По результатам социально-педагогического исследования — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

По результатам социально-педагогического исследования

2019-11-11 269
По результатам социально-педагогического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аналитическая записка

По результатам социально-педагогического исследования

«Патриотическое воспитание молодёжи Кубани»

Аннотация

Исследование «Патриотическое воспитание молодёжи Кубани» проведено доцентами кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирского государственного педагогического университета: к.п.н., доцентом Герлах И.В., к.п.н., доцентом Шкуропием К.В. в рамках социального проекта «Воспитание игрой», реализованного Краснодарской краевой социально-патриотической общественной организацией «Клуб интеллектуальных игр» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 

Цель исследования – сбор и оценка фактического материала, позволяющего выявить уровень сформированности у будущих педагогов актуальных компетенций в области патриотического воспитания детей и подростков.

В исследовании приняли участие 100 человек: студенты 2-5 курсов факультета дошкольного и начального образования, факультета технологии, экономики и дизайна, института прикладной информатики, математики и физики, института русской и иностранной филологии Армавирского государственного педагогического университета.

В ходе исследования авторами применялся комплекс теоретических, практических и математических методов научного познания, таких так:

1.опрос с применением открытых, полузакрытых и закрытых вопросов,

2.экспертное оценивание,

3.шкалирование,

4.регистрация,

5.рейтинговое оценивание,

6.обобщение данных,

7.статистическая обработка данных,

8.математическая обработка данных.

Для повышения достоверности получаемой в ходе опроса информации авторы учитывали в организации работы с респондентами – будущими педагогами, следующие характеристики:

· гендерный состав участников опроса;

· возрастной состав участников опроса.

Факт проведения такого исследования достаточно важен, так как по его результатам стало возможным определить следующие слагаемые ситуации патриотического воспитания молодёжи Кубани и сформированности у будущих педагогов актуальных компетенций в области патриотического воспитания детей и подростков:

· уровень эффективности системы планирования и организации патриотического воспитания молодёжи в вузе, в котором обучаются участники опроса;

· направления молодежной политики, которые являются первоочередными для реализации патриотического воспитания молодёжи;

· уровни эффективности наиболее популярных методов организации патриотического воспитания молодёжи;

· изменения, которые, по мнению участников опроса, могут повысить общий уровень эффективности системы организации патриотического воспитания молодёжи;

· контекст восприятия участниками опроса понятий «патриотизм», «Родина», «российская гражданская идентичность»;

· личностные качества, которые должен включать в себя «портрет выпускника школы»;

· мероприятия, которые, по мнению участников опроса, необходимо проводить для улучшения патриотического воспитания молодёжи;

· задачи в сфере образовательной политики, решение которых является наиболее актуальным для патриотического воспитания школьников.

Исследование является детерминантом поиска новых путей патриотического воспитания в контексте конкретной воспитательной ситуации в регионе. Исследователи учли текст такого основополагающего документа в области воспитания, как реализуемый в старшем звене школы ФГОС СОО, в соответствии с которым выпускник средней школы является:

 - любящим свой край и свою Родину, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции;

-осознающим и принимающим традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества и др.;

- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством (см п.5 стандарта).

В п.6 Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, включающие в себя способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.

Включение в портрет выпускника школы вышеуказанных характеристик показывает востребованность проводимого исследования, так как диагностика уровня развития какого-либо качества является необходимой, сущностной, процедурой в ходе формирования самого качества. От того, на сколько данные качества развиты у педагогов (будущих педагогов), зависит эффективность их воспитательной деятельности в образовательном пространстве современной школы.


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

 

Введение………………………………………………………………………………….………..   4
Основная часть 1.Обобщенная характеристика респондентов из числа будущих педагогов…..…………. 1.1. Гендерный состав участников опроса……………………………………………………….. 1.2. Возрастной состав участников опроса………………………………………………………. 1.3. Контекст осознания понятия «патриотизм» участниками опроса………………………… 1.4. Контекст осознания понятия «Родина» участниками опроса……………………………… 1.5. Контекст осознания понятия «российская гражданская идентичность» участниками опроса……………………………………………………………………………………………… 2. Система патриотического воспитания подростков и молодежи как предмет оценки участников опроса……………….………………………………………………………………. 2.1. Направления молодежной политики, которые являются первоочередными для реализации патриотического воспитания молодёжи …………………………………………… 2.2. Уровни эффективности наиболее популярных методов организации патриотического воспитания молодёжи…………………………………………………………………………….. 2.3. Изменения, которые, по мнению участников опроса, могут повысить общий уровень эффективности системы организации патриотического воспитания молодёжи……………… 2.4. Мероприятия, которые, по мнению участников опроса, необходимо проводить для улучшения патриотического воспитания молодёжи……………………………………………. 3. Патриотическое воспитание молодёжи в системе образования………………………… 3.1. Уровень эффективности системы планирования и организации патриотического воспитания молодёжи в вузе, в котором обучаются участники опроса……………………….. 3.2. Личностные качества, которые должен включать в себя «портрет выпускника школы». 3.3. Задачи в сфере образовательной политики, решение которых является наиболее актуальным для патриотического воспитания школьников…………………………………….     8 8 8 9 9   10   11   11   12   16   16 18   18 18   19  
Заключение………………………………………………………………………………………..   20

