Способности и прогнозирование успешности профессиональной деятельности. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Способности и прогнозирование успешности профессиональной деятельности.

2019-11-11 663
Способности и прогнозирование успешности профессиональной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Прогнозирование успешности деятельности на основании тех или иных психологических показателей (до начала деятельности) имеет значение и для оптимизации процесса обучения: подбора учебных групп, организации индивидуального подхода и т. п. Но чаще всего прогнозирование успешности деятельности производится в целях определения пригодности человека к тому
или иному виду деятельности при профессиональном отборе.

Психологический отбор как один из компонентов профессионального отбора (включающего также отбор медицинский, по уровню образования, по фактическому уровню знаний и т. д.) предполагает подбор лиц на основании оценки их способностей. Оценка способностей данного человека на основе непосредственного изучения количественных и качественных показателей в конкретном виде деятельности, несмотря на часто встречающееся несовершенство практических приемов такого изучения, является относительно простой задачей.

Однако большее значение имеет заблаговременное прогнозирование способностей, например до начала профессионального обучения, при отборе кандидатов в те или иные учебные заведения. В этих случаях прогнозирование становится специальной задачей. Прогнозирование способностей характеризуется следующими основными особенностями: этап прогнозирования сильно разделен во времени с этапом практического овладения данной деятельностью или выполнения ее; приемы получения информации о способностях индивидуумов опосредованные; надежность в этих случаях бывает относительно небольшой и, как правило, существует дефицит исходной информации. Все это, в свою очередь, определяет вероятностный характер прогнозов.

Прогнозирование успешности деятельности представляет собой формирование прогноза - аргументированного вероятностного заключения об индивидуальном поведении в будущем. Для научно обоснованного формирования индивидуального прогноза должна быть разработана система прогнозирования успешности деятельности. Разработка системы прогнозирования деятельности включает следующие этапы:

6. психологическое изучение деятельности;

7. подбор и разработку методов извлечения исходной информации;

8. разработку критериев;

9. разработку правил преобразования исходной информации в интегральную
диагностическую оценку;

10. определение валидности системы прогнозирования деятельности.

Следующий этап разработки системы прогнозирования заключается в выборе методов извлечения информации о профессионально значимых свойствах. Здесь важная роль принадлежит тестам. Принято различать два основных подхода к конструированию тестовых методик - аналитический и синтетический. При аналитическом подходе вычленяют изучение отдельных психических свойств. Ко синтетическому подходу относятся методические приемы, основанные на имитации или создании упрощенных моделей целостной деятельности и отдельных ее структурных элементов. Можно с большим основанием полагать, что оптимальная конструкция диагностических методик должна, во-первых, в определенной мере сочетать достоинства аналитических и синтетических методик и, во-вторых, обладать еще одним важным качеством - возможностью исследований индивидуального своеобразия взаимосвязи и взаимодействия изучаемых свойств в процессе модельного опыта. Указанным требованиям в наибольшей степени будут удовлетворять методики комплексного характера.

Формирование индивидуального прогноза успешности проходит несколько стадий:

1. На первой стадии при помощи информативных методик получают информацию о структуре личности.

2. На второй стадии полученную информацию представляют в виде значений информативных показателей.

3. На третьей стадии значения информативных показателей объединяют в один интегративный при помощи таблиц весов.

4. На заключительной стадии на основании границ значений для интегративного показателя осуществляется его преобразование в прогноз. Прогноз формулируется, как правило, в терминах отнесения индивида к одному из нескольких классов, определяемых целями, системой прогнозирования.

Таким образом, если многочисленные и разнообразные способы развития и компенсации профессионально значимых свойств личности оказываются недостаточными для достижения профессиональной успешности в связи с повышенными требованиями к тем или иным психическим свойствам возникает необходимость в профессиональном психологическом отборе. Профотбор эффективен лишь в том случае, если ему предшествуют психологическое изучение конкретной деятельности и тщательная научная разработка системы диагностики и прогнозирования способностей и если диагностическая процедура отвечает требованиям научности, практичности и объективности.

Работу по диагностике и прогнозированию способностей необходимо проводить людям, имеющим специальную психологическую подготовку.

Психология переучивания.

