Каким бы я хотела видеть свое село? — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Каким бы я хотела видеть свое село?

2019-11-11 320
Каким бы я хотела видеть свое село? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мое любимое село

 

 

Исследовательская работа  на  XVI областную  конференцию

«ЖИВИ, КУЗНЕЦКАЯ ЗЕМЛЯ!»

 

                                                         Номинация «Летопись родного края»

                                                      

                                                   Автор:

 Солонина Людмила, обучающаяся 11 класса

            МОУ «Раздольинская ср.общеобразовательная школа»

                  т.о. «Я и компьютер» ДТДиМ

 

 

Руководитель:

Неподкосова  Инна  Викторовна,

педагог дополнительного образования

Адрес: 652352, Кемеровская область,

Топкинский район, п.Раздолье,

ул.Хорошеборская, 10

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3 Немного о Топкинском районе……………………………………………..............4

Географические особенности………………………………………………………7

История Хорошеборки……………………………………………...........................8

Знатные люди села…………………………………………………………............14

Степанов Николай Петрович – герой Советского Союза………………..............14

Щербинина Тамара Фадеевна……………………………………………………..16

Традиции села сегодня……………………………………………………............18

Каким бы я хотела видеть свое село?......................................................................19

Заключение………………………………………………………………………….20

Список источников и литературы…………………………………………............21

Приложения…………………………………………………………………...........22

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Я живу в красивом селе Хорошеборка.

Наша деревня очень старая и имеет богатейшую историю, поэтому ее изучение является очень ценным и интересным.

К сожалению, в настоящее время в Хорошеборке быстро уменьшается население: люди уезжают в город, в соседний поселок Раздолье, где в настоящее время есть больше социальных объектов, необходимых для жизни. В селе строится много дач.

Людей, знающих ценную историческую информацию становится все меньше, поэтому собрать и записать ее является очень актуальным.

Цель исследования: изучить историю села Хорошеборка.

Исходя из цели данной работы, предоставляется необходимым решить следующие задачи:

- выяснить историю с. Хорошеборки;

- собрать и записать информацию о знатных людях села;

- изучить некоторые современные традиции села.

Объектом исследования  является с. Хорошеборка Топкинского района.

Практическая значимость исследования.  С созданной работой выступали в Раздольинской школе на классных часах в 5-11 классах по теме: Моя малая родина; а также материал использован для создания стенда, посвященного 60-летию Победы в ВОВ. Материалы могут быть использованы для создания музея в селе Хорошеборка.

                    

 

ИСТОРИЯ ХОРОШЕБОРКИ

         

По ряду литературных источников можно предположить, что Хорошеборка основана  во второй половине 17 века крестьянами из европейской России.

Доказательством является найденная уже в настоящее время могила 1700 года жителями села Хорошеборка. Но, однако, главная роль в основании села принадлежит Томскому Алексеевскому мужскому монастырю.  

Он имел обширные земли по рекам Томи, Паче, Писаная (правый берег) и с охотой селил на них и гулящих людей: казаков и служилых. Так образовались монастырские селения, среди которых была и д.Хорошеборская. Как мы выяснили, что как только монастырь стал заселять эти земли, жившие там крестьяне (староверы) ушли.

Люди монастырских селений часто встречались с воинственными тюрками-кочевниками государства Большой Улус. Происходили стычки. Противники воевали друг с другом. Среди крестьян селения Хорошеборского были Старинщиковы (не от этих ли Старинщиковых продолжился род Старинчиковых, которые проживали позже в Хорошеборке?), Толстовы. И до 1917 года деревню называли Толстова.

Паралельное имя Подхорошая, т.е. расположена около хорошего бора. После 1917 года входила в состав Тарсьминской волости Кузнецкого уезда Томской губернии. А еще 1782 году была приписана к заводу Сосновского ведомства. В 1811 году д. Хорошеборка «числится с населением в 23 души мужчин». В 1859 году было 129 жителей, 34 хозяйства. В 1911 г. – 411 жителей, 85 хозяйств. В 1904 году – 74 двора, 198 душ мужчин, 186 женщин, две торговые лавки, мельница, во владении – 12375 десятин земли, в 1968 году – 627 жителей, 180 хозяйств (8).