 

 


Введение

Патриотическое воспитание молодёжи является одной из актуальных проблем современной российской педагогики.

Ещё в 2012 году на совещании в Краснодаре, посвященном вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи, Президент России В.В. Путин говорил о принципах, на которых должно основываться современное воспитание молодёжи. Президент подчеркнул, что «в настоящее время нужно взять опыт и лучшие традиции воспитания и просвещения… и вместе с тем искать новые формы нравственного и патриотического воспитания». Он отметил, что для этого стране сегодня «нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, а значит, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий, на деятельность молодёжных и военно-патриотических организаций, исторических и краеведческих клубов, других подобных структур».

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» также сказано о том, что необходимо содействовать развитию военно-патриотических и военно-исторических клубов, совершенствовать формы и механизмы социального партнерства образовательных организаций, учреждений культуры, молодежной политики, общественных и некоммерческих организаций по популяризации идей патриотизма.

В Стратегии государственной молодежной политики в Краснодарском крае до 2020 года также отмечено, что приоритетной остается работа по воспитанию человека-патриота, знающего и уважающего традиции своего народа, труженика, любящего свою землю, гражданина, готового защищать свое Отечество. Исследования, проведённые нами в 2016 -2017 гг. в г. Армавире, в Лабинском, Новокубанском и Павловском районах Краснодарского края в рамках социального проекта «Россия – Родина моя!» при поддержке Общества «Знание» России, показали, что большинство используемых в этой работе форм и средств воспитательного воздействия требуют обновления, применения новых нестандартных решений, привлекающих молодёжную аудиторию. При этом очень важным представляется вопрос практического обучения этим новым формам и средствам патриотического воспитания студентов - будущих педагогов, которым вскоре самим предстоит формировать мировоззрение детей, подростков и молодёжи.

Для разработки системы качественной профессиональной подготовки педагогов, в области патриотического воспитания, необходимо получить базовое видение актуальных проблем, существующих в данной сфере работы с молодёжью, выявить сильные и слабые стороны её развития. Одним из наиболее информативных способов является проведение опроса, выявляющего мнение студентов педагогического вуза. Проводя данное исследование, мы хотим найти ответы на вопросы: «Под влиянием каких условий и факторов реализуется патриотическое воспитание молодёжи? Как оценивают его состояние будущие педагоги? Какие новации (изменения) в содержании и технологии его реализации могут благотворно отразиться на повышении уровня воспитанности молодого поколения?».

Для этого нами было проведено социально-педагогическое исследование с целью выявления уровня сформированности у будущих педагогов актуальных компетенций в области патриотического воспитания детей и подростков. В нём приняли участие 100 человек: студенты 2-4 курсов Армавирского государственного педагогического университета.

Методы, применяемые для проведения исследования:

1. опрос с применением открытых, полузакрытых и закрытых вопросов,

2. экспертное оценивание,

3. шкалирование,

4. регистрация,

5. рейтинговое оценивание,

6. обобщение данных,

7. статистическая обработка данных,

8. математическая обработка данных.

Собранные и обработанные данные были зафиксированы нами в виде таблиц и диаграмм.

Вопросы и задания были сформулированы нами таким образом, чтобы ответы отражали личную точку зрения участников опроса, оставляя им возможность дополнить предлагаемые варианты ответов, выбрать любое (или достаточное) количество готовых ответов. Таким образом, в опросник были включены следующие вопросы и задания:

1. Оцените по шкале от 1 до 10 уровень эффективности организации патриотического воспитания студенческой молодёжи в вашей образовательной организации.

2. Какие направления молодежной политики Вы считаете первоочередными для реализации патриотического воспитания молодёжи?

