Предметная область «Естествознание». — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Предметная область «Естествознание».

2019-11-18 220
Предметная область «Естествознание». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГЕОГРАФИЯ. Дисциплина реализуется на основе действующей примерной программы базового уровня:

ü Примерная основная образовательная программа поучебному предмету «Социально-экономическая география мира. 10-11 кл. (базовый уровень)» / сост. Панкина В.Е., Николенко В.А., Налбат Л.П. – 2-е изд. доработ. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 17 с.

 

Цель курса - формирование у студентов целостного географического образа Земли через раскрытие региональных и планетарных закономерностей и процессов, ее роли в решении экономических, экологических и социальных проблем общества.

Курс состоит из разделов «Общая экономико-географическая характеристика мира» и «Регионы и страны мира». В программе приведено ориентировочное распределение времени на изучение разделов и тем, а выбор остается за преподавателем. Обязательное выполнение 6 практических работ. Все практические работы подлежат проверке и оцениванию преподавателем.

Предусматривается применение таких типов занятий, как лекции, семинары, практикумы, диспуты с учетом личностно-ориентированного образования. Учебные достижения студентов можно контролировать в устной и письменной форме.

Текущий контроль для отслеживания усвоения обязательных результатов обучения предполагает проведение обязательных контрольных работ - одна работа в семестр.

Рекомендуемый учебник:

ü Максаковский В. П. География. 10-11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень / Максаковский В. П. - М.: Просвещение, 2016. - 416 с.

ФИЗИКА. Учебная дисциплина входит в предметную область «Естествознание».В образовательных организациях СПО дисциплинаосваивается на двух уровнях: базовый и профильный. Для базового уровня обязательная минимальная аудиторная нагрузка по физике в пределах программы ППССЗ составляет 2,5 часа в неделю – всего 90 часов, в пределах программы ППКРС - 2,5 часа в неделю; всего 135 часов. Для профильного уровня изучение физики может быть увеличено до 5 часов в неделю. В этом случае, при составлении рабочей программы преподаватель более детально изучает со студентами разделы или темы, пропорционально расширяет практическую часть учебной программы (лабораторные работы, демонстрационный эксперимент, исследовательско-экспериментальные задачи, исследовательские проекты).

В 2019-2020 учебном году действующими примерными программами являются:

ü Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Физика. 10-11 кл. (базовый уровень)» / сост. Охрименко Н.А., Литвиненко И.Н., Лысенко М.М., Остапенко А.В., Поступаев А.А., Свичкарь Л.Л., Щебетун Л.В. – 3-е изд. перераб., дополн. ‒ ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 31 с.

 

ü Физика: 10-11 кл.: Примерная программа среднего общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Охрименко Н.А., Литвиненко И.Н., Лысенко М.М., Остапенко А.В., Поступаев А.А., Свичкарь Л.Л., Щебетун Л.В. – 2-е издание, доработанное. ‒ ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 19 с.

 

На основе примерной программы преподаватель составляет рабочую программу, в которой самостоятельно распределяет часы на изучение разделов и тем.

Примерная программа содержит раздел «Строение Вселенной». При составлении рабочей программы преподаватель может изъять для изучения этот раздел в курсе физики, чтобы эту тему изучать в дисциплине «Астрономия». Оставшиеся часы можно будет распределить по другим темам.

Примерная программа 2019 года содержит 12 лабораторных работ, которые являются обязательными для выполнения. В зависимости от материально-технических возможностей преподаватель может заменять отдельные работы или демонстрации равноценными, а также увеличивать их количество за счет введения кратковременных экспериментальных заданий. Отдельные лабораторные работы могут выполняться с помощью компьютерных виртуальных лабораторий и т.п., а также выполняться как учебные проекты.

