Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения

2019-11-18 181
Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОДПОРНЫЕ СТЕНЫ, СУДОХОДНЫЕ ШЛЮЗЫ, РЫБОПРОПУСКНЫЕ И РЫБОЗАЩИТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

СНиП 2.06.07-87

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР Москва 1989

РАЗРАБОТАНЫ Гидропроектом им. С.Я. Жука Минэнерго СССР (А.Г. Осколков, д-р техн. наук С.А. Фрид; Г.Ф. Ильюшенков, канд. техн. наук Б.С. Малеванчик); ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева Минэнерго СССР (канд. техн. наук А.П. Пак, Т.Ф. Липовецкая); ЛИВТ Минречфлота РСФСР (проф. В.В. Баланин); Гипроречтрансом Минречфлота РСФСР (д-р техн. наук В.Б. Гуревич, канд. техн. наук В.Э. Даревский); Союзгипроводхозом Минводхоза СССР (канд. техн. наук В.В. Петрашкевич); КПИ Минвуза РСФСР (проф. А.Ш. Барекян, канд. техн.наук А.И. Лупандин); Союзморниипроектом Минморфлота СССР (канд. техн. наук А.Н. Котц);  МИСИ им. В.В. Куйбышева Минвуза СССР (канд. техн. наук С.Н. Левачев); ЛПИ им. М.И. Калинина Минвуза РСФСР (проф. А.М. Можевитинов).

 

ВНЕСЕНЫ Минэнерго СССР.

 

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Управлением стандартизации и технических норм в строительстве Госстроя СССР (Д.В. Петухов).

 

С введением в действие СНиП 2.06.07-87 "Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитное сооружения" с 1 января 1988г. утрачивают силу СНиП II-55-79 "Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения".

 

При пользовании нормативным документом следует учитывать утвержденные изменения строительных норм и правил и государственных стандартов, публикуемых в журнале "Бюллетень строительной техники", "Сборнике изменений к строительным нормам и правилам" Госстроя СССР и информационном указателе "Государственные стандарты СССР" Госстандарта СССР.

Государственный Строительные нормы и правила СНиП 2.06.07-87
строительный комитет СССР (Госстрой СССР) Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения Взамен СНиП  II-55-79

 

Настоящие строительные нормы и правила распространяются на проектирование вновь строя­щихся и реконструируемых гидротехнических со­оружений: подпорных стен, судоходных шлюзов, рыбопропускных и рыбозащитных сооружений.

Проектирование сооружений, предназначенных для строительства на приморских окончаниях внутренних водных путей, следует осуществлять с учетом требований, отражающих специфические условия моря, в том числе гидрологический режим и агрессивность морской воды.

В проектах сооружений, предназначенных для строительства в сейсмических районах, а районах распространения вечномерзлых, просадочных, набу­хающих грунтов, в условиях образования карста, оползней и селей, должны соблюдаться дополни­тельные требования, предъявляемые к таким со­оружениям соответствующими норматив­ными документами, утвержденными или согласованными Госстроем СССР.

При проектировании подпорных стен, судоход­ных шлюзов, рыбопропускных и рыбозащитных сооружений необходимо учитывать эксплуатацион­ные требования, установленные для объектов народного хозяйства, в состав которых входят данные сооружения.

При намечаемой реконструкции сооружений надлежит оценивать соответствие их современным техническим требованиям, техническое состояние отдельных конструкций и сооружений в целом, показатели их надежности, качество материалов с установлением их нормативных характеристик, надежность оснований, резервы несущей способ­ности конструкций и оснований.

Основные буквенные обозначения и индексы к ним, принятые в настоящих нормах согласно СТ СЭВ 1565-79, приведены в справочном прило­жении 1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Выбор вида и конструкции подпорных стен, судоходных шлюзов, рыбопропускных и рыбо­защитных сооружений надлежит производить на основании технико-экономического сравнения вариантов, а для сооружений, входящих в состав гидроузла, - с учетом конструктивных решений и методов производства работ, принятых для основ­ных сооружений гидроузла.

1.2. Классы сооружений следует устанавливать в соответствии со СНиП 2.06.01-86.

1.3. При проектировании подпорных стен и судо­ходных шлюзов I и II классов, как правило, сле­дует проводить прочностные, гидравлические и другие исследования. Проведение этих исследо­ваний для сооружений III и IV классов должно быть обосновано.

