Личность в работах С. Л. Рубинштейна и его последователей — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Личность в работах С. Л. Рубинштейна и его последователей

2019-09-26 352
Личность в работах С. Л. Рубинштейна и его последователей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Свою главную и известную книгу «Основы общей психологии» С. Л. Рубинштейн написал и опубликовал в то время (30-40 гг. ХХ в.), когда за рубежом проблематика личности и ее основные теории только разрабатывались, а для советской психологии эта тема не была актуальной. Поскольку автор данной книги, являющейся не только научной монографией, но также претендующей на статус учебника по общей психологии, не мог обойти вниманием проблематику личности (в этом случае учебник оказался бы в психологическом плане неполным – тем самым «Гамлетом без Принца Дасткого», о чем прирно в эти же годы писал Р. Кттеллл) Рубинштейну пришлось собирать скудные научные сведения о личности, имеющиеся в советской психологической литературе, представлять и дорабатывать по-своему многие темы, касающиеся личности.

Дополнительные и весьма существенные трудности в решении этой задачи для автора заключались в следующем. Во-первых, на зарубежную психологию личности в советских изданиях, тем более, в учебниках, в то время в позитивном ключе нельзя было ссылаться (советские психологи по установкам, спускаемым сверху, обязаны были только критиковать, но не поддерживать и позитивно не оценивать так называемую «буржуазную психологию».7 Во-вторых, автору необходимо было тщательно следить за тем,

7 Известно, что, С.Л. Рубинштейн вскоре после выхода этой книги был обвинен в так называемом космополитизме за то, что в своей книге он в позитивном ключе представил и высоко оценил достижения европейской и мировой психологической науки. Для того времени это было тяжкое обвинение, вследствие которого С.Л. Рубинштейн вскоре лишился всех своих постов и выскоих должностей, занимаемых им в советской психологии. Космополитами тогда называли людей, которые не были «патриотами от науки» и одинаково положительно (или отрицательно) относились к достижениям как советской, так и мировой психологической науки. чтобы его высказывания о личности в учебнике соответствовали официальной советской идеологии и политике.

Тема личности, писал в этой книге С. Л. Рубинштейн, красной нитью проходит через всю современную психологию. Она определяет трактовку психики человека в целом. Все психические явления, характерные для него, составляют психическое содержание жизни личности. Психические процессы

и психические свойства личности существуют в тесной связи друг с другом. При объяснении любых психических явлений и форм поведения человека личность выступает как связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

Индивидуальные свойства личности, по С.Л. Рубинштейну, это не то же самое, что личностные свойства индивида. Формулируя этот тезис, он, однако, не указывает, в чем заключается разница между ними. В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия психологических свойств человека им выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение человека. Основное место в них занимает система мотивов и задач, которые ставит перед собой человек, свойства его характера и способности. Личность также определяется отношениями к окружающему миру, к другим людям. Эти отношения реализуются через различные виды деятельностей, посредством которых люди познают природу и общество, изменяют окружающий мир.

С. Л. Рубинштейн, как и А. Н. Леонтьев, различает индивида и личность, хотя чаще говорит об отличии индивидуальности человека от его личности. Соответствующую мысль ученый формулирует следующим образом: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия … по отношению ко всему общественно значимому».8 8. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. Том 2. Самара, 2004. – С. 233.

Наряду с понятием «личность» С.Л. Рубинштейн вводит в научный оборот и раскрывает содержание понятия «субъект». Он пишет о том, что субъект в специфическом его понимании - это человек как источник сознательной, произвольной деятельности. Его ядро составляют осознанные побуждения, мотивы. Всякая личность есть субъект в смысле Я, однако, понятие личности применительно к психологии не может быть сведено к понятию субъекта в узком его понимании.

Психологическое содержание человеческой личности также не исчерпывается мотивами сознательной деятельности; оно включает в себя многообразие неосознанных тенденций - побуждений непроизвольной деятельности. «Я» как субъект - это образование, не отделимое от многоплановой совокупности тенденций, составляющих в целом психологический склад личности.

В общей характеристике личности надо учитывать ее идеологию, принципы, на основе которых производится оценка своих и чужих поступков. «Я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца. Индивидуально-типологические особенности восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания и речи, не говоря уже об индивидуально-типологических особенностях эмоциональной и волевой сферы, - все это, по Рубинштейну, можно рассматривать как психические свойства и особенности личности.