· обеспечение соблюдения прав молодежи

· поддержка общественно значимых инициатив молодежных и детских общественных объединений

· развитие гражданственности и патриотизма молодежи

· поддержка молодой семьи

· содействие в решении жилищных проблем молодежи

· обеспечение условий для формирования здорового образа жизни молодых граждан;

· формирование системы детского, молодежного и семейного отдыха;

· подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников молодежной сферы;

· развитие международного и межрегионального молодежного сотрудничества;

· профилактика проявлений экстремизма, воспитание толерантности.

3. Оцените по шкале от 1 до 10 эффективность перечисленных методов организации патриотического воспитания молодёжи:

· Мониторинг воспитательной ситуации (социологические опросы, сбор информации по конкретным проблемам и т.д.).

· Разработка, принятие и реализация целевых программ.

· Организация мероприятий для молодежи (фестивали, конференции, лагеря).

· Поддержка молодежных инициатив.

· Издание литературы патриотического содержания.

· Создание Интернет-проектов патриотической направленности.

· Организация краеведческих и туристических поездок по стране.

· Организация летних оборонно-спортивных лагерей.

· Деятельность военно-патриотических, поисковых и военно-исторических клубов.

· Другое (написать).

4. На Ваш взгляд, какие изменения могут повысить общий уровень эффективности патриотического воспитания молодёжи?

· Изменение целей и задач патриотического воспитания молодежи.

· Изменение содержания патриотического воспитания молодежи.

· Пересмотр форм и методов патриотического воспитания молодежи.

· Активное развитие программно-целевого планирования.

· Повышение уровня информационно-аналитического обеспечения практической работы.

· Повышение уровня квалификации организаторов патриотического воспитания молодежи.

· Другое (написать)

5. Выберете из нижеперечисленных высказываний то, по которому вы определяете для себя понятие «патриотизм»?

§ Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу.

§ Нетерпимость к представителям других наций и народов.

§ Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей страны.

§ Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни.

§ Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы наше государство было самым мощным и уважаемым.

§ Участие в добровольческой/волонтёрской деятельности.

§ Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи.

§ Патриотизм – это лишь литературная выдумка.

§ Другое (написать)

6. С чем у Вас ассоциируется слово «Родина»?

· земля, территория, на которой Вы живете,

· государство, в котором Вы живете,

· Ваша семья,

· Ваши традиции и обычаи,

· Ваши друзья, круг общения,

· Ваш родной язык,

· вера, религия,

§ другое (написать)

7. Как Вы понимаете термин «российская гражданская идентичность»?

· патриотизм,

· уважение к Отечеству,

· прошлое и настоящее многонационального народа России,

· осознание своей этнической принадлежности,

· знание истории, языка, культуры своего народа,

· знание своего края,

· знание основ культурного наследия народов России,

· присвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества,

· чувство ответственности и долга перед Родиной,

§ другое (написать)

8. Какие личностные качества, с Вашей точки зрения, должен включать в себя «портрет выпускника школы»?

· любящий свой край и свое Отечество,

· знающий русский и родной язык,

· уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции,

· осознающий и принимающий ценности человеческой жизни,

· осознающий и принимающий ценности семьи,

· осознающий и принимающий ценности гражданского общества,

· осознающий и принимающий ценности многонационального российского народа,

· осознающий и принимающий ценности человечества;

· социально активный,

· уважающий закон и правопорядок,

· соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями,

· осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством,

· другое (написать)

9. Решение каких задач в сфере образовательной политики, с Вашей точки зрения, является наиболее актуальным для патриотического воспитания школьников?

· сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации,

· сохранение и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации,

· реализация права граждан на изучение родного языка,

· предоставление возможности получения основного общего образования на родном языке,

· овладение обучающимися духовными ценностями и культурой многонационального народа России,

· воспитание российской гражданской идентичности,

· подготовка молодых граждан к защите Отечества,

· другое (написать)

10. Какие мероприятия (форма организации) необходимо проводить для повышения эффективности патриотического воспитания детей и молодёжи?

· Проведение психологических тренингов.

· Проведение мероприятий по привлечению молодых людей к помощи пожилым людям, людям с ограниченными возможностями здоровья, многодетным семьям, сиротам.

· Привлечение к участию в волонтерском/добровольческом движении.

· Разработка и реализация комплексных социальных проектов/программ муниципального, регионального и федерального уровня.

· Проведение молодёжных лагерей/смен по тематике духовно-нравственного и патриотического воспитания.

· Проведение деловых и ролевых игр по тематике духовно-нравственного и патриотического воспитания.

