Диагностика развития детей дошкольного возраста — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Диагностика развития детей дошкольного возраста

2019-11-18 263
Диагностика развития детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разделы Содержание Примерные задания Методики
Сенсорное развитие (эталоны) выделение и называние цвета, соотнесение и нахождение в окружающем - различение и называние признака формы, нахождение в окружающем - определение величины, умение сравнивать и различать, располагать в возрастающем и убывающем порядке «Назови, какого цвета кубик «Покажи кубики (шарики) красного цвета», «Найди кубик (шарик) такого же цвета» «Покажи игрушки (предметы) красного (оранжевого и др.) цвета» - Назови фигуру, которую я тебе покажу» (самостоятельное называние) «Покажи такую же фигуру как у меня» (соотнесение), «Покажи круг, квадрат и т.д.» (по словесной инструкции) - «Вставь фигурку в подходящую прорезь и назови её» «Какой предмет похож на круг, шар, треугольник и т.д.» «Покажи ромб, куб и т.д.» (по словесной инструкции) (6-7 лет) - «Собери пирамидку», «Расставь матрешек по росту (от самой большой до самой маленькой)» 1. «Психологическая карта дошкольника (готовность к школе)» Графический материал, М.В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева, Москва – Воронеж, 2002 2. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого- педагогического обследования детей», С. Д. Забрамная, «Владос», 2002 3. «Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» /Методическое пособие под ред. Е.А. Стребелевой, «Просвещение» М., 2005
Временные представления времена года и их признаки (месяцы, дни недели, части суток) Беседа с опорой на иллюстративный материал «Когда это бывает?», Когда ты спишь?» (до 5 лет) - «Назови летние месяцы», «Как называется третий день недели?» (6-7 лет) 1. «От диагностики к развитию» / Материалы для психолого- педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ/ С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998
Количество и порядковый счет умение выполнять счетные операции - умение соотносить число и количество - понимание понятий «больше» и «меньше» на один - выполнение простых действий в пределах 10 «Сколько матрешек (яблок и т.д.)?», «Дай 2 (3, 5)», «Чего больше?» (до 6 лет) - «Посчитай вперед и обратно», «Я назову число, а ты на 1 больше (меньше)», (6-7) - «Сколько будет 2 яблока и 3 груши?», «Расставь знаки» (7 лет) 1. «Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» /Методическое пособие под ред. Е.А. Стребелевой, «Просвещение» М., 2005
Часть и целое способность целостного восприятия знакомых предметов (работа с разрезными картинками) - узнавание по отдельным фрагментам знакомых объектов «Сложи картинку» (без образца; по целой картинке; с показом способа выполнения задания) - «Сложи кубики» (6-7 лет) 1. «Психологическая карта дошкольника (готовность к школе)» 2. «От диагностики к развитию» / Материалы для психолого- педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ/ С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998
Сюжетные картинки -раскладывание в правильной последовательности и составление рассказов - установление причинно- следственных связей «Назови что (кто) нарисовано на картинке», «Покажи домик, девочку, елочку и т. д» «Расскажи, кого ты видишь на картине, что они делают, почему, зачем?» - «Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ». (6-7 л 1. «От диагностики к развитию» / Материалы для психолого- педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ/ С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998 2. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого- педагогического обследования детей», С. Д. Забрамная, «Владос», 2002
Представления детей об окружающем мире о себе и других людях - классификация понятий («овощи», «фрукты», «домашние животные», «дикие животные» и т.д.) Беседа с ребенком («Как тебя зовут? Назови имя и отчество мамы (папы)? Ты мальчик или девочка? А мама кто – мужчина или женщина?» и т.д); - «Назови, что это и скажи, для чего это нужно?»; «Опиши себя», «Какой ты?» (6-7 лет0 - «Назови одним словом», «Продолжи ряд» 1. «Диагностика познавательной сферы ребенка» Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова., «Роспедагенство», Москва, 1994 2. 1. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого- педагогического обследования детей», С. Д. Забрамная, «Владос», 2002
Мыслительные операции выделение 4 лишнего, обоснование выбора - противоположные понятия - простые аналогии - установление закономерности - пословицы и поговорки - загадки «4-й лишний» - «Скажи наоборот» - «Чем похожи и чем отличаются?» - «Как ты понимаешь выражение? (например: «золотая голова (руки)» 1. «Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» /Методическое пособие под ред. Е.А. Стребелевой, «Просвещение» М., 2005 2. «От диагностики к развитию» / Материалы для психолого- педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ/ С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998 3. «Диагностика познавательной сферы ребенка» Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова, «Роспедагенство», Москва, 1994 4. «Исключение предметов (четвертый лишний)» Модифицированная психодиагностическая методика, «Когнито – Центр», Москва, 2002
Пространствен. ориентировка умение дифференцировать понятия правое – левое. верх-низ и т.п. (у себя, от себя, в изображении) - умение ориентироваться на плоскости, листе - в ближайшем пространстве и окружении «Покажи, где у тебя голова (ноги, руки и т.д)», «Назови, что это у куклы» (голова, рука, спина и т.д)», «Где у тебя расположены ноги, голова, спина, грудь», «В какой руке у тебя игрушка» - «Расставь игрушки, там, где я скажу» - «Украсим коврик», «Расставь игрушки, как я скажу» - «Покажи свою правую руку. А где у меня правая рука? И т.п.» (6-7 лет) 1. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого- педагогического обследования детей», С. Д. Забрамная, «Владос», 2002
Развитие мелкой моторики умение держать карандаш, ручку, кисть - выявление уровня графического навыка «Нарисуй/обведи матрешку, машинку», «Разукрась забор, домик, пирамидку» - «Заштрихуй», «Графический диктант» (6-7 лет) «Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» /Методическое пособие под ред. Е.А. Стребелевой, «Просвещение» М., 2005