Проектирование рыбопропускных и рыбозащит­ных сооружений независимо от их класса должно выполняться на основании ихтиологических изыс­каний и экологических исследований.

1.4. В сооружениях I, II и III классов следует предусматривать установку контрольно-измеритель­ной аппаратуры (КИА), обеспечи­вающей проведе­ние натурных наблюдений и исследований как в период строительства, так и в период эксплуатации.

Состав, объем и режимы натурных наблюдений должны опреде­ляться программой, включаемой в проект.

В сооружениях IV класса необходимость уста­новки КИА должна быть обоснована.

1.5. Требования к материалам конструкций под­порных стен, судо­ходных шлюзов, рыбопропуск­ных и рыбозащитных сооружений следует устанав­ливать в соответствии со СНиП 2.06.08-87 и СНиП II-23-81.

ПОДПОРНЫЕ СТЕНЫ

2.1. В зависимости от конструкции и назначения гидротехнические подпорные стены подразделяются на следующие виды:

гравитационные - возводимые на нескальном и скальном основаниях (черт.1), выполняемые обычно из монолитного или сборного бетона и железобетона. Подпорные стены этого вида, как правило, входят в состав сооружений напорного фронта гидроузлов, причальных сооружений и на­бережных;

шпунтовые и свайные - возводимые на осно­ваниях, допускающих погружение шпунта или свай (черт. 2), входящие в состав причальных сооруже­ний, набережных и других гидротехнических сооружений.

Внесены  Министерством энергетики и электрификации СССР Утверждены постановлением Государственного строительного комитета СССР от 14 апреля 1987 г. № 76 Срок введения в действие 1 января 1988 г.

 

При соответствующем технико-экономическом обосновании подпорные стены допускается выпол­нять из дерева (ряжевые, шпунтовые, свайные); заанкеренные в скалу (черт. 3).

 

Черт. 1. Основные виды гравитационных подпорных стен

а - массивные; б - уголковые; в - ячеистые; 1 - моно­литные; 2 - из сборных элементов; 3 - консольные; 4 - контрфорсные; 5 - с анкерными тягами; 6 - возводи­мые в котловане или наплавные; 7 - из оболочек большого диаметра

 

Черт. 2. Основные виды шпунтовых и свайных подпорных стен

а - безанкерные; б, в, г - заанкеренные одной или двумя тягами к плитам и сваям; д - заанкеренные к наклонным сваям; е - свайный ростверк с передним шпунтом; ж - за­анкеренные с жестким (в том числе скользящим) анкерным устройством; 1 - шпунт; 2 - анкерная тяга; 3 - анкер­ная плита; 4 - анкерные сваи; 5 - свайный фундамент; 6 - жесткий анкер

 

Черт. 3. Подпорные стены, заанкеренные в скалу

а - массивные; б — заанкеренные облицовки; в - комби­нированные с массивной облицовкой; 1 - скальный анкер

 

2.2. При проектировании подпорных стен сле­дует рассматривать целесообразность использования пригрузки на поверхность обратной засыпки и нагрузок строительного периода для уплотнения засыпки и основания, упора в соседнее сооружение, конструкции стен с обратным уклоном основания, подсыпки из крупнозернистого грунта для умень­шения высоты стен, разгрузочных и экранирующих устройств (каменные призмы, свайные экраны и др.), различных способов укрепления грунта осно­вания или его частичной замены, дополнительных конструктивных элементов, повышающих устойчи­вость (анкеровка в обратную засыпку, устройство зубьев, упоров, армирование грунта обратной засылки и т. п.).

2.3. Обратную засыпку за стенами со стороны тыловой грани следует, как правило, выполнять из несвязных водопроницаемых грунтов, обеспечи­вающих хороший отвод поверхностных, грунтовых и фильтрационных вод, быстропротекающую дефор­мацию засыпки и наименьшую ее осадку, а также исключающих в ней морозное пучение. Эти требо­вания должны выполняться во всех случаях за­сыпок при узком фронте работ.

При выполнении обратной засылки из глинистых грунтов следует принимать меры по понижению уровня и отводу грунтовых вод, по недопущению морозного пучения (укладка у тыловой грани стены слоя непучинистого грунта толщиной до 1 м и др.), а также учитывать ползучесть грунта.

При проектировании сооружений, поддерживаю­щих оползневые склоны, для обратной засыпки у тыловой грани следует использовать крупнозернис­тые проницаемые грунты, обеспечивающие отвод фильтрующейся воды.

