Профилактика : определениЕ и базовые понятия — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Профилактика : определениЕ и базовые понятия

2019-10-30 587
Профилактика : определениЕ и базовые понятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профилактика в широком смысле ставит своей целью повышение качества жизни. Качество жизни определяется содержанием понятия «здоровье». ВОЗ определяет здоровье как гармоничное сочетание физического, психического и социального благополучия, не ограничивая это понятие лишь отсутствием заболеваний и недугов. Таким образом, профилактика затрагивает не только медицинские аспекты здоровья, но и призвана изменять социально-психологический статус личности и обеспечивать условия для закрепления позитивных изменений.

Теперь перейдем к описанию более узкой области профилактической работы − к профилактике наркомании.

Применительно к употреблению наркотиков для объяснения сути процессов, влияющих на здоровье, используется модель общественного здравоохранения.

«Общественное здравоохранение − наука и искусство профи­лактики заболеваний, увеличения продолжительности жизни и продвижения здорового образа жизни усилиями всего общества» (Всемирная организация здравоохранения, 1999).

В рамках этой модели предполагается, что употребление является результатом взаимодействия между личностью (потребителем), наркотиком (психоактивным веществом) и окружающей средой.

Личность (потребитель). На решение употреблять или не употреблять психоактивные вещества могут влиять знания человека об этих веществах, отношение к ним и последствиям их употребления.

Психоактивное вещество. Определяющим является состав и характер психоактивного вещества, включая его чистоту и стоимость.

Окружающая среда. Влияние факторов окружающей среды на решение употреблять наркотики сводится к следующему:

1.  Методы рекламы и маркетинга, используемые для увеличения объема сбыта того или иного вещества.

2.  Степень доступности вещества, количество точек реализации.

3.  Ограничение на оборот наркотиков: существующие законы и административные нормативы, которые тем или иным образом ограничивают употребление или препятствуют употреблению того или иного вещества.

4.  Преобладающие в обществе установки и нормы (независимо от приемлемости или неприемлемости употребления данного вещества).

В мировой практике сегодня существует два принципиальных идейных подхода к построению работы, направленной на снижение числа потребителей наркотиков, - абстинентная модель и модель снижения вреда.

Снижение вреда − вынужденная мера. Её необходимость продиктована размахом эпидемии наркомании и сопутствующих ей заболеваний (в первую очередь ВИЧ-инфекции и гепатитов).

Абстинентная модель, на наш взгляд, является более перспективной, поскольку только ее идейная основа способна реально повлиять на уровень употребления наркотиков в обществе. Традиционно профилактика явления рассматривается как его недопущение, «противодействие». При таком подходе сам термин несет в себе некий негативный контекст, конфликтность, скрытую агрессию.

Мы основываем нашу работу на принципиальном программном тезисе о том, что профилактика − это активный поступательный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие.

Этот процесс призван способствовать:

· обеспечению безопасной и поддерживающей среды;

· доступу к информации;

· помощи в приобретении жизненных навыков;

Наиболее эффективными способами являются:

· обеспечение возможности консультирования;

· обеспечение доступа к специализированным службам помощи.

Важно гармоничное сочетание перечисленных выше способов воздействия. Каждый из них крайне необходим в контексте обеспечения возможности поддержать и повысить уровень здоровья.

За счет этого профилактику можно рассматривать как особый вид деятельности, который находится на стыке психологии, педагогики, социологии, медицины, информационных технологий.

Для профилактики наркомании существует множество классификаций по различным признакам. Для нас в рамках настоящего методического пособия принципиальными являются следующие из них:

1. По целевой группе (кто является объектом воздействия) − вид профилактики.

2. По содержанию деятельности (что является предметом деятельности) − тип профилактики.

3. По «точке приложения» усилий − уровень профилактики.

Виды профилактики:

· Первичная профилактика − комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению наркотиков.

· Вторичная профилактика − комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений, связанных с употреблени­ем наркотиков у «эпизодических» потребителей, не обнаруживших признаков болезни.

Важно понимать, что вторичная профилактика не должна сводить­ся лишь к созданию условий, в которых употребление наркотиков не влекло бы за собой вредных последствий для физического здоровья. Наряду с этим необходимо сделать все возможное, чтобы максимально сократить период употребления и сохранить уровень психического и социального благополучия, который неминуемо снижается в процессе развития наркомании.

