Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».

2019-11-18 289
Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно ГОС СОО, основной целью предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» является развитие здоровьесберегающей компетентности путем приобретения обучающимися навыков сохранения, укрепления, использования здоровья и бережного отношения к нему, готовности к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Целью освоения учебной дисциплины является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

В 2019-2020 учебном году предстоит решить следующие приоритетные задачи:

- физическое развитие растущего организма обучающихся, совершенствование его двигательной активности, направленное на укрепление его здоровья и способствующее гармоничному развитию личности;

- формирование навыков здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся через мотивацию к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом в аудиторное и внеаудиторное время;

- обеспечение безопасной жизнедеятельности обучающихся на уроках физической культуры во время учебного процесса, до и после занятий;

- воспитание гражданственности и патриотизма в учебно-воспитательном процессе;

-подготовка обучающихся к выполнению норм «Государственного физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне Донецкой Народной Республики»;

- организация и развитие спортивно-массового движения в образовательных учреждениях;

- развитие шахматного образования.

- ориентация обучающихся выпускных классов на выбор профессии в сфере физической культуры и спорта.

Учебная дисциплина «Физическая культура» как общеобразовательный предмет, является обязательной для изучения во всех образовательных учреждениях всех форм собственности; на его изучение отводится 3 часа в неделю. В пределах программы ППССЗ минимальная аудиторная нагрузка составляет 108 часов, в пределах программы ППКРС - 162 часа.

В 2019-2020 учебном году рекомендованы к использованию примерные программы:

ü Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Физическая культура. 10-11 кл.» / сост. Михайлюк С.И., Макущенко И.В., Негода Е.А. и др. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 131 с.

 

ü Физическая культура: 10-11 класс: Примерная программа среднего общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики /сост. Михайлюк С.И., Макущенко И.В., Негода Е.А. и др.. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.

Каждый раздел учебной программы, а также содержание программного материала даёт возможность применения системно-деятельностного подхода в различных формах проведения учебного занятия. Его реализация на уроке физкультуры способствует более гибкому и прочному усвоению знаний и умений, существенному повышению мотивации и интереса к физкультурной деятельности.

На основе примерной программы преподаватель составляет рабочую программу.

Напоминаем, что при составлении рабочей программы необходимо учитывать, что программный материал состоит из обязательной части (аудиторная нагрузка – 67% времени) и обязательной части (внеурочные учебные занятия - 33% времени). Обязательная часть программы включает изучение следующих разделов: «Основы знаний о физической культуре и развитии организма», «Основная гимнастика», «Лёгкая атлетика», «Спортивные игры» (два вида по выбору учителя из 4-х: футбол, гандбол, баскетбол, волейбол), «Туризм». На раздел «Основы знаний о физической культуре и развитии организма» часы отдельно не выделяются.

Темы, которые составляют обязательную часть программы, обязательны для изучения.

Внеурочные учебные занятия для СПО рассматриваются как вариативная часть программы. Выбирается одна или несколько вариативных тем или часы вариативной части распределяются на увеличение обязательной части аудиторных занятий, с учётом развития физических качеств и подготовки обучающихся.

Обращаем внимание, что с 01.09.2019 г. внесены изменения в вариативный компонент примерной образовательной программы: включён обязательный модуль «Бадминтон» (письмо МОН ДНР от 07.06.2019г. № 1633/181-30). Бадминтон - олимпийский вид спорта имеет ряд преимуществ, которые могут быть с успехом использованы в образовании. Бадминтон даёт хорошую нагрузку, которая важна для здоровья и хорошей работоспособности. Игрок должен максимально проявить свою ловкость, сноровку, выносливость, гибкость ума, тактическое мышление.

Важнейшим требованием проведения современного урока физической культуры является обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся с учетом состояния их здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психологических качеств и соблюдения норм гигиены.

Контролем уровня физического развития должны быть охвачены обучающиеся всех медицинских групп, с учётом медицинских показаний и противопоказаний (из программных требований, предъявляемых к студентам, исключаются те виды учебной деятельности и контрольные нормативы, которые им противопоказаны). В рамках проведения текущего контроля обращаем внимание на то, что временно освобождённые студенты (после болезни в восстановительный период) могут быть оценены за знание и выполнение правил поведения и техники безопасности на уроках, а также за теоретические знания по изучаемой теме.

Особое внимание акцентировано на требования к сдаче норм комплекса ГФСК «ГТО ДНР».

