Анализ методики тренировки пловцов с направленностью на физическое развитие К.А. Инясевского, Л.Э. Федорова — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Анализ методики тренировки пловцов с направленностью на физическое развитие К.А. Инясевского, Л.Э. Федорова

2019-11-11 217
Анализ методики тренировки пловцов с направленностью на физическое развитие К.А. Инясевского, Л.Э. Федорова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Спортивная тренировка — это многосторонний педагогический процесс, имеющий целью подготовить спортсмена путем освоения и выполнения упражнений к достижению высокого спортивного результата и к ведению эффективной спортивной борьбы в условиях соревнований [2].

Тренированность — результат тренировки. Она представляет собой меру приспособленности организма к конкретной работе, достигнутой путем тренировки. Тренированность может 'быть общей и специальной. Специальная тренированность пловца характеризуется степенью приспособленности организма спортсмена к специфическим требованиям плавания на соревнованиях, а общая тренированность—степенью приспособленности к комплексу различных видов деятельности.

Тренировочная нагрузка — это общее, суммарное воздействие на организм спортсмена выполненных упражнений, отдыха между ними и различных средств (массажа и др.), убыстряющих процесс восстановления организма.

Выполнение тренировочной нагрузки (упражнение, серия упражнений, комплекс упражнений) вызывает реакцию со стороны организма — создает определенный тренировочный эффект (срочный тренировочный эффект), который может быть усилен или ослаблен дополнительными факторами, входящими в понятие «тренировочная нагрузка».

Систематические, следующие друг за другом тренировочные нагрузки вызывают соответствующую приспособительную (адаптационную) перестройку систем организма — нарастающий кумулятивный тренировочный эффект.

Правильно подобранные по величине и режиму выполнения тренировочные нагрузки, по мнению К.А. Инясевского [7], приводят к положительным сдвигам в уровне тренированности и улучшению спортивных результатов. Завышенные или заниженные объемы и интенсивность упражнений, неправильное соотношение работы и отдыха ведут к снижению уровня тренированности и спортивных результатов.

Основными, факторами, определяющими тренировочную нагрузку, являются ее объем, интенсивность и характер восстановления организма спортсмена [15].

Таким образом, спортивная тренировка характеризуется общим объемом тренировочной нагрузки (общим количеством выполненных упражнений), интенсивностью тренировочной нагрузки (упражнениями, выполненными с повышенным напряжением), применяемыми средствами и методами тренировки и специальными мерами, направленными на организацию отдыха с целью восстановления организма.

Объем тренировочной нагрузки — это суммарное количество тренировочной работы. В плавании он измеряется временем выполненной работы, общей длиной проплываемых на тренировках отрезков, количеством тренировок, количеством тренировочных дней, количеством стартов и др. Среди этих критериев оценки тренировочных нагрузок некоторое преимущество имеет временной показатель, который позволяет оценить тренировочную работу на суше и в воде в единой системе единиц — временем выполнения. Обычно объем тренировочных упражнений на суше учитывается в часах, а объем работы в воде — общим количеством проплываемых километров.

Интенсивность тренировочной нагрузки проявляется в степени

усталости спортсмена, в реакции его организма на выполненную работу. В плавании она обычно оценивается по объему интенсивного плавания (км), отношению объема интенсивного плавания к общему объему плавания (%) и по степени интенсивности плавания по сравнению с возможной лучшей скоростью (%). Первые два способа оценки интенсивности обладают суммарным свойством и применяются для оценки тренировочного занятия или нескольких тренировок в целом (день, неделя, месяц, год). Оценка по степени интенсивности плавания применяется чаще всего для характеристики нагрузки отдельного упражнения или проплыва. Например, если спортсмен проплыл на тренировке 6 км и из них 2 км с повышенной интенсивностью, то его тренировочная нагрузка будет оценена по объему в 33% интенсивности. Если спортсмен, имеющий возможность проплыть 100 м с максимальной скоростью за 60 сек., преодолел эту дистанцию за 75 сек., то интенсивность его проплыва оценивается в 80% от максимальной скорости.

Кроме того, в плавании иногда применяются оценки интенсивности нагрузки по субъективному ощущению усилий, по изменению частоты пульса, по темпу движений, по возникающим после нагрузки симптомам, вызванным легким, сильным иди очень сильным утомлением. И наконец, существует метод оценки интенсивности нагрузок по парциальным объемам упражнений различного физиологического воздействия. Это наиболее точный метод.

Восстановление организма спортсмена — существенный компонент тренировочного процесса. Важно не только непосредственное. действие выполняемого упражнения, но и воздействие его во время восстановлений организма спортсмена.