2.4. За расчетное значение плотности сухого грунта засыпки следует принимать величину r d, соответствующую односторонней доверительной вероятности а = 0,95. Исходя из этого устанавли­ваются контрольные показатели физико-механических характеристик грунта для сооружения. Обес­печенность плотности укладки грунта засыпки следует принимать для сооружений I и II класса -90 %; для сооружений III и IV класса - 70 %.

Снижение требований к плотности грунта за­сыпки в каждом отдельном случае должно быть обосновано. Засыпку по высоте стены следует, как правило, выполнять одинаковой плотности. При расположении на засыпке сооружений и механиз­мов плотность грунта засыпки следует назначать по допустимым осадкам, устанавливаемым техно­логическими требованиями эксплуатации этих со­оружений или механизмов.

2.5. Подпорные стены, возводимые на нескальном основании, должны быть разбиты по длине на отдельные секции деформационными швами (тем­пературными и температурно-осадочными), а воз­водимые на скальном основании - температур­ными швами.

Расстояние между деформационными швами (длина секций) необходимо устанавливать на осно­вании анализа геологии и гидрогеологии строитель­ной площадки, учета климатических условий и конструктивного решения стены, а также методов строительного производства.

Расстояние между швами и их конструкция должны обеспечивать независимую работу отдель­ных секций.

Бетонные и железобетонные конструкции мас­сивных подпорных стен следует разбивать на блоки бетонирования временными строительными швами.

2.6. В деформационных швах и швах между сборными элементами стен, воспринимающих напор, следует предусматривать уплотнения, обеспечиваю­щие суффозионную устойчивость грунта засыпки.

В безнапорных стенах конструкция швов должна обеспечивать грунтонепроницаемость.

Конструкции уплотнений деформационных швов следует принимать в соответствии со СНиП 2.06.06-85.

В строительных швах уплотнения следует устраи­вать простейшей конструкции.

2.7. В основаниях подпорных стен, входящих в состав напорного фронта гидротехнических сооружений, как правило, следует предусматривать противофильтрационные мероприятия, обеспечиваю­щие уменьшение объемных фильтрационных сил давления воды, снижение противодавления по подошве стены и суффозионную устойчивость грунта основания. Для стен, возводимых на нескальных основаниях, к таким мероприятиям следует относить устройство зубьев, шпунта или дренажа.

При расположении стен соседних секций на разных отметках при наскальном основании для исключения суффозионного выноса грунта из-под вышерасположенной секции рекомендуется устраи­вать поверхность основания наклонной или со сту­пенями ограниченной высоты.

Для скальных оснований рекомендуется устрой­ство дренажа, а при необходимости и цементационной завесы.

Элементы подземного контура подпорных стен следует проектировать по СНиП 2.06.06-85.

2.8. В засыпке за подпорными стенами при наличии фильтра­ционных вод следует рассматривать целесообразность устройства дренажа, обеспечивающего понижение уровня грунтовой воды и снижение давления воды на тыловую грань сооружения.

2.9. При необходимости следует предусматривать меры по защите основания стены от подмыва - устройство каменной наброски, укладка плит и т. п.

2.10. При конструировании сооружений следует предусматривать мероприятия по защите стен от коррозии, навала и истирающего воздействия судов, льда и др.

2.11. В необходимых случаях в сооружениях должны предусматриваться конструктивные эле­менты, обеспечивающие безопасное ведение погрузочно-разгрузочных, ремонтных и других работ (лестницы, ограждения и пр.), а также устройства, предназначенные для причаливания судов.

СУДОХОДНЫЕ ШЛЮЗЫ

3.1. Судоходные шлюзы на внутренних водных путях подраз­деляются:

по числу камер, расположенных последова­тельно - на однокамер­ные, двухкамерные и т.д.; по числу камер, расположенных параллельно - на однониточные, двухниточные и т. д.; по величине напора на камеру - на низконапорные с расчетным напором Н d < 10м, средненапорные -10< Н d <  30 м, высоконапорные - Н d > 30 м.

3.2. Классы внутренних водных путей следует назначать в соответствии с ГОСТ 26775—85 и согла­совывать с Минречфлотом РСФСР или управле­ниями речного пароходства союзных республик.