· Третичная профилактика, или реабилитация – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного (наркомания, токсикомания и алкоголизм) и возвращение его в семью, в образовательную организацию, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности.

Типы профилактики:

· Общесоциальная (неспецифическая) профилактика − сфера деятельности, не затрагивающая непосредственно проблему употребления наркотиков, а влияющая на нее косвенно − через административные механизмы, педагогическими средствами, при помощи информационных технологий. Например, к мероприятиям неспецифической профилактики можно отнести благоустройство подъездов домов (установку замков, светильников, изоляцию подвалов и чердаков) − затрудняется доступ к потенциальным местам употребления наркотиков. К этому же типу относятся программы и мероприятия по организации досуга подростков (работа подростковых клубов, все возможные спортивные соревнования и праздники) − создается альтернатива приему наркотиков, организуется занятость подростков в свободное время.

· Специфическая профилактика − мероприятия и программы этого типа призваны влиять на те или иные проявления проблемы наркомании и их медицинские и социальные последствия. К таким программам относятся, например, специализированные информационные кампании в средствах массовой информации, уроки, психологические тренинги или тематические занятия для подростков, выпуск специальной литературы, терапевтические программы для потребителей наркотиков, программы снижения вреда.

Уровни профилактики:

· Личностный − на этом уровне воздействие на целевую группу сфокусировано таким образом, чтобы содействовать формированию тех качеств личности, которые способствовали бы повышению уровня здоровья отдельного человека. К профилактике на личном уровне можно отнести консультирование, лечение, тренинги личностного роста.

· Семейный уровень предполагает влияние на «микросоциум» − семью, поскольку семья подростка и его ближайшее окружение во многом способны повлиять на вероятность приобщения молодого че­ловека к наркотикам. Например, сюда относятся тематические родительские собрания, семейные консультации, вовлечение родителей в общественную работу в школе.

· Социальный уровень профилактики, способствует изменению общественных норм в отношении употребления наркотиков, а также, отношения к потребителям. Это помогает создать благоприятные условия для работы на личностном и семейном уровнях.

Из приведенных примеров видно, что все три предложенные классификации существуют одновременно. Это значит, что каждый из видов профилактики может содержать в себе мероприятия обоих типов и при этом действовать на различных уровнях.

При описании подходов к организации профилактической работы используют еще и классификацию по типам профилактического вмешательства (интервенций):

1. Универсальная интервенция, которая ещё называется предупредительной. Она призвана охватить максимально возможное число детей и подростков вне зависимости от того, есть ли риск начала употребления наркотиков в обозримом будущем или нет. Цель такой интервенции − предупредить употребление наркотиков среди данной целевой группы. Таким образом, используется универсальная интервенция в первичной профилактике.

2. Индикативная или селективная интервенция направлена на
группы высокого риска. Цель её уже − снизить вероятность наркотизации среди тех, кто, вероятно, может быть ей подвержен.

3. Модификационная интервенция направлена на группы лиц,
уже употребляющих наркотики.

Кроме того, профилактическая интервенция может быть:

 а) посто­янно действующей (работа телефона доверия),

б) систематически действующей (проведение ежегодных тематических родительских собраний в школах),

в) периодически действующей (профилактические акции).

При этом каждая из этих стратегий не является исключитель­ной, а вполне может сочетаться с другими.

Поня­тийный аппарат профилактики и ее методологические принципы:

· Долгосрочность и непрерывность − ни одна профилактическая программа не будет эффективной, если свести ее к ряду мероприятий, пусть даже очень и очень длинному. Профилактика − процесс, неразрывно связанный с процессом воспитания. Поэтому не соединенные воедино мероприятия, скорее всего не принесут сколько-нибудь ощутимого отсроченного социального эффекта, а лишь сиюминутный результат.

· Адресность − у всякой информации есть свой потребитель. Необходимо помнить, что, говоря об употреблении наркотиков, мы сталкиваемся с тем, что информация способна спровоцировать нездоровый интерес к предмету разговора. Это происходит в том случае, если объем информации превышает пределы информационного запроса группы. Никакая информация о наркотиках не может предоставляться «для общего развития». Необходимо понимать, ЧТО ты го­воришь, КОМУ, ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ ты говоришь это именно сейчас.

