Личностные качества, которые, по мнению будущих педагогов, должен включать в себя «портрет выпускника школы» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Личностные качества, которые, по мнению будущих педагогов, должен включать в себя «портрет выпускника школы»

2019-11-11 169
Личностные качества, которые, по мнению будущих педагогов, должен включать в себя «портрет выпускника школы» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Личностные качества, которые должен включать в себя «портрет выпускника школы» Кол-во ответов % ответов
знающий русский и родной язык 57 57
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни 57 57
соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями 53 53
уважающий закон и правопорядок 52 52
осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством 47 47
уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции 46 46
осознающий и принимающий ценности семьи 44 44
осознающий и принимающий ценности человечества 41 41
социально активный 41 41
осознающий и принимающий ценности многонационального российского народа 39 39
любящий свой край и свое Отечество 38 38
осознающий и принимающий ценности гражданского общества 30 30

 

Для наглядности и простоты оценивания полученных данных, мы вновь ранжировали ответы, выстроив их по убыванию количества выборов. Очевидно, что их можно условно разделить на 3 группы по численному показателю.

Лидирующие позиции занимают такие личностные качества как «знающий русский и родной язык» - 57%, «осознающий и принимающий ценности человеческой жизни» -57%, «соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями» -53%, «уважающий закон и правопорядок» - 52%.

Во вторую группу вошли: «осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством» - 47%, «уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции» - 46%, «осознающий и принимающий ценности семьи» - 44%, «осознающий и принимающий ценности человечества» - 41%, «социально активный» - 41%.

Третью группу составили такие личностные качества как «осознающий и принимающий ценности многонационального российского народа» - 39%, «любящий свой край и свое Отечество» - 38%, «осознающий и принимающий ценности гражданского общества» - 30%.

3.3. Задачи в сфере образовательной политики, решение которых является наиболее актуальным для патриотического воспитания школьников

Участникам опроса было предложено ответить на вопрос «Решение каких задач в сфере образовательной политики, с Вашей точки зрения, является наиболее актуальным для патриотического воспитания школьников?». Было предложено 7 вариантов ответов. Результаты опроса отражены в таблице 21.

Таблица 21

Задачи в сфере образовательной политики, решение которых, по мнению будущих педагогов, является наиболее актуальным для патриотического воспитания школьников

 

Задачи в сфере образовательной политики Кол-во ответов % ответов
Сохранение  и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации 54 54
Овладение обучающимися духовными ценностями и культурой многонационального народа России 47 47
Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации 39 39
Воспитание  российской гражданской идентичности 39 39
Подготовка  молодых граждан к защите Отечества 29 29
Реализация  права граждан на изучение родного языка 19 19
Предоставление возможности получения основного общего образования на родном языке 15 15

 

Полученные ответы также были нами ранжированы по убыванию количества выборов. Их можно условно разделить на 4 группы по численному показателю.

Лидирующие позиции занимают такие задачи как «Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации» - 54%, «Овладение обучающимися духовными ценностями и культурой многонационального народа России» - 47%.

Во вторую группу вошли задачи: «Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации» - 39%, «Воспитание российской гражданской идентичности» - 39%, «Подготовка  молодых граждан к защите Отечества» - 29%.

Третью группу составили такие задачи как «Реализация права граждан на изучение родного языка» - 19%, «Предоставление возможности получения основного общего образования на родном языке» - 15%.

 

 


Заключение

 

Результаты исследования позволяют существенно обновить пути реализации воспитания подростков и молодежи в соответствии с содержанием федеральной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы".

Значимой компонентой результата работы с респондентами стало выявление достаточного, для осуществления в будущем патриотического воспитания своих учеников, уровня сформированности у будущих педагогов актуальных компетенций в указанной области. Респонденты имеют собственное представление о патриотизме и способах его формирования, причем это представление в целом не противоречит содержанию федеральной программы, но существенно дополняет спектр исторически сложившихся теоретико-методологических подходов и практик патриотического воспитания в подростковой и молодежной среде.