3.3. При проектировании на судоходных реках каскада гидроузлов, включающих шлюзы, судо­ходные глубины, установленные для данного вод­ного пути, необходимо обеспечивать на всем его протяжении в течение всего расчетного срока нави­гации.

Обеспечение на отдельных участках судоходных глубин путем дноуглубления или дополнительных попусков воды допускается только при надлежа­щем обосновании.

3.4. Грузооборот и судооборот, а также про­пускную способность шлюзов следует определять в соответствии с обязательным приложением 2.

3.5. Габариты шлюзов, компоновка их в гидро­узлах и на судоходных каналах, число ниток и камер шлюзов, подходы к ним, очертание в плане и размеры причальных и направляющих сооруже­ний, а также системы питания шлюзов надлежит выбирать в соответствии с обязательными прило­жениями 3 - 7.

3.6. При проектировании судоходных шлюзов следует рассма­тривать возможность их использо­вания для пропуска части паводковых расходов с расчетной вероятностью превышения для водных путей менее, %:

сверхмагистральных......... 1

магистральных................... 3

местного значения............ 5

Сбрасываемая через судоходные шлюзы часть паводковых расходов воды должна быть обосно­вана технико-экономическими расчетами и согла­сована с Минречфлотом РСФСР или управлениями речного пароходства союзных республик.

3.7. Судоходные шлюзы следует проектировать с учетом возможности продления навигации и обес­печения работы шлюзов при отрицательных темпера­турах воздуха. Для этих целей надлежит осуществ­лять обогрев основных ворот, закладных частей и стен камер, обеспечивать устройство майн, уборку льда из камер и др.

3.8. Камеры шлюзов подразделяются: по типу днищ - с водопроницаемыми и со сплошными водонепроницаемыми днищами (разрезанными про­дольными швами или докового типа); по располо­жению водопроводных галерей - без водопровод­ных и с водопро­водными галереями в днище или в стенах; по высоте обратных засыпок за стенами - с полными и неполными обратными засыпками.

3.9. При расположении камер шлюзов в верхнем бьефе и при наличии в основании грунтов с высо­кими коэффициентами фильтрации следует преду­сматривать конструкцию камер докового типа с неразрезным днищем.

Для камер, расположенных в нижнем бьефе, продольные постоянные швы в днищах допускается устраивать при надлежащем обосновании.

3.10. Стены камер шлюзов, возводимые на не­скальных грунтах, как правило, должны быть грави­тационными из монолитного или сборного бетона и железобетона.

Для низконапорных шлюзов, которые сооружа­ются на основаниях, позволяющих погружение шпунта, допускается при надлежащем технико-экономическом обосновании стены камер возво­дить из шпунта или свай.

3.11. Стены камер шлюзов, возводимые в скаль­ных массивах, следует осуществлять заанкеренными в скалу (см. черт.3), или гравитационного типа (см. черт.1). Днища камер таких шлюзов выполняются, как правило, в виде плиты, заанкеренной в основание или опертой в стены.

3.12. Головы шлюзов, возводимые на скальном основании, как правило, следует проектировать в виде устоев и отделенной от них плиты-днища, заанкеренной в основание или опертой в устой.

3.13. Лицевые грани камер шлюзов следует проектировать вертикальными или с уклоном в сторону засыпки не более 50:1. Наклонные грани стен должны сопрягаться с вертикальными гранями устоев голов переходным участком в продольном направлении с уклоном не более 1:5. Тыловые грани стен камер шлюзов при высоте более 10м, как правило, следует выполнять с переменным уклоном по высоте.

3.14. При проектировании шлюзов следует пре­дусматривать устройство деформационных швов, уплотнения которых должны обеспечивать их водо­непроницаемость.

3.15. Элементы подземного контура шлюзов (понуры, шпунты, завесы, диафрагмы, дренажи) следует проектировать в соответствии со СНиП 2.06.06.85.

3.16. При проектировании шлюзов, располагае­мых в нижнем бьефе, следует предусматривать дре­нажные устройства (открытые или закрытые) в обратной засыпке вдоль шлюза. При расположении шлюзов в верхнем бьефе дренажные устройства предусматриваются при наличии за стенами камер обратной засыпки шириной, обеспечивающей нор­мальную работу дренажа, а также возможность его вскрытия для ремонта. Уклон дренажа должен быть не менее 0,002 в сторону нижнего бьефа.

3.17. В проектах шлюзов на скальном основании со стенами - облицовками следует предусматривать боковой дренаж за облицовкой.

