Гомофобия в системе ценностных ориентаций — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Гомофобия в системе ценностных ориентаций

2019-09-26 254
Гомофобия в системе ценностных ориентаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как уже указывалось выше, на уровень гомофобии влияет религиозность, приверженность консервативной религиозной идеологии, следование традиционным взглядам на гендерные роли. Другими словами, с гомофобией связаны некие консервативные и традиционные ценности.

Исследования многих авторов выявили огромное количество вариаций в ценностных приоритетах индивидов в каждом обществе, а также различия между социальными группами в рамках одной нации. Они позволили сделать выводы, что индивиды, принадлежащие одной и той же или различным социальным группам, довольно значительно отличаются в ценностных приоритетах. Ценностные ориентации – феномен достаточно противоречивый. С одной стороны, ценностные приоритеты, превалирующие в обществе — это ключевой элемент в культуре. Ценностные приоритеты индивидов представляют центральные цели, которые связаны со всеми аспектами их поведения. С другой стороны, ценности испытывают прямое влияние повседневного опыта в изменяющемся экологическом и социально-политическом контексте[10, с. 6].

Джоанна Човника провела исследование в Польше в 2015 году. Она сделала ряд довольно любопытных выводов. Во-первых, она связала гомофобию в Польше с антиевропейскими настроениями. Она утверждает, что для поляков сексуальные меньшинства символизирует угрожающие изменения в обществе, которые им трудно принять [3, с. 49]. Во-вторых, она выдвигает гипотезу о том, что гомофобия не является в чистом виде отношением к гомосексуалам, это реакция на потерю стабильности традиционной коллективной идентичности, считавшейся до этого неизменной. И в-третьих, она задает читателю риторический вопрос: не является ли гомофобия попыткой нации скрыть страх того, что сильные социальные изменения Восточной Европы, произошедшие в последние десятилетия, такие как либерализация и демократизация общества и переход на жизненного уклада на капиталистические рельсы, были ошибкой? [3, с. 50] Второе утверждение представляет наибольший интерес в нашей работе, поскольку отражает базовую потребность человека в безопасности и социальной стабильности.

Чтобы глубже изучить гипотезы, выдвинутые Човникой, целесообразно обратиться к ценностям. Мы используем концепцию Ш. Шварца о мотивационной цели ценностных ориентации и универсальности базовых человеческих ценностей.Шварц исходил из того, что наиболее существенный содержательный аспект, лежащий в основе различий между ценностями, — это тип мотивационных целей, которые они выражают. Поэтому он сгруппировал отдельные ценности в типы ценностей в соответствии с общностью их целей.

Приведем краткое определение мотивационных типов соответственно их центральной цели (Schwartz, 1992, 1994; Smith, Schwartz, 1997)[10, с. 27]:

1. Власть (Power) — социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами;

2. Достижение (Achievement) — личный успех в соответствии с социальными стандартами;

3. Гедонизм (Hedonism) — наслаждение или чувственное удовольствие;

4. Стимуляция (Stimulation) — волнение и новизна;

5. Самостоятельность (Self-Direction) — самостоятельность мысли и действия;

6. Универсализм (Universalism) — понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы;

7. Доброта (Benevolence) — сохранение и повышение благополучия близких людей;

8. Традиция (Tradition) — уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи;

9. Конформность (Conformity) — сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям;

10. Безопасность (Security) — безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.

В контексте того, о чем мы говорили выше, нам наиболее интересны последние три ценности. Для лучшего их понимания снов обратимся к Ш. Шварцу:

Ценность Традиции (Tradition). «Любые социальные группы вырабатывают свои символы и ритуалы. Их роль и функционирование определяются опытом группы и закрепляются в традициях и обычаях. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания»[10, с. 29]. Ценность традиции отражает желание людей жить в безопасном, понятном и предсказуемом мире, похожим на тот, в котором жили их предки. Мотивационная цель данной ценности — уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре, и следование им. Открытое и явное существование гомосексуалов и бисексуалов в социуме идет вразрез с этой ценностью, поскольку требует от человека выработать новое, собственное отношение к этому явлению, без возможности опереться на опыт предыдущих поколений.

Ценность Конформности (Conformity). «Данная ценность является производной от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия» [10, с 30]. Ценность традиции отражает желание людей жить в соответствии с существующими правилами и нормами, стабилизирующими общество и снимающими сних социальную ответственность. Определяющая мотивационная цель этого типа — сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Гомосексуальность нарушает социальные нормы и приводит к «гендерной тревоге», а потому также не соответствует данной ценности.

Ценность Безопасности (Security). «Она производна от базовых индивидуальных и групповых потребностей. По мнению Ш. Шварца, существует один обобщенный тип ценности безопасность (а не два отдельных — для группового и индивидуального уровня). Связано это с тем, что ценности, относящиеся к коллективной безопасности, в значительной степени выражают цель безопасности и для личности» [10, с. 30]. Ценность безопасности отражает желание людей чувствовать уверенность в завтрашнем дне и жить в безопасном мире. Мотивационная цель этого типа — безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений. Гомосексуальные и бисексуальные люди, нарушающие традиционные устои и не подчиняющиеся социальным нормам, вызывают у людей чувство небезопасности и могут восприниматься как враги социальной стабильности.

Стоит отметить, что все три указанные ценности Ш. Шварц объединял в блок «консерватизм», характеристику, с которой мы начали обсуждение ценностей.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.