Влияние занятия плаванием на физическое развитие. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Влияние занятия плаванием на физическое развитие.

2019-11-11 170
Влияние занятия плаванием на физическое развитие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под понятием физическое развитие понимают процесс становления и изменения биологических форм и функций организма человека, совершающийся ем условий жизни, воспитания.

При занятиях спортом и физической культурой, в том числе плаванием, необходимо учитывать закономерности развития и формирования растущего организма [17].

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12 - 15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает к 20 годам [28].

Для плавания имеет большое значение хорошая плавучесть тела. Дети, как правило, обладают лучшей плавучестью, чем взрослые, за счет меньшего удельного веса [23].

Подвижность и гибкость в суставах позволяет ребятам быстрее осваивать технику спортивных способов плавания. Причем техника эта рациональна и экономична, так как хорошая плавучесть позволяет не тратить силы на поддержание тела у поверхности воды, а отдать максимум энергии на продвижение вперед [22].

Известно также, что успехи в плавании во многом зависят от гидродинамических качеств плывущего, таких как поверхность и форма тела. Они определяют плавучесть, обтекаемость, устойчивость равновесия и другие качества пловца. Тело ребенка имеет лучшую обтекаемость и создает меньшее сопротивление при движении в воде. Поперечное сечение тела у ребенка меньше, чем у взрослого, что также уменьшает сопротивление воды. [19].

У детей среднего школьного возраста уже достигнуты уровни физической подготовленности и развития, а потому в связи с этим, появилась возможность тонко анализировать мышечные ощущения и механизмы центральной нервной регуляции, при этом наблюдаются значительные отставания у них в физиологической зрелости внутренних органов. Кроме того, учитывая склонность подростков к переоценке своих сил и возможностей, следует исключать на занятиях с ними упражнения, которые могут быть причиной перенапряжений и, как правило, способствовать спортивному травматизму [25].

Позвоночник ребенка выпрямляется, но еще очень податлив и гибок, что может обусловить нарушение осанки. Легкая степень х-образного искривления ног или плоскостопия, выявляющиеся перед началом учебы в школе, подвержены коррекции в первые годы учебы. Двигательная активность детей становится все более целенаправленной и разносторонней. Наиболее важным событием подросткового возраста является пубертатный период, а поскольку его начало и продолжительность широко варьируют, то рациональнее выделять ранний, средний и поздний периоды подросткового возраста как стадии полового развития, поскольку они отражают индивидуальные особенности, а не хронологический возраст. К сожалению, многие физиологические и другие показатели, характеризующие подростковый период, приводятся в соответствии с возрастными критериями, что значительно ограничивает их потенциальную ценность. В этот период можно выделить сначала замедление темпов роста в длину в 8-10 лет, а затем его ускорение в 11-15 лет, это так называемое второе вытягивание (второй «скачок» скорости роста) – у девочек в 10-11,5 лет и у мальчиков в 13-15,5 лет. Этот период ускоренного роста продолжается у разных индивидуумов неодинаковое время (у одних 1,5-2 года с высокими показателями темпов прироста, а у других – 3-5 лет), сроки вступления детей в период интенсивного роста чрезвычайно варьируют [28].

Организация занятий по плаванию включает выбор и подготовку места для занятий, обеспечение безопасности занимающихся, построение занятий и руководство группой.

Место для занятий должно соответствовать рассмотренным выше требованиям. Если оно не отвечает нормам безопасности и гигиены, то занятия по плаванию в таком месте проводить нельзя.

Каждое занятие по плаванию должно проводиться на основе определенных программ и решать конкретные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи. Качество его проведения зависит от соответствия формы занятия его содержанию. В связи с этим большое значение имеет построение занятия. Правильная его организация обеспечивает достижение поставленной цели и является основой предотвращения несчастных случаев [17].

Занятия по плаванию могут проводиться в форме массовых купаний и развлечений на воде и в форме различных по типу уроков: учебных, игровых, учебно-тренировочных, тренировочных и контрольных.

Организация занятий плаванием начинается с комплектования групп.

В условиях бассейна один преподаватель может проводить занятие с группой из 10—15 человек, а в условиях природного водоема — с группой из 8—10 человек. При этом чем выше спортивная квалификация пловцов, тем меньше должна быть группа. Если с группой работает несколько преподавателей (один из них обязательно должен быть ведущим) или если преподавателю помогают помощники, подготовленные из числа пловцов, то количество занимающихся в ней может быть 25 и более человек. Проведение занятий одним человеком в нескольких группах одновременно недопустимо даже при очень хорошей организации занимающихся [18].

При организации занятий плаванием необходимо соблюдать учебные нормы количества пловцов для различных бассейнов. Так, в бассейне длиной 50 м должно плавать на одной дорожке не более 10 человек, а в бассейне длиной 25 м — не более 6 человек. Количество занимающихся в других бассейнах определяется в зависимости от их размеров и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами [20].