Выполнение тренировочных упражнений сопровождается рас-ходованием энергетических ресурсов организма. Это вызывает активизацию восстановительных процессов, которые начинаются еще во время выполнения упражнений и продолжаются во время последующего отдыха. При достаточном (по продолжительности и характеру) отдыхе восстановление не заканчивается на исходном уровне тренированности, а продолжается до фазы

сверхвосстановления, что сопровождается суперкомпенсацией энергетических ресурсов организма. При этом необходимое для повышения уровня тренированности сверхвосстановление организма зависит от величины действия и последействия упражнения (слишком малые нагрузки не вызовут суперкомпенсации) и от продолжительности отдыха [21].

Спортивная форма представляет собой наилучшую готовность спортсмена к достижениями своем виде спорта. В плавании, как и в других видах, спорта, спортивная форма проявляется в виде спортивного результата, превышающего уровень своего личного рекорда или близкого к этому уровню.

Развитие спортивной формы протекает в виде последовательной смены трех фаз: приобретения спортивной формы, ее сохранения (относительной стабилизации) и временной утраты.

Первая фаза (приобретение спортивной формы) обычно совпадает с первой половиной подготовительного периода. Достижение нового, качественно более высокого уровня развития физических качеств создает фундамент для новой спортивной формы.

Вторая фаза (сохранение спортивной формы) приходится чаще всего на конец подготовительного периода и на соревновательный период. Она характеризуется повышением спортивных результатов при некоторых колебаниях в уровне тренированности, вызванных волнообразностью нагрузок и участием в соревнованиях. Продолжительность этой фазы характеризуется качеством спортивной формы — стабильностью результатов, которые полностью зависят от прочности фундамента предшествующей подготовки. Накапливающееся к концу второй фазы физическое и психическое утомление может привести к снижению спортивной формы и к началу фазы ее утраты.

В третьей фазе (фазе утраты спортивной формы) происходит переключение на более низкий уровень функционирования организма. Это, как правило, сопровождается снижением тренировочных нагрузок.

Физическая подготовка пловца, по мнению Л.Э. Федорова [24], направлена на развитие и совершенствование его двигательных способностей, которые проявляются в многообразных навыках и умениях. Средствами физической подготовки являются физические упражнения и физический труд при неукоснительном соблюдении гигиенических правил и норм (режим повседневной деятельности, отдыха, сна, питания и т. д,).

Физическая подготовка пловца в свою очередь делится на общую и специальную. Общая физическая подготовка направлена на укрепление здо-ровья пловца, на его всестороннее развитие, на расширение функциональных возможностей организма. Эти задачи могут быть решены, если будут широко применяться разнообразные упражнения из других видов спорта, гимнастики, игр, туризма, а также средства общей плавательной подготовки [3].

Общая физическая подготовка является фундаментом для специальной физической подготовки, т. е. для узкоспециализированного совершенствования, обеспечивающего спортсмену высокие достижения к моменту проведения наиболее ответственных соревнований сезона. К средствам специальной физической подготовки пловца относятся упражнения

на суше, развивающие силу, гибкость, быстроту и выносливость, и специальные тренировочные упражнения в воде.

Техническая подготовка пловца направлена на изучение и совершенствование широкого круга навыков и умений во время занятий на суше и в воде, нахождение и отработку индивидуальной манеры («стиля») каждого спортсмена плыть кролем, брассом, дельфином, на спине или на боку.

Тактическая подготовка. Развитие физических качеств спортсмена, повышение его общей и специальной подготовленности, как и кропотливая работа над совершенствованием техники, помогают ему правильно ориентироваться в сложных ситуациях соревнований и быстро находить путь к достижению победы над равными по силам соперниками.

Морально-волевая подготовка спортсмена — сложный психологический процесс. Забвение в воспитательной работе нравственных принципов приводит к таким уродливым явлениям, как себялюбие, зазнайство, пренебрежительное отношение спортсмена к труду, противопоставление личных интересов интересам коллектива, нарушение спортивного режима.

Волевые качества, такие, как целеустремленность, самостоятельность и инициативность, настойчивость, решительность и смелость, выдержка и самообладание, не приходят сами собой. Для воспитания этих качеств необходима творческая работа педагога, направленная на то, чтобы занятия физической культурой и спортом стали подлинной школой мужества, школой воспитания воли человека.

Теоретическая подготовка спортсмена расширяет его кругозор по основным вопросам физической культуры и спорта, гигиены, врачебного контроля и самоконтроля, физиологии и ряда других дисциплин. Эти занятия позволяют ученику активно участвовать в планировании и анализе тренировочных упражнений, способствуют правильной оценке своих действий и заданий тренера [19].