Отчет о выполненной лабораторной работе студенты оформляют в отдельной тетради для лабораторных работ или используют следующие дидактические пособия (дидактические пособия в электронном виде находятся в блоге отдела естественных дисциплин ДРИДПО по ссылке http://otdel-ed.blogspot.com/p/blog-page_14.html):

ü Физика. 10 класс. Тетрадь для лабораторных работ / Сост. Охрименко Н.А., Саморокова Е.В., Выхрыстюк Н.Г. и др. ‒ ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.

ü Физика. 11 класс. Тетрадь для лабораторных работ / Сост. Охрименко Н.А., Саморокова Е.В., Выхрыстюк Н.Г. и др. ‒ ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.

Все работы обязательно оцениваются. На оценку по лабораторной работе влияют: уровень самостоятельности студента, полнота и правильность выполнения лабораторной работы, соблюдение правил техники безопасности, способность объяснить полученные результаты на основе теоретических знаний, умение делать выводы, грамотность и аккуратность оформления результатов лабораторной работы в тетради. Важным является правильное использование приборов и технического оборудования, с соблюдением правил техники безопасности.

На отдельной странице журнала учета учебных занятий ведется контроль отработки студентами лабораторных работ.

Для отслеживания уровня предметных результатов студентов в течение учебного года преподаватель планирует проведение текущих и итоговых письменных контрольных работ. Текущая контрольная работа может занимать по времени часть урока (академического часа). Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы или в конце семестра. Проводится один урок (один академический час). Представляется целесообразным планировать одну итоговую контрольную работу в семестр, не считаятекущих.

Все контрольные работы обязательно оцениваются преподавателем. Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются, но оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению преподавателя. Оценивание самостоятельных и контрольных работ осуществляется в соответствии с Критериями оценивания уровня учебных достижений учащихся по физике (в Пояснительной записке к примерной программе).

Остается для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования требование выполнять домашнее задание по физике. Домашнее задание необходимо дифференцировать, пояснять его выполнение; полезно задавать выполнение домашних опытов и экспериментов.

Как и в предыдущем году, в учебном процессе разрешено пользоваться учебниками прошлых лет (полученные до 2014 года), с условием избирательного подхода к изучению отдельных разделов, параграфов, тем, заданий, исключив материалы, содержащие украинскую националистическую пропаганду и экстремистскую направленность. Также рекомендованы учебники в соответствии с Перечнями, утвержденными приказами Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2017 № 823, от 14.08.2017 №826 (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 августа 2018 года № 725 (пункт 1.3.).

Учебная дисциплина изучается по рекомендованным учебникам:

ü Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский]; под ред. Парфентьевой Н.А. – М.: Просвещение, 2016. – 416 с.

ü Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень / Г. Я. Мякишев. – М.: Просвещение, 2016. – 432 с.

ü Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. Н.А. Парфентьевой. – 23-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 399 с.

Для успешной реализации требований программ по физике рекомендуем следующие дополнительные ресурсы:

http://www.school.edu.ru – официальный сервер российского школьного образования;

https://www.metod-kopilka.ru/fizika.html ‒ видеоуроки, презентации, конспекты, тесты, планирование и др. материалы по физике;

http://sverh-zadacha.ucoz.ru/index/0-76 ‒ учебные фильмы по физике по разделам;

http://metodportal.ru/articles/srednjaja-shkola ‒ методический портал;

https://simplescience.ru/collection/video ‒ физические опыты в быту.

В учебном процессе следует сделать упор на решение физических задач: в равной степени как решению качественных, так и расчетных задач, так как необходимо добиваться глубокого понимания сути явлений, процессов и формирования навыков их решения.

В процессе преподавания физики главными задачами для преподавателя является качественная подготовка к уроку (занятию), его методическое совершенствование, реализация творческого подхода в обучении, использование интерактивных способов обучения, индивидуального и дифференцированного подходов. На уроках (занятиях) рекомендуется активно использовать современные образовательные технологии:

– мультимедиа-технологии при изложении учебного материала;

– технология межпредметных связей;

– информационные технологии, в т.ч. использование электронных таблиц для решения задач и обработки результатов лабораторных работ, проведение виртуальных практикумов и лабораторных работ.

