Беседа «Что значит «быть взрослым»? — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Беседа «Что значит «быть взрослым»?

2019-10-25 812
Беседа «Что значит «быть взрослым»? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: расширить представление о взрослении.

Слова ведущего: «От рождения до старости человек сильно меняется -

взрослеет, достигает зрелости.

Ваш возраст – время перехода от детства к взрослости, а общество предъяв-

ляет разные требования к взрослым и детям, у них разные права и обязанности».

Ведущий предлагает участникам привести примеры, касающиеся различий в

правах и обязанностях взрослых и детей, ответить на вопрос, с чем это связано.

(Ответ: жизнь в обществе требует соблюдения принятых правил и законов. Пока

ребенок их не узнал и не научился соблюдать, он не может отвечать за свои по -

ступки, а раз не может отвечать, значит не имеет права их совершать.)

В первобытных племенах существуют обряды-испытания для подростков,

своеобразные экзамены на взрослость. Юноши должны продемонстрировать свою

силу, ловкость, выносливость, бесстрашие на охоте. Ведущий предлагает участни -

кам ответить на вопрос: для чего нужно такое испытание. (Ответ: этим проверяет -

ся, могут ли они прокормить семью и защитить племя от всевозможных опасно-

стей.)

Еще они должны показать старейшинам племени, что хорошо знают исто-

рию, законы и традиции племени. Ведущий задает вопрос: для чего? (Ответ: чтобы

доказать, что они свои люди в племени и не предадут его интересов, на них можно

положиться при решении важных вопросов, они знают как надо действовать в

трудных ситуациях и как себя вести в обычной жизни.)

Для девушек тоже существовали испытания, только другие. Ведущий пред-

лагает участникам догадаться, какие качества и умения необходимы женщине пер -

вобытного племени и как можно проверить их наличие.

Как правило, эти испытания происходили в возрасте 10-15 лет и отмечались

очень торжественно. Ведущий спрашивает группу: почему? (Ответ: к этому возрас -

ту подростки достигали физической зрелости, становились способными продол -

- 130 -


 

жить род, выполнять взрослую работу, и усваивали законы и традиции племени.

Все это означало появление в племени нового человека, который мог продолжить

род и дело предков, а это для племени очень важно).

Затем ведущий предлагает участникам подумать, какие обряды-испытания

на взрослость могли бы существовать в нашем обществе: какие качества и умения

необходимы, и как проверить их наличие. Как можно обучиться этим умениям?

Сколько времени для этого нужно?

Слова ведущего: «Для жизни в нашем обществе требуется освоить очень

много знаний, настолько много, что для обучения детей создаются школы, в кото-

рых обучаются по меньшей мере 9 лет. В обиходе свидетельство об окончании

школы называют «аттестат зрелости». Только «аттестат зрелости» не всегда сви-

детельствует о том, что человек действительно «созрел». Огромный опыт малыш

получает и из самой жизни: общаясь с окружающими взрослыми, бывая в общест-

венных местах, участвуя в событиях. Важно не только получить знания об устрой-

стве общества, но и почувствовать себя человеком, который живет среди других

людей, определить свое место среди них, понять, какими обязательствами, интере-

сами и симпатиями ты связан с другими.

В большинстве стран принято считать, что основные необходимые знания,

умения и понимание человек приобретает к 18 годам. Этот возраст считается воз -

растом совершеннолетия».

Задание «Взрослый или ребенок?» (см. Приложение к уроку)

Цель: помочь понять разные виды ответственности.

Инструкция для участников:

1.«Посмотри на картинку в тетради: из пункта А в пункт В вышел человек.

Пункт А – это детство, пункт В – взрослость. На каком этапе этого пути сейчас на-

ходишься ты? Отметь эту точку.»

2. «Взрослые и дети по-разному смотрят на мир. Как ты думаешь, в чем про-

является «детское» и «взрослое» отношение к этим вещам? Что знает об этих ве-

щах и как с ними обращается взрослый и ребенок? Заполни таблицу»

 

 

Задание «Мои права и обязанности»

Материал: текст Гражданского Кодекса РФ

Цель:знакомство с понятиями и статьями из Гражданского Кодекса РФ

Совершеннолетие – установленный законом возраст, с наступлением кото-

рого наступает гражданская дееспособность. Лица, достигшие совершеннолетия,

несут полную ответственность по закону за свои поступки.

Дееспособность - способность своими действиями приобретать права и по-

рождать для себя законные обязанности.

Обсуждение:


·

·

·


Как вы это понимаете?

Что значит законные обязанности, ответственность по закону?

Как можно своими действиями приобрести права и законные обязанности?

 

- 131 -
Детское отношение   Взрослое отношение
  Деньги Здоровье Образование Работа Семья Дети Любовь Будущее  

 


 

Примеры для иллюстрации:

Вы получили от государства квартиру. Этим действием вы приобрели право

в ней жить и обязанность оплачивать свое пользование этой квартирой.