ВЫВОДЫ

В результате проведенного эксперимента и анализа полученных данных нами были сделаны следующие выводы:

1. Анализ теоретических аспектов зарубежных и отечественных специалистов по проблеме физического развития детей 14-15 лет показал, что плавание благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему. Горизонтальное положение тела, а также циклические движение, связанные с работой мышц, давление воды на подкожное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела - все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работы. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца.

В результате занятий плаванием в сердечно-сосудистой системе происходят положительные изменения (в виде усиления сократительной способности мышечной стенки сосудов и улучшение работы сердца), которые ведут к более быстрому транспортированию крови, насыщенной кислородом, к периферическим участкам тела и внутренним органам, что способствует активизации общего обмена веществ.

При плавании дети находятся в состоянии гидростатической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела - это создает условия для нормирования нарушений осанки, увеличивает двигательные возможности и содействует их развитию. Показатель суммарной подвижности в суставах пловцов значительно выше, чем у других спортивных специализаций. Выполнение плавательных движений руками и ногами вовлекают в работу почти все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры.

Регулярные занятия плаванием являются мощным фактором воздействия на нервную высшую деятельность ребенка.

Действие температуры воды уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшает кровоснабжение мозга.

2. Комплексное использование трех методов тренировки — повторного, переменного и интервального — в случае выполнения 50% от объема всех скоростных упражнений в режиме одного из них и по 25% от объема в режиме двух других методов позволяет эффективно и целенаправленно воздействовать на повышение уровня скоростных возможностей и специальной выносливости спортсмена:

а) выполнение скоростных упражнений преимущественно в переменном режиме с чередованием скорости плавания от 70 до 85% от максимальной способствует повышению уровня скоростных возможностей пловца.

б) выполнение скоростных упражнений преимущественно в повторном режиме со скоростью плавания 95% от максимальной и выше и продолжительными интервалами отдыха между повторениями способствует повышению уровня специальной выносливости пловца.

в) выполнение скоростных упражнений преимущественно в интервальном режиме со скоростью плавания 85—90% от максимальной, с «жесткими», непродолжительными интервалами отдыха способствует повышению уровня как скоростных возможностей, так и специальной выносливости пловца. В этом случае наблюдается прямая и более тесная взаимосвязь между этими сторонами спортивной подготовленности, чем при плавании в других режимах.

3. Порядок использования исследуемых сочетаний методов тренировки на протяжении двух месяцев подготовительного периода при одинаковом

объеме плавания и доле скоростных упражнений во многом определяет эффективность тренировочных программ:

а) наилучшее сочетание режима: интервальный (преимущественно), затем повторный и переменный методы (повышение спортивного результата на 100 м в среднем на 2,4 сек.).

б) если преимущество отдается переменному методу, затем идут интервальный и повторный, эффект будет меньшим (повышение спортивного результата на 100 м в среднем на 1,0 сек.). В этом случае воздействие трениро-вочной нагрузки на организм пловца увеличивается постепенно (волнообразность отсутствует).

в) если преимущественно применять повторный метод, а затем переменный и интервальный, эффект получается наименьшим (повышение спортивного результата на 100 м в среднем только на 0,5 сек.).

Данные статистически достоверны (Р < 0,05)

 


ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Проведенные нами исследования, их результаты, обработка и обобщение, а также полученные выводы позволили нам сделать следующие практические рекомендации для тренеров по плаванию, занимающихся с пловцами первого спортивного разряда:

1. Для каждого пловца всегда необходимо планировать наиболее благоприятный режим перенесения скоростной нагрузки. При этом надо учитывать следующие методические правила:

а) продолжительность каждой части упражнения (каждого повторения) не должна превышать 1 мин (проплывание отрезков до 50—75 м);

б) интервалы отдыха могут устанавливаться в пределах 30— 90 сек;

в) скорость плавания на отрезках может быть в пределах 85— 95% (но не максимальная).

2. Для более успешного совершенствования техники в переменной тренировке рекомендуется скоростные отрезки проплывать основным способом, а отрезки активного отдыха — дополнительным.

3. Основное воздействие на организм пловца при повторном методе оказывают суммарный объем и интенсивность нагрузки. Повторно можно проплывать различные отрезки и дистанции, включая и основную.