Необходимо формировать академическую лексику по физике, предлагать устные и письменные задания, позволяющие формировать у обучающихся корректное использование терминов.

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет или экзамен) проводится в соответствии с учебным планом образовательного учреждения и в соответствии с утвержденным локальным актом.

АСТРОНОМИЯ. Учебная дисциплина завершает физико-математическое и естественнонаучное образование, расширяя физическую картину мира и способствуя формированию научного мышления студентов. Поэтому рекомендуем изучение дисциплины ставить  во втором семестре учебного года.

Дисциплина изучается в объеме 0,5 часа в неделю:  в пределах ППССЗ и ППКРС это составляет 16 часов.

В 2019-2020 учебном году рекомендуется к использованию примерная программа:

ü Астрономия: 11 кл.: примерная рабочая программа среднего общего образования для общеобразоват. организаций. / Сост. Бешевли Б.И., Охрименко Н.А., Литвиненко И.Н. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019.

 

Для изучения астрономии рекомендованы учебник и:

ü Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 224 с.

ü Пришляк Н.П. Астрономия: 11 кл.: учебник для общеобразоват. организаций.: уровень стандарта, академический уровень/ Н.П. Пришляк; под общ. редакцией Я.С. Яцкива. - Х.: Изд-во «Ранок», 2011. - 160 с: ил. - Рус. языком.

Также рекомендуется к использованию в 2019-2020 учебном году учебно-методическое пособие:

ü Астрономия: Учебно-методическое пособие / Сост. Бешевли Б.И., Охрименко Н.А., Шаргородская О.А.; ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». Донецк: Истоки, 2018.

Указанная в программе практическая работа «Работа с подвижной картой звездного неба» является обязательной. В зависимости от условий общеобразовательного учреждения преподаватель может заменить практическую работу на равноценную, а также увеличить количество практических работ за счет введения кратковременных экспериментальных заданий. В качестве примера темы практической работы можно предложить:

1. Решение задач по теме «Системы координат и измерение времени в астрономии».

2. Решение задач по теме «Законы Кеплера. Определение массы, размера, форм планет и расстояния до них».

3. Определение параметров звезд по диаграмме Герцшпрунга-Рессела.

4. Определение чисел Вольфа (расчет солнечной активности) по наблюдениям в телескоп или по снимкам Солнца.

Для отслеживания уровня учебных достижений обучающихся по астрономии рекомендуем запланировать обязательную одну контрольную работу. Контрольная работа обязательно оценивается с занесением оценок в журнал учета учебных занятий.

Для формирования культуры устной и письменной речи, развития академической лексики необходимо совершенствовать умения обучающихся работать со справочной литературой, комментировать различные информационные сообщения об астрономических явлениях, появляющихся в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, подбирать литературу по определённой теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, составлять тезисы, конспекты.

Изучение дисциплины заканчивается проведением промежуточной аттестации (как пример, интегрированный дифференцированный зачет).

 

ХИМИЯ. Дисциплина реализуетсяна основе действующей обновленной примерной программы:

ü Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Химия. 10-11 кл. (базовый уровень: основной)» / сост. Козлова Т.Л., Дробышев Е.Ю. – 3-е изд. доработ. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 23 с.

Программа дисциплины рекомендует конкретную последовательность изучения тем и разделов. При необходимости порядок расположения тем или разделов можно изменить с соблюдением логики ученого процесса.

Содержание программы структурировано следующим образом:

1. Органическая химия.

2. Основные понятия и законы химии.

3. Строение вещества.

4. Химические реакции.

5. Растворы.

6. Обобщение знаний о металлах, неметаллах и их соединениях.

