Условия развития персонала. Понятия и виды ответств. Контроллинг. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Условия развития персонала. Понятия и виды ответств. Контроллинг.

2019-11-11 135
Условия развития персонала. Понятия и виды ответств. Контроллинг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основоположники школы человеческих отношений. Теории мотивации. Учение Д. МакГрегора

На рубеже 30-х годов появилась школа человеческих отношений (поведенческой шко­лы), был сделан. В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом пове­дении). Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании.

В начале XX в. ученые, изучающие поведение человека в трудо­вом процессе, были заинтересованы в повышении производитель­ности труда не менее, чем любой из «классических» управленцев. Они понимали, что, сосредоточив внимание на рабочем, смогут лучше стимулировать его труд. Предполагалось, что люди являются живыми машинами, и что в основе управления лежит забота об отдельном работнике.

Элтон Мэйо обнаружил, что группа рабочих — это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, результаты труда.

Идея состоит в том, что простое проявление положительного внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда.

То есть речь идет о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих отношений.

Большой вклад в развитие школы человеческих отнош. был сделан в 40е – 60е годы.

Одной из них является иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Он предложил следующую классификацию потребностей личности:

1) физиологические;

2) безопасности существования;

3) соц-е (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о др. и пр.);

4) престижные (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение);

5) самовыражения, полного исп. своих возможностей, достиж. целей и личного роста.

Не менее популярно в школе человеческих отношений и учение Д. Макгрегора (1960). В основе его теории (Х и Y) лежат следующие характеристики работников:

теория X — средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда. Люди нуждаются в постоянном контроле и принуждении к действию. Человек в такой категории предпо­читает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности;

теория Y — люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. У данной катего­рии работников затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, так как способен сам себя контролир.

теория Z – новую координату в теорию МакГрегора добавил Уильям Оучи. Согласно его мнению, нужно стремиться к полному включению работника в рабочий процесс компании, заботиться о его семье и близких. Таким образом, работник становится неотъемлемой частью компании.

Система оплаты труда в Республике Беларусь. Материальные и нематериальные мотиваторы.

Оплата труда - это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник либо уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.

Система оплаты труда в Республике Беларусь основана на республиканской тарифной системе труда, которая в связи с указом Президента №181, который вступил в силу с 1 июня носит рекомендательный характер для предприятий любой формы собственности. Составными частями которой являются: Единая тарифная сетка (ЕТС), единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС), тарифные ставки и оклады

Мотивация персонала — один из важнейших и трудно измеряемых факторов, который следует учитывать при приеме на работу и при последующем построении системы ситуационного руководства.

Материальные мотиваторы

Деньги, материальный стимул, зарплата, возможность регулярно зарабатывать больше, прямая зависимость вознаграждения от результатов своего труда, отсутствие потолка в доходах, интерес к лидерам в этой области.

В случае если человек обосновывает все только деньгами, необходимо сформировать дополнительные мотиваторы, иначе он легко поменяет работу исходя из финансового интереса.

Если сотрудник не уделяет внимания материальной мотивации, при потере интереса к работе он перестанет трудиться эффективно.

Если большое значение имеет не столько сумма вознаграждения, сколько восприятие работником ее объективности или необъективности в соотношении с результатом труда, то у человека возникает повышенное внимание к справедливости (несправедливости) его оплаты. 

Работнику важно понять причинно-следственные связи, поэтому для эффективного управления сотрудником об этом необходимо помнить.

Нематериальные мотиваторы

Стабильность и определенность: определенность и структурированность труда, понятные критерии оценки работы, четкий график и нормированный рабочий день, удобный проезд, наличие столовой. Привлекает работа в крупной компании (как гарантия стабильности существования), а также мед. и пенсионное страхование.

Четкая цель: отчетливые обязанности, конкретно поставленные задачи. Возможно, на прошлой работе у него был отрицательный опыт.

Подобный сотрудник не умеет либо не хочет трудиться в условиях размытой зоны ответственности. При нечеткости формулировок целей, как правило, он не будет стремиться или не сможет их достичь. Работник эффективен только тогда, когда ему объяснят необходимость достижения цели в общих интересах компании. Сотрудник малоэффективен, если он не разделяет общих целей организации. Его мотивируют обучение, повыш. квалификации, крайне значимо экспертное влияние руководителей.

Межличностные отношения. заинтересованность в хороших отношениях с коллегами, корпоративные праздники, поздравления с днем рождения, совместные выезды на природу, доброжелательный коллектив.