· Профессионализм и своевременность − рассмотрим этот принцип на конкретном примере. Крайне популярная сегодня форма профилактической работы, так называемая акция. Как правило, их проводят под девизом «Спорт (рок, кино, искусство) против наркоти­ков». Акция как форма ставит своей целью демонстрацию позиции и призыв к присоединению. Для того чтобы акция была успешной, необходима огромная энергия, сила и опыт группы, которая ее организует. Важно не только заявить о себе, но и иметь возможность вовлечь в сферу своего влияния неорганизованную, многочисленную и часто случайную «толпу». В противном случае итогом акции «Рок против наркотиков» может стать ковер из шприцев и череда машин «скорой помощи». Не говоря уж о полной дискредитации и идеи, и группы организаторов. Если групповой потенциал таков, что его достаточно для того, чтобы создать нужную организаторам атмосферу, и у движения есть необходимость в привлечении новых членов, если нужно дать информацию о себе одновременно большому числу людей, то акция − наиболее подходящая для этого форма. Она эмоционально насыщена, с прекрасными «демонстрационными» возможностями. В то же время, если проводить акцию параллельно с матчем «Спартак − Манчестер Юнайтед», вероятнее всего, подростки пойдут туда, а не на нашу акцию. Так же бесполезно рассказывать о профилактике, допустим, ВИЧ-инфекции тем, кто не знает, что это такое.

То есть успех или неудача в данном случае зависит не только отто­го, как проведена подготовка, а от того, своевременно ли применять ту или иную форму работы.

· Доступность − этот принцип предполагает, во-первых, подачу материала с учетом возможностей и особенностей восприятия целевой группы (если речь идет о подростках, необходимо учитывать особенности их субкультуры), а во-вторых, − организацию доступа к информации и услугам, которые предлагаются в рамках профилактических программ (организуя консультативную службу для родителей, вре­мя ее работы следует планировать в соответствии с возможностями будущих клиентов).

· Последовательность − любая профилактическая программа состоит из ряда этапов, которые сменяют друг друга в определенной последовательности:

а) анализ ситуации (исследование запроса целевой группы);

б) анализ уровня информированности и «готовности» целевой группы;

в) предоставление услуг исходя из результатов анализа;

г) формирование мотивации для приобретения навыков жизни без наркотиков.

Например, вряд ли можно ожидать положительных результатов при проведении обучающих занятий для родителей, если они не будут заранее проинформированы о том, почему эти занятия важны.

Острота любой проблемы определяется, прежде всего, числом вовлеченных в нее людей. Попробуем сделать некоторые, пусть даже очень приблизительные оценки. Данные социологических исследований, проведенных в различных городах России, говорят о том, что, по крайней мере, каждый пятый подросток в возрасте от 14 до 20 лет уже попробовал наркотики. Конечно, число истинно зависимых, «тяжелых» наркоманов примерно в 5−6 раз меньше. Но, даже используя цифры официальной статистики, полученные из государственной наркологической службы, можно произвести некоторые несложные вычисления. На учете в Санкт-Петербурге с диагнозом «наркомания» стоит около 7 тысяч человек. Примерно в десять раз большее число обращений к наркологу происходит анонимно и официально не регистрируется. То есть можно говорить примерно о 70 тысячах наркозависимых, живущих в Петербурге. У каждого из них есть родители, друзья, социальное окружение. Эти люди тоже ощущают все «прелести» зависимости от наркотиков на собственном опыте. Итог: можно предположить, что 300 тысяч человек уже непосредственно вовлечены в опасный круг. Их жизнь в той или иной степени подчинена наркотику. Следовательно, проблема наркотиков переросла из разряда личной в разряд социальной − она уже касается значительной части нашего общества, и часто не важно, какова дистанция, которая отделяет его от потребителя наркотиков.

