Менеджмент (по направлениям)» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Менеджмент (по направлениям)»

2019-11-18 97
Менеджмент (по направлениям)» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЭКОНОМИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Учебная программа учреждения высшего образования
по учебной дисциплине для специальности

Менеджмент (по направлениям)»

 

2018 г.

 


 

Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта ОСВО 1-26 02 02 - 2013

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

А.В.Ковалёв, доцент кафедры «Менеджмент» Белорусского национального технического университета, кандидат экономических наук, доцент;

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента БГУИР Н.Н.Жилинская;

доктор экономических наук, профессор, декан ФММП БНТУ А.В.Данильченко

 

РЕКОМЕНДОВАНА  К УТВЕРЖДЕНИЮ:

 

Кафедрой «Менеджмент»Белорусского национального технического университета

(протокол № 8 от 21 февраля 2017 г.)

 

Заведующий кафедрой                       ______________            В.Ф. Володько

 

Методической комиссией факультета технологий управления и гуманитаризации Белорусского национального технического университета

(протокол № 4 от 3 марта 2017 г.)

 

Председатель методической     ________________          Е.Г.Богданович

комиссии            

 

Научно-методическим советом Белорусского национального технического университета (протокол № ____ секции № 1 от ____________ 2018 г.)

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная программа по учебной дисциплине «Экономика зарубежных стран» разработана для специальности 1-26 02 02 «Менеджмент (по направлениям)».

Экономика зарубежных стран является теоретико-прикладным курсом, в котором наряду с теоретическими конструкциями (классификация стран по различным методикам, правила функционирования наднациональных структур осуществления экономической политики), рассматриваются необходимые для менеджеров прикладные аспекты развития национальных экономических комплексов.

Управленческая деятельность в условиях глобализации потребует от выпускников знания особенностей функционирования экономик с различными моделями социально-экономической политики и учитывать воздействие на субъекты экономики со стороны макросреды.

Мировой и отечественный опыт убеждает в том, что в условиях рынка общая экономическая компетентность специалиста имеет для его карьеры такое же значение, как и его узкопрофессиональные знания.

Цель преподавания дисциплины – изучение функционирования экономических систем различных зарубежных стран.

Для достижения цели требуется выполнение следующих задач:

- изучить типологию экономических систем;

- понять особенности экономической политики различных государств; взаимосвязь экономической политики с национальной конкурентоспособностью.

 

Усвоение курса базируется на знании студентами курсов макроэкономики, мировой экономики, международного менеджмента, внешнеэкономической деятельности.

 

В результате изучения учебной дисциплины «Экономика зарубежных стран» студент должен

Знать:

тренды развития экономик различных стран и регионов;

влияние изменений экономической политики последних десятилетий на парадигму развития человеческой цивилизации.

уметь:

собирать, систематизировать и презентовать статистические данные по различным странам;

проводить анализ структуры национальных хозяйств и системы межнациональных связей;

определять риски и перспективы ведения бизнеса в различных странах.

владеть:

навыками критического мышления для оценки влияния экономической политики на конкурентоспособность.

 

Освоение данной учебной дисциплины обеспечивает формирование следующих компетенций:

АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

АК-9. Иметь лингвистические навыки.

АК-10. Уметь самостоятельно повышать свою квалификацию в течение трудового пути.

СЛК-2. Иметь навыки социального взаимодействия.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-6. Уметь работать в команде.

ПК-4. Проводить организационно-управленческое обследование организации и выбирать наиболее эффективные формы её адаптации к условиям внешней среды.

ПК-14. Принимать эффективные управленческие решения в экономической сфере.

ПК-26. Обеспечивать управление научно-исследовательскими работами на предприятиях и в организациях.

ПК- 41. Проводить аналитические исследования.

 

Согласно учебным планам на изучение учебной дисциплины отведено:

- для очной формы получения высшего образования всего 108 часов, из них аудиторных – 54 часа;

- для заочной формы получения высшего образования всего 108 часов, из них аудиторных – 10 часов.