Такой человек обязательно должен удачно вписаться в коллектив и корпоративную культуру. При работе для него важно чувство локтя. Лучше всего это мотивировать пользой для всего коллектива и репутацией в отделе.

Признание и статус. заинтересованность в получении работы в компаниях с известным именем, название должности, расположение организации в престижном месте, особые программы соцпакета (от страховки до марки служебной машины).

Такого человека легче всего мотивировать статусными факторами без изменения зоны ответственности, ведь сотрудник ориентирован на карьерный рост. Он работает эффективно, если видит перспективы роста в компании.

Не стоит брать такого соискателя на тупиковые позиции, так как он может вступать в конкуренцию с руководителем. Важна также внешняя оценка, поэтому его необходимо хвалить и быть очень осторожным при критике или негативной оценке.

Автономность, творчество и рост: желание иметь самостоятельный участок работы, возможность контролировать себя, ставить цели, выбирать способы реализации поставленных задач, минимальное количество начальников и руководящих указаний, гибкий график работы, возможности для проявления творчества, терпимость компании к риску и потенциальным ошибкам, наличие вероятности обучения.

Необходимо постоянно показывать интересное в работе. Сотрудник мотивирует повышение квалификации возможностью увидеть новые грани.

Опасность: при потере интереса человек трудится неэффективно. Он также малопригоден для рутинной работы.

Ему необходимо давать большую свободу в принятии решений, показывать реальные достижения и иметь полномочия в том круге задач, за которые человек отвечает.

Анализ мотиваторов человека позволяет не только принять решение о том, подходит ли вам данный сотрудник, но и правильно оказать на него влияние уже в процессе работы.


 

Рейтинг или метод сравнения

Он основан на оценке соответствия работника занимаемой должности. Это метод шкалирования личных качеств работника. Важнейший компонент данного вида оценки - список задач, которые должен выполнять аттестуемый сотрудник. После составления этого списка (он может быть взят и из должностных инструкций) происходит изучение деятельности с учетом времени, затрачиваемого сотрудником на принятие решений, способов выполнения поставленных задач. Учитывается также, насколько экономно сотрудником используются материальные средства. Затем происходит оценка перечисленных в списке качеств аттестуемого сотрудника по 7-бальной шкале: 7 - очень высокая степень, 1 - очень низкая степень. Анализ результатов может проводиться либо по соответствию выявленных оценок эталонным, либо сравнением результатов, полученных от работников одной и той же должности.

В работе руководителя большое значение имеют такие методы оценки работы подчиненных, которые дают возможность производить сравнение работников друг с другом, а не только с установленным стандартом или нормативом. Такое сравнение можно произвести, используя методы сравнения (ранжирования).

Эти методы характеризуются тем, что они просты в использовании, позволяют легко разделить хороших и плохих работников, дают информацию, необходимую для принятия административных решений (повышение зарплаты, увольнение, повышение в должности и др.).

Структура метода АС

Участники: 8—12 специалистов или руководителей, в случае заочной оценки — до 15—20

Наблюдатель: на 2—4 оцениваемых 1—2 наблюдателя, как правило, из числа вышестоящих руководителей или внешних консультантов

Продолжительность: зависимости от области применения и цели 2—4 дня

Составные части: индивидуальные упражне­ния (интервью, связанные со специаль­ностью, биографией, тесты на компетентность, оценку личности, так называемая "почтовый ящик" и другие задания); групповые упражнения (дискуссии, конференции, ролевые игры)

Цели: управление со­циальными процессами — кооперация, интеграция, воспри­имчивость, самоконтроль, контак­тность; систематизация мышления и действий— абстрактное и аналитическое мышление, самомотивация; активизация — самостоятельность; выраженность — способность к самовыражению,убежденность

Тестирование.

Для оценки работника могут быть применены и различные тесты.

По своему содержанию они разделяются на три группы:

- квалификационные, позволяющие определить степень квалификации работника;

- психологические, дающие возможность оценить личностные качества работника

- физиологические, выявляющие физиологические особенности человека

«Плюсы»: она позволяет получить количественную характеристику по большинству критериев оценки, и возможна компьютерная обработка результатов.

«Минусы»: тесты не учитывают, как эти способности проявляются на практике.

Аттестация

Это процедура определения соответствия сотрудников своей должности. Аттестация имеет юридическую силу: по результатам компания имеет право увольнять, совершать перестановки сотрудников.
Обязательной аттестации подлежат работники в предусмотренных отдельными законами случаях. Добровольная аттестация проводится по усмотрению (решению) администрации с целью оптимизации управления персоналом, а значит, для повышения работоспособности и устойчивости бизнеса.