В 1924 году Хорошеборка окончательно входит в состав Топкинского района. А до этого в 1922-23 году была построена первая деревянная школа (сначала была начальной) (см. приложение 9.1), еще раньше – изба-читальня, которой заведовал Панамарев Сергей Никитович.                                     В 1926 году было - 282 хозяйства, 645 мужчин, 713 женщин. Появился Центральный Сельский совет, библиотека, сельское кооперативное товарищество, лавка.

Оказывается, с 1929-30 года школ стало две: «белая» и «красная». «Белая» - в ней расселились 1-4 классы и располагалась она в бывшем доме купца Сырова. «Белая» - вероятно так называлась, потому что была покрашена в белый цвет. 

«Красная» школа – в ней учились в старших классах: 5-7 классы (позднее, в 40-ых годах обучение было организовано с 1 по 9 классы). Название «красная» школа – потому что появилась во времена Советской власти (красный цвет был главным цветом власти) – эту информацию предоставил житель Хорошеборки Козлов Павел Никитович.                   

Первоначально все эти годы в деревне жили единоличники: богатые и победнее. Нами выяснено, что богатыми числились купец Сыров Листар Ифденович (а звали его – Маканя), Матвей Троегубов. «Маканя» Сыров имел свой магазин (фундамент заметен и сейчас), мельницу, свои пахотные земли, держал скот. Использовал в своем хозяйстве наемный труд. Когда началось раскулачивание, бежал с семьей, оставив все свое богатство: земли, дом, магазин, мельницу. У Троегубова была так называемая крупорушка («крупу рушить») – мельница по очистке проса, гречихи. В то время жители деревни выращивали просо, гречиху. За пользование мельницей люди платили Матвею Троегубову тем, что отдавали часть своего урожая. В период раскулачивания его с семьей выслали в Нарым. А имущество передали в пользование колхозу.

В Хорошеборке сохранился дом зажиточного крестьянина, возраст которого (см. приложение 9.2) более 100 лет. Сделан дом из лиственницы: бревна в диаметре 60 сантиметров.

 В данный момент в нем никто не проживает, но дом пригоден для жилья. До 1917 года со слов самого старого жителя Хорошеборки Воронкова Ивана Александровича – сейчас ему 95 лет существовало пять водяных мельниц, которые люди так и называли по имени или фамилии человека, кому они принадлежали: Левкина мельница (владелец Кривоногов),                               Шилова мельница (владелец Шилов). Филькина мельница, Сыровская мельница (владелец – Сыров «Маканя»), Торопова мельница (владелец Торопов). И сегодня заметны «следы» (водолеи) этих мельниц.

   Еще в 1921 году по деревне проходил  отряд Колчака. Штаб разместился у богатого человека деревни – Троегубова Матвея. Белогвардейцы жестоко издевались над жителями: два молодых парня (один – сын Троегубова, другой – его друг), был повешены на воротах своих домов. Одного человека – расстреляли. А как услышал колчаковцы, что недалеко находятся красноармейцы, забрали всех лошадей из деревни и быстро уехали в сторону г. Тайги (из воспоминаний Пушкина Леонида Николаевича, ему об этом рассказывал отец).

В 1930 году образовался колхоз. В деревне Хорошеборка образовалось два колхоза. Река Стрелино делила колхозы.

На левом берегу был колхоз имени Калинина. На правом берегу – имени Ворошилова. Председателем колхоза им. Ворошилова был Иван Ксенофонтович Скугорев, затем с 1946 года – Сурменко Андрей Иванович. Председателем колхоза им. Калинина – Федор Степанович Панферов (офицер Советской Армии).

Активным агитатором людей по вступлению в колхоз был молодой

20-летний парень Иван Воронков.

  Первый трактор в колхозе им. Калинина появился в 1930 году, и работал на нем Старинчиков Иван, он учился на тракториста в г. Топки, а на учебу его послал колхоз.