 

Распределение аудиторных часов по курсам, семестрам и видам занятий приведено в таблицах 1 и 2.

 

Таблица 1.

Курс Семестр Лекции, ч. Практические занятия, ч. Форма текущей аттестации
4 7 36 18 экзамен

 

Таблица 2.

Курс Семестр Лекции, ч. Практические занятия, ч. Форма текущей аттестации
5 9 8 2 курсовая работа, экзамен

СОДЕРЖАНИЕ учебного материала

Тема 3. Экономика США.

Место США в мировом хозяйстве. Основные этапы развития США после II мировой войны и темпы экономического роста. Современная макроэкономическая политика США.

Природно-ресурсный, трудовой, производственный и научно-технический потенциал. Важнейшие промышленные и финансовые центры.

Отраслевая структура экономики. Характеристика промышленности, сельского хозяйства и нематериальной сферы. Роль науки в экономическом развитии США.

Финансовая система США. Государственный долг и инфляция. Налоговая система США.

Внешнеэкономическая стратегия. Структура экспорта и импорта. Роль НАФТА.

Тема 4. Экономика Японии.

Место и роль Японии в мировом хозяйстве. Факторы "экономического чуда".

Природно-ресурсный, трудовой, производственный и научно-технический потенциал.

Отраслевая структура экономики. Характеристика промышленности, сельского хозяйства и нематериальной сферы. Роль науки и инноваций в экономическом развитии. Зависимость промышленности от предыдущего пути развития.

Японская энергетика: отказ от собственного угля, диверсификация импорта, развитие атомной энергетики. Землетрясение и авария на Фукусиме: последствия.

Структура ВВП Японии по расходам. Государственный долг, кризис и дефляция 1990-2000-х: взаимосвязь. Налоговая система Японии.

Внешнеэкономические связи. Структура экспорта и импорта.

Тема 5. Экономика Китая.

Роль и место экономики Китая в мировой экономике. Выход страны на лидирующие позиции в Азии и прогнозы на лидерство в мире.

Основные этапы и особенности развития экономики Китая. 1978 – 2018: этапы реформирования экономики Китая. Роль реформ аграрного сектора, свободных экономических зон и стимулирования предпринимательства.

Природно-ресурсный, производственный и научно-технический потенциал. Инновационная модель развития Китая: проблемы и пути решения. Демографические ресурсы и демографическая политика. Производство и изменение отраслевой структуры экономики.

Внешнеэкономическая стратегия Китая. Динамика внешней торговли в региональном и отраслевом разрезе.

Современные проблемы китайской экономики. Перекредитованность экономики – очередной "мыльный пузырь"? Переориентация экономики на внутренний спрос, "дешевый" юань и вынос производств в слаборазвитые страны.

Тема 6. Экономика Индии.

Общая характеристика экономики Индии: повторит ли гигант № 2 путь Китая? Основные этапы и особенности реформирования экономики.

Природно-ресурсный, производственный и научно-технический потенциал. Инновационная модель развития. Отраслевая структура экономики. Характеристика промышленности, сельского хозяйства и нематериальной сферы. Роль науки и инноваций в экономическом развитии.

Внешнеэкономическая стратегия. Динамика внешней торговли в региональном и отраслевом разрезе.

Тема 7. Экономика Бразилии.

Роль и место экономики в мировой экономике. Природно-ресурсный, трудовой, производственный и научно-технический потенциал.

Отраслевая структура экономики. Характеристика промышленности, сельского хозяйства и нематериальной сферы.

Особенности макроэкономической, промышленной и аграрной политики. Современные проблемы и вызовы.

Тема 8. Экономика Мексики

Роль и место экономики в мировой экономике. Роль участия в НАФТА в развитии экономики Мексики.

Природно-ресурсный, трудовой, производственный и научно-технический потенциал.

Отраслевая структура экономики. Характеристика промышленности, сельского хозяйства и нематериальной сферы.