· Проведение мероприятий, направленных на приобщение молодого поколения к культурным традициям России (народные промыслы, историческая реконструкция, фольклор и т.п.).

· Организация неформального общения молодёжи с людьми, вносящими вклад в развитие и укрепление нашей Родины, по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания (вечера, беседы, гостиные и т.п.).

· Ваше мнение (написать)

 


Основная часть

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

Таблица 4

Таблица 5

Таблица 6

Таблица 7

Таблица 8

Таблица 9

Таблица 10

Таблица 11

Таблица 12

Результаты оценивания будущими педагогами эффективности издания литературы патриотического содержания

Баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Кол-во оценок 8 4 10 16 21 6 11 13 7 4
% оценок 8 4 10 16 21 6 11 13 7 4

 

Анализ данных, отражённых в таблице 12, показывает, что 22% опрошенных отметили низкий уровень эффективности данного метода, 54 % – средний уровень эффективности и 24% – высокий уровень эффективности. При этом 4% оценили данный метод максимальным количеством баллов.

6. Создание Интернет-проектов патриотической направленности. Результаты оценки данного метода отражены в таблице 13.

Таблица 13

Таблица 14

Таблица 15

Таблица 16

Таблица 17

Таблица 18

Таблица 19

Таблица 20

Таблица 21

Задачи в сфере образовательной политики, решение которых, по мнению будущих педагогов, является наиболее актуальным для патриотического воспитания школьников

 

Задачи в сфере образовательной политики Кол-во ответов % ответов
Сохранение  и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации 54 54
Овладение обучающимися духовными ценностями и культурой многонационального народа России 47 47
Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации 39 39
Воспитание  российской гражданской идентичности 39 39
Подготовка  молодых граждан к защите Отечества 29 29
Реализация  права граждан на изучение родного языка 19 19
Предоставление возможности получения основного общего образования на родном языке 15 15

 

Полученные ответы также были нами ранжированы по убыванию количества выборов. Их можно условно разделить на 4 группы по численному показателю.

Лидирующие позиции занимают такие задачи как «Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации» - 54%, «Овладение обучающимися духовными ценностями и культурой многонационального народа России» - 47%.

Во вторую группу вошли задачи: «Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации» - 39%, «Воспитание российской гражданской идентичности» - 39%, «Подготовка  молодых граждан к защите Отечества» - 29%.

Третью группу составили такие задачи как «Реализация права граждан на изучение родного языка» - 19%, «Предоставление возможности получения основного общего образования на родном языке» - 15%.

 

 


Заключение

 

Результаты исследования позволяют существенно обновить пути реализации воспитания подростков и молодежи в соответствии с содержанием федеральной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы".

Значимой компонентой результата работы с респондентами стало выявление достаточного, для осуществления в будущем патриотического воспитания своих учеников, уровня сформированности у будущих педагогов актуальных компетенций в указанной области. Респонденты имеют собственное представление о патриотизме и способах его формирования, причем это представление в целом не противоречит содержанию федеральной программы, но существенно дополняет спектр исторически сложившихся теоретико-методологических подходов и практик патриотического воспитания в подростковой и молодежной среде.

В понимании будущими педагогами образа Родины, на наш взгляд, проявились последствия введения в учебные планы организаций общего и дополнительного образования регионального компонента содержания образования (кубановедение, программы внеурочной деятельности краеведческого характера, изучение диалектов, традиционных промыслов и ремесел, песенного и танцевального творчества и др.).

Респонденты связывают патриотизм в первую очередь с малой родиной - регионом проживания, отсюда и набор ценностей, идентифицирующих гражданскую принадлежность - язык, история, культура. Примечательно, что рассуждая о путях патриотического воспитания, респонденты не только называют известные средства формирования патриотизма, но и дают им оценку. С учетом того, что эта оценка дается «еще не работниками народного образования», можно спрогнозировать общую картину деятельности школы по патриотическому воспитанию в 20-30 гг. XXI века, т.е. в обозримом будущем.

Внимание респондентов было обращено к поиску форм и методов обновления патриотического воспитания. Рассматривая изменения, которые могут повысить общий уровень эффективности патриотического воспитания молодёжи, 68% респондентов отметили «Пересмотр форм и методов патриотического воспитания молодежи », 44% - «Изменение содержания патриотического воспитания молодежи». Представляется интересным тот факт, что при таком достаточно высоком уровне критического отношения к организации патриотического воспитания, никто из респондентов не предложил своих вариантов. В целом, по итогам исследования отличное от выборки предложенных вариантов мнение по тем или иным вопросам высказали только 8 человек (8%). Вполне закономерен тот факт, что, оценивая, какие личностные качества должен включать в себя «портрет выпускника школы», представленный в ФГОС СОО, только 41% будущих педагогов выбрал качество «социально активный».