3.18. Линии закрытого дренажа в обратных засыпках шлюзов на сверхмагистральных и маги­стральных водных путях должны обеспечивать проход людей и быть оборудованными смотровыми колодцами. Для шлюзов на водных путях мест­ного значения диаметр труб закрытого дренажа должен быть таким, чтобы была обеспечена возмож­ность очистки труб через смотровые колодцы. Смотровые колодцы на линиях закрытого дренажа следует предусматривать на расстоянии не более чем через 50 м. Не допускается совмещение сброс­ных линий дренажных устройств шлюза с линиями сброса поверхностных вод.

3.19. Конструкции дренажных устройств должны исключать воз­мож­ность их промерзания, занесения наносами и закупорки плавающими предметами. Верхняя кромка трубы дренажного устройства на выходе в нижний бьеф должна быть заглублена не менее чем на 0,5 м ниже нижней поверхности ледяного покрова максимальной толщины при минимальном зимнем уровне нижнего бьефа.

3.20. Отметки дна дренажа однокамерных и ниж­них камер много­камерных шлюзов следует прини­мать на 1 м выше уровня воды нижнего бьефа с расчетной вероятностью превышения 10% для шлюзов на сверхмагистральных и магистральных водных путях и 20 % для шлюзов на водных путях местного значения.

Дренаж верхней и средних камер многокамерных шлюзов следует предусматривать на отметках на 1 м выше минимальных уровней воды в соответ­ствующей камере, но не ниже отметок дренажа нижерасположенной камеры.

3.21. На верхних головах шлюзов следует пре­дусматривать основ­ные (эксплуатационные) и аварийно-ремонтные ворота, на нижних головах - основные и ремонтные ворота. На водных путях местного значения допускается использование основ­ных ворот верхней головы в качестве аварийных, в этом случае впереди них необходимо предусматри­вать установку ремонтных ворот.

Время перекрытия потока аварийными и аварийно-ремонтными воротами должно быть обосно­вано в каждом конкретном случае. Аварийные и аварийно-ремонтные ворота должны закрываться при отключении электропитания.

3.22. Основные ворота шлюза следует защищать от навала судов со стороны верхнего бьефа предо­хранительными устройствами, рассчитанными на восприятие энергии навала, принимаемой по черт. 4.

Допускается не устанавливать предохранитель­ные устройства перед воротами верхней головы при продольных скоростях воды в верхнем подходном канале менее 0,5 м/с.

 

Черт. 4. График для определения энергоемкости предохраняющего устройства в зависимости от площади зеркала камеры шлюза

 

При навале судна на заграждение предохранитель­ного устройства, состоящего из одного каната (цепи), возникающая сила не должна превышать 0,6; 1,0; 1,1МН (60, 100, 110т) для судов грузо­подъемностью соответственно 2000, 3000 и свыше 3000 т. Для судов типа "река - море" расчетную силу навала следует увеличивать в 1,5 раза. Если заграждение состоит из двух или большего числа канатов (цепей), допускается соответственно уве­личивать указанную силу при условии, что обеспе­чивается равномерное распределение силы навала между отдельными канатами.

Гашение энергии навала должно происходить при ускорении, не превышающем 1 м/с2.

Для предохранительных устройств, расположен­ных вне ворот, наибольшее перемещение судна от момента навала до полной остановки не должно превышать половины ширины камеры.

При предохранительных устройствах, располо­женных на воротах, наибольшее перемещение судна должно быть не более 1 м.

3.23. При проектировании водопроводных галерей кроме основ­ных затворов необходимо предусматривать также ремонтные затворы или устройства, обеспечивающие возможность проведе­ния ремонта каждого из основных затворов в отдельности без перерыва работы шлюза. В водо­приемных отверстиях водопроводных галерей сле­дует предусматривать сороудерживающие решетки, пазы для решеток могут использоваться для уста­новки в них ремонтного затвора.

Водозаборные и водовыпускные участки водо­проводных галерей должны быть доступны для осмотра и ремонта в осушенном состоянии.

3.24. В шлюзах следует предусматривать стацио­нарные насосные установки для полной откачки воды из камеры и водопроводных галерей на период их осмотра и ремонта.

Производительность насосных установок должна обеспечивать откачку камер шлюзов на сверхмагистральных и магистральных водных путях не более чем за 24ч, а на водных путях местного зна­чения не более чем за 48ч.