Из учебного процесса не допускается исключение обязательных лабораторных опытов, практических работ. При отсутствии необходимых реактивов преподаватель может изменить постановку опытов с использованием тех реактивов, которые имеются в его распоряжении. Так же некоторые работы могут выполняться при помощи компьютерных виртуальных лабораторий (видео- или медиа-экспериментов и т.п.). Однако необходимо учитывать, что химия – наука экспериментальная, проведение программного химического эксперимента с использованием исключительно виртуальных опытов нежелательно.

Все типы расчетных задач, перечисленные в программе, являются обязательными для усвоения обучающимися.

Программой предусмотрено обязательное выполнение практических (всего 2 работы) и контрольных работ (одна работа в академическом семестре ).

Для выполнения всех видов обучающих лабораторных, практических и контрольных работ по химии рекомендуется иметь три тетради: 1 тетрадь для обучающих работ и лабораторных опытов (рабочая тетрадь); 1 тетрадь для практических работ; 1 тетрадь для контрольных работ. Допускается выполнение контрольных и практических работ в одной тетради. Разрешается, но не является обязательным использование тетрадей на печатной основе. Оценивание обучающихся за выполнение лабораторных опытов и оформление данного вида работы в тетради проводится преподавателем выборочно.

Критерии оценивания теоретических знаний, экспериментальных умений, умений решать расчетные и экспериментальные задачи, контрольных, тестовых работ изложены в действующей программе.

Рекомендуемая учебная литература:

1. Рудзитис Г. Е. Химия. 10 класс: учеб.для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD): базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.

2. Рудзитис Г. Е. Химия. 11 класс: учеб.для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2014, 2017. – 224 с.

3. Галогенпроизводные углеводородов. Пособие для учащихся 10-11 классов и учителей / Дробышев Е.Ю. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019.

 

БИОЛОГИЯ. Освоение учебной дисциплины соответствует примерной образовательной программе:

ü Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Биология. 10- 11 кл. (базовыйуровень)» / сост. Антропова О.В., Андреева Е.А., Данильченко О.В., Криворучко Н.А. – 2 изд. перераб., дополн.. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 38 с.

 

В програмне особое внимание уделено содержанию, которое является основой для формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующих гуманизацию биологического образования.

Структурирован учебный материал программы с учётом следующих аспектов:

1) изучение живых организмов по уровням организации жизни: молекулярный, клеточный, тканевой, организменный и надорганизменный;

2) изучение свойств живой материи.

Соответственно в курсе биологии выделены четыре раздела:

I.       Структурная организация живой материи.

II.Основные свойства живой материи.

III.Эволюция органического мира.

IV.Надорганизменный уровень организации жизни.

Распределение часов в образовательной программе ориентировочное. Преподаватель может аргументированно корректировать в рамках программы количество часов, отводимых на изучение отдельных тем; изменять последовательность изучения вопросов в пределах темы.

Практический компонент программы составляют 8 лабораторных и 7 практических работ. Материалы лабораторных и практических работ оформляются в рабочей тетради. Все лабораторные и практические работы подлежат обязательному оцениванию.

Критерии оценивания лабораторных и практических работ приведены в действующей программе.

Преподаватель планирует одну обязательную контрольную работу в академическом семестре (при наличии отдельной тетради для контрольных работ).

Рекомендуемые учебники:

ü Беляев Д. К. Биология. 10 класс: учеб.для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д. К. Беляев, Г. М. Дымшиц, Л. Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д. К. Беляева и Г. М. Дымшица. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016, 2018. – 223 с.

ü Беляев Д. К. Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовыйуровень / [Д. К. Беляев, Г. М. Дымшиц, Л. Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д. К. Беляева и Г. М. Дымшица. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 224 с.

Информационные ресурсы:

ü Сайт Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://donippo.blogspot.com/

ü Блог отдела естественных дисциплин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otdel-ed.blogspot.com/

ü Научно-образовательный портал «Вся биология». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sbio.info/list.php?c=zbiology

ü Образовательные ресурсы интернета. Биология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/bio4.htm

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.