В каждом колхозе имелось: кузница, свинарник, птичник, сушилка. Дойного рогатого скота было примерно около 100 голов;

одна доярка доила семь коров, дойка была ручная. Имели пасеки, мельницы, молоканки, общие огороды, богатые сады. Продукцию возили в город на базар, торговали в городах Топки и Кемерово. Молоко перерабатывали в масло, сметану, творог и возили в село Зарубино. В связи с укрупнением хозяйств в 1950 году колхозы объединились в один большой колхоз имени Калинина. Председателем колхоза стал Сурменко Андрей Иванович (см. приложение 9.3). В колхозе имени Ворошилова засевали зерновыми всего 200 гектаров, здесь – 2700… Андрей Иванович думал, что никогда не накормит людей хлебом. Но дела пошли не плохо. И уже в 1951 году колхоз стал миллионером. Хозяйство имело доход полтора миллиона рублей в год (10).

В 1952 году молодые парни построили электростанцию,  и в деревне замигали огоньки (см. приложение 9.4).

 Колхоз изготавливал свой кирпич. В 1947 году Николай Агаркин построил «кирпичный завод» будучи еще в колхозе им. Калинина. Завод представлял собой яму в земле, а в ней печи для обжига кирпича. И работал на этом заводе сам Агаркин – получал свои трудодни. В конце 50-ых годов кирпич стали возить с города, и завод утратил свое значение.

В начале 50-ых годов на р. Хорошке Топкинский пищекомбинат построил дегтярный завод. Были установлены котлы, проведены железные трубы, по которым и стекал деготь, скипидар. Продукцию вывозили в г. Топки а также продавали местным жителям. Просуществовал завод немного – 2 года. Закрыт он был по причине того, что вокруг стали засыхать березы.

 За полтора года (1957 – 1958 год) был построен клуб – Дом культуры

им. Калинина (см. приложение 9.5). Строила нанятая бригада по нации – армяне. Возили камни с мельничной горы. Когда уже завершилась работа, то с крыши упал молодой парень и разбился. На втором этаже была расположена библиотека, справа у окна стояли стеллажи с книгами, а следующие три окна – был большой читальный зал.

А последнее окно - контора.

 На первом этаже расположили медпункт, почту и клуб. Название было написано алебастром. В открывшемся медпункте работала молодой фельдшер Анна Федоровна Белякова. А на почте хозяйничала Аполинария Ивановна Бессонова. Первым завклубом была Скробот (в дальнейшем Сидоренко) Галина Ивановна. Вспоминает Галина Ивановна, что когда зашла первый раз в клуб, то увидела три картины: «Три богатыря», «Охотники на привале», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

 Еще в старой библиотеке работала Лукашова Екатерина Потаповна, после нее работала Сидоренко Галина Ивановна. Потом Расолова Валентина, Барчукова – Гриценко Ольга Алексеевна, Громыко Наталья Андреевна, Петренко Татьяна Афанасьевна, Солонина Раида Николаевна.

А совсем незадолго до этого, не замечая усталости, люди из-за дня в день ходили на работу в поле. Несли с собой еду, грабли и косы. Шли весело, с песнями. Руками косили траву и убирали сено в стога. Техники не было. Колхозники работали от зари до зари. А дома – семья и свое хозяйство. Для своего хозяйства люди косили ночью. После уборки сена, начинали заготавливать силос. К этой работе были привлечены даже школьники Они расчищали территорию от сучьев и веток в лесу, чтобы взрослые могли косить траву. Школьники на подвозах возили скошенную траву в силосные ямы, уплотняли ямы на конях. Дети в это время были освобождены от уроков. Работали бригадами. Часто приходилось ночевать в поле. Вечерами с полей доносились плавные песни работников.

Когда на поле появилась техника, колхозникам стало легче. Но работы хватало. Появились первые плуги, кони отошли на второй план. Трактора пахали землю, комбайны убирали зерно, но с комбайнов зерно выгружали вручную и возили на конях. Солому из-под комбайна скидывали в копны. Колхоз также имел несколько сотен голов скота. Он распределялся на гурты. У каждого гурта была своя бригада: доярки и скотники.

Скотники пасли скот, а доярки доили коров. Дойка была руна, доярки ходили доить коров несколько километров от деревни, с собой несли ведро и стульчик.

Когда колхоз стал один, ранней веной колхозники выходили в поле, сеяли овес, пшеницу, рожь. Первым бригадиром полеводческой бригады был назначен Сидоренко Митрофан Григорьевич (см. приложение 9.6).              За добросовестный и самоотверженный труд в колхозе он был награжден орденом «Трудового Красного знамени»,

в 1956 году – медалью «за освоение целинных земель». Митрофан Григорьевич три раза выезжал на всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ, позднее ВДНХ).  Постановлением главного комитета ВСХВ награжден малой серебряной медалью за получение нового сорта высокоурожайной кукурузы. Награду вручал сам Н. С. Хрущев.

