Другие подходы к изучению личности (социально-бихевиористский, клинический, когнитивный, экзистенциальный) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Другие подходы к изучению личности (социально-бихевиористский, клинический, когнитивный, экзистенциальный)

2019-09-26 418
Другие подходы к изучению личности (социально-бихевиористский, клинический, когнитивный, экзистенциальный) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В зарубежных изданиях, посвященных теориям личности и переведенных на русский язык, среди других теорий личности часто упоминаются теории научения или бихевиористические теории. Строго говоря, бихевиористы никогда не занимались изучением психологии личности, так как оба этих слова - психология и личность - рассматривались ими как неприемлемые (ментальные). Тем не менее, имеет смысл включить в анализ предложенные ими теории, так как они, как и другие психологические теории, претендуют на объяснение поведения человека.

В рамках современного бихевиористского учения сложились две теории, по-разному объясняющие приобретение человеком и прижизненное изменения разных форм поведения: теория оперантного научения Б. Скиннера и теория социального научения А. Бандуры. В теории оперантного научения Скиннера утверждается, что новые виды социального поведения человек приобретает за счет оперантного научения следующим путем. Столкнувшись с новой для себя ситуацией, для адаптации к которой у человека нет готовых форм поведения, он по собственной инициативе пробует вести себя по-разному в сложившейся ситуации, чтобы решить возникшую проблему. Некоторые из предпринимаемых человеком действий (операнты) дают положительный результат, некоторые такого эффекта не порождают, т.е. оказываются безуспешными или неудачными. Среди тех действий, которые в данной ситуации порождают положительный эффект, имеются такие, при которых соответствующий эффект является наибольшим. Эти действия за счет полученного эффекта подкрепляются, сохраняются в памяти человека и в первую очередь воспроизводятся в будущем в подобных или похожих на них ситуациях.

Практически все выводы и утверждения Скиннера о человеческом поведении, его законах и механизмах строились на основе наблюдения за жи-

вотными и их опытного изучения. Скиннер, как и другие бихевиористы, был убежден в том, что все виды поведения идентичны, и, следовательно, изучая поведение животных, можно также понять механизмы поведения людей. С точки зрения Скиннера использование таких психологических понятий для объяснения поведения человека, как «воля», «свобода», «достоинство», «независимость», «творчество» и другие, научно несостоятельно. Такой подход, по его мнению, создает иллюзию понимания, не приводит к глубокому познанию и объяснению поведения человека.

К этой же разновидности якобы надуманных (содержательно пустых) психологических категорий Скиннер относил и понятие «личность», заменяя его, когда нужно было объяснять поведение человека как личности, на привычную для бихевиориста совокупность реакций на те или иные ситуации.

Теория социального научения А. Бандуры в этом отношении представляется более гибкой и приемлемой как психологическая теория, объясняющая поведение человека как личности. Она основана на следующих положениях:

1. Поведение, личность и социальное окружение человека представляются взаимозависимыми, т.е., поведение влияет на окружение, и сами люди, как личности, играют активную роль в создании своего окружения. Они стараются чаще бывать в ситуациях, которые их устраивают, избегать ситуаций, которые по тем или иным причинам являются неприемлемыми или нежелательными для них. Оказавшись в определенной ситуации, человек старается переделать ее по-своему или воспринимает под собственным углом зрения - так, как это его устраивает. В свою очередь, личность взаимодействует как со своим социальным окружением, так и с поведением (определенные поступки, совершаемые людьми, могут оказывать на них, как личностей, обратное влияние).

2. Человек научается новым видам социального поведения, благодаря наблюдению и подражанию другим людям. Это - два основных механизма приобретения человеком нового жизненного опыта и, соответственно, новых, полезных форм поведения.