 


Организация работы с семьей

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребёнка с задержкой развития, имеет целью:

- оказать квалифицированную поддержку родителям;

- помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

- создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

- формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

Цель взаимодействия Формы взаимодействия
Цель: Создание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; для разработки стратегии развития учреждения. Цель: Создание сообщества единомышленников-родителей, сотрудников детского сада в вопросах воспитания детей с нарушением интеллекта и социальной адаптации их в обществе. Повышение педагогической культуры родителей.   Цель: Организация и проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада в вопросах охраны здоровья и личностного развития детей. Привлечение родителей к участию в контрольно-оценочной деятельности.   · Распространение информации о работе детского сада: сайт ДОУ · Сбор информации:  о ребенке: - состояние здоровья: анамнез (медицинская карта), психологическая диагностика - протекание адаптации к дошкольному образовательному учреждению (адаптационный лист) - индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения) - выявление детей и семей группы «риска» о семье: состав семьи, материально-бытовые условия, психологический микроклимат, стиль воспитания, семейные традиции, увлечения членов семьи, заказ на образовательные и оздоровительные услуги, позиция родителей по отношению к воспитанию ребёнка и детскому саду как институту, социализации (потребитель, созерцатель, активный участник, партнёр). Опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами. · Анализ информации. · Просветительская деятельность: -наглядная информация (информационные стенды, папки передвижки,  рекламные листы),                                                                              - консультации, - индивидуальные беседы; - «Клуб сотрудничества» · Вовлечение родителей в образовательный процесс: «Образовательная деятельность семьи по рекомендациям учителя-дефектолога»   · Родительские собрания · Круглые столы · Анкетирование

Оформление предметно-пространственной среды кабинета

Вид помещения, функциональное использование Интеграция образовательных областей Оснащение
  Кабинет учителя – дефектолога.   Непосредственная образовательная подгрупповая деятельность   Непосредственная индивидуальная деятельность   Консультативная работа с педагогами, родителями.     «Социально-коммуникативное развитие»                            «Физическое развитие»    «Познавательное развитие»   «Речевое развитие»                                       «Художественно эстетическое развитие»   · Компьютерные программы для индивидуальных занятий. · Магнитофон аудиозаписи, кассеты. · Перечень дидактических игр и упражнений: - по развитию математических представлений;  - по развитию восприятию и внимания; - по развитию речи; - по ознакомлению с окружающим; - по развитию ручной и мелкой моторики. · Иллюстративный материал по лексическим темам. · Подбор дидактических игр с использованием природных материалов для развития восприятия и мелкой моторики. · Перечень дидактических игр по всем разделам программы. · Мебель для практической деятельности (столы и стулья) · Магнитная доска, набор магнитов. · Шкафы для методической литературы, пособий. · Полочки для пособий и игрушек. · Музыкальные инструменты. · Дидактические пособия по сенсорному воспитанию. · Муляжи овощей и фруктов, наборы домашних и диких животных. · Развивающие игры.

Список литературы

1. Агаева Е.Л., Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает» - Москва, Просвещение 1991.

2. Бондаренко Л.К. «Дидактические игры в детском саду» — Москва, 1991.

3. Ильин А.М., Ильина Л.П. «Букварь 21 века или как научить детей читать, считать, думать». Санкт Петербург, «Сфера» 1992г.

4. Катаева А. Л., Стребелева Е. Л. «Дидактические игры и уп­ражнения» — Москва, «Бук-Мастер», 1993.

5. Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего
школьного возраста» Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. – Москва, Просвещение, Учебная литература, 1996.

6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Москва. Баласс, 2002.

7. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду (старшие группы)» Пособие для воспитателя детского сада. Москва «Просвещение». 1982г

8. Тихомирова Л.Ф. «Логика. Дети 5-7 лет» - Ярославль, Академия развития. Академия Холдинг, 2001.

9. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. УМК: тетрадь-учебник «Звуки речи, слова, предложения — что это?». — Смоленск, 1998.

10. Цыпина Н.А., Волкова И.Л. «Почитаем — поиграем» — Москва, 1995.

11. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — Москва, 1988.

12. Шевченко С.Г. Методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - Москва, Школьная пресса, 2003.

13.  Шевченко С.Г. Капустина Г.М. «Предметы вокруг нас» Учебное пособие для индивидуальных и групповых коррекционных занятий, Смоленск, «Ассоциация XXI» 1998.

14. Шевченко С.Г. Методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - Москва, Школьная пресса, 2003.

15. Шевченко С.Г. Методическое пособие «Подготовка к обучению письму» - Смоленск, Ника-пресс,1998.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.