Общая характеристика учебного предмета «Изобразительная деятельность» — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общая характеристика учебного предмета «Изобразительная деятельность»

2019-11-11 146
Общая характеристика учебного предмета «Изобразительная деятельность» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Класс

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом Программы «Изобразительная деятельность» Л.Б. Баряевой, А.П. Зарина.

Включение изобразительной деятельности в программу начального обучения детей с выраженной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.

Цель: обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно‑двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире

В процессе обучения изобразительной деятельности детей на этом этапе решаются следующие задачи:

– продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности;

– закреплять умение пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.;

– продолжать учить рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, создавать сочетания прямых и наклонных линий;

– продолжать учить рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы;

– учить рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) по точкам, шаблонам и самостоятельно;

– закреплять в процессе изобразительной деятельности представления об основных цветах: красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный;

– продолжать формировать пространственные представления: ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, середина;

– учить ориентироваться на листе бумаги (от низа, середины, угла листа);

– продолжать формировать представления о величине (большой‑маленький, высокий‑низкий, толстый‑тонкий); продолжать учить детей самостоятельно раскрашивать красками поверхность листа;

– учить раскрашивать контурные изображения красками, карандашами, фломастерами;

– закреплять навыки и умения работы цветными карандашами и красками;

– учить рисовать кистью, применяя приемы примакивания и касания кончиком кисти;

– продолжать развивать умение выполнять ритмичные движения в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;

– продолжать учить рисовать краской, карандашами, фломастерами без задания;

– учить узнавать собственные мазки на бумаге, называть изображение словами или звукоподражаниями; продолжать учить выполнять аппликации (накладывание на трафареты, вкладывание в прорези соответствующих деталей, наклеивание готовых и вырезанных самостоятельно форм);

– учить выполнению равной аппликации;

– закреплять приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), штрихов, мазков, точек;

– продолжать учить в процессе декоративного рисования использовать яркие, сочные цвета в разном сочетании;

– закреплять умение работать с пластилином, глиной в соответствии с основными правилами (лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки);

– продолжать учить обследовать предмет перед лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы;

– закреплять приемы работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);

– формировать умение работать вместе с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ.

 

Описание места учебного предмета «Изобразительная деятельность»

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 0,5 часа в неделю (индивидуальное домашнее обучение), 17 часов в год.

 

Содержание учебного предмета

Рисование точек, штрихов кистью разной ширины, тампонами из поролона (ваты): «Идет дождь», «Снег», «Падают листья» и др.

Раскрашивание кистью разной ширины, тампонами из поролона (ваты), губкой круговыми (вертикальными, горизонтальными) движениями листа бумаги с последующим его использованием, например для аппликации или игры: зеленый цвет – «Луг», «Полянка»; синий цвет – «Небо», «Озеро», «Река»; желтый цвет – «Осень»; черный цвет – «Дорога», «Ночь» и т. п.

Рисование по трафарету изображений знакомых предметов и соотнесение изображений с реальными предметами (игрушки, овощи, фрукты и др.).

Рисование по трафарету геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник) с последующим их раскрашиванием. Создание композиции из геометрических фигур на плоскости листа.

Рисование геометрических фигур по опорным точкам (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал) с последующим их раскрашиванием цветными карандашами, фломастерами, красками или штриховкой (вертикальные, горизонтальные, прямые линии).

Рисование по трафарету знакомых предметов симметричной формы с дорисовыванием второй половины самостоятельно или по опорным точкам (морковь, огурец, яблоко, груша, игрушки, геометрические фигуры и др.) с последующим их раскрашиванием.

Создание узоров и изображений предметов из геометрических фигур, нарисованных по трафаретам («Коврики», «Снеговик», «Будка для собаки», «Скворечник», «Елочки в лесу», «Грузовик» и др.).

Рисование орнамента из геометрических фигур и растительных форм.

Тематическое рисование красками, фломастерами, карандашами.

Рисование по трафарету знакомых цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

Рисование по трафарету знакомых букв А, О, У, С, М, X, Ш, Л, Ы, Н, П, Т, Р, К, И, 3.

Аппликация из готовых геометрических фигур. Предметная аппликация из вырезанных целых предметов и деталей. Аппликация из чередующихся геометрических фигур и других элементов (по цвету, форме, величине) на листе, в полоске, в круге.