3. Существенную роль в научении играют поощрения и наказания, которые человек получает, подражая другим людям или, повторяя их действия, включая самопоощрение или самоподкрепление. В качестве эффективных форм социальной стимуляции поведения человека в обществе

могут выступать материальное вознаграждение, социальная поддержка, повышение престижа или статуса, установление с другими людьми хороших личных и деловых взаимоотношений.

одход Бандуры в отличие от объяснений поведения по Скиннеру, можно назвать психологическим, социально-когнитивным направлением в изучении личности и ее поведения, поскольку в нем уделяется большое внимание когнитивным факторам в регуляции поведения. Это отличает теорию поведения Бандуры от теории поведения Скиннера. Для Бандуры сами люди за счет использования собственных способностей, которые позволяют им предсказывать появление событий, могут создавать средства осуществления контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь. Внутренние, психологические детерминанты поведения, такие, как вера и ожидания, и его внешние детерминанты, такие, как поощрения и наказания, являются влияниями, которые стимулируют не только поведение, но оказывают воздействие на различные части системы, состоящей из человека и его социального окружения.

В центре социально-когнитивной теории поведения человека, как личности, Бандуры лежит положение о том, что новые формы поведения человек может приобретать даже в отсутствии внешнего подкрепления (по Скиннеру это практически невозможно). Бандура отмечает, что многое в поведении, которое люди демонстрируют, приобретается ими за счет наблюдения и подражания. Часто люди, не ожидая никаких дополнительных подкреплений, и просто наблюдаем за тем, что и как делают другие люди, затем, если это им нравится или интересно, повторяют их действия.

Другой особенностью теории социального поведения (личности) Бандуры является специфическая роль, которая в ней отводится уникальной способности человека к саморегуляции. Придерживаясь бихевиористских позиций в понимании и объяснении социального поведения человека, Бандура, вместе с тем, расходился со Скиннером и другими представителями бихевиоризма в объяснении роли мышления в поведении. По его мнению, мышление для научения человека имеет большее значение, чем подкрепление, а последнее может быть не прямым, а косвенным, связанным, например, с когнитивными процессами, происходящими в голове человека. Хотя человек и его поведение зависят от внешних условий, эти условия напрямую и однозначно не определяют его поведение. Существенное влияние на соответствующие процессы оказывает то, как человек воспринимает свое социальное окружение, и как он мыслит.

Важную роль в теории социального научения Бандуры играет понятие самоэффективности. Ее автор определяет как убежденность, уверенность человека в том, что он сам способен управлять событиями, оказывающими влияние на его жизнь. То, как человек оценивает собственную эффективность (самоэффективность), определяет для него расширение или сужение возможностей выбора видов деятельности, а также усилия, которые он прилагает для преодоления препятствий на пути к достижению поставленной цели. Люди, осознающие и высоко оценивающие свои возможности и способности (высокая самоэффективность), прилагают больше усилий для решения возникающих перед ними задач, чем люди, испытывающие сомнения в своих способностях и возможностях (низкая самоэффективность). В свою очередь, высокая самоэффективность, связанная с ожиданиями успехов, обычно приводит к хорошим результатам и, таким образом, способствует повышению уровня самоуважения человека. Напротив, низкая самоэффективность, связанная с ожиданием неудачи, приводит к неудачам и снижает степень самоуважения человека.

Самоэффективность, в свою очередь, может меняться в зависимости от ситуации и от имеющихся у человека умений и навыков, связанных с решением разнообразных задач. Высокая или низкая самоэффективность в сочетании с благоприятными или неблагоприятными условиями среды позволяет человеку делать различные предсказания относительно своих успехов или неудач. Таких предсказаний существует четыре варианта:

1. Когда самоэффективность человека высокая, а внешние условия являются благоприятными, то наиболее вероятен успешный результат его действий.

2. При низкой самоэффективности и неблагоприятных внешних условиях наиболее вероятна неудача (человек ощущает себя беспомощным, находится в состоянии апатии, склонен мириться с создавшимся положением дел).