Регулярная процедура оценки деловых и личностных качеств работников, их трудовых показателей подразумевает использование этих результатов в целях улучшения подбора и расстановки персонала, постоянного стимулирования работников к повышению квалификации, улучшению качества и эффективности работы.

Метод независимых судий.

Независимые члены комиссии - 6-7 человек - задают аттестуемому разнообразные вопросы. Процедура напоминает перекрестный допрос по разным сферам деятельности аттестуемого. Перед судьей располагается компьютер, на котором оценивающий нажимает клавишу "+" в случае правильного ответа и, соответственно клавишу "-" - в случае неправильного ответа. По завершении процедуры программа выдает заключение. Возможна и ручная обработка ответов работника, тогда правильность ответов заносится в предварительно составленный бланк.

21. Структура персонала организации (профессиональная, квалификационная, половозрастная, по стажу, по уровню образования).

Персонал — это личный состав организаций, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.

Основные характеристики персонала

Численность персонала организации зависит от характера, масштаба, сложности, трудоемкости производственных (или иных) и управленческих процессов, степени их механизации, автоматизации, компьютеризации.

Структура персонала организации — это совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо признаку.

Она может быть:

Статистическая отражает распределение персона­ла и его движение в разрезе занятости по видам деятельности, а также категорий и групп должностей. Так, выделяется пер­сонал основных видов деятельности (лица, работающие в ос­новных и вспомогательных, научно-исследовательских и опыт­но-конструкторских подразделениях, аппарате управления, за­нятые производством продукции, услуг или осуществляющих обслуживание этих процессов) и неосновных видов деятельности (работники жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы). В свою очередь, все они подразделяются на категории:руководителей, специалистов, других служащих (технических исполнителей), рабочих.

Аналитическая структура подразделяется на общую и част­ную. В разрезе общей структуры персонал рассматривается по таким признакам, как профессия, квалификация, образование, пол, возраст, стаж работы. Частная структура отражает соотно­шение отдельных групп работников, например «занятые тяже­лым трудом с помощью простейших приспособлений и без них», «занятые на обрабатывающих центрах» и т.д.

Критерием оптимальности структуры персонала является со­ответствие численности работников различных должностных групп объемам работ, необходимых для выполнения каждой долж­ностной группой, выраженным в затратах времени.

Профессиональная структура персонала организации — это соотношение представителей различных профессий или специаль­ностей (экономистов, бухгалтеров, инженеров, юристов и т.д.),

обладающих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы в конкретной области.

Квалификационная структура персонала — это соотношение ра­ботников различного уровня квалификации (т.е. степени профес­сиональной подготовки), необходимого для выполнения опре­деленных трудовых функций. В нашей стране уровень квалифи­кации рабочих характеризуется разрядом или классом (например, для водителей), а для специалистов — категорией, разрядом или классом. Например, по уровню квалификации инженеры-кон­структоры могут занимать должности «главного», «ведущего», «старшего» конструктора I, II и III категории.

Половозрастная структура персонала организации — это соотно­шение групп персонала по полу (мужчины, женщины) и возра­сту. Возрастная структура характеризуется долей лиц соответству­ющих возрастов в общей численности персонала. При изучении возрастного состава рекомендуются следующие группировки: 16, 17,18,19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60—64, 65 лет и старше.

Структура персонала по стажу может рассматриваться двоя­ко: по общему стажу и стажу работы в данной организации. Об­щий стаж группируется по следующим периодам: до 16 лет, 16—20, 21-25, 26-30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40 лет и более. Стаж работы в данной организации характеризует стабильность тру­дового коллектива. Статистика выделяет следующие периоды: до 1 года, 1-4, 5-9, 10-14, 15-19, 20-24, 25-29, 30 лет и более.

Структура персонала по уровню образования (общего и специаль­ного) характеризует выделение лиц, имеющих высшее образование, в том числе по уровню подготовки — бакалавр, специалист, магистр;

незаконченное высшее (более половины срока обучения); среднее специальное; среднее общее; неполное среднее; начальное.


 

22. Критерии оценки потенциала сотрудника. Метод "360 градусов". Метод анкетирования. Метод деловых игр.

Оценка работы персонала - это процесс сбора, анализа и оценки информации о том, как работники выполняют порученную работу, и выяснение того, в какой степени их рабочее поведение, рабочие показатели и индивидуальные характеристики отвечают установленным требованиям.