Тематическая аппликация из бумаги (вырезанные части и рваные кусочки): иллюстрации к сказкам, стихам, рассказам, а также темы, предусмотренные для занятий рисованием.

Аппликация из природного материала: «Листопад», «Бабочка» (из листьев, с дорисованными усиками) и др.

Композиции, построенные на сочетании рисования и аппликации, например конура из квадрата и прямоугольника и нарисованная по трафарету собака; наклеенное дерево и нарисованные самостоятельно красками листья, а под деревом по трафарету изображен ежик и т. п.).

Лепка предметов разной формы: «Конфеты» (шарики, палочки, батончики), «Овощи» (помидоры, огурцы, картошка и др.), «Фрукты» (яблоки, апельсины, лимоны), «Бублики» и т. п. с последующим их раскрашиванием и использованием в игре или на уроках математики.

Лепка предметов, состоящих из нескольких частей: снеговика, неваляшки, мишки, зайца, пирамидки, башенки и др. Лепка персонажей сказок.

 

Тематическое планирование с определением основных

Печатные пособия

· Пособие «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: Владос; М: 2010

 

Класс

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом Программы «Изобразительная деятельность» Л.Б. Баряевой, А.П. Зарина.

Включение изобразительной деятельности в программу начального обучения детей с выраженной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.

Цель: обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно‑двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире

В процессе обучения изобразительной деятельности детей на этом этапе решаются следующие задачи:

– продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности;

– закреплять умение пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.;

– продолжать учить рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, создавать сочетания прямых и наклонных линий;

– продолжать учить рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы;

– учить рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) по точкам, шаблонам и самостоятельно;

– закреплять в процессе изобразительной деятельности представления об основных цветах: красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный;

– продолжать формировать пространственные представления: ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, середина;

– учить ориентироваться на листе бумаги (от низа, середины, угла листа);

– продолжать формировать представления о величине (большой‑маленький, высокий‑низкий, толстый‑тонкий); продолжать учить детей самостоятельно раскрашивать красками поверхность листа;

– учить раскрашивать контурные изображения красками, карандашами, фломастерами;

– закреплять навыки и умения работы цветными карандашами и красками;

– учить рисовать кистью, применяя приемы примакивания и касания кончиком кисти;

– продолжать развивать умение выполнять ритмичные движения в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;

– продолжать учить рисовать краской, карандашами, фломастерами без задания;

– учить узнавать собственные мазки на бумаге, называть изображение словами или звукоподражаниями; продолжать учить выполнять аппликации (накладывание на трафареты, вкладывание в прорези соответствующих деталей, наклеивание готовых и вырезанных самостоятельно форм);

– учить выполнению равной аппликации;

– закреплять приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), штрихов, мазков, точек;

– продолжать учить в процессе декоративного рисования использовать яркие, сочные цвета в разном сочетании;

– закреплять умение работать с пластилином, глиной в соответствии с основными правилами (лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки);

– продолжать учить обследовать предмет перед лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы;

– закреплять приемы работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);

– формировать умение работать вместе с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ.

 

Общая характеристика учебного предмета «Изобразительная деятельность»

Основной формой обучения изобразительной деятельности в школе является урок. В процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью он должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму: независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать несколько видом деятельности, например лепку и аппликацию; игра и рисование; рисование и аппликация; рисование и конструирование; аппликация, конструирование и игру и т. п. Это особенно важно на первых этапах обучения ребенка, когда он не в состоянии сосредоточить внимание в течение всего урока на одном виде деятельности. Кроме того, такое построение работы позволит формировать у учащихся понимание того, что предмет может быть изображен с помощью разных средств, в плоскости и объеме, и, несмотря на различия, это будет один и тот же предмет.

 В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Индивидуальный подход должен органично сочетаться с фронтальной работой.

Работа по изобразительной деятельности включает: рисование, лепку, аппликацию. Каждая тема может быть реализована в течение двух‑трех уроков. Содержание уроков планируется таким образом, чтобы учащиеся могли один и тот же материал изучить при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала.

Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово – стихи, загадки и др.

Важным элементом урока изобразительной деятельности является музыка. Она создает особый эмоциональный настрой, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.