3.25. Для осмотра и ремонта оборудования и элементов конструкций шлюза, расположенных на глубине до 20м, следует предусматривать марше­вые лестницы, более 20м - лестницы и лифты.

При расположении центральных пультов управ­ления в башнях высотой 15м и более следует пре­дусматривать также и пассажирские лифты.

3.26. Причальные и направляющие сооружения подразделяются на следующие типы:

стационарные - монолитные, сборные и сборно-монолитные из бетона и железобетона;

плавучие - металлические и железобетонные понтоны.

Конструкции причальных и направляющих сооружении при их высоте до 20м и колебаниях уровня воды в бьефе до 5 м должны быть, как правило, стационарными.

При высоте более 20м и колебаниях уровня воды более 5м следует применять плавучие кон­струкции причальных и направляющих сооружений.

3.27. Стационарные причальные и направляющие сооружения сле­дует принимать, как правило, сквоз­ной конструкции.

3.28. В шлюзах на сверхмагистральных и маги­стральных путях обслуживание всей рабочей зоны шлюза, как правило, следует производить с исполь­зованием крана.

3.29. Для учаливания судов и плотов в камерах и на причальных и направляющих сооружениях шлюзов надлежит предусматривать причальное оборудование: причальные тумбы, подвижные и неподвижные рымы.

Причальные тумбы следует размешать на стенах с обеих сторон камеры, на причальной линии и на направляющих сооружениях. Подвижные рымы сле­дует предусматривать для камер шлюзов с напором более 3 м и размешать их с обеих сторон камеры. Для шлюзов шириной менее 15 м допускается устройство подвижных рымов только с одной стороны.

Неподвижные рымы устанавливаются с двух сторон камеры и на причальных сооружениях через каждые 1,5 м по высоте.

Расстояние между тумбами и рымами следует принимать не более половины длины расчетного судна, но не более 35 м.

3.30. Внешние углы ниш подвижных и неподвиж­ных рымов и проемы в местах установки тумб должны быть защищены металлической облицов­кой криволинейного профиля.

3.31. В подходных каналах при запасе глубины под днищем судна менее 2 м следует учитывать возможность размывов дна у причалов от воздей­ствия струй при работе движителей судов и пре­дусматривать мероприятия по предотвращению последствий этих размывов.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. При проектировании гидроузлов и водо­заборов на реках, водо­хранилищах и других внут­ренних водоемах, имеющих рыбохозяйственное значение, необходимо предусматривать по согласова­нию с органами рыбоохраны строительство рыбо­пропускных и рыбозащитных сооружений.

РЫБОПРОПУСКНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

4.2. Рыбопропускные сооружения следует преду­сматривать для обес­печения пропуска проходных, полупроходных, а в некоторых случаях и жилых рыб из нижнего бьефа гидроузла в верхний для сохранения рыбных запасов.

4.3. В зависимости от напора на гидроузле и видов пропускаемых рыб следует применять группы и типы рыбопропускных сооружений, приведенные в табл. 1 и рекомендуемом приложении 8.

4.4. Рыбопропускные сооружения следует проек­тировать исходя из условия их эксплуатации при уровнях воды, соответствующих расчетным макси­мальным расходам, с вероятностью превышения 5 %.

4.5. Для обоснования выбора местоположения, группы и типа рыбопропускных сооружений должны быть установлены: видовой, размерный состав и численность рыб, пропуск которых, с учетом имеющихся в верхнем бьефе условий для естественного воспроизводства, целесообразен; сезонная и суточ­ная динамика хода этих рыб; характерные скорости течения для каждого вида (сносящая, привлекаю­щая и пороговая); горизонты (уровни) их продви­жения; прогноз трасс движения и мест концентра­ции рыб в зоне проектируемого гидроузла.

Таблица 1

Напор на гидроузел,

Группы рыбопропускных сооружений

м рыбоходные

рыбоподъмные

    входящие в напорный фронт гидроузла не входящие в напорный фронт гидроузла
До 10 Каналы обходные Лотковые  Прудковые Лестничные Рыбопропускной шлюз Стационарно установленные рыбонакопители с рыботранспортными средствами
10 и более - Гидравлический рыбоподъемник То же
  - Механический рыбоподъемник -

Примечания: 1. Рыбоходные - группа рыбопропускных сооружений, в которых рыба самостоятельно преодолевает напор воды при передвижении из нижнего бьефа в верхний.

