Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2019-11-11 | 344 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Мышление – высшая форма познания окружающей действительности. Это опосредованная (отражение закономерных связей между явлениями) и обобщённая (знание общих и существенных признаков, предметов, явлений) форма познания.
Теория поэтапного формирования умственных действия П.Я. Гальперина.
В основе лежит представление о генетической связи между внешними предметными и внутренними интеллектуальными действиями. Представление об интериоризации. В процессе развития происходит преобразование внешний предметных действий по 4 основным критериям:
- мера освоения;
- мера обобщения;
- полнота фактически выполняемых операций;
- уровень выполнения: действие в материальными предметами; действие, выполненное в плане громкой речи; действие в уме.
Этапы:
Создание мотивационной основы действий: мотив должен быть создан на внутреннем интересе.
Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также требованиями, кот-ым оно должно соответствовать (ориентировочная основа будущего действия).
Выполнение заданного действия по внешней форме, в практическом плане – с реальными предметами или их заменителями.
Выполнение действий без непосредственной опоры на внешние предметы, перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи.
Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действий «про себя».
Выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими его преобразованиями и сокращениями, с уходом действия из сферы сознательного контроля на уровень интеллектуальных умений.
Виды мышления:
Наглядно-действенное – протекает в наглядном плане путём манипулирования или действия реальными объектами.
|
Наглядно-образное – оперирование образами.
Словесно-логическое (понятийное) – оперирование понятиями.
Операции мышления:
Сравнение – установление сходства и различия между объектами. Это основа всего мыслительного процесса.
Анализ – мыслительное расчленение сложного целого на составляющие.
Синтез – объединение выделенных элементов в целое.
Абстрагирование – отвлечение от несущественных объектов и выделение существенных св-в и связей объекта.
Обобщение – объединение предметов и явлений в группы по тем существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Виды: формально-эмпирическое (на основе внешних признаков) и содержательное или теоретическое (на основе внутренних признаков).
Конкретизация – мыслительный переход от общего к частному.
Формы мышления:
Понятие – основная форма мышления, отражающая общие существенные св-ва предметов и явления, выраженные словом или группой слов. Виды (Дж. Брунер):
1) простые (один признак);
2) сложные (больше 1-ого признака);
- конъюнктивные (необходимо 2 признака);
- дизъюнктивные (1 признак, либо другой признак, либо оба эти признака должны быть использованы одновременно: любовь к Родине, желание трудить ради Родины – патриотизм);
- соотносительные (понятие необходимо с чем-либо сравнить).
2. Суждение – утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их св-в. Виды:
- Общие (относительно всех предметов)
- Частные (часть явлений)
- Единичные (относительно1-ого объекта, обозначенным понятием).
3. Умозаключение – форма мышления, в процессе кот-ой чел-к, сопоставляя различные суждения, выводит из них новое суждение (док-во теорем). Виды:
- Индукция (способ рассуждения от частного к общему);
- Дедукция (от общего к частному).
Логика - наука о формах и законах правильного мышления. Понятие интуитивной логики, зачем она нужна и ее роль в нашей жизни. Применение логических законов, не подозревая об их существовании. Традиционная и современная логика, основные этапы их истории.
|
Под интуитивной логикой обычно понимают интуитивные представления о правильности рассуждений, сложившиеся стихийно в процессе повседневной практики мышления.
В конечном итоге самостоятельность мышления заключается в том, что оно само является объектом познания. Мышление познается человеком так же, как и любой предмет физической реальности, отражаемый мышлением. Мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Но чтобы этого добиться, надо правильно мыслить. Поэтому логику часто называют наукой о правильном мышлении. Таким образом, объектом логики как науки является мышление.
Процесс мышления – это психический процесс, помогающий субъектам находить новые знания и отыскивать решения различным задачам. Процесс мышления человека обладает специфическими характеристиками, такими как опосредованность, протекание происходит исключительно благодаря опоре на знания, мыслительные процессы отталкиваются от созерцания живого, но к нему не сводятся, в них происходит отображение взаимодействий объектов и событий в словесной форме, наличествует связь с практической деятельностью субъектов. Мыслительным процессом называют обобщенное и опосредованное отображение главных и закономерных взаимосвязей реальности. Мыслительная деятельность социально обусловлена. Поскольку мыслительные операции могут обнаружиться исключительно в обстоятельствах существования человеческих индивидов в социальном окружении. Базисом процессов мышления являются приобретенные знания, то есть историко-социальный опыт людей.
Процесс мышления человека является совершенным отражением реального мира, но также характеризуется и материальностью форм собственного проявления. Внутренняя скрытая речь выступает инструментом мыслительной деятельности людей.