3. Если низкая самоэффективность сочетается с внешне благоприятными условиями, то человек может впасть в состояние депрессии, видя, как другие люди преуспевают в делах, которые для него самого кажутся слишком сложными.

4. Когда люди с высокой самоэффективностью встречаются с внешне неблагоприятными условиями, то результатом такой встречи может стать протест, усиление их активности, направленной на то, чтобы во что бы то ни стало добиться успеха.

Самоэффективность, в свою очередь, возникает, увеличивается или уменьшается в зависимости от следующих четырех факторов:

- прямого опыта деятельности;

- косвенного опыта;

- мнения людей;

- физического и эмоционального состояния человека.

Прямой пыт деятельности (непосредственный опыт) включает в себя то, что человеку самому уже приходилось делать в прошлом. Косвенный опыт - это опыт, полученный в результате наблюдений за деятельностью других людей. Положительное мнение людей повышает эффективность деятельности человека, а отрицательное - понижает. В воздействии мнения людей на их поведение существенную роль играют подкрепления. Собственное физическое и эмоциональное состояние человека влияет на поведение аналогичным образом: при положительном состоянии эффективность деятельности человека возрастает, а при отрицательном падает.

Дж. Роттер стал разработчиком еще одной теории социального научения, связанной с личностью. Его теория, однако, больше относится к когнитивной психологии, чем к бихевиоризму. Своеобразие теории личности Роттера заключается в том, что в ней объединены когнитивная (психологическая) идея ожидания и бихевиористское представление о подкреплении. Личность, по мнению Роттера, представляет собой когнитивное образование, является относительно стабильной, формируется и изменяется под влиянием социального научения.

Исследуя то, как люди приобретают новые формы поведения в том или ином социальном контексте, Роттер обратил внимание на роль в этом процессе восприятия (образов), ожиданий и ценностей. Поведение человека, по Роттеру, определяется ожиданием с его стороны того, что предпринимаемые им действия приведут к достижению поставленной цели.

Теория личности Роттера базируется на следующих положениях:

1. Человек способен предвидеть события, и эта способность выступает

как главная в мотивации его поведения.

2. Предвидение событий проявляется в формировании у человека ожиданий относительно того, сможет ли он добиться поставленной цели в сложившейся ситуации или не сможет.

3. Поведение человека всегда является активным и целенаправленным.

4. Воздействие подкреплений на поведение зависит от того, соответствуют ли они поставленной человеком цели. Наиболее сильным будет такое подкрепление, которое больше всего соответствует цели и ожиданиям человека.

Важной переменной, описывающей личность в теории Роттера, является потребность. Роттер выделяет и описывает шесть общих человеческих потребностей, которые могут характеризовать человека как личность: потребность в получении признания (социального статуса), потребность в защите, потребность власти и доминировании, потребность в независимости, потребность в любви (привязанности), потребность в физическом комфорте.

Еще одно понятие, инициатором введения которого в научный оборот в Роттер, - локус контроля. Локус контроля – устойчивое убеждение человека о том, в какой степени происходящие события зависят от людей или от независимо складывающихся обстоятельств. Если человек убежден в том, что происходящее с людьми и вокруг них контролируют они сами, то о таком человеке говорят, что он имеет внутренний локус контроля. Если человек придерживается мнения, что происходящее с людьми зависит не от них, а от складывающихся без их участия обстоятельств, то считается, что данному человеку свойственен внешний локус контроля.

Еще одним вариантом когнитивно-психологической теории личности

стала теория личностных конструктов Дж. Келли. Личностные конструкты - полярно противоположные определения, которые люди часто используют для описания и объяснения того, что происходит с ними и вокруг них, например, хороший – плохой, честный – нечестный, умный – глупый, воспитанный – не воспитанный, и т. д. Личностные конструкты – это не просто слова, а проявление сознания человека, его устойчивого взгляда на мир. Так понимаемые личностные конструкты не только характеризуют человека как личность, но также определяют совершаемые им действия и поступки.