Если вы поступили на работу, то этим своим действием вы приобрели право

получать вознаграждение за свой труд и обязанность выполнять работу.

Если вы украли чужую машину, то этим действием породили обязанность

компенсировать ущерб, причиненный другому человеку.

Если у вас родился ребенок, вы обязаны его содержать и воспитывать.

Эти и другие права и обязанности закреплены в законах, значит обязатель-

ны для исполнения. Если вы отказываетесь от исполнения законных обязанностей,

к вам могут применяться законные меры принуждения.

Слова ведущего: «В 18 лет вы становитесь полностью дееспособным, т.е. не-

сете полную законную ответственность за все свои поступки. Значит ли это, что до

18 лет можно беспрепятственно воровать, мошенничать, насильничать и совершать

прочие противозаконные поступки?

В нашей стране с 14 лет наступает частичная дееспособность, т.е. способ-

ность приобретать не все, а некоторые права и обязанности, в том числе нести

уголовную ответственность.

Ведущему!

Рассмотрите статьи,взятые из Гражданского Кодекса РФ (Часть 1, статья

21.Дееспособность гражданина)

Статья 26 Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до18лет,

Статья 27.Эмансипация.

Статья 28.Дееспособность малолетних.

Взросление – непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс, касающийся

всех сторон жизни человека. Однако взрослеют, созревают все по-разному. Бывает и

так: «Вырос, а ума не вынес». И не всегда достижение совершеннолетия совпадает с

личностной и социальной зрелостью. Можно, например, быть вполне зрелым физиче-

ски, и совсем «зеленым» в общении или в знании устройства общества».

Обсуждение:


·

·

·


Что означает быть взрослым?

Чем взрослый отличается от ребенка с точки зрения права?

Что такое дееспособность и в каком возрасте она наступает?


 

Заключительная часть

Подведение итогов участниками:


·

·

·

·


Что нового вы узнали на занятии?

Что вам понравилось?

Что вам не понравилось?

Что на занятии запомнилось больше всего?


Подведение итогов ведущим: «Каждый из нас становится совершеннолетним.

Но, как показывает опыт, не каждого совершеннолетнего человека можно назвать

взрослым. Главное условие взрослости – способность отвечать за свои действия.

Для самостоятельной жизни важно не только считаться взрослым, но и быть им. На

следующих занятиях мы будем разбирать ситуации, требующие взрослого отноше -

ния, ситуации, возникающие в отношениях мужчины и женщины».

 

- 132 -


 

Дополнительная информация для ведущего!

 

В этой беседе взросление рассматривается в двух аспектах: юридическом и

социально-психологическом. Юридический касается изменения по мере взросле-

ния прав и ответственности человека, закрепленных в законах, и предполагает ус -

воение таких понятий, как совершеннолетие, гражданская дееспособность. Для

знакомства с этими понятиями, а также законодательно закрепленными правами и

ответственностью обращайтесь непосредственно к тексту Гражданского Кодекса.

Социально-психологический аспект взросления касается принятия роли

взрослого, что означает как внутреннюю готовность к исполнению этой роли под-

ростком, принятие им ответственности, сформированность у него соответствующих

поведенческих навыков, так и признание окружающими подростка в качестве

взрослого. В наших современных культурных условиях физическое созревание

значительно опережает социальное, и это приводит к одностороннему пониманию

подростками взросления. Задача этого занятия – показать это противоречие и мо -

тивировать участников на его преодоление через принятие ответственности и из -

менение поведения. В беседе эта задача решается через обсуждение обрядов ини -

циации (посвящения) подростков, существующих в традиционных обществах. Об-

ряды инициации призваны помочь подросткам совершить социально -

психологический переход от детства к взрослости. Обряды сильно различаются по

форме в разных культурах, но их объединяет то, что в результате подросток полу-

чает новый статус в обществе (статус взрослого), признаваемый всеми его члена-

ми. Присвоение нового статуса, как правило, сопровождается испытанием всевоз -

можных способностей и навыков, необходимых члену племени, включает обяза-

тельное знакомство с системой духовных верований племени. Чем более культурно

развито общество, тем сложнее обряды инициации. Тема инициаций широко осве -

щена в культорологической и антропологической литературе.

Домашнее задание.Коллаж «Мужчина/женщина»

(организуется воспитателем в свободное время)

Цель: осознание своих особенностей, подготовка к работе по следующим темам.

Материалы: мужские и женские иллюстрированные журналы, ватманы и

ножницы по количеству участников, клей, фломастеры. Желательно музыкальное

сопровождение.

Ведущий предлагает каждому участнику сделать коллаж на тему: «Я - муж-

чина» или «Я - женщина».

После того, как работа окончена, участники могут показать группе то, что у

них получилось. Обсуждать работы нет необходимости.

Ведущему!

Рассматривая коллаж, помните, что оценочные суждения не допускаются!

 

 

- 133 -


 

 

Ты взрослый,


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.