Психологические предпосылки переучивания
Психологические исследования показали, что перестройка навыка протекает более успешно у тех работников, которые владеют более обобщенными умениями в данной деятельности. Обычно степень обобщенности умений (вариативность реализации действия) возрастает с опытом работы. Поэтому переучивание работников с большим опытом работы оказывается задачей менее сложной, несмотря на их определенное пристрастие к старой системе. Это положение следует учитывать при отборе людей для переучивания: ориентировка преимущественно на молодые кадры (с их более положительным отношением к нововведениям) была бы неверной. Отношение надо создавать. Американские исследователи Л. Коч и Дж. Френч специально занимались вопросом о преодолении сопротивления изменениям. Они отметили, что изменение характера работы обычно вызывает к себе отрицательное отношение, так как ведет к потере ощущения мастерства даже у опытных работников. В проведенных этими исследователями экспериментах использовался следующий способ: выбирались несколько работников, достаточно опытных и авторитетных; им приводили аргументы в пользу новой технологии, затем показывали приемы работы в измененных условиях. Этим работникам предлагали новые методы, а затем предлагалось научить этим методам всех. Работники одобрили такой порядок, а результатом был необычный рост успешного переучивания. Повторные эксперименты подтвердили, что скорость переучивания пропорциональна уровню положительного отношения и активного участия работников в переучивании.

Серьезная трудность при переучивании возникает из-за интерференции навыков, т. е. отрицательного влияния старых навыков на выработку новых автоматизированных действий. Интерференция возникает тогда, когда на сходные раздражители надо реагировать иным способом или разные по характеру раздражители требуют одинаковых ответных действий. Например, если на одном станке кнопка «пуск» находится слева, кнопка «стоп» - справа, а на другом - положение кнопок обратное, при переучивании неизбежны интерференция навыка и связанные с нею ошибки. Для предотвращения ошибок такого рода необходимо на этапе проектирования учитывать возможность интерференции навыков и сохранять если не внешнюю форму, то хотя бы пространственное положение некоторых элементов. Например, в нашей промышленности в прошлом использовалась серия токарных станков ДИП, после усовершенствования конструкции станки сохранили прежнее расположение и внешний вид приборов управления. Благодаря этому рабочий, имеющий опыт работы на станке ДИП-11, мог без особых усилий перейти к обработке деталей на станке ДИП-12. Конечно, возможность сохранения стабильных элементов на современных сложных пультах управления при перестройке системы ограничена, однако там, где такая возможность существует желательно эту стабильность поддерживать в целях снижения количества ошибок интерференции, а также для создания положительного эмоционального фона при переучивании.

Система умений и навыков, сформированная в процессе профессиональной подготовки и перестроенная адекватно новым условиям при переучивании, является одним из важнейших условий успешности трудовой деятельности. С помощью хорошо закрепленных навыков и широких, обобщенных умений могут
быть компенсированы профессионально значимые свойства, не поддающиеся существенному развитию.

28. Интеллектуальные умения.