Особенности макроэкономической, промышленной и аграрной политики. Современные проблемы и вызовы.

Тема 9. Экономика "большой четвёрки" ЕС.

Общая характеристика экономического развития стран Западной Европы. Природные и цивилизационные ресурсы. Особенности современного экономического роста. Проблемы интеграционного развития стран Европейского Союза.

Экономика Германии. Этапы послевоенного развития. Немецкая модель социального рыночного хозяйства. Структура экономики: промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг. Роль государства в экономике. Внешнеэкономические связи.

Экономика Франции. Место страны в европейском и мировом хозяйстве. Социально-экономическая политика на современном этапе. Роль сильной общественной инфраструктуры. Отраслевая структура экономики. Внешнеэкономические связи.

Экономика Великобритании. Особенности макроэкономической модели развития. Неоконсервативные преобразовании в экономике. Отраслевая структура. Внешняя торговля и ее роль для английской экономики.

Экономика Италии. Общая характеристика страны, ее природных и цивилизационных ресурсов. Экономическая политика в 1990-е гг. Роль и значение малого и среднего бизнеса. Отраслевая структура и ее характеристики. Внешнеэкономические связи. Особенности итальянской модели на современном этапе.

 

Тема 11. Экономика Польши.

"Шоковая терапия" и ее последствия. Динамика экономического развития и роль в региональной экономике Восточной и Центральной Европы.

Природно-ресурсный, трудовой, производственный и научно-технический потенциал.

Отраслевая структура экономики. Характеристика промышленности, сельского хозяйства и нематериальной сферы.

Экономика страны после вступления в ЕС. Экономические отношения с Беларусью.

Тема 13. Экономика Украины.

Роль и место экономики в европейской экономике. Построение собственной экономической модели. Природно-ресурсный, трудовой, производственный и научно-технический потенциал.

Отраслевая структура экономики. Характеристика промышленности, сельского хозяйства и нематериальной сферы. Особенности макроэкономической, промышленной и аграрной политики.

Тема 14. Экономика России

Роль и место в мировой экономике. Построение собственной политико-экономической модели. Природно-ресурсный, трудовой, производственный и научно-технический потенциал. «Голландская» болезнь.

Отраслевая структура экономики. Характеристика промышленности, сельского хозяйства и нематериальной сферы.

Особенности макроэкономической, промышленной и аграрной политики.

 

Тема 15. Экономика стран (по выбору студентов каждой группы)

Место и роль страны в мировой (региональной) экономике. Динамика экономического развития. Роль государства в экономике. Отраслевая структура экономики: анализ. Банковская и финансовая система. Внешнеэкономические связи. Структура экспорта/импорта. Валютная политика. Модель индустриализации.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

очная форма получения высшего образования

Номер темы

Название темы

Количество аудиторных часов

Форма контроля знаний

лекции семинарские занятия 1 Общая характеристика мировой экономики 2 2 опрос, анализ статистики, обсуждение статьи, групповая дискуссия 2 Воздействие мирового финансового кризиса на мировую экономику и бизнес 4 2 Опрос, групповая дискуссия 3 Экономика США 2     4 Экономика Японии 2     5 Экономика Китая 2     6 Экономика Индии 2     7 Экономика Бразилии 2     8 Экономика Мексики 2     9 Экономика «большой четвёрки» ЕС 8     10 Экономика Испании и Португалии 2     11 Экономика Польши 2     12 Экономика Литвы, Латвии и Эстонии 2     13 Экономика Украины 2     14 Экономика России 2     15 Экономика стран (по выбору студентов каждой группы)   10 Групповая презентация 16 Беларусь и ее национальное конкурентное преимущество по Портеру   4 Групповой проект   ИТОГО за семестр 36 18 Экзамен   ВСЕГО аудиторных часов