В колхозе успешно развивались животноводство, пчеловодство. Держали крупный рогатый скот, овец, выращивали свиней, кур. Прибыль колхозу приносили овцы, которые отличались тонкорунной шерстью. Молодняк продавали другим хозяйствам. Выручали и пасеки. Их было четыре. Первыми пчеловодами были Петр Иванович Купцов и Потапов Лева. Была в Хорошеборке и большая конеферма. Колхозники имели также обильные колхозные огороды, в которых выращивали огурцы, помидоры и другие овощи. Но, несмотря на большие доходы колхоза, колхозник должен был сдавать государству госпошлину: яйцо, мясо, масло, шерсть и т.д. За хорошую работу отличившихся награждали деньгами, часами, платками, медалями (за освоение целинных земель). В том числе медалями были награждены Старинчикова В. И., Баранова Н. Т., Шайдуло М. Ф., Федотова Н. Т., Трофимова М. М. (см. приложение 9.7).

 Когда колхозникам стали выдавать паспорта, рабочие места стали редеть. В деревне оставались самые закоренелые жители.

В 1962 году Хорошеборка стала отделением Хорошеборского совхоза.

Центральная усадьба – Раздолье. Автобус пустили в деревеньку в 1989 году. Старушки стояли на остановке и плакали, ведь все, что было при колхозе: сушилка, молоканка, сады и огороды, мельница и птичник – все было порушено. Зато проложили дорогу.

 Работала почта, еще в 1962 году почту доставляли на конях с Зарубина. А с 1967 стали возить с Раздолья.

 В 1984 году появились в селе улицы. И на конвертах в строке улица жители стали указывать Молодежная, Школьная и т.д. А ведь раньше Хорошеборка делилась на края: Толстовский край – самый старый

 (в этом краю жил и трудился род Толстовых), Сыровский (проживали богатые люди Сыровы), Воронковский (проживали Воронковы), позже появился Московский край – сюда заселялись приезжавшие кто откуда люди.

В 1993 году было 90 хозяйств, 241 жителя, в 1997 году – 80 хозяйств, 223 жителя, в 2001 году – 75 хозяйств, 212 жителей (4).

 

ЗНАТНЫЕ ЛЮДИ СЕЛА

 Рассказывая о моей родной деревне, нельзя не сказать о ветеранах и героях Великой Отечественной войны (1941 – 1945г). В д. Хорошеборка их было много. До наших дней мало кто дожил, но память о них всегда останется в наших сердцах.

Нельзя также не сказать о герое Советского Союза Степанове Николае Петровиче (см. приложение 9.9).

Родился он 27 июня 1925 года в д. Хорошеборка в семье крестьянина. Окончил начальную школу и работал в колхозе в родном селе. В феврале 1943 года Топкинским РВК был призван в армию. Учился в Кемеровском военно-пехотном училище, но не окончил его. С курсантской ротой был направлен на фронт. Участник Великой Отечественной войны с 1943 года. Воевал на Центральном, Белорусском и 10ом Белорусском фронтах. Красноармеец 212-ого гвардейского полка 750ой гвардейской дивизии 60-ой армии Центрального фронта комсомолец Н.П. Степанов 23 сентября 1943 года. В составе взвода младшего лейтенанта Г.Г. Яржина участвовал в форсировании Днепра в районе с. Ясногорка…

   Николаю Степанову присвоено звание Героя Советского Союза «за мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра».

Умер 18 июля 1997 года. Похоронен в г. Кемерово. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-оо степени и медалями.

Богато село и своими трудолюбивыми людьми.

И среди них скромная милая женщина Тамара Фадеевна Щербинина,     в прошлом знатная доярка в Хорошеборке. Родилась Тамара Фадеевна 26 сентября 1940 года в крестьянской семье. Начала работать с 14 лет: была разнорабочей, затем телятницей. А с1976 года работала дояркой. Хотя труд был ручной, но всегда брала Тамара Фадеевна 60 (а то и больше) голов коров. Каждую буренку знала по имени. И к каждой имела свой подход. Показатели по надою молока были всегда высокие.