Напоминаем о медико-педагогическом сопровождении учебно-воспитательного процесса – получении объективной оценки состояния здоровья обучающихся с целью дальнейшего распределения обучающихся по группам: обязательный медицинский профилактический осмотр и педагогическое наблюдение психофизического развития (мониторинг). Информация о состоянии здоровья обучающегося устанавливается на основе медицинских справок учреждений здравоохранения. Поэтому обучающиеся не допускаются к физическим нагрузкам, если такая информация отсутствует. Распределение на группы по медицинским показаниям (основная, подготовительная, специальная медицинская группы) по установившейся традиции утверждается приказом руководителя образовательного учреждения до 10 сентября.

Для работы с детьми с ослабленным здоровьем утверждены:

ü Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Физическая культура. 10-11 кл. (для обучения детей специальной медицинской группы)» / сост. Михайлюк С.И., Гончаров М.В., Герасимова Т.В., Горобинская Л.И., Изотова А.Н., Бабайлова Г.В., Мартиросов О.М. – 2-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО».– Донецк: Истоки, 2019. – 280с.

ü Примерная программа учебного предмета «Физическая культура» для детей общеобразовательных организаций специальной медицинской группы (для обучающихся 1-11 классов) / сост. Михайлюк С.И., Бабайлова Г.В., Горобинская Л.И., Мартиросов О.М., Изотова А.Н., Герасимова Т.В., Гончаров М.В.; -ГОУ ДПО ДонРИДПО. – Донецк: Истоки, 2018;

Все вопросы, имеющие отношение к врачебному контролю и медико-педагогическому сопровождению изложены в «Методических рекомендациях по медико-педагогическому сопровождению образовательного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях СПО».

Остается требование обязательного проведения мониторинга физической подготовленности обучающихся. В конце учебного года комплексно принимаются все 7 тестовых упражнений как отдельный раздел «Комплексный тест-оценивание физической подготовленности» (КТО ФП) в соответствии с критериями оценивания по физической культуре.

В соответствии с ч.3 статьи 56 Закона «Об образовании» итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ среднего общего образования, является обязательной и проводится в порядке и формах, которые установлены образовательной организацией. Согласно письму Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 2223/18.1-31 от 31.07.2019 «О направлении Методических рекомендаций по организации текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования», по учебной дисциплине ОДБ.00Физическая культура рекомендуемая форма промежуточной аттестации в каждом семестре - З (зачет), а в последнем семестре - ДЗ (дифференцированный зачет). По учебной дисциплине ОГСЭ.00/ФК.00 Физическая культура рекомендуемая форма промежуточной аттестации в каждом семестре - З (зачет), а в последнем семестре - ДЗ (дифференцированный зачет).

НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА/МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА. Статья 52 Конституции Донецкой Народной Республики гласит, что защита Отечества – долг и обязанность гражданина Донецкой Народной Республики. Согласно статьям 12, 13 Закона «О воинской обязанности и военной службе» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 13.02.2015 (с изменениями, внесенными законами от 20.03.2015 г. № 21- ІНС от 11.09.2015 г. № 91-ІНС) учебная дисциплина изучается, как обязательный предмет, в общеобразовательных учреждениях всех форм собственности, что является важным элементом обязательной подготовки допризывников.

Целью изучения предмета «Начальная военная подготовка/Медико–санитарная подготовка» является воспитание патриотизма у обучающихся, формирование у них готовности к защите Родины и обучение основам военного дела, практическим действиям в условиях чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

Согласно ГОС СОО, на изучение дисциплины выделяется 2 часа в неделю, т.е. обязательная минимальная аудиторная нагрузка в пределах ППССЗ составляет 72 часа, в пределах ППКРС – 108 часов.

Изучение дисциплины в 2019-2020 учебном году осуществляется на основе примерных программ:

ü Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Начальная военная подготовка / Медико-санитарная подготовка. 10-11 кл.» / сост. Дорохов А.В., Мамченко С.В., Михайлюк С.И., Мороз Ю.Б. – 2-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО» – Донецк: Истоки, 2019. – 46 с.

 

ü Начальная военная подготовка/ Медико-санитарная подготовка: 10-11 кл.: примерная программа среднего общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Дорохов А.В., Мамченко С.В., Мороз Ю.Б., ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» – Донецк: Истоки, 2018. – 45 с.

 

При составлении рабочей программы следует учесть, что программный материал делится на базовую часть (75% аудиторного времени) и обязательную часть - внеурочные учебно-практические занятия (25% учебного времени). Поэтому в пределах ППССЗ на базовую и обязательную части программы следует выделить в соотношении 54 часа и 18 часов; в пределах ППКРС – 81 час и 27 часов.