Интеллектуальные умения – это умения (и обслуживающие их навыки), связанные с хранением и переработкой информации: мнемические, мыслительные, имажинитивные.
Обобщенность, как специфическое свойство умений, еще более выражена в умениях интеллектуальных. Именно в силу своей обобщенности умение отличается вариабельностью, позволяющей использовать правильные приемы и способы действия в новых или радикально измененных условиях деятельности.
А формирование этих свойств умения эффективнее осуществляется в проблемных ситуациях, ставящих обучаемых в положение исследователя, экспериментатора, творчески владеющего рациональными приемами применения знаний на практике, успешно преодолевающего трудности, которые возникают при решении постепенно усложняющихся задач. С. Л. Рубинштейн показывает, что при повторении действия в процессе упражнения перестраивается структура уже имеющихся связей. Первоначальные «поисковые» приемы действий, способы решения задач уточняются, совершенствуются, и в конце концов закрепляются те двигательные реакции, которые наиболее прямым и эффективным путем ведут к решению задач или к выполнению действия. В результате задачи, которые когда-то были для учащегося сложными, решаются сразу, без логической цепи суждений и умозаключений.
Автоматизация умственных действий не означает сведения мышления к навыку. В той мере, в какой решаемые задачи требуют применения знаний в новой обстановке, к измененному материалу, мышление вновь приобретает развернутую форму, возвращается на путь анализа материала, дифференциации знаний и системных обобщений. Интеллектуальные навыки, как и всякие другие, являются в этом случае лишь компонентами творческой мыслительной деятельности, облегчающими решение новых задач.
Для успешного формирования интеллектуальных умений и навыков необходимо создание базы отработанных сенсорных и аттенционных навыков, только на основе которых возможно формирование интеллектуальных умений и навыков. Процесс решения проблемных задач в любой деятельности всегда строится на переработке поступающей информации. Эта информация носит сложный, многоэлементный характер, поступает по различным каналам, по-разному закодирована.
Учебная информационная модель может быть значительно упрощена: можно, например, не требовать выделения релевантного сигнала из шумового фона, различения сигналов малой интенсивности и решения других сенсорных задач, возникающих в реальной деятельности. Однако условия учебной задачи, формирующей мыслительные, имажинитивные или мнемические умения и навыки, неизбежно должны подаваться в виде тех или иных сенсорных сигналов.
Появление ошибок сенсорного характера отвлекает внимание обучаемого от основной цели учебной деятельности, что может удлинить процесс овладения интеллектуальными навыками. Автоматизация сенсорных действий, достигнутая до начала процесса формирования интеллектуальных навыков, способствует направленности сознания обучаемого на решение более сложных задач.
Все сказанное относится в равной степени к навыкам распределения, переключения, сохранения устойчивости внимания. Этап формирования сенсорных и аттенционных навыков должен предшествовать этапу формирования интеллектуальных навыков.
Процесс редукции связей, свертывания умственных действий, характерный для интеллектуального навыка, может быть ускорен, если его специально направлять. Для этого следует изучить сокращенные способы решения тех или иных задач, используемые опытными специалистами, сформулировать принципы редукции и помочь обучаемым уяснить эти принципы. Сама цель - найти сокращенные способы решения задачи, - поставленная перед обучаемым, должна способствовать более успешной редукции.
Для того, чтобы можно было обобщить ряд автоматизированных навыков, необходима постановка более общей цели, вынесенной за пределы обобщаемых навыков. Такое вынесение цели за пределы действия обеспечивает его полную автоматизацию. Оно становится способом выполнения нового действия, соответствующего новой цели. Это общее положение относится и к интеллектуальным навыкам, формирование которых может считаться законченным только после включения их в более широкий контекст.

29. Психологические вопросы организации труда.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА - приведение трудовой деятельности людей в определенную систему, характеризующуюся внутренней упорядоченностью, согласованностью и направленностью взаимодействия для реализации совместной программы и цели. Организация, труда имеет как статический аспект, т. е. структуру труда, так и динамический, т. е. функционирование, поведение, взаимодействие людей в процессе трудовой деятельности.

Под влиянием научно-технического прогресса, изменения средств производства, технологии, форм и методов управления и т. д. меняются структуры труда, происходит замена одних форм организации труда другими, более эффективными в новых конкретных условиях.

Сложные формы организации труда имеют, как правило, иерархическую структуру. Организация труда имеет разные уровни. Общественная организация труда - определенный способ упорядочения и регулирования трудовой деятельности в обществе. К ней относятся: формы и методы привлечения людей к труду, соединение рабочей силы со средствами производства, разделение и кооперация труда в обществе, распределение результатов труда между членами общества, обеспечение воспроизводства рабочей силы.

Качественную определенность общественной организации труда придаёт господствующая в обществе система производственных отношений. Организация труда на предприятии (фирме, учреждении) - способ упорядочения и направления труда на достижение поставленной цели путем объединения работников в определенную систему. Организация труда на данном уровне предполагает разделение и кооперацию труда, разработку методов труда, с помощью которых может быть выполнен тот или иной вид работы, организацию рабочих мест, создание условий труда, подбор и расстановку кадров, определение перечня-функций и обязанностей каждого работника, установление меры труда с помощью нормирования, организацию оплаты труда; установление правил дисциплины труда, обеспечивающих порядок и согласованность в работе; режим труда и отдыха работников.

Организация труда на рабочем месте на современном этапе развития технологических систем требует научного подхода. В сложных производственных системах она включает такие аспекты, как максимальный учет функциональных возможностей человека, определение порога утомления, работоспособности, степени реакции на непредвиденные раздражители, устойчивости к факторам среды (температурным скачкам, шуму, давлению и т. д.). Наряду с профессиональным отбором, обучением, тренировкой большое значение имеет привлечение инженеров-психологов для лучшего приспособления рабочего места к возможностям человеческого организма, а соответственно и создания условий для повышения эффективности труда работника.

 

30. Психологическое изучение причин аварийности.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.