Неоднократно награждалась почетными грамотами и денежными премиями (в 50 рублей). В 1999 году ей присвоено почетное звание Заслуженный работник сельского хозяйства. Сейчас она живет в поселке Раздолье.

На наш вопрос: «Трудно ли было работать?» женщина ответила: «Да, нелегко было. Но любила свою работу и трудностей не замечала».

Детство, обожженное войной

 

 

Исследовательская работа  на  XVI областную  конференцию

«ЖИВИ, КУЗНЕЦКАЯ ЗЕМЛЯ!»

 

                                                         Номинация «Дети и война»

                                                          

                                                   Автор:

 Маримон Екатерина, обучающаяся 7 класса

            МОУ «Раздольинская ср.общеобразовательная школа»

                  т.о. «Я и компьютер» ДТДиМ

 

 

Руководитель:

Неподкосова  Инна  Викторовна,

педагог дополнительного образования

Адрес: 652352, Кемеровская область,

Топкинский район, п.Раздолье,

ул.Хорошеборская, 10

 

 

Топки

 2007

 

Оглавление

 

 

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Определение людей, бывших детей войны………………………………5

Глава 2. Война глазами детей……………………………………………………….8

2.1.Жизнь в блокадном Ленинграде.……………………………………………...8

2.2.Рабство русских детей в Германии…………………...……………………...13

Заключение ……………………………………………………………………........18

Список использованных источников и литературы ……………………………..20

 Приложение 1. Документы из  семейных архивов ……………………………..21

 Приложение 2. Память в фотографиях …………………………………………..24

 Приложение 3. Из дневника………………………………………………………25

 Приложение 4. Немецкая листовка………………………………………………26

 

 

 

 

 

Введение

 

Время все быстрее уносит свидетелей, участников, тех, кто был, кто знал, кто видел. И скоро некому будет рассказать о тех событиях, о том, что было пережито. Именно поэтому эта тема сегодня актуальна.

  Ведь действительно, если все это было на планете – тот блокадный смертельный голод, бессчетные муки детей, ад в концлагерях, - то память об этом должна служить другим людям и десятилетия и столетия спустя.

Цель исследования: оставить в памяти потомков воспоминания людей, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны.

Исходя из цели данной работы, были поставлены следующие задачи: - определить людей, кто детьми были в годы войны;- собрать и записать воспоминания бывших детей-очевидцев войны о войне; - по итогам поиска создать в школе стенд «Дети и война».

Объект исследования: Великая Отечественная война

Предметом исследования являются воспоминания людей, бывших детей-очевидцев войны.

Территория: п. Раздолье, д. Хорошеборка Топкинского района Кемеровской области.

При создании работы использованы следующие методы:

1. теоретические;

2. исследовательские: опрос: беседы,   изучение официальных и личных документов.

 

Прежде чем приступить к сбору материала по поставленной проблеме были изучены литературные источники: «Блокадная книга» А.Адамовича, Д.Гранина, «Великая Отечественная война.1941-1945.», «Война в тылу врага. Венок славы» Н.П.Свиридова и др., «В дни блокады» Н.Д.Шумилова, чтобы лучше понять воспоминания о событиях войны тех, кому детьми довелось пережить нелегкое время.

   

Основными источниками информации стали сведения из домовых и похозяйственных книг, воспоминания очевидцев войны и документы семейных архивов. Изучение архивного материала Хорошеборского сельского совета дало ценную информацию о хорошеборцах и раздольинцах: кто из них в годы войны был ребенком и где проживал. Беседы с их родными помогли мне глубже провести исследование.

Просматривала  фотографии, изучала документы, сохранившиеся письма, награды, памятные предметы.

В процессе работы  снимала копии многих ветхих, истёртых документов и фотографий, которые хочется сохранить на память для потомков.   

Заключение

   

      В  ходе проведенного исследования нам удалось достигнуть поставленной цели.  Предлагаю рекомендацию, которую, на мой взгляд, необходимо осуществить: чтобы молодое поколение знало историю своей страны не только по учебникам, создать на территории школы книгу памяти «Люди моего села», в которую заносить сведения о судьбах односельчан, по школьному радио, на общешкольных мероприятиях делать информационные сообщения.