По итогам опроса будущих педагогов следует сформулировать ряд рекомендаций:

1. Необходимо на федеральном и региональном уровнях установить периодичность проведения мониторинга патриотического воспитания обучающихся, разработав адекватный этой глобальной задаче исследовательский аппарат и подготовив соответствующие кадровые и иные материальные ресурсы.

2. Данный мониторинг должен охватывать максимально возможное количество направлений патриотического воспитания, учитывая и то, что в данном исследовании целенаправленно не выделялось военно-патриотическое воспитание.

3. Следует актуализировать формирование компетентности будущих педагогов в рассматриваемой области путем включения в учебные планы СПО, бакалавриата и магистратуры дисциплин по патриотическому воспитанию технологической (методической) направленности.

4. В перечень трудовых действий, знаний и умений педагога, закрепленных за функцией «воспитательная» в профессиональном стандарте педагога, нужно внести поправки и определить в качестве самостоятельного трудовое действие «формирует патриотизм и российскую гражданскую идентичность обучающихся».

5. Необходимо продумать механизм сетевого взаимодействия организаций общего образования, педагогического образования, административных структур, общественных организаций и иных институтов по аккумулированию опыта патриотического воспитания и выработке новых технологий формирования российской гражданской идентичности, повышению уровня социальной активности будущих педагогов, исходя из данных осуществляемых мониторингов.

6.Крайне важно привлекать к воспитанию патриотизма подрастающего поколения представителей мужской части населения, мотивировать мужчин-специалистов на осуществление профессиональной деятельности, связанной с педагогической и социокультурной работой с детьми, подростками и молодёжью.

Таким образом, результаты, полученные в ходе исследовании, подтвердили необходимость сбора и оценки фактического материала, позволяющего выявить уровень сформированности у будущих педагогов актуальных компетенций в области патриотического воспитания детей и подростков как условия актуализации  их профессиональной подготовки в рассматриваемой области.

Выделим ряд перспективных направлений, по которым планируется продолжение исследования:

· Расширение географии исследования - изучение отдельных направлений патриотического воспитания;

· Включение большего количества опрошенных из числа будущих педагогов;

· Привлечение в качестве респондентов обучающихся организаций общего образования как субъектов и объектов патриотического воспитания;

· Определение возможностей внеурочной деятельности обучающихся в школах региона и страны в патриотическом воспитании граждан;

· Сравнительный анализ полученных данных с результатами социологических, психологических, педагогических исследований прошлых периодов;

· Изучение опыта зарубежных коллег, работающих над аналогичными проблемами.

Аналитическая записка

по результатам социально-педагогического исследования

«Патриотическое воспитание молодёжи Кубани»

Аннотация

Исследование «Патриотическое воспитание молодёжи Кубани» проведено доцентами кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирского государственного педагогического университета: к.п.н., доцентом Герлах И.В., к.п.н., доцентом Шкуропием К.В. в рамках социального проекта «Воспитание игрой», реализованного Краснодарской краевой социально-патриотической общественной организацией «Клуб интеллектуальных игр» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 

Цель исследования – сбор и оценка фактического материала, позволяющего выявить уровень сформированности у будущих педагогов актуальных компетенций в области патриотического воспитания детей и подростков.

В исследовании приняли участие 100 человек: студенты 2-5 курсов факультета дошкольного и начального образования, факультета технологии, экономики и дизайна, института прикладной информатики, математики и физики, института русской и иностранной филологии Армавирского государственного педагогического университета.

В ходе исследования авторами применялся комплекс теоретических, практических и математических методов научного познания, таких так:

1.опрос с применением открытых, полузакрытых и закрытых вопросов,

2.экспертное оценивание,

3.шкалирование,

4.регистрация,

5.рейтинговое оценивание,

6.обобщение данных,

7.статистическая обработка данных,

8.математическая обработка данных.

Для повышения достоверности получаемой в ходе опроса информации авторы учитывали в организации работы с респондентами – будущими педагогами, следующие характеристики:

· гендерный состав участников опроса;

· возрастной состав участников опроса.