54

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

заочная форма получения высшего образования

Номер темы

Название темы

Количество аудиторных часов

Форма контроля знаний

лекции семинарские занятия 1 Общая характеристика мировой экономики 1     2 Воздействие мирового финансового кризиса на мировую экономику и бизнес 1     3 Экономика США 2     4 Экономика Японии       5 Экономика Китая 2     6 Экономика Индии       7 Экономика Бразилии       8 Экономика Мексики       9 Экономика «большой четвёрки» ЕС       10 Экономика Испании и Португалии       11 Экономика Польши 2     12 Экономика Литвы, Латвии и Эстонии       13 Экономика Украины       14 Экономика России       15 Экономика стран (по выбору студентов каждой группы)     Контрольная работа 16 Беларусь и ее национальное конкурентное преимущество по Портеру   2 Групповой проект   ИТОГО за семестр 8 2 Экзамен   ВСЕГО аудиторных часов

10

 

Список литературы

Основная литература

1. Экономика зарубежных стран: учебник / C. Н. Лебедева [и др.]; под общ. ред. С. Н. Лебедевой, Ю. Г. Козака. – Минск: Выш. шк., 2013.

2. Портер М. Конкуренция. – М.: Вильямс, 2005.

Дополнительная литература

Книги

1. Бек Д.С., Фуллер М.Б. Возвращение экономики самураев. М: Добрая книга, 2007.

2. Богл Д.К. Битва за душу капитализма. – М.: Изд. Института Гайдара, 2011.

3. Верников В.Л. Два кита испанской экономики. Опыт развития малого и среднего бизнеса. – М.: Весь мир, 2010.

4. Дипак Лал. Возвращение «невидимой руки». Актуальность классического либерализма в XXI веке. – М.: Новое издательство, 2009.

5. Р. Ку. Священный грааль макроэкономики: уроки великой рецессии в Японии. – М.: Мысль, 2014.

6. Дж. Лин. Демистификация китайской экономики. – М.: Мысль, 2013.

7. Льюис Э. Без оглядки на богов: взлёт современной Индии. – М.: ИРИСЭН, 2010

8. Нандан Неликани. Образ новой Индии: Эволюция преобразующих идей. – М.: Альпина Паблишер, 2010.

9. Норберг Ю. В защиту глобального капитализма. М.: Новое издательство, 2007.

10. Панков Э.И. Экономика Бразилии. – М.: МГИМО-Университет, 2012.

11. Патрон А.П., Федорович В.А. Экономика США: государство и экономика. – М.: Международные отношения, 2007.

12. Хуан Я. Капитализм по-китайски: Государство и бизнес. – М.: Альпина Паблишер, 2012.

13. Черников Г.П., Черникова Д.А. Кризис эпохи глобализации. – М.: МГИМО-Университет, 2012.

Статьи

1. Ковалёв А., Малюкович П. Цели корпоративного управления в свете финансового кризиса. / Журнал международного права и международных отношений. – 2009. – № 3. – с. 87-90.

2. A.Kavaliou, P.Malukowitch. Changes To The Corporate Governance Goals Of Belarusian Enterprises And Their Impact On Corporate Performance Under Crisis// Corporate Governance and the Global Financial Crises Conference, Sept 24-25, Philadelphia, USA.

3. http://www.worldbank.org/

4. http://www.imf.org/external/index.htm

 

Кроме учебников, для подготовки к занятиям целесообразно читать дополнительную литературу в виде статей из журналов и еженедельников "Белгазета" и "Белорусы и рынок". Источником статистических данных будут выступать интернет-сайты ООН, Мирового банка и МВФ, Европейского статистического агентства, национальных статистических институций.

В качестве дополнительной литературы также может быть использован широкий круг источников – переводные и отечественные издания, материалы периодических изданий, имеющие отношение к тематике курса.

 

ЭКОНОМИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Учебная программа учреждения высшего образования
по учебной дисциплине для специальности

Менеджмент (по направлениям)»

 

2018 г.

