Ч.
|
| 36. «Солнечная семья»
Звёзды имеют разный цвет. Солнце — глава большой Солнечной «семьи». Что думали о строении Солнечной системы люди разных эпох?
|
|
| Учебный диалог «Почему люди смотрят на звёзды?». Работа с текстом и схемами учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея
| формирование действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);
|
| 37.Земля — планета Солнечной системы
Земля отличается от других планет Солнечной системы. Условия жизни на Земле. Луна — спутник Земли
|
|
| Знакомство с солнечной системой. В чем отличия Земли от других планет. Солнечная система. Девять планет
|
| 38.Глобус – модельЗемли
О чём рассказывают цвета глобуса? Чего больше на Земле — суши или воды?
ПДД Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы
|
| тест
| Практическая работа с глобусом
|
11.
|
Царства живой природы
|
Ч.
|
| 39.Бактерии
Четыре царства живой природы. Кто такие бактерии?
|
|
| Четыре царства живой природы. Знать представителей каждого царства. Уточняются знания об основных качествах животных (передвигаются, питаются, дышат, строят жилища, воспитывают потомства)
|
|
| 40.Грибы
Что такое грибы? Какие бывают грибы? Все ли грибы съедобны для человека?
|
|
|
12.
|
Жизнь
Животных
|
Ч.
|
| 41.Какие животные живут на Земле
Разнообразие животного мира на планете Земля: черви, паукообразные, моллюски, иглокожие, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, рыбы, ракообразные (общее представление)
|
|
| Органы чувств животных. Почему у животных некоторые органы чувств отсутствуют, а другие лучше развиты
| формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
|
| 42.Как животные воспринимают мир
Какие органы чувств есть у животных? Кто из животных лучше видит и слышит? Зачем животным обоняние? Зачем животным нужно быстро бегать? Зачем животному хвост?
|
|
|
|
|
|
| 43.Как животные защищаются, питаются, строят жилища
Способы защиты животных от врагов. Питание животных: хищники, всеядные, растительноядные. Что помогает животному добывать пищу? Зачем животные строят жилища
|
|
|
Пищевые цепи. Для чего нужны животные. Защита от врагов, выращивание потомства
| Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию
|
| 44.Животные воспитывают потомство
Кто из животных воспитывает своё потомство? Игра для зверят — ученье
|
| тест
|
13.
|
Жизнь растений
|
Ч.
|
| 45. Какие бывают растения
Мир растений разнообразен: водоросли, хвойные, лишайники, цветковые. Разнообразен и внешний вид растений
|
|
| Предназначение листьев. Какие бывают корни, стебли, листья
|
формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Учебно-познавательные (умение задавать вопросы);
коммуникативные (умение работать в малых группах); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию)
|
| 46. Органы растения и их значение для его жизни
Зачем растению листья, корни, стебли, цветки и плоды?
|
|
| Растение – живое существо. Сходство и различие с животными. Культурные и дикорастущий растения. Термин «Сообщество»
|
14.
|
Лес и его обитатели
|
Ч.
|
| 47.Что такое лес?
Лес – многоэтажный дом.
Внешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав
|
|
| Лес – многоэтажный дом. Ярусы. Паспорт дерева. Хвойные и лиственные деревья
|
| 48.Как развивается растение
Растение можно вырастить из семени, посадив его во влажную землю и создав необходимые условия для его роста и развития. Со дня посадки растение изменяется; его развитие происходит так: появляется стебелек, листочки, позже растение зацветает и дает плод и семена
|
|
| Наблюдения и фиксация их результатов в рисунке-схеме
Развитие растения от семени до зародыша плода. Знать условия, необходимые для жизни растений.
|
| 49.Деревья леса
У каждого дерева есть свой «паспорт», в котором отражаются особенности этого растения
|
|
| Знать основные отличия деревьев от других растений.
Проектная деятельность
|
|
|
| 50.Кустарники леса
Кустарники – это обычно второй ярус. Они отличаются от деревьев и трав
|
|
| Знать основные отличия кустарников от других растений..
Проектная деятельность. Работа с текстами и иллюстрациями учебника
|
| 51.Травянистые растения леса
Травянистые растения располагаются на нижнем ярусе леса. Они отличаются от деревьев и кустарников: имеют мягкий низкий стебель, мелкие листья и цветки. Их жизнь тесно связана с растениями других «этажей» леса
|
|
| Работа с гербарием и иллюстративным материалом.