…Впервые в жизни я слушала, а не читала, правду из уст очевидцев. Впечатление было таким, как будто я получила ожог. Я узнавала не только об ужасах блокады, жестоком рабстве советских людей в Германии, но и о том, что даже в нечеловеческих условиях можно и нужно выжить; что люди бережно относились друг к другу, совершая подвиги человеколюбия и гуманизма…

Мне ближе стали эти женщины. Раньше для меня это были просто скромные, добрые бабушки. А теперь, зная, что им пришлось пережить, восхищаюсь их мужеством. Они также как и те, кто воевал на полях сражений, способствовали победе над фашизмом.

В развитии своей работы хочу узнать подробнее о трудовой жизни селян бывших детей войны, которым пришлось заменить своих отцов, ушедших на фронт, и своими детскими руками помогать стране одерживать победу над фашистской Германией.

 

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ТОПКИНСКОГО РАЙОНА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное образовательное учреждение

«Раздольинская средняя общеобразовательная школа»

 

                                                   исследовательская работа

                                       на муниципальную

                                                        краеведческую конференцию

                                                   «Турист, эколог, краевед»

 

Воины, вернувшиеся с фронта

 

 

                                                                                                                                 Таблица №2

ФИО воина, воинское звание Год рождения Где, когда воевал Имеющиеся боевые награды
1 Скугорев Василий Акимович, рядовой   1922 2-ой Балтийский фронт, 319 дивизия, 1336 полк «За победу над Германией», юбилейные медали
2 Козлов Николай Никифорович,лейтенант   1914 756 стрелковый полк июнь 1941 - май 1943 г. «За победу над Германией», юбилейные медали
3 Тимофеев Степан Захарович, рядовой   1925 906 стрелковый полк, 1943 г.   юбилейные медали
4 Костин Геннадий Андреевич, рядовой   1922 303 стрелковая дивизия, 19 танковый корпус, июнь 1941-май 1945   не имеет
5 Усов Аркадий Николаевич, ефрейтор   1904 303 стрелковая дивизия 8 –ой танковый корпус,  июнь 1941-май 1945 «За отвагу», «За победу над Германией», юбилейные
6 Медведев Василий Вавилович, рядовой   1920 1-ая гвардейская ж/д шт. Варшавы шт. Берлина, июнь 1941-май 1945 «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», юбилейные
7 Беляков Петр Федорович, рядовой   1910 2-ой украинский фронт, 386 автомобильный батальон, май 1943-май 1945 «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией», «За победу над Японией»
8 Романов Николай Иванович, ст. сержант   1923 303 стрелковая дивизия, декабрь 1941-октябрь 1943 «За боевые заслуги», «За победу над Германией», юбилейные
9 Ярощук Петр Никифорович, сержант   1918 в/ч 771 авиац.бомбардиров. пикир. Полк 4-ой ударная авиационная группа, март 1942-май 1945 «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», юбилейные
10 Сыров Аристарх Евгеньевич, сержант   1899 58 армия, 45 гвардейская дивизия, 134 гвард. полк, январь 1942-март 1943 «За победу над Германией», юбилейные
11 Спецов Григорий Владимирович, сержант 1925 СВГК, 92-ая радистская дивизия «За победу над Германией», юбилейные
12 Цепелев Петр Яковлевич, рядовой   1923 4-ый Украинский фронт, 300 линейный батальон, отделение связи, июль 1942-май 1945     юбилейные
13 Прошин Григорий Васильевич, рядовой   1925 7-ой западный воздушный десантный полк, февраль1943-май 1945 «За победу над Германией», юбилейные
14 Костин Николай Федорович, старшина   1920 25 армия, 841 артиллерийский полк, 1945 «За отвагу», «За победу над Японией»
15 Толстов Александр Макарович, рядовой   1924 3-ий Белорусский фронт  
16 Дремин Иван Павлович, ст. сержант   1916 536 стрелковый полк, «За победу над Германией», «За оборону советского Запол.»
17 Банников Михаил Матвеевич   1925 1-ая гвардейская армия, 3-ья механизирован. бригада, 20-ый запорожский отдельный танковый полк, январь 1943-май 12945     не имеет
18 Баранов Петр Федорович, сержант   1910 1-ый Белорусский фронт при штабе армии Рокоссовского, июнь 1941-май 1946 «За освобождение Сталинграда», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией»
19 Воронков Василий Александрович, рядовой   1906 2-ой Белорусский фронт, 29 гвардейская танковая бригада, июль 1941-май 1945  «За освобождение Литвы», «За освобождение Польши»
20 Степанов Николай Петрович   1925 Центральный фронт, 212-ый гвардейский полк,750-ая гвардейская дивизия 60-ой армии, февраль 1943-1945 Герой Советского Союза, орден Ленина, Отечественной войны 1-ой степени
21 Воронков Иван Александрович   1910   «За победу над Японией»
22 Ведерников Николай Евдокимович      
23 Ильин Иван Семенович, рядовой   1913     39 стрелковая дивизия, 106 отдельный автомобильный батальон, октябрь 1941-май 1945 Орден Красной Звезды, медаль «За победу над Германией»
24   Трубицын Иван Максимович   1922 64-ая армия, 119 бронетанковая эвакорта, июнь 1942-май 1945 «За победу над Германией»