 


 

Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта ОСВО 1-26 02 02 - 2013

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

А.В.Ковалёв, доцент кафедры «Менеджмент» Белорусского национального технического университета, кандидат экономических наук, доцент;

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента БГУИР Н.Н.Жилинская;

доктор экономических наук, профессор, декан ФММП БНТУ А.В.Данильченко

 

РЕКОМЕНДОВАНА  К УТВЕРЖДЕНИЮ:

 

Кафедрой «Менеджмент»Белорусского национального технического университета

(протокол № 8 от 21 февраля 2017 г.)

 

Заведующий кафедрой                       ______________            В.Ф. Володько

 

Методической комиссией факультета технологий управления и гуманитаризации Белорусского национального технического университета

(протокол № 4 от 3 марта 2017 г.)

 

Председатель методической     ________________          Е.Г.Богданович

комиссии            

 

Научно-методическим советом Белорусского национального технического университета (протокол № ____ секции № 1 от ____________ 2018 г.)

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная программа по учебной дисциплине «Экономика зарубежных стран» разработана для специальности 1-26 02 02 «Менеджмент (по направлениям)».

Экономика зарубежных стран является теоретико-прикладным курсом, в котором наряду с теоретическими конструкциями (классификация стран по различным методикам, правила функционирования наднациональных структур осуществления экономической политики), рассматриваются необходимые для менеджеров прикладные аспекты развития национальных экономических комплексов.

Управленческая деятельность в условиях глобализации потребует от выпускников знания особенностей функционирования экономик с различными моделями социально-экономической политики и учитывать воздействие на субъекты экономики со стороны макросреды.

Мировой и отечественный опыт убеждает в том, что в условиях рынка общая экономическая компетентность специалиста имеет для его карьеры такое же значение, как и его узкопрофессиональные знания.

Цель преподавания дисциплины – изучение функционирования экономических систем различных зарубежных стран.

Для достижения цели требуется выполнение следующих задач:

- изучить типологию экономических систем;

- понять особенности экономической политики различных государств; взаимосвязь экономической политики с национальной конкурентоспособностью.

 

Усвоение курса базируется на знании студентами курсов макроэкономики, мировой экономики, международного менеджмента, внешнеэкономической деятельности.

 

В результате изучения учебной дисциплины «Экономика зарубежных стран» студент должен

Знать:

тренды развития экономик различных стран и регионов;

влияние изменений экономической политики последних десятилетий на парадигму развития человеческой цивилизации.

уметь:

собирать, систематизировать и презентовать статистические данные по различным странам;

проводить анализ структуры национальных хозяйств и системы межнациональных связей;

определять риски и перспективы ведения бизнеса в различных странах.

владеть:

навыками критического мышления для оценки влияния экономической политики на конкурентоспособность.

 

Освоение данной учебной дисциплины обеспечивает формирование следующих компетенций:

АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

АК-9. Иметь лингвистические навыки.

АК-10. Уметь самостоятельно повышать свою квалификацию в течение трудового пути.

СЛК-2. Иметь навыки социального взаимодействия.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-6. Уметь работать в команде.

ПК-4. Проводить организационно-управленческое обследование организации и выбирать наиболее эффективные формы её адаптации к условиям внешней среды.

ПК-14. Принимать эффективные управленческие решения в экономической сфере.

ПК-26. Обеспечивать управление научно-исследовательскими работами на предприятиях и в организациях.

ПК- 41. Проводить аналитические исследования.

 

Согласно учебным планам на изучение учебной дисциплины отведено:

- для очной формы получения высшего образования всего 108 часов, из них аудиторных – 54 часа;

- для заочной формы получения высшего образования всего 108 часов, из них аудиторных – 10 часов.

 

Распределение аудиторных часов по курсам, семестрам и видам занятий приведено в таблицах 1 и 2.

 

Таблица 1.

Курс Семестр Лекции, ч. Практические занятия, ч. Форма текущей аттестации
4 7 36 18 экзамен

 

Таблица 2.

Курс Семестр Лекции, ч. Практические занятия, ч. Форма текущей аттестации
5 9 8 2 курсовая работа, экзамен

СОДЕРЖАНИЕ учебного материала


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.