Так называемые внеурочные учебно-практические занятия для СПО – это практические занятия в пределах учебного времени, выделенного на изучение дисциплины, и проводимые не в аудитории образовательного учреждения. На практических занятиях преподаватель планирует отработку нормативов по указанным в тематическом планировании темам. Эти занятия могут проводиться на базе воинских частей, военно-спортивных клубов, военных комиссариатов; при отсутствии возможностей – на базе образовательных учреждений с привлечением представителей военных комиссариатов.

При сдаче нормативов обязательно должны учитываться физиологические особенности студентов, состояние здоровья и религиозные взгляды обучающихся.

Проведение внеурочных учебно-практических занятий с отработкой нормативов фиксируется в журнале учета учебных занятий, где указывается выполнение норматива и его оценка. Необходимость обязательной отработки выполнения учебно-практических занятий студентами решается внутри образовательного учреждения в соответствии с локальным актом. В зависимости от этого принимается решение: оформлять ли преподавателю отдельную страницу в журнале по учету отработанных учебно-практических занятий или нет.

Кроме того, дисциплина изучается отдельно юношами по тематическому плану №1, девушками (и юношами по религиозным взглядам) по тематическому плану №2. Разрешается девушкам проходить обучение совместно с юношами по тематическому плану №1 (по их желанию и с письменного согласия родителей).

Распределение часов по темам базовой части программы преподаватель делает по своему усмотрению, также как и последовательность изучения тем, не нарушая внутренней логики примерной программы. Выбрасывать темы не разрешается.

Урок начинается с общего построения группы, доклада командира отделения о готовности к занятиям с выполнением элементов строевой подготовки (согласно требованиям строевого устава). Взаимоотношения между обучающимися и преподавателем строятся на основе требований общевойсковых уставов. Это требование распространяется и на занятия с девушками по второму тематическому плану.

При подготовке к занятиям рекомендовано пособие:

ü Начальная военная подготовка. 10-11 класс: Учебное пособие / сост. Дорохов А.В., Мамченко С.В., Морозов П.Л. – Донецк: Истоки, 2019.

Для обеспечения студентов знаниями, формирования практических навыков и умений, качественного выполнения контрольных нормативов по таким разделам программы, как Основы строевой подготовки военнослужащего, Основы тактической и огневой подготовки, Основы военной топографии, Основы прикладной физической подготовки,  целесообразно проводить занятия не только в аудитории, но и на строевой и спортивной площадках, в спортивном зале. При изучении данных тем программы теоретические занятия должны предшествовать практическим.

Теоретические и практические занятия по дисциплине «Медико–санитарная подготовка» по плану №2 (девушки и юноши, которые по состоянию здоровья или религиозным взглядам не могут обучаться по первому тематическому плану) рекомендуется проводить в учебных кабинетах, за исключением основ строевой подготовки военнослужащего, которые проводятся по требованиям тематического плана №1.

Перед уроками (занятиями), где используется учебное оборудование, преподаватель обязательно проверяет его исправность и правильность его назначения (учебное оружие, учебная граната и др.), проводит инструктажи по безопасности жизнедеятельности с обучающимися.

В 2019-2020 учебном году приоритетным направлением работы образовательных учреждений остается подготовка к сдаче норм Государственного физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне Донецкой Народной Республики».

Изучение дисциплины завершается промежуточной аттестацией, форма и сроки которой определены учебным планом.

 

2. Учебные дисциплины, изучаемые в соответствии со стандартом среднего профессионального образования.

2.1 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Реализация требований ГОС СПО к обучающимся осуществляется на основе действующей примерной программы:

ü Безопасность жизнедеятельности: программа для ОУ, реализ. ОП СПО / авт. Мечева С.Г., Шестаков А.В., Курта А.А., Нахратова В.В., Костин В.В.; УМЦ СПО. – Донецк, 2016. – 36 с. (приказ МОН ДНР № 881 от 31.08.2017).

 

Согласно приказу МОН ДНР № 1316 от 28.12.2016 были внесены изменения и дополнения в действующую программу. Так, раздел I (тема 1.1) дополнен: «Студен(ка) умеет правильно действовать при обнаружении пожара; знает правила пожарной безопасности в быту; назначение и правила применения первичных средств пожаротушения; пожарную безопасность производственных процессов (по профессиям обучающихся) и правила пожарной безопасности для конкретных технологических процессов по видам профессиональной деятельности».

В соответствии с требованиями ГОС СПО дисциплина осваивается отдельно юношами и девушками по двум вариантам программы. Вопрос деления на подгруппы решается на уровне образовательного учреждения.

Программой предусмотрено обязательное выполнение 13 практических заданий. В зависимости от объема и сложности материала задания выполняются как на 15-20 мин урока (занятия) или в течение одного академического часа. Отдельные практические задания могут выполняться в домашних условиях.

В 2019-2020 уч.году основными учебниками остаются:

ü Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 351 с.