Свою теорию, объясняющую поведение человека, как личности, исходя из понятия «личностные конструкты», Келли построил на основе следующих положений:

1. Поведение людей зависит от того, как они воспринимают себя и окружающий мир.

2. По любому вопросу у людей существует много различных мнений, и среди них встречаются, как минимум, несколько таких, которые являются правильными, т.е. объективно, с разных сторон отражающими окружающую действительность.

3. Для понимания и объяснения поведения человека не обязательно точно знать, как на самом деле устроен мир, и насколько собственное восприятие человека ему соответствует. Важно представлять, как человек воспринимает и оценивает этот мир и себя в нем в данный момент времени.

4. Абсолютно правильного способа интерпретации поведения человека не существует. Все предлагаемые его объяснения конструктивны и полезны, если они помогают удовлетворительно предсказывать его поведение в широком диапазоне социальных ситуаций.

5. Все люди выступают в роли своеобразных исследователей в том смысле этого слова, что формулируют для себя определенные гипотезы относительно того, что их интересует, и доступными им способами их проверяют.

6. В своем поведении люди в основном ориентированы на будущее, а не на прошлое. Поведение человека также направлено на прогноз будущих событий и регулируется этим прогнозом.

Одной из главных идей в теории личности Келли является мысль о так называемом конструктивном альтернативизме. Эта идея выражена в следующем высказывании: «Независимо от того, какова природа вещей или того, чем закончатся поиски истины, события, с которыми мы сталкиваемся сегодня, могут быть истолкованы с помощью такого большого числа конструктов, какое позволяет измыслить наш разум».8 Конструктивный альтернативизм означает, что имеются разные приемлемые способы восприятия и истолкования поведения человека, и трудно сказать, какой из них более или менее правильный.

8Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., 2004. - С. 296.

Некоторые из теорий личности возникли на стыке социологии и психологии. Их можно назвать социально-ролевыми или интеракционистическими теориями личности. В них утверждается, что личность и ее человека в обществе определяются взаимодействием двух групп факторов: психологическими, индивидуальными особенностями соответствующих людей и их социальным окружением. Одна из таких теорий личности предложена Э. Берном.

В структуре личности, которая в его теории описывается через социальные роли, автор выделяет три основные роли, которые берут на себя люди во взаимодействии с другими людьми: роль взрослого человека, роль родителя и роль ребенка.

Роль взрослого человека проявляется и реализуется в следующих особенностях психологии и поведения человека:

- самостоятельность, независимость и признание за другими людьми права быть самостоятельными и независимыми личностями;

- отказ от нравоучений и оказания психологического давления на других людей и, в свою очередь, ожидание того, что и другие люди будут вести себя так же;

- расчет на собственные силы в решении своих проблем, отсутствие ожидания или надежды на то, что кто-либо решит за данного человека его проблемы;

- рассмотрение других людей как равноправных партнеров по общению, взаимодействию и взаимоотношениям.

Роль родителя характеризуется следующими моментами:

- человек берет на себя обязанность опекать, заботиться о других людях, исходя из предположения о том, что сами они со своими проблемами без его помощи не справятся;

- других людей, которым он помогает, он считает детьми, и соответствующим образом к ним относится;

- человек позволяет другим людям быть несерьезными, безответственными, капризничать, вести себя непоследовательно.

Роль ребенка реализуется в следующих формах поведения:

- человек, взявший на себя эту роль, считает других людей обязанными опекать его и заботиться о нем;

- он требует, чтобы другие люди обеспечивали его всем необходимым; - он позволяет себе быть несерьезным, капризным, безответственным, и рассматривает подобное поведение как нормальное.

Все три описанные выше роли, согласно Берну, характерны для каждого человека и так или иначе могут проявляться в его социальном поведении. Однако, одна из них чаще всего доминирует в его поведении.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.