Глава 1. Обзор литературы по теме исследования. Феномен гомофобии и связанные с ним черты личности — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава 1. Обзор литературы по теме исследования. Феномен гомофобии и связанные с ним черты личности

2019-09-26 267
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования. Феномен гомофобии и связанные с ним черты личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЧТО ТАКОЕ «ГОМОФОБИЯ»

И.С. Кон определяет гомофобию как «иррациональный страх и ненависть к однополой любви и ее носителям» [1, с. 282].

Д. Дэйвис и Ч. Нил выделяют два понятия. [9, с. 88].

Гомофобия в узком смысле – неконтролируемые отрицательные эмоции (страх, отвращение, гнев) по отношению к людям гомосексуальной ориентации и однополым контактам. Сабунаева [21, с. 44] называла это «направлением медикализации», т.е. понимание гомофобии в клинико-психологическом дискурсе, как одной из фобий. Однако это слишком узкий подход, неспособный объяснить все проявления гомофобии. Именно поэтому выделяется другой подход.

Гомофобия в широком смысле (антигомосексуальные предрассудки) – различные формы негативной реакции на проявления гомосексуальности, а также на связанные с ней общественные явления, возникающие вследствие культурных влияний.Сабунаева [21, с. 44] определяет это подход как социально-психологический. Он предпочтительней при рассмотрении гомофобии, поскольку, во-первых, расширяется круг включаемых в этот феномен чувств, при этом часто акцентируется их иррациональность, во-вторых — особый акцент делается на социальной обусловленности этих чувств. Отдельный акцент делается на том факте, что отношение к гомосексуальности часто характеризуется не только негативными чувствами, но и суммой мифов, предрассудков, стереотипов, убеждений, опасений.

Именно наличие предрассудков и стереотипов, которое, в зависимости от контекста, может рассматриваться как проявление гомофобии или как ее причина, затрудняет сведение гомофобии только к описанию чувств, а заставляет рассматривать этот феномен скорее как отношение.

Гомофобия — это больше, чем просто страх, тем не менее страх лежит в основе этого сложного отношения. При этом исследователи особенно подчеркивают социальную окраску гомофобии, что позволяет вычленить в ней компоненты именно социального страха. На основе социального страха в общественном сознании выстраиваются группы предрассудков, характеризующихся разной степенью предвзятости и выражающихся в разных действиях. Таким образом, гомофобия как социальный страх является основой для «защитных» действий агрессивного характера. Социальный статус гомосексуалов в большинстве культур и обществ чрезвычайно низок, что также может являться следствием социального страха.

Также в феномене гомофобии можно видеть значительную представленность экзистенциального страха. Так, гомофобия может рассматриваться как страх перед непознаваемостью жизни: она во многом связана с недостаточным знанием людей о феномене гомосексуальности; а то, что является непознанным и/или кажется непознаваемым, угрожает самим основам человеческого существования. Значительным основанием гомофобии может также стать страх перед самим собой. В сочетании со страхом потери статуса этот страх заставляет бояться гомосексуальности и гомосексуалов — ведь возникает опасность открыть что-то подобное в себе и потерять устойчивое положение в обществе.

ПРИЧИНЫ ГОМОФОБИИ

Дэйвис и Нил [9, с. 89-90] выделяют следующие причины гомофобии:

· Восприятие гомосексуальности как угрозы для социума и патриархального уклада жизни;

· Желание повысить свою самооценку за счёт унижения другого;

· Желание утвердить свою принадлежность к социальной группе, «атакуя» представителей другой группы («поляризация»);

· Желание упорядочить свои представления о мире, кажущемся слишком сложным и противоречивым («стереотипизация»);

· Потребность компенсировать собственную неадекватность или разрешить внутрипсихические конфликты.

Олпорт в 1954 году [1] разработал шкалу для оценки предрассудков, в соответствии с которой каждый новый уровень их развития характеризуется усилением степени предвзятости в отношении какой-либо группы лиц. В отношении лесбиянок, геев и бисексуалов эта шкала выглядит следующим образом [9, с. 91]:

1. Вербальное отрицание (вербальное открытое выражение отвращения и ненависти к лесбиянкам, геям и бисексуалам; грязные шутки, использование унизительных кличек).

2. Дискриминация (отказ обеспечить соблюдение прав лесбиянок, геев и бисексуалов, например, в получении ими образования, работы, аренды или покупке жилья и т. д., а также отказ в отношении к ним, как к равным).

3. Физическое насилие (избиения и убийства геев, изнасилование лесбиянок и геев).