2. Психологическое сопровождение развития личности в образовании
Понятие «психолого-педагогическое сопровождение». Концепции психолого-педагогического сопровождения. Технологии и принципы психолого-педагогического сопровождения личности в образовании Психолого-педагогическое сопровождение на разных ступенях образования.
|
Актуальность данной темы обусловлена рядом причин. Во-первых, тем, что сегодня в России отсутствует целостная, целенаправленная система работы детских домов и школ-интернатов, которая учитывала бы весь комплекс психологических, медицинских, социальных и педагогических проблем ребенка. Анализ немногочисленных современных публикаций по проблеме психологической подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни, к преодолению трудностей на пути социализации, показал, что вопросы организации и содержания деятельности детских домов и школ-интернатов остаются практически вне сферы научных интересов.
Во-вторых, тем, что в современной ситуации самой жизнью востребована качественно новая образовательная концепция деятельности этих учреждений, содействующая развитию, прежде всего, психосоциальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе. В связи с чем сегодня в рамках психологии, социальной педагогики идет активный теоретический и научно-практический поиск форм и методов работы с детьми-сиротами, методик и технологий психолого-педагогической деятельности, направленной на успешную социализацию детей. Анализ работ ученых, практика оказания социальной, психолого-педагогической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в России и за рубежом показывают, что общество сегодня переосмысливает результаты деятельности детских домов и школ-интернатов, которые показали свою недостаточную эффективность.
Практические и научные исследования, проведенные учеными в различных регионах России, свидетельствуют о том, что большинство выпускников этих учреждений недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, формирующееся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить свою жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми приводят к тому, что выпускники не дорожат своей жизнью и либо принимают асоциальный образ жизни, либо сами становятся жертвами различного рода преступлений.
|
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в условиях детского дома должно строиться с учетом сложности процесса психосоциального развития ребенка, процессов овладения им опытом социальных действий, усвоения социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.
При разработке системы психолого-педагогического сопровождения у нас возник ряд проблем:
· Отсутствие четких ориентиров того, что должен знать и уметь выпускник детского дома или школы-интерната.
· Трудности в вычленении из контекста многоплановой и противоречивой жизни в ее культурных достижениях ключевых ценностей, характеризующих достойную человека жизнь, а также расположение их в последовательности, проецирующей последовательное, согласно возрастному развитию, осмысление ребенком жизни как таковой.
Разрешить эти проблемы нам представляется возможным в русле антропологического подхода, разрабатываемого в русле психологии и педагогики В.И. Слободчиковым, Е.И. Исаевым, Г.А. Цукерманом, М.Р. Битяновой и др. Потому как в его рамках понятия образования и психологической сущности человека рассматриваются в неразрывной связи. Образование - это специально организованное пространство, в котором человек получает стимул и предпосылки к развертыванию своей человеческой сущности во всей полноте. Философский уровень антропологии позволяет определиться с моделью человека, его сущностными качествами и возможностями, предназначением и ведущими потребностями.
Антропологический подход предполагает проектирование психолого-педагогического сопровождения на основе следующих принципов:
· Принцип целостности. Целостность ребенка в детском доме - это представленность его как Человека в основных ипостасях человеческого существования, в системе социальных отношений и разнообразных видов деятельности. Человек - целостное телесное существо, субъект деятельности и общения с другими людьми, обладающий внутренним миром, даром познания самого себя и мира вокруг. Достижение целостности - это создание в рамках детского дома образовательной среды - условий, позволяющих ребенку реализовывать и развивать разнообразные стороны своего Я, переживать состояние целостности на интеллектуальном, эмоциональном, физическом и духовном уровне.
· Принцип внутренней активности ребенка. Образование рассматривается нами как процесс, в который человек включен в активной позиции. Активность ребенка может возникать за счет разных источников: интереса к информации или способу действия, интереса к другим людям, потребности в самовыражении и самопрезентации, актуализации творческой позиции, потребности в самопознании, осознании значимости происходящего для себя или группы людей, своего настоящего или будущего и т.д. Главное, что эта активность (даже если она умело создана извне) управляется ребенком изнутри, помогает ему преодолевать трудности, идти к цели, ставя перед собой и самостоятельно решая задачи собственного развития.
|
Цель психолого-педагогического сопровождения психосоциального развития ребенка в условиях детского дома мы видим в создании условий для становления психосоциальной компетентности личности, способной строить жизнь, достойную Человека; личности, имеющей свою жизненную позицию, способной на разумный выбор, выработку самостоятельных идей и решений; способной управлять своей жизнедеятельностью с опорой на существующие нормы и законы общества.
При этом для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Развитие самосознания личности.
2. Развитие познавательной активности и информационной компетентности личности.
3. Формирование навыков позитивного и конструктивного взаимодействия с людьми.
4. Формирование функциональной, социальной грамотности и мобильности личности.