 

Анализ найденного ценного для истории д. Хорошеборка материала показал:

 

Топки, 2007

Оглавление

 

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1. История жизни……………………………………………………………..4

1.1. Детство. Годы учебы………………………………………………………….5

1.2. Становление…………………………………………………………………...6

1.3. На верном пути………………………………………………………………..7

1.4. Приют – вторая пристань……………………………………………………11

Глава 2. Вклад педагога в развитие региона……………………………………...14

Заключение ……………………………………………………………………........15

Список использованных источников ……………………………………………..17

Приложение 1. Документы из личного архива …………………………..........18

Приложение 2. Жизнь в фотографиях……………………………………….......21

Приложение 3. Рисуют и пишут ученики…………………………………….....24

Приложение 4. Выпуск 1998 года………………………………………………..27

 

введение

Главное богатство моей малой родины – это люди. Это их работящими руками создавалась производственная и социальная база сел территории Топкинского района, развивались все отрасли сельскохозяйственного производства. Топкинский район, несмотря на все трудности, продолжает и сегодня активно развиваться: строятся жилье, школы, дороги и т.д.

В моем поселке проживают люди интересных судеб. Люди, которые трудятся на благо своей малой родины, а значит и для всей России. И об одном таком уникальном человеке, моей бабушке, я хочу рассказать.

Узнавать о жизни земляков сегодня особенно актуально, чтобы из поколения в поколение передавался опыт того или иного мастерства, традиции и обычаи, любовь к труду, близким, родине. Тогда молодое поколение будет продолжать славные традиции отцов, и это необходимое звено для успешного развития района, России.

Цель исследования:  изучить судьбу человека, посвятившего себя обучению детей.

Исходя из цели данной работы, были поставлены следующие задачи: - собрать материал о жизни односельчанки; - проанализировать историю ее жизни на разных этапах;- выявить вклад педагога в развитие региона. Объектом исследования   является население Кузбасса.

Предмет   исследования – судьба человека.

Главными методами при создании работы были теоретические и исследовательские - методы опроса: беседы, интервьюирование  и изучение официальных и личных документов.

Этапы   исследования:

1. изучение литературы по поставленной проблеме

2. сбор материала на основе опроса людей

3. изучение документов из семейного архива, периодики

4. проведение анализа собранного материала, систематизации его,   

расположения  в хронологическом порядке.

5. определение значимости трудовой деятельности землячки для региона.

  

Я начал с изучения терминологии, алгоритма описания жизни  человека в Большой Российской энциклопедии «Кирилл и Мефодий»,  учебнике «Риторика». Затем познакомился с судьбами  некоторых людей в литературных источниках таких как «Великие россияне», «В самом сердце Кузбасса», «Краевед»,  чтобы с учетом опыта описания их биографий  в  разные  исторические периоды грамотнее построить исследование жизни  человека, проживающего в моем поселке; раскрыть под влиянием каких факторов происходило становление личности.

   Основными источниками информации стали  воспоминания людей и документы из личного архива. Я беседовал с родными, коллегами, учениками, родителями учеников, друзьями, так как хотелось узнать о жизни бабушки не только от нее самой, но и  от людей, которые находились с ней в разные периоды жизни.