К выделенным Олпортом критериям персональной гомофобии следует также добавить признаки социальной, так называемой «институционализированной» гомофобии. Хотя её проявления мягче, они, в тоже время, более всеобъемлющи. Дэйвис [9, с. 93], вслед за Блуменфельдом, перечисляет семь разных и тесно связанных друг с другом способов, посредством которых общество дискриминирует лесбиянок, геев и бисексуалов:

1. Умолчание. Понимая, что дискриминация сексуальных меньшинств противоречит законам, общество стремится ограничить возможности лесбиянок, геев и бисексуалов в отношении их встреч и общения, а также свободного обсуждения волнующих их проблем. К примеру, можно обратить внимание на отсутствие социальных центров для их общения, а также телевизионных и радиопрограмм, посвященных обсуждению актуальных для них проблем.

2. Отрицание гомосексуальной культуры. История мировой культуры оказалась переписанной таким образом, чтобы исключить любое упоминание о вкладе, который внесли в нее выдающиеся геи и бисексуалы — художники, философы, композиторы и т. д. Если же вклад неоспорим, подробности личной жизни выдающихся гомосексуалов и бисексуалов оказываются искажены и подвергаются цензуре.

3. Отрицание масштабов гомосексуальности. Несмотря на данные многочисленных исследований, свидетельствующие о распространенности гомосексуальной идентичности и гомосексуального поведения, население (в значительной мере благодаря влиянию средств массовой информации) продолжает отрицать существование сообщества лесбиянок, геев и бисексуалов. Прошло уже более 65 лет с тех пор, как Кинси с коллегами сообщил о том, что около 37 % мужчин в период взрослой жизни имеют опыт по крайней мере одного сексуального контакта, закончившегося оргазмом, с лицами того же пола. Но, несмотря на это, ущемление гражданских прав лесбиянок, геев и бисексуалов продолжается во многих странах мира.

4. Страх открытости. Некоторые гетеросексуалы и даже некоторые представители сексуальных меньшинств испытывают неприятные чувства, когда проводится открытое обсуждение тем, связанных с гомосексуальностью. Для гетеросексуалов совершенно нормально рассказывать другим о том, как они провели выходные дни, однако если гей захочет поделиться этим с другими, его могут обвинить в «бравировании» своей гомосексуальностью. Ему могут сказать: «Меня не волнует твоя частная жизнь, но твой гомосексуализм стоит у меня поперек горла». Ему также могут напомнить о том, что «хорошие геи» — это те, кто старается не посвящать других в детали своей жизни. Многие люди, для того чтобы не называть вещи своими именами, избегают обсуждать темы, связанные с гомосексуальностью, и предпочитают пользоваться эвфемизмами типа «Да, он этот самый...» или «Она слишком мужеподобна».

5. Создание специальных общественных мест. Общество предпочитает создавать для геев специальные гетто. В Великобритании, например, такими гетто являются «деревни геев», расположенные в лондонском Сохо — в районе Олд Комптон Стрит или в районе Блум Стрит в Манчестере. Такие гетто не обязательно связаны с определенным местом на карте. Ежегодно проводимый в июне в центре Лондона «Марш гомосексуальной гордости» свидетельствует о том, что представители сексуальных меньшинств имеют возможность заявить о себе открыто лишь один день в году.

6. Отрицание самонаименования. Слова «лесбиянка» и «гей» используются представителями сексуальных меньшинств с целью положительной самоидентификации. В то же время многие люди продолжают называть геев гомосексуалистами. Те находят данное обозначение своей гомосексуальной идентичности унизительным. Такие слова, как «квир» или «дайк», широко используются применительно к тем людям, которые вызывают презрение или антипатию, независимо от их сексуальной ориентации, и, как правило, не вызывают противодействия со стороны родителей и учителей. Не так давно определенная часть лесбиянок и геев начала по-новому использовать эти слова для того, чтобы нейтрализовать их негативный смысл, связанный с презрением и ненавистью.

7. Негативный символизм. Гетеросексуальное общество формирует определенные нормы и правила поведения, в которые не вписываются представители меньшинств. Отклонение от этих норм и правил рассматривается обществом как проявление неадекватности представителей меньшинств. Для того чтобы обозначить «отклоняющуюся» идентичность, отличающуюся от тех, кто имеет иную систему ценностей, общество также формирует оценочные стереотипы. Пример этого — отказ общества лесбиянкам и геям в праве создавать семью и последующий упрек в том, что они якобы неспособны к глубоким интимным отношениям и склонны к промискуитету. Лесбиянки и геи воспринимаются обществом как люди, не способные контролировать свои сексуальные импульсы, склонные к развратным действиям и опасные для окружающих, искушающие малолетних для того, чтобы склонить их к гомосексуальности.

В целом, основной причиной гомофобии в широком смысле является убеждение, что гомосексуалы и бисексуалы нарушают те или иные «общественные правила»: ведут себя «развратно», легкомысленно относятся к жизни, нарушают традиционные гендерные стереотипы, занимаются «пропагандой» и т.п.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.