В качестве результата психолого-педагогического сопровождения психосоциального развития ребенка мы рассматриваем такие личностные новообразования и человеческие качества воспитанников, как:
· сформированное самосознание, мировоззрение, наличие осознанной системы жизненных ценностей,
· высокая познавательная активность, интерес к миру и самому себе; компетентность личности в системе современного знания, современных информационных технологий, способов получения, использования и развития (преобразования) знания;
· компетентность личности в сфере человеческого общения, межличностной коммуникации, способность к сотрудничеству, взаимопониманию, цивилизованным способам решения разногласий;
· функциональная и социальная грамотность человека, умение организовывать процесс достижения поставленных целей, готовность к продуманному профессиональному выбору и адаптации на современном рынке труда и т.д.
Обеспечение целостности в контексте решения задач психолого-педагогического сопровождения психосоциального развития ребенка не отрицает выбора определенных содержательных приоритетов. С одной стороны эти приоритеты формируются на основе возрастных задач развития ребенка, с другой стороны - на основе специфики психологического развития ребенка в условиях депривации, в третьих - на основе современных требований общества и культуры.
1. Наличие возрастных модификаций в содержании указывает на возможные воспитательные аспекты, фиксирующие возрастной уровень и обеспечивающие повышение уровня развития личности. Каждый возрастной этап, каждая ступень индивидуального развития к чему-то наиболее приспособлены и несут в себе принципиально важную возможность, без реализации которой дальнейшее развитие не то, чтобы невозможно, но затруднено. В то же время у каждого этапа в развитии есть свои трудности, проблемы и ограничения, которые тоже необходимо учитывать. Поэтому при формулировании задач, важных для детей и подростков, мы используем понятие «возрастные задачи» (задачи, стоящие перед детьми на каждом возрастном этапе развития, обусловленные возрастными особенностями).
2. Специфика психологического развития ребенка в условиях депривации. По своему психическому развитию дети, растущие в школе-интернате, отличаются от своих сверстников, воспитывающихся в семье. Их развитие идет по особому пути, формируются специфические черты личности. Про них нельзя сказать, что они лучше или хуже, чем у домашнего ребенка, - они просто другие.
Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской любви и ласки, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.
Проблемы социального характера проистекают из социального статуса ребенка - он «ничей» ребенок. Для детей характерна нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений: от неумения вести себя за столом и неспособности адаптироваться к незнакомой среде и новым обстоятельствам до различных проявлений девиантного поведения (гиперсексуальность, нарушенная половая ориентация, бродяжничество, воровство, курение и алкоголизм).
3. В содержании психолого-педагогического сопровождения мы постарались максимально отразить потребности общества в физически здоровой личности, способной ориентироваться в экстремальных ситуациях, личности, готовой к свободному нравственному выбору. А также учесть требования к воспитанию, не допускающему, чтобы вступающее в мир существо насильственно приобщалось к цивилизации, но, напротив, - самостоятельно приучалось оценивать и постигать стадии развития культуры, на которой в данный момент находится общество.
Выделим базовые компоненты содержания психолого-педагогического сопровождения психосоциального развития ребенка, составляющие его основу:
· Понимание и принятие общечеловеческих ценностей.
· Освоение общечеловеческой и национальной культуры.
· Формирование опыта гражданского поведения.
· Накопление опыта проживания эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения.
· Овладение ситуациями реальной ответственности, принятия решений свободного выбора поведения.
· Овладение основными сферами жизнедеятельности, основными жизненно важными навыками.
· Образование способностей и талантов;
· Самовоспитание, самооценка и самоанализ, овладение способами самосовершенствования.
Т.о., определение базовых компонентов содержания психолого-педагогического сопровождения психосоциального развития ребенка соответствует, во-первых, требованиям, идущим от ребенка, связанным с развитием, становлением его как личности, принятием и закреплением в его сознании общечеловеческих ценностей; во-вторых, требованиям, идущим от культуры и нравственности.
В современной педагогике все большее значение приобретает понятие «сопровождение», рассматриваемое в контексте гуманистического подхода. Его использование продиктовано необходимостью интеграции процессов обеспечения, поддержки, защиты, помощи, а также для того, чтобы подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решений. В словаре русского языка С.И. Ожегова сопровождение трактуется следующим образом - «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» (С.И. Ожегов, 1990).
«Сопровождать - провожать, сопутствовать, идти», - отмечает В.И. Даль.
Таким образом, исследование этимологии понятия «сопровождение» позволяет сделать вывод:
· оно рассматривается как совместные действия (система, процесс, виды деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении;
· предполагает взаимодействие различных субъектов, которые могут находиться как в субъектно-объектных, так и в субъектно-субъектных отношениях;
· более того, сопровождение включает условно три компонента, не только субъектов-путников и сопровождающего, но и путь, который они проходят вместе;
· это, прежде всего, совместимость, на это указывает приставка «со» и смысл слова.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!