Факт проведения такого исследования достаточно важен, так как по его результатам стало возможным определить следующие слагаемые ситуации патриотического воспитания молодёжи Кубани и сформированности у будущих педагогов актуальных компетенций в области патриотического воспитания детей и подростков:

· уровень эффективности системы планирования и организации патриотического воспитания молодёжи в вузе, в котором обучаются участники опроса;

· направления молодежной политики, которые являются первоочередными для реализации патриотического воспитания молодёжи;

· уровни эффективности наиболее популярных методов организации патриотического воспитания молодёжи;

· изменения, которые, по мнению участников опроса, могут повысить общий уровень эффективности системы организации патриотического воспитания молодёжи;

· контекст восприятия участниками опроса понятий «патриотизм», «Родина», «российская гражданская идентичность»;

· личностные качества, которые должен включать в себя «портрет выпускника школы»;

· мероприятия, которые, по мнению участников опроса, необходимо проводить для улучшения патриотического воспитания молодёжи;

· задачи в сфере образовательной политики, решение которых является наиболее актуальным для патриотического воспитания школьников.

Исследование является детерминантом поиска новых путей патриотического воспитания в контексте конкретной воспитательной ситуации в регионе. Исследователи учли текст такого основополагающего документа в области воспитания, как реализуемый в старшем звене школы ФГОС СОО, в соответствии с которым выпускник средней школы является:

 - любящим свой край и свою Родину, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции;

-осознающим и принимающим традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества и др.;

- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством (см п.5 стандарта).

В п.6 Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, включающие в себя способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.

Включение в портрет выпускника школы вышеуказанных характеристик показывает востребованность проводимого исследования, так как диагностика уровня развития какого-либо качества является необходимой, сущностной, процедурой в ходе формирования самого качества. От того, на сколько данные качества развиты у педагогов (будущих педагогов), зависит эффективность их воспитательной деятельности в образовательном пространстве современной школы.


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

 

Введение………………………………………………………………………………….………..   4
Основная часть 1.Обобщенная характеристика респондентов из числа будущих педагогов…..…………. 1.1. Гендерный состав участников опроса……………………………………………………….. 1.2. Возрастной состав участников опроса………………………………………………………. 1.3. Контекст осознания понятия «патриотизм» участниками опроса………………………… 1.4. Контекст осознания понятия «Родина» участниками опроса……………………………… 1.5. Контекст осознания понятия «российская гражданская идентичность» участниками опроса……………………………………………………………………………………………… 2. Система патриотического воспитания подростков и молодежи как предмет оценки участников опроса……………….………………………………………………………………. 2.1. Направления молодежной политики, которые являются первоочередными для реализации патриотического воспитания молодёжи …………………………………………… 2.2. Уровни эффективности наиболее популярных методов организации патриотического воспитания молодёжи…………………………………………………………………………….. 2.3. Изменения, которые, по мнению участников опроса, могут повысить общий уровень эффективности системы организации патриотического воспитания молодёжи……………… 2.4. Мероприятия, которые, по мнению участников опроса, необходимо проводить для улучшения патриотического воспитания молодёжи……………………………………………. 3. Патриотическое воспитание молодёжи в системе образования………………………… 3.1. Уровень эффективности системы планирования и организации патриотического воспитания молодёжи в вузе, в котором обучаются участники опроса……………………….. 3.2. Личностные качества, которые должен включать в себя «портрет выпускника школы». 3.3. Задачи в сфере образовательной политики, решение которых является наиболее актуальным для патриотического воспитания школьников…………………………………….     8 8 8 9 9   10   11   11   12   16   16 18   18 18   19  
Заключение………………………………………………………………………………………..   20

 

 


Введение

Патриотическое воспитание молодёжи является одной из актуальных проблем современной российской педагогики.

Ещё в 2012 году на совещании в Краснодаре, посвященном вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи, Президент России В.В. Путин говорил о принципах, на которых должно основываться современное воспитание молодёжи. Президент подчеркнул, что «в настоящее время нужно взять опыт и лучшие традиции воспитания и просвещения… и вместе с тем искать новые формы нравственного и патриотического воспитания». Он отметил, что для этого стране сегодня «нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, а значит, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий, на деятельность молодёжных и военно-патриотических организаций, исторических и краеведческих клубов, других подобных структур».

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» также сказано о том, что необходимо содействовать развитию военно-патриотических и военно-исторических клубов, совершенствовать формы и механизмы социального партнерства образовательных организаций, учреждений культуры, молодежной политики, общественных и некоммерческих организаций по популяризации идей патриотизма.

В Стратегии государствен


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.143 с.