Критериями оценки потенциала сотрудника могут стать:

· амбициозность - желание брать на себя большую ответственность, принимая риск и обязательства, связанные с подобным продвижением,

· тонус – сов-ть резервов человека, благодаря которым он может противостоять внешн. давлению,

· динамизм - способность мобилизовать себя и сконцентрировать силы для осущ. намеченного

· прогнозирование событий - способность предугадать будущее благодаря правильному пониманию окружающей обстановки с тем, чтобы лучше осуществлять сегодняшнюю и подготавливать будущую деятельность.

· масштабность взглядов - способность взглянуть на конкретную ситуацию более широко, глобально ее осмыслить

· обоснованность суждений - умение выделять в целом детали, существенные для деятельности (быстрое и достоверное первое впечатление), и эффективно их использовать для достижения цели (умение реагировать и прагматизм)

· коммуникативность - умение высказаться так, чтобы тебя поняли (выражение того, о чем думаешь), и умение понять другого (выслушать и принять во внимание другие точки зрения)

· руководящие способности - способность управления средствами и персоналом для достижения целей, что требует умения организовывать проекты и руководить коллективом для их реализации

· харизма - влияние, обаяние, исходящее от внутренней силы (мужество поступать согласно своим убеждениям)

Потенциал сотрудника по каждому критерию может иметь 3 ур-я – высокий, средний, низкий.

Одна из основных задач, стоявших перед службой по управлению персоналом - это создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения надежности, достоверности, точности, объективности, простоты, понятности, доступности и комплексности.

Существуют следующие методы оценки работы персонала:

· метод анкетирования · метод деловых игр · описательный метод оценки · метод независимых судей · аттестация · тестирование · метод оценки достижения целей · метод оценки по решающей ситуации · интервью · метод 360 градусов · рейтинг или метод сравнения · центр оценки · ассессмент центр

Метод анкетирования.

Оценочная анкета представляет собой определенный набор вопросов и описаний. Оценивающий анализирует наличие или отсутствие указанных черт у аттестуемого и отмечает подходящий вариант.

Метод деловых игр.

Оценка персонала осуществляется в рамках специально разработанных имитационных и развивающих деловых игр. К оценке привлекаются как сами участники деловых игр, так и эксперты-наблюдатели. Аттестационные деловые игры проводятся, как правило, на результат, что позволяет оценить готовность персонала к решению текущих и будущих задач, а также индивидуальный вклад каждого участника игры. Этот метод оценки может использоваться для определения эффективности командной работы персонала.

Метод "360 градусов оценки".

Сотрудник оценивается своим руководителем, своими коллегами и своими подчиненными. Конкретные формы оценки могут варьироваться, но все оценивающие заполняют одинаковые бланки и обработка результатов производится с помощью компьютеров, чтобы обеспечить анонимность. Цель метода - получить всестороннюю оценку аттестуемого.

Основные понятия и категории кадровой политики предприятий.

Кадровая политика определяет, какой производственный коллектив нужен организации и как должна быть организована работа с ним, чтобы предприятие могло успешно реализовать свои стратегические цели.

Кадровая политика - это система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы.

Цель кадровой политики: обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров, его развития в соответствии с потребностями самой организации, требованиями законодательства, состоянием рынка труда

Уровни кадровой политики

· На уровне организации принимаются наиболее важные решения, определяющие кадровую политику.

· Линейные руководители, непосредственно работающие с подчинёнными, реализуют кадровую политику организации на уровне подразделений.

· Каждый сотрудник является не только объектом, но и субъектом кадровой политики, т. е. может внести свой вклад в её реализацию, исходя из собственных интересов.

Можно выделить два основания для формирования кадровой политики:

Первое - связано с уровнем осознанности правил и норм, лежащих в основе кадровых мероприятий в организации и непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию. По этому основанию выделяют следующие типы кадровой политики:

Пассивная кадровая политика. Руководство не имеет программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий.

Характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации и т.д.

Реактивная кадровая полити ка. Руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтов, отсутствие квалифицированной рабочей силы, отсутствие мотивации к труду.

Кадровые службы развиты, но нет программы прогнозирования развития персонала.

Превентивная кадровая политика. Руководство имеет обоснованные прогнозы развития кадровой ситуации. Однако организация не имеет средств для влияния на нее.

В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема - разработка целевых кадровых программ.