В понимании будущими педагогами образа Родины, на наш взгляд, проявились последствия введения в учебные планы организаций общего и дополнительного образования регионального компонента содержания образования (кубановедение, программы внеурочной деятельности краеведческого характера, изучение диалектов, традиционных промыслов и ремесел, песенного и танцевального творчества и др.).

Респонденты связывают патриотизм в первую очередь с малой родиной - регионом проживания, отсюда и набор ценностей, идентифицирующих гражданскую принадлежность - язык, история, культура. Примечательно, что рассуждая о путях патриотического воспитания, респонденты не только называют известные средства формирования патриотизма, но и дают им оценку. С учетом того, что эта оценка дается «еще не работниками народного образования», можно спрогнозировать общую картину деятельности школы по патриотическому воспитанию в 20-30 гг. XXI века, т.е. в обозримом будущем.

Внимание респондентов было обращено к поиску форм и методов обновления патриотического воспитания. Рассматривая изменения, которые могут повысить общий уровень эффективности патриотического воспитания молодёжи, 68% респондентов отметили «Пересмотр форм и методов патриотического воспитания молодежи », 44% - «Изменение содержания патриотического воспитания молодежи». Представляется интересным тот факт, что при таком достаточно высоком уровне критического отношения к организации патриотического воспитания, никто из респондентов не предложил своих вариантов. В целом, по итогам исследования отличное от выборки предложенных вариантов мнение по тем или иным вопросам высказали только 8 человек (8%). Вполне закономерен тот факт, что, оценивая, какие личностные качества должен включать в себя «портрет выпускника школы», представленный в ФГОС СОО, только 41% будущих педагогов выбрал качество «социально активный».

По итогам опроса будущих педагогов следует сформулировать ряд рекомендаций:

1. Необходимо на федеральном и региональном уровнях установить периодичность проведения мониторинга патриотического воспитания обучающихся, разработав адекватный этой глобальной задаче исследовательский аппарат и подготовив соответствующие кадровые и иные материальные ресурсы.

2. Данный мониторинг должен охватывать максимально возможное количество направлений патриотического воспитания, учитывая и то, что в данном исследовании целенаправленно не выделялось военно-патриотическое воспитание.

3. Следует актуализировать формирование компетентности будущих педагогов в рассматриваемой области путем включения в учебные планы СПО, бакалавриата и магистратуры дисциплин по патриотическому воспитанию технологической (методической) направленности.

4. В перечень трудовых действий, знаний и умений педагога, закрепленных за функцией «воспитательная» в профессиональном стандарте педагога, нужно внести поправки и определить в качестве самостоятельного трудовое действие «формирует патриотизм и российскую гражданскую идентичность обучающихся».

5. Необходимо продумать механизм сетевого взаимодействия организаций общего образования, педагогического образования, административных структур, общественных организаций и иных институтов по аккумулированию опыта патриотического воспитания и выработке новых технологий формирования российской гражданской идентичности, повышению уровня социальной активности будущих педагогов, исходя из данных осуществляемых мониторингов.

6.Крайне важно привлекать к воспитанию патриотизма подрастающего поколения представителей мужской части населения, мотивировать мужчин-специалистов на осуществление профессиональной деятельности, связанной с педагогической и социокультурной работой с детьми, подростками и молодёжью.

Таким образом, результаты, полученные в ходе исследовании, подтвердили необходимость сбора и оценки фактического материала, позволяющего выявить уровень сформированности у будущих педагогов актуальных компетенций в области патриотического воспитания детей и подростков как условия актуализации  их профессиональной подготовки в рассматриваемой области.

Выделим ряд перспективных направлений, по которым планируется продолжение исследования:

· Расширение географии исследования - изучение отдельных направлений патриотического воспитания;

· Включение большего количества опрошенных из числа будущих педагогов;

· Привлечение в качестве респондентов обучающихся организаций общего образования как субъектов и объектов патриотического воспитания;

· Определение возможностей внеурочной деятельности обучающихся в школах региона и страны в патриотическом воспитании граждан;

· Сравнительный анализ полученных данных с результатами социологических, психологических, педагогических исследований прошлых периодов;

· Изучение опыта зарубежных коллег, работающих над аналогичными проблемами.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.