При организации занимающихся плаванием необходимо прежде всего учитывать, что возможности ориентировки человека в воде значительно хуже, чем на суше. Обучаемые плохо различают направление своего движения в воде, а также не всегда видят и слышат преподавателя. У занимающихся плаванием может ухудшаться восприятие, что мешает понимать указания преподавателя. У начинающих это может быть в связи с возникающим в воде эмоциональным возбуждением, а у спортсменов — в связи с утомлением, монотонностью движений и однообразием внешних раздражителей. Поэтому в занятиях по плаванию обычно предусматривается предварительное объяснение и выполнение упражнений на суше, а также предварительное разъяснение занимающимся порядка выполнения всех упражнений в воде [21].

Занятия по плаванию необходимо проводить регулярно и не реже 2—3 раз в неделю, иначе не достигается необходимый уровень адаптации к водной среде, из-за чего ученики плохо осваивают упражнения в воде.

При плавании затруднено взаимное общение занимающихся. Находясь в воде, каждый из них плохо видит, как выполняют упражнения другие. В связи с этим для действенного показа упражнений в воде требуется специальная организация занимающихся [28].

При размещении их в бассейне важно учитывать, что изменение вертикального положения тела на горизонтальное резко увеличивает размеры площади, занимаемой каждым пловцом и соответственно всей группой в целом.

Плавание, как и любой другой локомоторный акт, требует достаточно большого пространства для перемещения. Особенно большие расстояния приходится преодолевать пловцам на тренировках. По сравнению с занимающимися другими циклическими видами спорта пловцы находятся в худших условиях, так как место их занятий имеет относительно небольшие размеры. Пловцам приходится многократно выполнять повороты и плыть в обратную сторону. Преодолеть монотонность таких упражнений в определенной мере можно, меняя форму организации занятия и способы организации самих учащихся.

На учебных занятиях по плаванию многократные повороты целой группы занимающихся неизбежно нарушают порядок выполнения упражнений, что требует дополнительных команд и постоянного управления детей.

Различные по содержанию занятия требуют определенной их организации. В соответствии с методикой физического воспитания организация деятельности занимающихся в процессе построения занятия должна иметь три последовательные части: подготовительную, основную и заключительную. Соответственно функциональному состоянию занимающихся различаются следующие периоды: 1) предрабочее состояние, 2) врабатывание, 3) устойчивое состояние, 4) снижение работоспособности. [26].

Подготовительная часть занятий в плавании выходит за рамки урока. Организация занимающихся перед уроком в плавании имеет особое значение. Перед первым уроком следует обязательно объяснить занимающимся правила безопасности, гигиены прохода в бассейн и поведения на занятиях. В дальнейшем выполнение всех этих правил и соблюдение необходимого порядка в бассейне должно постоянно контролироваться. Соблюдение установленных правил является основой предотвращения несчастных случаев на воде.

Подготовительные занятия направлена на организацию занимающихся и подготовку их к выполнению главных его задач.

Основная часть, обычно посвящена изучению нового учебного материала одновременно с совершенствованием физических качеств. Задачи этой части урока решаются в определенной последовательности. Новый учебный материал изучается в следующем порядке: ознакомление, детализированное разучивание и совершенствование. Упражнения, направленные на развитие физических качеств, обычно даются в такой последовательности: упражнения на быстроту, на силу и выносливость. Построение основной части занятия в зависимости от воздействия может иметь комплексную или избирательную направленность. Основная часть обычно занимает наибольшее время урока.

Заключительная часть, предусматривает снижение физической нагрузки, подведение итогов занятия, сообщение домашнего задания и организованный уход занимающихся из бассейна. Как уже говорилось, более интересным и эмоциональным позволяют сделать урок по плаванию игры в воде [17].

Характерная особенность занятия по плаванию — выделение частей его, проводимых на суше, и частей, проводимых в воде. Подготовительная часть обычно проводится на суше, основная — в воде, а заключительная — в воде и на суше. Организация и методика проведения частей урока на суше обычно не отличаются от общепринятых для уроков физической культуры форм. Организация же и проведение занятий в воде имеют свою специфику.

Занятия в воде начинаются с организации входа занимающихся в воду. Входить в нее можно по лестнице или прыжком. При начальном обучении плаванию вход в воду должен осуществляться наиболее простыми способами и не вызывать у занимающихся страха. В процессе дальнейших занятий необходимо использовать вход в воду для разучивания различных вариантов прыжков в воду и для изучения и совершенствования стартового прыжка.

Занятие по плаванию можно проводить, пользуясь фронтальным, групповым и поточным методами организации занимающихся. При этом они могут выполнять задание одновременно или поочередно, а также слитно или раздельно. Организация занимающихся может осуществляться преимущественно одним методом или (что бывает чаще) путем комплексного использования всех трех методов [21].



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.