Активная кадровая политика. Обеспечивает деятельность всего производства и конечный хозяйственный результат, эта политика сердцевина деятельности аппарата управления. Затраты при зачислении на работу, на обучение и повышение квалификации (инвестиции на образование), расходы по заработной плате, услуги социального характера и производственные расходы на создание рабочего места слишком значительны, и обязательно должны приниматься руководством организации в расчет при разработке планов и концепций.

Вторым основанием для формирования кадровой политики является принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава.

Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, организация готова принять на работу любого специалиста соответствующей квалификации без учета опыта работы в других организациях.

Такая кадровая политика может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.

Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации.

Такая кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности.

Сравнительная характеристика двух типов кадровой политики.

Кадровый процесс

Тип кадровой политики

  открытая закрытая
Набор персонала Ситуация высокой конкуренции на рынке труда. Ситуация дефицита рабочей силы, отсутствие притока новых рабочих рук.
Адаптация персонала Возможность быстрого включения в конкурентные отнош., внедрение новых для организ. подходов, предложенных новичками. Эффективная адаптация за cчёт института наставников ("опекунов"), высокой сплоченности коллектива, включение и традиционные подходы.
Обучение и развитие персонала Часто проводится во внешних центрах, способствует заимствованию нового. Часто проводится во внутрикорпоративных центрах, способствует формир. единого взгляда, общих технологий, адаптировано к работе организации.
Продвижение персонала Затруднена возможность роста, так как преобладает тенденция набора персонала. Предпочтение при назначении на вышестоящие должности всегда отдается сотрудникам компании, проводится планирование карьеры.
Мотивация и стимулирование Предпочтение отдается вопросам стимулирования (внешней мотивации). Предпочтение отдается вопросам мотивации (удовлетворение потребности в стабильности, безопасности, социальном принятии).
Внедрение инноваций Постоянное инновационное воздействие со стороны новых сотрудников, основной механизм инноваций - контракт, определение ответственности сотрудника и организации. Необходимость специально инициировать процесс разработки инноваций, высокое чувство причастности, изменения за счет осознания общности судьбы человека и предприятия.

В ходе формирования кадровой политики нужно учитывать следующие аспекты: разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов целей;

• организационно-штатная политика - планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, назначения, создание резерва;

• информационная политика - создание и поддержка системы движения кадровой информации;

• финансовая политика - формирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда;

• политика развития персонала - обеспечение программы развития, профориентация и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации;

• оценка результатов деятельности - анализ соответствия кадровой политики и стратегии организации, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала.

НО ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ

Назначение персонала зависит от таких факторов, как штатное расп. и текучесть, причем решающим выступает штатное расп.. Оно предопределяет весь оперативный подбор персонала.

7. Чрезмерное внимание к деньгам,з/п, заинтересованность только в получении материальных благ. 8. Скрытость, уклончивость, неискренность. 9. Плохие отзывы об организациях, в которых кандидат работал раньше, и об их руководителях. 10. Бестактность, невежливость. 11. Непонимание общепринятых правил.
1. Плохой внешний вид. 2. Агрессивная манера поведения, комплекс превосходства, властность. 3. Неспособность ясно выражать свои мысли, недостатки речи, плохая дикция, грамматические ошибки. 4. Отсутствие личных планов служебной карьеры и четких целей, пассивность и индифферентность, незрелость. 5. Неуверенность в себе и неуравновешенность, нервозность, неловкость. 6. Нежелание начинать работу с младших должностей, намерение получить сразу слишком много.
Проведённые социологами опросы менеджеров по персоналу показали, что наиболее частые причины отказа в приёме на работу по итогам собеседования были следующие:

Уровни кадровой политики

· На уровне организации принимаются наиболее важные решения, определяющие кадровую политику.

· Линейные руководители, непосредственно работающие с подчинёнными, реализуют кадровую политику организации на уровне подразделений.

· Каждый сотрудник является не только объектом, но и субъектом кадровой пол-ки, т. е. может внести свой вклад в её реализацию, исходя из собственных интересов.

Можно выделить два основания для формирования кадровой политики:

Первое - связано с уровнем осознанности правил и норм, лежащих в основе кадровых мероприятий в организации и непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию. По этому основанию выделяют следующие типы кадровой политики:


• пассивная

• реактивная

• превентивная

• активная


Активная кадровая политика.