ü Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 320 с.

 

2.2 ОГСЭ.00/ ФК.00 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Данная дисциплина изучается на основе действующего ГОС СПО; входит в раздел ФК.00 Физическая культура для программы ППКРС, в обязательную часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла (ОГСЭ) ППССЗ. Недельная нагрузка составляет 2 часа. Увеличение аудиторной нагрузки возможно за счет вариативной части учебного плана.

Примерная программа:

ü Учебная дисциплина ФК.00 «Физическая культура» для ОУ, реализ. ОП СПО / авторы Мечева С.Г., Лунев А.Г., Коржинский В.В., Поляк Ж.И., Ткачук С.Л.; УМЦ СПО. – Донецк, 2016. – 52 с.

 

Содержание примерной программы направлено на формирование системы профессионально значимых практических умений и навыков по сохранению и укреплению физического и психического здоровья на производстве и в быту.

Примерная программа учитывает особенности занятий физкультурой юношами и девушками. Поэтому на учебных занятиях преподаватель использует индивидуальный и дифференцированный подходы. Кроме того, для преподавателей стоит серьезная задача: мотивировать обучающихся к самостоятельным занятиям в свободное время по физическому совершенствованию и укреплению своего здоровья в спортивных секциях, спортивных школах и других спортивных сооружениях.

Изучение дисциплины заканчивается проведением промежуточной аттестации. Согласно письму Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №2223/18.1-31 от 31.07.2019 «О направлении Методических рекомендаций по организации текущего контроля знаний и промежуточной аттестации, обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования» для образовательной программы 9ППКРС рекомендуемая форма промежуточной аттестации в каждом семестре - З (зачет), а в последнем семестре - ДЗ (дифференцированный зачет); для образовательной программы ППССЗ, в цикле ОГСЭ рекомендуемая форма промежуточной аттестации в каждом семестре - З (зачет), а в последнем семестре - ДЗ (дифференцированный зачет).

2.3 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. С 2018 года действует примерная программа, получившая гриф Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (ссылка:http://donripo.com/files/Knigniy_kiosk/Primernue_programmu/19.pdf).

Примерная учебная программа дает возможность студентам познакомиться с общими философскими проблемами бытия, смысла жизни, получить знания о научной и философской картине мира. Задача преподавателя: научить студентов понимать философию, как отрасль духовной культуры для формирования личности, иметь представление об истине и смысле жизни. Преподаватель должен развить у студентов умение и желание духовно совершенствоваться, использовать философские знания в жизни и профессиональной деятельности.

В курсе предусмотрена самостоятельная работа студентов (24 часа), в том числе работы проектного характера в количестве 4-х часов. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины должны осуществляться в процессе семинарских занятий, устных опросов, тестирования, а также при выполнении проектов, исследований и т.п.

Литература и электронные ресурсы:

Основные источники: Учебные пособия

ü Горелов, А.А. Основы философии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. Заведений / А.А.Горелов. - М.:Изд. центр «Академия», 2009. – 256с.

ü  Губин, В.Д. Основы философии [Текст]: учеб. пособие/ В.Д. Губин. – М.: Форум; ИНФРА – М., 2009. – 288с.

ü  Канке, В.А. Основы философии [Текст]: учеб. пособие для студентов сред. спец. учеб. заведений. – М.: Университетская книга; Логос, 2009. – 286с.

Дополнительные источники:

Дополнительная учебная литература:

ü Анишкин, В.Г. Великие мыслители:история и основные направления философии в кратком изложении Текст/ В,Г, Анишкин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 337с.

ü Балашов, В.Е.Занимательная философия Текст/ В.Е.Балашов. – М.: Изд. «Дашков и Ко», 2008. – 172с.

ü Скиберкк, Г. История философии Текст: учеб. пособие/ Г.Скиберкк; пер. с англ. В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 2008. – 799с.

Дополнительные оригинальные тексты:

ü Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст ] / Диоген Лаэртский. – М.: Мысль, 1986.

ü Древнекитайская философия [Текст]: в 2-х т. – М.: Мысль, 1972.

Интернет –ресурсы:

ü Мудрый философ: сайт о философии и культуре. Электронный ресурс – Режим доступа: http:// www: mudriyphilosofiy.ru/ и др.

 

2.4 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК. Примерная программа по учебной дисциплине общего гуманитарного и социально-экономического цикла:

ü Иностранный язык для образовательных учреждений среднего профессионального образования/ сост. Петров А.В., Межанова И.А., Навричевская Т.Г., Корниенко Л.Н., Самойленко Е.В., Стрельченко Т.А. (Рекомендовано Министерством образования и науки ДНР, приказ № 629 от 9.07.18).


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.