Наркотизация общества происходит по такой схеме:

 

                     
2 Неспособность системы помощи справиться с существующим запросом.
Увеличение запроса на оказание помощи
4 Изменение социальных норм в отношении употребления наркотиков: «Мы должны смириться с тем, с чем не можем справиться».
Стремление примириться с ситуацией

 


Важно отдавать себе отчет, что ни одна из профилактических программ не способна ликвидировать проблему употребления наркотиков. В силу суще­ствования психоактивных веществ и наличия доступа к ним в обществе всегда будет присутствовать группа потребителей, а значит, и проблема наркомании. Однако существенно снизить ее остроту реально. Этого можно добиться, изменяя взгляды общества на:

−   употребление наркотиков и его причины − конструктивным и приводящим к снижению остроты проблемы является понимание того, что употребление наркотиков само по себе, с одной стороны, является внешним проявлением нерешенных внутренних проблем потребителя, а с другой − формой поведения, требующей вмешательства общества;

−   перспективы и возможности отказа от употребления наркотиков − в обществе укоренилось мнение о неизлечимости наркомании. На самом деле любого наркозависимого можно вернуть в общество полноценным человеком, если в этом процессе задействованы сам потребитель, его окружение и специалисты медицинских и социальных служб;

 приоритеты в профилактической работе − людям свойственно действовать по принципу «заливаем там, где горит». Часто целью профилактики становится уменьшение «арифметических» показателей «здесь и сейчас». В соответствии с этим избирается и целевая группа − потребители наркотиков. На деле наиболее эффективной является работа в области первичной профилактики.

 

2.2. Критерии эффективности профилактической работы образовательных ОРГАНИЗАЦий

Для изучения эффективности профилактической работы в образовательной организации, необходимо обратить внимание на следующие критерии:

1. Наличие плана работы по профилактике на учебный год.

2. Соответствие плана работы государственной концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде (концепция утверждена приказом Минобразования России от 28.02.2000г. №619 и одобрена решением правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическим средствам и их незаконному обороту от 22.05.2000).

3. Вовлеченность педагогического коллектива в реализацию концепции профилактики.

4. Профилактическая работа на всех 3 уровнях: личностном, семейном, социальном.

5. Соблюдение принципа долгосрочности и непрерывности профилактической работы.

6. Организация межведомственного взаимодействия и совместная работа:

− КДН;

− ОВД;

− соцзащита;

− наркологическая служба;

− родительский актив;

− учреждения культуры;

− спортивные организации;

− СМИ;

− общественные организации.

7. Повышение квалификации педагогов по вопросам профилактики наркозависимости.

8. Достоверность информации, использующейся в профилактических мероприятиях.

9. Соблюдение правил, запрещающих курение на территории образовательной организации.

10. Дифференциация профилактических мероприятий по возрасту.

11.  Соответствие содержания профилактических мероприятий актуальным проблемам поселка, города, района.

12.  Дифференциация программ по первичной (для не употребляющих) и вторичной (группы риска) профилактике.                

13.  Профилактическая работа с родителями.

14.  Работа по общесоциальной (неспецифической) профилактике включает:

− многогранность (спортивные мероприятия, охрана школы, культурные мероприятия для школьников, родителей и т.д.);

− возможность альтернативного времяпровождения в послеурочное время.

15.  Согласование с ФСНК района о возможности привлечения к профилактическим мероприятиям организаций предлагающих свои услуги, чья деятельность неизвестна образовательной организации.

2.3. Рекомендации по проведению в образовательноЙ ОРГАНИЗАЦии мониторинга употребления ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Для проведения мониторинга наркоситуации в образовательной организации, необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

Цель мониторинга

Общая цель мониторинга − выяснение наркоситуации, но важно в каждом конкретном случае заранее определить, что именно о наркоситуации в вашем учебном заведении вы хотите узнать? Например, какие именно наркотики употребляют обучающиеся, насколько доступен для них тот или иной наркотик, какими знаниями о наркотиках обладают обучающиеся или выяснить места, где часто происходит употребление, выросло ли предполагаемое число потребителей психоактивных веществ (ПАВ) и т.п.

После определения всех целей, обратите внимание на выбранные вами средства проведения мониторинга (наблюдение, анкеты (например, см. «Лист изучения отношения обучающихся к наркотикам»), тесты, экспертная оценка, анализ данных по тестированию на наличие ПАВ в организме и т.д.). Инструментарий мониторинга должен быть подобран таким образом, чтобы точно решить поставленные цели.

Методы мониторинга

Для получения более объективной картины, используйте не только формальный инструментарий мониторинга (анкеты, данные полиции), но и не формальные, например, регулярно интересуйтесь, находят ли после дискотеки в вашем учебном заведении пустые упаковки таблеток, шприцы, пустые, продырявленные жестяные банки и т.д.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.