Основные направления развития современной этнопсихологической науки — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Основные направления развития современной этнопсихологической науки

2019-11-11 653
Основные направления развития современной этнопсихологической науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Структура современной этнопсихологии. Существует два основных ответвления этнопсихологии (emic и etic): этнологическая (психологическая антропология) / этнопсихология личности и психологическая/ этносоциальная психология (сравнительно-культурная или кросс-культурная психология).

· При этом предметом первой является систематические связи между психологическими переменными (внутренним миром человека) и этнокультурными переменными на уровне этнической общности. То есть Emic – гуманитарно-психологический подход, основанный на понимании и интерпретации этнокультурных явлений.

· Предметом же второй – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях. Кроме того, существует еще психология межэтнических отношений, которая является составной частью социальной психологии. То есть Etic – социально-психологический подход, базирующийся на объяснении этнических явлений и отношений.

2

Этническое самосознание – это идентификация, т. е. отнесение человеком себя к той или иной национальности, его представление о своем народе, его характерных чертах, культуре, языке, территории проживания, историческом прошлом, т. е. образ «мы».

Некоторые исследователи выделяют 4 «этнических источника», питающих национальное самосознание: «родовой», «психологический», «культурный» и «социальный».

Структура этнического самосознания не до конца определена. Туда входят:

- национальная идентификация;

- представления о типичных чертах своей общности, ее свойствах как целого;

- представления об общности исторического прошлого народа;

- представления о территориальной общности («родной земле»);

- представления о государственной общности при определенных конкретно-исторических условиях.

Самостоятельным элементом является отношение к материальным и духовным ценностям нации, ее достижениям. Понятие этнокультурной идентификации включает в себя владение родным языком. И ещё связанно с религией, обычаями, правилами повседневной жизни.

Л. С. Выготского рассматривается аспект влияния социокультурной среды на структуру, тип самосознания, характер развития самосознания.

Осознание этнокультурных особенностей общности, а, следовательно, этнических значений, отражающих объективные свойства и связи объектов и явлений этнокультурной среды, в которой протекает жизнедеятельность человека, обусловливает формирование этнической самоидентификации, определяющей собственную принадлежность к общности.

По результатам проведенных экспериментальных исследований установлено, что этническое самосознание - это целостное образование, проходящее в своем становлении два уровня: 1) типологический, на котором формируется представление об этнических особенностях общности; 2) идентификационный, на котором формируется этническая самоидентификация. Психологическая структура этнического самосознания представлена следующими компонентами: 1) осознание особенностей этнической культуры своей этнической общности; 2) осознание психологических особенностей своей этнической общности; 3) осознание тождественности со своей этнической общностью; 4) осознание собственных этнопсихологических особенностей; 5) осознание себя в качестве субъекта своей этнической общности; 6) социально-нравственная самооценка этничности.

Основные понятия этнопсихологии и кросскультурной психологии.

Основные понятия этнической и кросскультурной психологии

Этнопсихология (психология народов, этническая психология) — одна из ветвей психологии, считающая своим предметом особенности психического склада различных рас и народов; крупный раздел социальной психологии. Междисциплинарная область знания, возникшая на пересечении двух наук — культурной антропологии и психологии.

Кросс-культурная психология — область психологии, занимающаяся изучением закономерностей развития и функционирования психики в контексте обусловленности её формирования социальными, культурными и экологическими факторами. Кросс-культурная психология занимается выявлением как универсальных, так и специфических особенностей психического развития, а также описывающих их теорий.

Этнос. В современной науке не существует единого понимания, что же такое этнос, какова его сущность, природа и строение.

1.этнос — это исторически сложившаяся на определен­ной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относитель­но стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксирован­ным в самоназвании (Бромлей Ю. В., 1983).

2. Л. Н. Гумилев рассматривал этнос прежде всего, как природное явление. В его понимании этнос — это тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип пове­дения. Он полагал, что этнический сте­реотип поведения не передается по наследству, а усваивается ребенком в процессе культурной социализации, является до­вольно прочным и практически неизменным в течение всей жизни человека. Гумилев приводит шутливый пример ситуации в трамвае, куда вошел буйный пьяница. едущие в трамвае и принадлежащие к разным этносам пасса­жиры поведут себя по-разному: русский пожалеет пьяного и уступит ему место, татарин брезгливо отойдет в сторону, немец позовет милиционера, а грузин может ответить физической агрессией на буйное поведение пассажира.

3. «... этносы представ­ляют собой пространственно ограниченные "сгустки" специфической культурной ин­формации, а межэтнические контакты — обмен такой информацией» (Арутюнов С. А., Чебоксаров Н. Н., 1972). В подобном толковании происходит переход от понимания этноса как реальной группы людей на другой уровень — информационно-когнитив­ный

   Этническое самосознание и этническая идентичность.

этническое самосознание — это часть этнического сознания, отражающая восприятие и представление индивидов о себе как представителях определенной этнической общности.

«Этничность» и «этническая идентичность» — вошло в научный обиход лишь с середины XX в. (первое употребление термина «этничность» приписывается американскому социологу Д. Рисману в 1953 г.).

Этническая идентичность понимается как часть социальной идентичности, а именно — представ­ление человека о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоцио­нальным и ценностным значением, приписываемым этому членству.

Этноцентризм — это восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры.

4

Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

Личность - это движ. сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.

При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия "человек", "индивид", "личность".

Понятие "человек" обозначает общие свойства чел. рода, а " личность" – един. представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие "личность" не является синонимом понятия "индивид". Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу опр. объект. и субъект. условий.

Понятие "индивид" характеризует отл. черты каждого конкр. человека, понятие "личность" обозначает дух. облик индивида, сформ. культурой в конкр. соц. среде его жизни (во взаимодействии с его врожд. анатомо-физиол. и психол. качествами).

Система ценностей, оказ. влияние на формирование личности, регулирует желания и стремления человека, его поступки и действия, определяет принципы его соц. выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культ. мира.

Сама личность как ценность по сути и обеспечивает общее дух. начало культуры. Являясь продуктом личности, культура всвою очередь гуманизирует соц. жизнь, сглаживает жив. инстинкты у людей.

Культура позволяет человеку становиться интел. - духовной, нрав., творч. личностью. Культура формирует внутр. мир человека, раскрывает содержание его личности. Разрушение культуры нег. воздействует на личность человека, ведет его к деградации.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.