2. Рыбоподъемные - группа рыбопропускных сооружений, в которых перемещение рыб из нижнего в верхний бьеф осуществляется путем ее шлюзования или транспортирования в специальных емкостях.

 

Таблица 2

Вид рыб

Характерные для рыб скорости потока, м/с

  n w, пороговая n at, привлекающая n p,  сносящая n th, бросковая
Проходные  Осетровые — осетр, севрюга, белуга и др.:        
взрослые особи 0,15-0,20 0,7-1,2 0,90-1,40 -
молодь - - 0,15-0,20 -
Лососевые — лосось, семга, горбуша и др.:        
взрослые особи 0,20-0,25 0,9-1,4 1,10-1,60 1,5-2,0
молодь - - 0,25-0,35 -
Полупроходные Лещ, судак, сазан, вобла и др.:        
взрослые особи 0,15-0,20 0,5-0,8 0,90-1,20 -
молодь - - 0,15-0,25 -

Примечания: 1. Пороговая скорость - минимальная скорость течения воды, при которой у рыб появляется реакция на поток.

2. Привлекающая скорость - скорость течения воды, оптимальная для привлечения рыб в рыбонакопитель.

3. Сносящая скорость - скорость течения воды, при превышении которой рыб сносит потоком.

4. Бросковая скорость - максимальная скорость течения, которую может преодолеть рыба в течение малого промежутка времени.

 

 

4.6. На рыбохозяйственных водоемах с разнообразной по видовому составу ихтиофауной и при каскадном расположении гидроузлов следует использовать рыбоподъемные сооружения.

Рыбоходные сооружения (главным образом лест­ничные рыбоходы) следует применять для про­пуска преимущественно лососевых рыб.

4.7. Значения характерных для рыб скоростей потока допускается принимать по табл. 2.

4.8. Число рыбопропускных сооружений в комплексе гидроузла и их местоположение надлежит определять из условия обеспечения привлечения рыбы со всех установленных основных участков ее концентрации в нижнем бьефе.

4.9. Рыбопропускные сооружения в створе гидроузла следует размещать в зависимости от гидравлических условий в зоне подхода рыб к гидроузлу:

при скоростях потока, ниже сносящих по всей ширине отводящего канала, - в секциях или между секциями водосбросных сооружений (ГЭС, водо­сбросных плотин);

при скоростях потока, выше сносящих по фронту водосбросных сооружений и ниже сносящих на периферии основного потока, - по торцам водо­сбросных сооружений, против зон со скоростями, равными привлекающим;

при скоростях потока, выше сносящих по всей ширине отводящего канала - в нижнем бьефе, на таком расстоянии от гидроузла, где имеется зона со скоростями, ниже сносящих.

4.10. Вход в рыбонакопитель следует располагать на таком расстоянии от водосбросных сооружений гидроузла, при котором скорости потока не превы­шают сносящих скоростей для всех привлекаемых рыб. На входе в рыбонакопитель необходимо обе­спечить гидравлическое и конструктивное сопря­жение его днища с дном реки без образования водоворотных зон и обратных течений. Шлейф привле­кающих скоростей из рыбонакопителя должен достигать прогнозируемых ихтиологическими исследованиями участков концентрации рыб или трасс их движения в нижнем бьефе.

Длину шлейфа привлекающих скоростей lsh и его полуширину в конечном створе bsh следует устанавливать по формулам:

(1)

     (2)

4.11. В состав рыбоходных сооружений входят: входной оголовок, тракт рыбохода, устройство для гашения избыточной энергии потока в тракте рыбо­хода, верхняя голова с ихтиологическим устройст­вом, блок питания.

4.12. Входной оголовок, предназначенный для привлечения рыбы в рыбоход, следует проектиро­вать в виде лотка открытого типа с шириной, рав­ной ширине тракта рыбохода, и глубиной воды в нем не менее 1,0 м.

4.13. Тракт рыбохода, предназначенный для про­хождения по нему рыбы из нижнего бьефа в верх­ний, следует проектировать в зависимости от типа рыбохода:

непрерывным с постоянным или переменным уклоном дна;

из чередующихся горизонтальных и наклонных участков;

из горизонтальных участков - бассейнов, распо­ложенных ступенчато и разделенных стенками с вплывными отверстиями.

Ширина тракта рыбохода должна быть 3,0-10,0 м, глубина воды - 1,0-2,5 м, уклон дна - 1:20-1:8.