Знать основные отличия травянистых растений.
|
| 52.Лесная аптека
Многие растения леса лекарственные
ПДД Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы
|
| тест
| Учебный диалог: «Лесная аптека» (работа с таблицей)
Использование растений в изготовлении лекарств.
|
|
|
| 53. Звери леса
Животные (каждый по - своему) приспособились
к жизни в лесу. Внешний вид птиц, зверей и других
животных позволяет им быть незаметными среди растений леса. Одни животные строят жилища на земле, другие — на деревьях, третьи — глубоко
под землёй
|
|
| Обитатели леса: кто они? К животным относятся не только звери. Знать представителей всех ярусов и подземелья
| формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
|
| 54. Птицы — лесные жители
Особенности строения тела птицы и её поведения. Значение перьевого
покрова тела в жизни птиц, причины сезонных изменений в их жизни
|
|
|
Решение проблемной ситуации «Зачем птице перья?».
|
| 55. Ужи - обитатели леса
Ужи — самое многочисленное семейство среди пресмыкающихся. Особенности внешнего вида и повадок змей. Правила поведения при встрече со змеей
|
|
|
|
|
| 56. Насекомые леса
Насекомые — обитатели леса. Среди них есть вредные и полезные для растений леса. По внешнему виду и особенностям жизни насекомые значительно отличаются друг от друга, но всех их объединяют отдельные общие признаки
|
|
| Рассказывание: насекомые, какие они разные.
Классификация рисунков: полезные и вредные насекомые леса
|
| 57. Мы пришли в лес...
Правила поведения в лесу
ПДД Поездка в автобусе, троллейбусе и трамвае
|
| тест
| Роль человека в жизни леса. Когда человек друг, а когда враг. Лес помогает человеку. В чем?
| Умеют сотрудничать в группе, в паре
|
15.
|
Водоём и его обитатели
|
Ч.
|
| 58. Путешествие капельки
Вода — одно из самых важных в природе веществ. Она имеет разные состояния: жидкое, твёрдое, газообразное. Без воды жизнь невозможна.
Вода в природе совершает круговорот
|
|
| Учебный диалог: «Поговорим о воде».
Построение рисунка-схемы «Вода и её состояния».
Свойства воды выясняются опытным путем. Состояние вод
| формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
|
| 59. Свойства воды
Свойства воды можно установить с помощью различных опытов
|
|
| Опыты: определение
свойств воды
|
|
|
| 60. Рыбы —обитатели водоёмов
Водоемы бывают разные, в каждом обитают животные, которые приспособились жить в этих условиях. Особенности рыб как обитателей водоёмов
|
|
| Знать виды водоемов. Обитатели. Называть по 2–3 представителя. Земноводные и их польза
|
| 61. Пресный водоём
Обитатели пресных водоёмов
Река — пресный водоём. Рыбы, выдра, бобр и другие животные приспособились к жизни в пресных водоёмах. Разнообразны растения пресных водоёмов
|
|
|
Вода – источник жизни на земле. Уметь доказать утверждение. Знать водные растения (ряска, кувшинка белая, кубышка желтая)
|
| 62. Болото —
естественный водоём
Как образуются болота.
Растения и животные болот
ПДД Поездка в автобусе, троллейбусе и трамвае
|
|
| Образование болот. Обитатели болот. К чему приводит осушение болот?
Обсуждение проблемного вопроса: «Почему природе нужны все?»
|
16.
| Луг и его обитатели
| 1 ч.
|
| 63. Растения и животные луга
Луг — сообщество животных и растений. Они приспособлены к жизни в условиях луга. Есть ли на лугу ярусы? Какие растения и животные обитают на лугу и почему?
|
|
| Ярусы луга: первый – светолюбивый, второй – менее прихотливый к свету, третий – мхи. Значение луга. Каким животным раздолье на лугу (насекомые или пауки – животные?). Луг – украшение Земли
| овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;
|
17.
| Поле и его обитатели
| 1 ч.
|
| 64. Растения и животные поля
Поле — сообщество, за которым ухаживает человек. Какие растения относятся к зерновым культурам
|
|
| Отличие луга и поля. Поле – большой огород. Знать несколько растений зерновых культур, овощных, бобовых, масличных, прядильных культур
|
18.
| Сад и его обитатели
| 1 ч.
|
| 65.Растения и животные сада
Сад — сообщество растений и животных. Размножение садовых культур
|
|
| Знать плодовые культуры: семечковые, цитрусовые, косточковые, ягодные
|
19.
20.
|
Природа и человек
Повторение
|
Ч.
3ч
|
| 66.Будем беречь природу
ПДД Зачет
Человек — часть природы. Красная книга России
|
|
| Знать, что такое «Красная книга». Растения и животные Волгоградской области, занесенные в Красную Книгу
|
| 67 -68.Резерв
|
| зачет
|
| Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.
|