  Просматривал видеозаписи, фотографии; изучал документы (свидетельство о рождении, личное дело, трудовую книжку, дипломы об образовании, наградные удостоверения), сохранившиеся письма, награды, памятные предметы,  летописи  классов.

Сведения из периодической печати, материалы делопроизводства Раздольинской  средней школы  помогли мне полнее провести исследование.               

Практическая значимость.  Получены навыки исследовательской работы с литературой, документами, периодической печатью и людьми разного возраста, социального положения в обществе.

  Материалы работы переданы в сельскую библиотеку для пополнения уголка «Твои люди, село». С созданной работой выступали в Раздольинской школе на классных часах в 8-10 классах по теме: «Мои земляки». 

 А также опубликована заметка «Моя замечате5льная бабушка»  в районную газету «Провинция».

Глава 1. История жизни

На верном пути

…Людмила Егоровна с мужем давно мечтали переехать на север. Как они говорят, за романтикой. И в январе 1981 года семья Данильченко выехала на Чукотку (см. приложение 2, с.22). Устроились в п. Отрожный Анадырского района Магаданской области. Людмила Егоровна стала преподавать математику в северной сельской школе. Проработав неделю на новом месте, - нагрянула районная проверка учителей математики и физики. А через полгода, заведущая Анадырским районо И.П. Артамошина, назначает новенького педагога завучем Отрожненской школы (этого учителя заведующая уже успела хорошо узнать, какая она в деле). [2,3]

Спустя шесть лет, в 1987 году, Людмила Егоровна назначена уже директором этой школ. [3] Было ей 39 лет. Появилась куча новых забот: чтобы крыша не текла, сантехника исправно работала, зимой было тепло и многое др.

Новый директор уделяла особое внимание самоуправлению как среди учеников, так и среди коллег.

Дежурство по школе. Решили, что каждый класс дежурит по одному дню. Ребята-дежурные следили за чистотой и порядком, берегли школьное добро. Понимали, если испортят, то восстанавливать самим. Школа сияла чистотой.

«…в Отрожном Людмила Егоровна была замечательным руководителем, требовательным, грамотным, умным и чутким. Кстати, Отрожненская школа работала на доверии – то есть почти без инспекторских проверок…».  

   

Эти фразы из письма Н.М. Ильчуковой (бывшего завуча Отрожненской школы), как нельзя лучше, описывают - как высоко ценили труд Людмилы Егоровны и ее коллектива в управлении образования.

За это время школа была в числе лучших Анадырского района по качеству обучения ребят. Были и медалисты. Выпускники без проблем поступали в различные вузы страны.

В 1991 году с золотой медалью окончил школу Павел Бакун. Пришел как-то он к своему учителю с толстенной тетрадью решенных и нерешенных задач и примеров: нужно проверить, помочь, объяснить.                                                Конец рабочего дня, все устали, хочется домой. А Людмила Егоровна молча пошла с Пашей в кабинет математики, занималась с ним, пока не проверила все. Павел потом на вступительном экзамене в вуз выполнил экзаменационную работу за 20 минут на «отлично», «испугав» свою маму, которая ждала его. [2,6] 

М.С. Палкина (бывший директор Отрожненской школы) написала, что Людмила Егоровна помогла и многим учителям  стать отличными педагогами.

 Все силы, знания и время Людмила Егоровна отдавала школе и детям.

На севере, за свой многолетний труд Данильченко Людмила Егоровна получила награды: «Ветеран труда», значок «Отличник народного просвещения», звание «учитель-методист» (см. приложение 1,с.19). [5]

Из воспоминаний М.С. Палкиной узнал, что она не только успевала добросовестно работать, но и занималась общественной деятельностью. Людмила Егоровна дважды избиралась депутатом (в 1987 г., в 1990 г.).

Являясь депутатом сельского совета, исполняла обязанности заместителя председателя с/совета. Вместе с другими депутатами рассматривали вопросы о работе всех организаций поселка, – то есть, следили, чтобы жизнь у людей была полноценной. [2,6]

В 1992 году семья Данильченко из-за болезни сына переезжает на родину.

 Передавать школу Людмиле Егоровне было не стыдно, там она оставила все в полном порядке.

В Раздольинской школе не было учит


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.158 с.