4. В заключении мы хотим обратить внимание на то, что правильно подобранные по величине и режиму выполнения тренировочные нагрузки приводят к положительным сдвигам в уровне тренированности и улучшению спортивных результатов. Завышенные или заниженные объемы и интенсивность упражнений, неправильное соотношение работы и отдыха ведут к снижению уровня тренированности и спортивных результатов.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абсалямов Т. М., Тимакова Т. С. Научное обеспечение подготовки пловцов: Педагогические и медико-биологические исследования. — М.: Физкультура и спорт, 2000. — 191 с.

2. Булгакова Н.Ж. Плавание: Учеб. для ин-тов физ. культуры — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 320с.

3. Булгакова Н.Ж., Воронцов А.Р., Дырко В.В., Соломатин В.Р., Кузнецова Т. П., Сидоров Н.Н. Динамика физических качеств и функциональных возможностей мальчиков-пловцов как основа для построения многолетней спортивной подготовки //Теория и практика физ. культуры. — 1987. — № 1. — С. 28—30.

4. Вржесневский В.В. Тренировка пловцов в соревновательном периоде //Плавание. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — Вып. 1. — С. 13—15.

5. Вржесневский В.В. Плавание: Учеб. для техникумов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 336 с.

6. Дмитриев А.К. Плавание: Учеб. для пед.фак. ин-тов физ. культуры — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 392 с.

7. Инясевский К.А. Тренировка пловцов высокого класса. — М.: Физкультура и спорт, 2001. — 224 с

8. Инясевский К.А. Плавание: Метод, пособие для преподавателей и студентов вузов. — М.: Высшая школа, 2003. — 183 с.

9. Иссурин В.Б. Направления и результаты зарубежных исследований по плаванию //Теория и практика физ. культуры. — 1985. — № 8. — С. 65—67.

10. Калинина С.В. Внедрение результатов науч.-исследовательских и педагогических исследований в практику //Теория и практика физ. культуры. — 1988. — № 3. — С. 61—64.

11. Капшученко Л.Д. Некоторые взгляды на дальнейшее совершенствование методики тренировки спринтеров //Плавание. — М.: Физкультура и спорт, 1992. — Вып. 2. — С. 87.

12. Единая спортивная классификация Российской Федерации: 1997—2002гг. — М.,1997. — С. 72—75.

13. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов (основы теории и методики воспитания). — Изд. 2-е. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 200 с.

14. Иванченко Е.И, Красиков А.Ф. Подготовка пловцов высокой квалификации: Метод, рекомендации. — Мн., 1997. — 16с.

15. Иванченко Е.И. Наука о спортивном плавании (Планирование подготовки, контроль и совершенствование техники, силы, гибкости, выносливости, скорости, управление спортивной тренировкой): Учеб.-метод. пособие. — Мн.: АФВиС РБ, 2003. — 168 с.

16. Лопухин В.Я. Пятьсот статей по плаванию в журналах «Теория и практика физической культуры» //Теория и практика физ. культуры, 1995. — № 11. — С. 24, 37—38.

17. Булгакова, Н.Ж. Обучение плаванию в школе / Н.Ж. Булгакова. - М.: Просвещение, 1974г. - С.5-13.

18. Булгакова, Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физическая культура и спорт, 1962г. - С. 84-88.

19. Булгакова, Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора / Н.Ж. Булгакова. - М.: Просвещение, 1971г. – С. 74-83.

20. Бутович, Н.А. Плавание: Учебное пособие / Н.А. Бутович. - М.: Физкультура и спорт, 1962г.- С. 12-14,83-85.

21. Ганчар, И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания / И.Л. Ганчар. Учеб. - Мн.: Четыре четверти; Экоперспектива, 1998г. - С. 34-42,45-59.

22.Зациорский, В.М. Биомеханика плавания: Зарубежные исследования (Перевод с английского под редакцией В.М. Зациорского). - М.: Физкультура и спорт, 1981г.- С. 21-23, 102-105.

23. Каунсилмен, Д. Наука о плавании (сокращенный перевод с английского Э.А. Голубевой). - М.: Физкультура и спорт, 1972г. - С. 7-9, 214-215.

24. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания том 1/ Т.Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 424 с.

25. Макаренко, Л.П. Подготовка юных пловцов / Л.П. Макаренко. - М.: Физкультура и спорт, 1974г.- С. 83-89.

26. Макаренок, Л.П. Юный пловец: Учебное пособие для тренеров ДЮСШ / Л.П. Макаренок.- М.: Физкультура и спорт,1983г. - С. 54-57, 89-91.

27. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физическая культура и спорт, 1990г. - стр. 542.

28. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры: Методические рекомендации в помощь учителю и родителям // Витебская обл. институт усовершенствования учителей. - Витебск, 1993г. - стр. 10.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.