Изучение психологической стороны деятельности является не чем иным, как изучением психологии личности. Высказав подобную точку зрения, Рубинштейн следующим образом представляет свои рассуждения на данную тему. Он пишет, что четыре основных положения приобретают принципиальное значение для понимания психологии человека как личности:

1. Психические свойства личности в ее деятельности, действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются.

2. В психическом облике личности выделяются различные сферы или

черты, характеризующие разные стороны личности. При своем многообразии, различиях и противоречивости основные психологические свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека, и проникая друг в друга, смыкаются в единстве личности.

3. Психический облик личности определяется реальным бытием, действительной жизнью человека, и формируется в конкретной деятельности.

4. Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны или моменты многообразной и, вместе с тем, единой направленности личности.

К. А. Абульханова-Славская продолжила дальнейшее развитие общих идей С. Л. Рубинштейна о личности. Свой подход к пониманию человека, как субъекта деятельности, К. А. Абульханова-Славская обозначила как ценностно-гуманистический подход. Для нее понятия «личность» и «субъект», в отличие от Рубинштейна, это не взаимозаменяемые понятия. Главным из них является понятие «личность», а термин «субъект» выступает как дополнительная характеристика личности. Такой вывод можно сделать на основе часто употребляемого в ее научных трудах словосочетания «личность как субъект деятельности».

Из этого следует, что личность может и не быть субъектом деятельности. Далеко не всякая личность самовыражается в деятельности как субъект, и не каждая деятельность соответствует притязаниям личности как субъекта. Для субъекта деятельности в узком, специфическом его понимании характерна такая вовлеченность в деятельность, такая степень ответственности, которая даже при возрастании трудностей не изменяет отношение человека к выполняемой им деятельности. Становление личности в качестве субъекта деятельности происходит постепенно, и не только в процессе овладения общественно-историческими формами деятельности, но также в организации собственной деятельности. Организация личностью своей деятельности включает ее мобилизацию, согласование своей активности с требованиями деятельности, сопряжение с активностью и деятельностью других людей. Эти моменты составляют важнейшую характеристику личности как субъекта деятельности. Они выявляют личностный способ регуляции деятельности, психологические качества, необходимые для ее осуществления. Личность, как субъект деятельности, приспосабливает свои индивидуальные особенности, развивает свои способности применительно к конкретным задачам деятельности.

На первый план в характеристике личности выводится ответственность личности, как субъекта деятельности, и она определяется следующим образом. Ответственность — это обращенность требований личности к самой себе. Ответственную личность характеризует готовность к преодолению трудностей, независимость от окружающих, их оценок и влияний, способность четко определять свои возможности, достоинства и недостатки. Это, в свою очередь, предполагает высокий уровень развития социального мышления, способности предвидеть последствия своих действий. Социально ответственная личность стимулируется в своем поведении не столько желаемым, сколько необходимым, вся ее мотивация основывается на ответственности. Ответственная личность гарантирует достижение результата своими силами, невзирая на обстоятельства, непредвиденные трудности.

Развитая ответственность личности связана с осознанием своей независимости, самостоятельности. Ответственный человек в разрешении противоречий и проблем жизни опирается не на других людей, не на обстоятельства, а на себя, на свои ценности, преимущественно духовные. Он удовлетворяется осознанием своей духовной силы, нравственной стойкости, нравственного долга. Высшей личностной структурой, связанной с жизненным путем, является, по мнению К. А. Абульхановой9, семантический интеграл личности, включающий систему ценностей данной личности, объединенных в ее мировоззрении. Самыми общими составляющими так понимаемого семантического интеграла являются притязания личности, характеризующие 9 В более поздних работах автора ее фамилия была сокращена до одного слова, поэтому далее, приводя ее высказывания, относящиеся к личности, мы будем называть фамилию автора так, как она обозначена в работах, где эти высказывания содержатся.

одновременно уровень ее требований к результату и способу удовлетворения потребностей (ценностному или потребительскому).

В семантическом интеграле неразрывно связаны притязания, саморегуляция и избранный способ удовлетворения жизненно важных потребностей человека. Он может быть ситуативным или стратегическим, ценностным или потребительским, гармоничным или противоречивым, иллюзорным или реалистическим, компромиссным или принципиальным. Семантический интеграл представляет своеобразную личностную интерпретацию человеком своего образа жизни, включающую представление о своем месте в обществе, своей ценности для себя, для других, а также представление личности о своей профессиональной состоятельности, перспективности. Ценностный подход позволяет увидеть личность такой, какова она сейчас, и такой, какой она могла бы быть и будет. Он позволяет понять, чем личность могла бы быть, но не стала, какие тенденции в ней оказались тенденциями роста и развития, а какие - деградации.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.