Перепад уровней между камерами следует устанавливать из условия, чтобы скорости во вплывных отверстиях не превышали бросковых скоростей для рыб.

4.14. Блок питания должен быть объединенным (весь расход подается по тракту), если скорости течения в тракте не превышают сносящих; в осталь­ных случаях надлежит предусматривать автономный блок питания, при котором раздельно подаются рас­ходы в тракт и во входной оголовок или непосред­ственно в зону привлечения рыб.

4.15. В состав рыбоподъемных сооружений необ­ходимо включать следующие основные элементы: рыбонакопитель (низовой лоток), рабочую камеру или контейнер, верховой (выходной) лоток и блок питания. Рыбоподъемные сооружения следует оборудовать ихтиологическим, побудительным и сопрягающим устройствами.

4.16. Рыбонакопители следует проектировать в виде продольного лотка открытого типа, как правило, прямоугольного сечения. Устройство над лотком мостовых, кабельных и других переходов и путепроводов, создающих периодические шумы, вибрацию и светотень, не допускается.

Минимальные параметры рыбонакопителей, м, приведены ниже.

Длина L...................60,0

Ширина b =2 br.......6,0

Глубина d.................1,5

При обеспечении непрерывной подачи расхода воды в рыбонакопитель для привлечения рыб его сле­дует принимать однониточным. Конструкция рыбонакопителя должна обеспечивать условия равно­мерного распределения скоростей внутри лотка по его длине и сечению при отношении максималь­ной скорости к средней не более 1,2.

4.17. Рабочую камеру, предназначенную для пе­ревода рыбы из нижнего в верхний бьеф гидро­узла, следует принимать в виде:

вертикальной или наклонной шахты - в гидрав­лических рыбо­подъемниках;

открытой камеры (типа судоходной) - в рыбо­пропускных шлюзах;

заполненных водой емкостей - в механических рыбоподъемниках и в других установках, где необходим транспорт рыбы.

Ширина рабочей камеры должна равняться ширине рыбонакопителя.

Длину рабочей камеры следует устанавливать:

для рыбоподъемников - по формуле

,   (3)

где n - расчетная численность рыб, заходящих в рыбопропускное сооружение за один цикл работы, шт.;

V - объем воды, необходимый для одной особи рыб, принимаемый для осет­ровых равным 0,17м3 на 1 особь, для остальных видов рыб 0,02 м3 на 1 особь;

S - площадь живого сечения потока в ра­бочей камере при минимальной глу­бине в ней, м2;

для рыбопропускных шлюзов - по формуле

, (4)

где а max - максимальная величина открытия водопропускного отверстия блока питания.

4.18. Время наполнения рабочей камеры надле­жит назначать из условия подъема уровня воды в ней со скоростью не более 2,5 м/мин. Время опо­рожнения рабочей камеры следует устанавливать таким, чтобы суммарный расход из блока питания и системы опорожнения не превышал расход, обе­спечивающий заданные скорости привлечения.

4.19. Размеры выходного лотка, предназначен­ного для вывода рыбы из рабочей камеры в верхний бьеф гидроузла, следует назначать:

длину - из условия расположения выходных от­верстий на таком расстоянии от водосбросного сооружения, где скорости потока не превышают 0,4 м/с;

глубину воды - не менее 2м при максимальной сработке водохра­нилища в период эксплуатации рыбопропускного сооружения;

заглубление выходного отверстия из лотка - не менее 0,5 м ниже того же уровня воды;

площадь живого сечения в выходном отверстии - не менее 8 м2.

Конструкция выходного лотка должна обеспечи­вать непрерывную или периодическую (в каждый цикл пропуска рыбы) проточность в направлении от выходного отверстия к рабочей камере со сред­ними скоростями не менее пороговой - для рыб максимальной длины и не более половины снося­щей - для рыб минимальной длины.

Следует избегать совмещения выходного лотка с трактом подачи расходов к блоку питания.

4.20. Следует рассматривать возможность при­менения блоков питания в виде:

регулируемых отверстий в рабочих затворах;

эжекторных устройств и насосных установок;

водосбросных устройств;

гидроагрегатов.

4.21. Блок питания должен обеспечивать образо­вание шлейфа привлекающих скоростей, эффектив­ную длину и ширину которого следует назначать в соответствии с п. 4.10.

Площадь открытия


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.