемые результаты освоения программы в группе компенсирующей направленности 5-7лет.

В старшей группе (6лет):

· Различает и называет части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства. Понимает обобщённые слова. Правильно произносит каждое слово в предложении, чётко проговаривает окончания в словах, правильно согласовывает сущ. с прилагательными и числительными; понимает значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов (верх-низ, правое - левое, спереди - сзади). Умеет составлять рассказы-описания любимых игрушек, рассказы по сюжетной картине, понимает позу, настроение персонажей, изображённых на картине.

· Составляет группы из однородных предметов и выделяет из них отдельные предметы. Различает понятия «много, один, по одному, ни одного. Знает размер предметов большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий, толстый-тонкий; владеет способами сравнения- приложения, наложения, составляет группы из предметов по заданным свойствам. Различает круг, треугольник, квадрат. Умеет сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; сравнивает две группы предметов и выясняет где предметов больше, меньше, различает верх, низ левую, правую часть, середину. Понимает смысл слов: между, за, перед, раньше, позже, знает части суток, их последовательность

· Может назвать любимую сказку, рассказывает наизусть небольшие потешки, стихотворения, рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним. Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного, Различает жанры литературных произведений.

 

В подготовительной группе (7лет):

· Различает и называет части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства. Понимает обобщённые слова. Использует в речи антонимы и синонимы. Строит высказывание из трех-четырех предложений, правильно согласовывает существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже. Сочиняет коллективные рассказы по сюжетной картине и серии последовательных картиндаёт описания деревьев, животных, сезонных явлений и т.д.

· Владеет счетом предметов в различном направлении и простран­ственном расположении (до 10). Пересчитывает и отсчитывает предметы по одному с названием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?». Знает размер предметов большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий, толстый-тонкий. Различает круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, пятиугольник. Умеет сравнивать две группы предметов методом приложения и наложения. Использует понятия: столько же, равно, одинаково, больше, меньше, один, пара. Ориентируется в тетради, понимает смысл слов: около, рядом, между, за, перед. Знает части суток, дни недели и их последовательность.

· Знает 2—3 программных стихотворения, 2—3 считалки, 2-3 загадки. Называет жанр произведения, Самостоятельно или с помощью передаёт содержание литературных текстов.

 

2.2   Программно-методическое обеспечение группы компенсирующей направленности.

Образовательная область Основные направления развития детей Вид деятельности Используемые программы, методические пособия

Познавательное развитие

Овладение процессом порядкового счёта, операциями сложения и вычитания, способами сравнения- приложения, наложения; различение геометрических фигур; формирование способности ориентироваться как в тетради, так и в окружающей обстановке. Развитие элементарных математических представлений.   Шевченко С.Г. Методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - Москва, Школьная пресса, 2003;  Тихомирова Л.Ф. «Логика. Дети 5-7 лет» - Ярославль, Академия развития. Академия Холдинг, 2001;  Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. – Москва. Просвещение, Учебная литература, 1996; Шевченко С.Г. Капустина Г.М. «Предметы вокруг нас» Учебное пособие для индивидуальных и групповых коррекционных занятий. Смоленск, «Ассоциация XXI» 1998; Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Москва. Баласс, 2002; Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1988. Катаева АЛ., Стребелева Е Л. Дидактические игры и уп­ражнения. — Москва, «Бук-Мастер», 1993; Работа в тетради (Т. Ф. Клементовича «Я учусь математике»)   Развитие связной речи: диалогической и монологической. Обогащение активного и пассивного словаря. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.   Шевченко С.Г. Методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - Москва, Школьная пресса, 2003;   ??? Н. Созонова, Е. Куницына. Тетрадь рассказы о временах года. (5-7 лет). Т. А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи дошкольников». Ткаченко.

 

 


2.3 Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности

                                                                 Формы организации коррекционной работы.

График организации образовательного процесса.

Сроки Содержание работы
1-15 сентября Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета
15 сентября – 15 мая Индивидуально-подгрупповая деятельность с детьми
12-16 января Динамическая диагностика психического развития детей
15 мая – 31 мая Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей. Заполнение документации.

 

В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые.

 

Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной, продолжительность занятий составляет 20-25 минут. Также дети объединяются в подгруппы из двух-трех человек, а время занятий увеличивается до 30 минут.

Планирование коррекционно-развивающей деятельности

 

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная область  Вид деятельности Развитие ВПФ Кол-во НОД в неделю Интеграция образовательных областей
  Познавательное развитие   Развитие элементарных математических представлений

Развитие внимания

Развитие пространственного восприятия

Развитие слуховой и зрительной памяти

Развитие графических навыков

Развитие наглядно-образного и логического мышления

  1   Речевое развитие. Физическое развитие. Социально – коммуникативное развитие.  
Познавательное развитие/ Речевое развитие   Ознакомление с окружающим миром и развитие речи   1     Речевое развитие. Физическое развитие. Социально – коммуникативное развитие.  

Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.