Обеспечивает деятельность всего производства и конечный хозяйственный результат, эта политика сердцевина деятельности аппарата управления. Затраты при зачислении на работу, на обучение и повышение квалификации (инвестиции на образование), расходы по заработной плате, услуги социального характера и производственные расходы на создание рабочего места слишком значительны, и обязательно должны приниматься руководством организации в расчет при разработке планов и концепций.

 

Вторым основанием для формирования кадровой пол-ки является принципиальная ориентация на собств. персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава.

Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников налюбом уровне, организация готова принять на работу любого специалиста соответствующей квалификации без учета опыта работы в других организациях.

Такая кадровая политика может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.

Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации.

Такая кадровая пол-ка характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности.

Сравнительная характеристика двух типов кадровой политики.

Кадровый процесс

Тип кадровой политики

  открытая закрытая
Набор персонала Ситуация высокой конкуренции на рынке труда. Ситуация дефицита рабочей силы, отсутствие притока новых рабочих рук.
Адаптация персонала Возможность быстрого включения в конкурентные отнош., внедрение новых для организ. подходов, предложенных новичками. Эффективная адаптация за cчёт института наставников ("опекунов"), высокой сплоченности коллектива, включение и традиционные подходы.
Обучение и развитие персонала Часто проводится во внешних центрах, способствует заимствованию нового. Часто проводится во внутрикорпоративных центрах, способствует формир. единого взгляда, общих технологий, адаптировано к работе организации.
Продвижение персонала Затруднена возможность роста, так как преобладает тенденция набора персонала. Предпочтение при назначении на вышестоящие должности всегда отдается сотрудникам компании, проводится планирование карьеры.
Мотивация и стимулирование Предпочтение отдается вопросам стимулирования (внешней мотивации). Предпочтение отдается вопросам мотивации (удовлетворение потребности в стабильности, безопасности, социальном принятии).
Внедрение инноваций Постоянное инновационное воздействие со стороны новых сотрудников, основной механизм инноваций - контракт, определение ответственности сотрудника и организации. Необходимость специально инициировать процесс разработки инноваций, высокое чувство причастности, изменения за счет осознания общности судьбы человека и предприятия.

 

Планирование персонала. Промышленно-производственный и непромышленный персонал.

Термин "планирование персонала" включает в себя все пробле­мы сферы персонала, которые могут возникнуть в будущем:

1. целевое планирование,

2.  планирование потребностей в области персо­нала и, мероприятий, которые должны проводиться для его создания,

3. развития, сохранения, оплаты;

4. высво­бождения персонала.

Планирование персонала заключается в формировании системы:

• управ­ления персоналом;

• планировании кадровой работы,

• разработке оперативного плана работы с персоналом;

• проведении маркетинга персонала;

• определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале.

Планирование персонала как одна из важнейших функций уп­равления персоналом состоит в количественном, качественном, временном и пространственном определении потребности в пер­сонале, необходимом для достижения целей организ.

Планирование потребности персонала

Врыночных отношениях, как известно, потребность персонала на различных предприятиях или фирмах опре­деляется величиной спроса на изготовляемую ими продук­цию, производимые работы и оказываемые услуги.

Спрос на трудовые ресурсы является в условиях рынка производ­ным от готовых товаров и услуг, которые выполняются с помощью данных человеческих ресурсов.

Как на дейст­вующих предприятиях, так и на проектируемых фирмах го­довые объемы спроса на производство продукции должны служить основой расчета потребности всех категорий ра­ботников.

Производный характер спроса на трудовые ресурсы, рабочую силу означает, что при заданных объемах произ­водства устойчивость величины спроса или потребности в соответствующей категории работников будет в основном зависеть от производительности или трудовой их отдачи в ходе создания товара, а также от рыночной стоимости или цены произведенной продукции и выполненных услуг.

В свою очередь производит. той или иной категории работников во многом определяется не только уровнем их профессиональной квалификации, состоянием трудового потенциала, но и взаимодействием технол. и организа­ции произ-ва.

Существующее на каждом предприятии взаимодействие между трудовыми и производственными факторами следует как можно точнее учитывать при определении потребности персонала различных категорий.

Персонал предприятия представляет, собой совокуп­ность работников определенных категорий и профессий, занятых единой производственной деятельностью, направ­ленной на получение прибыли или дохода и удовлетворе­ние своих материальных потребностей.

На отечественных предприятиях, в организациях и фирмах различных форм собственности принято всех ра­ботников подразделять на две группы: промышленно-производственный и непромышленный персонал.

В состав промышленно-производственного персонала входят рабочие, инженерно-технические работники и служащие, а также ученики. Предусматривается также подра


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.