Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2019-12-21 | 496 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Афазия - нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при очаговых поражениях коры и близкой подкорки доминантного (левого у правшей) полушария и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности при сохранности элементарных форм слуха и артикуляционного аппарата (без пареза речевой мускулатуры).
Моторная афазия (афазия Брока) возникает при поражении задних отделов нижней лобной извилины доминантного полушария (зона Брока): нарушаются все виды устной речи (спонтанная речь, повторение, автоматизированная речь), письма, но понимание устной и письменной речи относительно сохранно. Больные чужую речь понимают, но затрудняются в выборе слов для выражения своих мыслей и чувств. Их лексикон беден, может ограничиваться лишь несколькими словами («слова-эмболы»). При разговоре допускают ошибки- литеральные и вербальные парафазии, стараются их исправить и сердятся на себя, что не удается правильно говорить.
Исследование экспрессивной речи.
Вид исследования | Методика исследования | Особенности исследования |
Повторение букв, слогов, слов, фраз | Врач просит больного повторять за ним буквы, затем слоги, слова. Нужно подбирать слова трудные как для произношения (с большим количеством согласных), так и по смыслу. Например: метрострой, астронавтика, кораблекрушение, воздухоплавание и т. п. Затем следует повторение фраз коротких и длинных с конкретным и абстрактным содержанием. (На дворе дождь. Суворов — великий полководец. Советская космическая ракета достигла Луны. Худой мир лучше доброй ссоры и т. п.) | В какой мере удается повторение букв, слов, предложений, рядовая речь? |
Автоматическая рядовая речь | Врач просит больного считать от 1 до 10, затем в обратном порядке; перечислить дни недели, месяцы года и т. п. Если больной не может начать счет, то исследующий начинает счет сам, предлагая больному продолжать Врач просит больного продекламировать стихотворение или спеть песню | Удается ли порядковая речь? |
Называние предметов | Больной должен назвать показываемые ему предметы (стакан, ключ, ложка, книга). Затем больному предлагают назвать предметы по описанию их свойств. Например: «Как называют то, из чего пьют чай? Что вставляют в окна? Какого цвета небо?» | Есть ли нарушения структуры речи — парафазия и персеверация? |
Разговорная речь | Врач просит больного ответить на вопросы как личного (где живет, состав семьи, где работает), так и общего характера (события общественные, исторические). Затем врач предлагает больному рассказать что-либо о своем прошлом, пересказать какое-либо известное литературное произведение | Охотно ли больной говорит, не испытывает ли затруднения в подыскивании слов,, достаточен ли его словарный запас. Чисто ли это моторная афазия или имеются элементы сенсорной афазии, аграфии, алексин? |
Сенсорная афазия (афазия Вернике) развивается при поражении средних и задних отделов верхней височной извилины доминантного полушария (зона Вернике). При сенсорной афазии страдает как понимание устной и письменной речи, так и собственная устная и письменная речь. Для сенсорной афазии характерно затруднение понимания чужой речи и плохой слуховой контроль за собственной речью. Больные допускают много литеральных и вербальных парафазий, они не замечают этих ошибок и сердятся на собеседника, который их не понимает. При выраженных формах больные многоречивы, но их высказывания малопонятны для окружающих («речевой салат»).
|
Амнестическая афазия возникает при поражении угловой извилины доминантного полушария. Больные затрудняются назвать показываемые различные предметы, как бы забывают их наименования, хотя в спонтанной речи могут пользоваться этими предметами. Обычно таким больным помогает подсказка первого слога из названия показываемого предмета.
|
Исследование импрессивной речи.
Вид исследования | Методика исследования | Особенности исследования |
Понимание смысла слов | Врач называет вслух ряд окружающих предметов и просит больного показать их. Например: «Покажите, где простыня, где подушка, где стакан?» | Все задания должны даваться только через слово, недопустимы подсказки с помощью жестов |
Понимание и выполнение простых инструкций | Врач просит больного выполнить несколько заданий. Например: «Покажите язык, закройте глаза, поднимите правую руку, возьмите стакан в левую руку...» | Правильно ли выполняются простые задания и более сложные инструкции |
Понимание и выполнение сложных инструкций | Врач просит больного выполнить несколько сложных заданий. Например: «Когда я подниму правую руку, возьмите левой рукой стакан и поставьте его в центре тумбочки» | Сразу ли больной понимает обращенную к нему речь или приходится несколько раз повторить задание |
Способность различать правильные и неправильные в смысловом отношении фразы | Врач говорит больному несколько сходных в звуковом отношении, но различных по смыслу фраз, правильных и неправильных. Например: «Волк съел козленка, так может быть? Волк съеден козленком, может быть так? Лисица съела зайца и заяц съеден лисицей — это одно и то же или нет?» | Какие имеются дефекты речи (парафазия, персеверация, жаргонофазия) |
Понимание смысла рассказа | Врач рассказывает коротко, но динамично какую-либо историю и затем просит больного повторить ее содержание или сказать, кто герой рассказа, что стало с действующими лицами и т. п. | Чистая ли это форма сенсорной афазии или имеются элементы моторной афазии, алексии, аграфии |
Исследование речи:
Спонтанная речь. Знакомясь с больным и задавая ему вопросы: «Как Вас зовут?», «Что Вас беспокоит?», необходимо обращать внимание на следующие расстройства.
Изменения скорости и ритма речи, что проявляются в замедлении, прерывистости речи либо, напротив, в ее ускорении и трудностях остановки.
Диспросодия - нарушение мелодичности речи. Речь монотонная, невыразительная, не имеет интонационных задержек, либо имеет «псевдоиностранный акцент».
|
Подавление речи - полное отсутствие речевой продукции и попыток к речевому общению.
Автоматизмы («словесные эмболы»)- часто, непроизвольно и неадекватно употребляющиеся простые слова или выражения.
Персеверации - «застревание», повторение произнесенного уже слога или слова, возникающее при попытке вербального общения.
Затруднения в подборе слов при назывании предметов. Речь нерешительна, изобилует паузами, содержит много описательных фраз и слов заместительного характера («ну,как это там…»).
Парафазии - ошибки в произнесении слов: а) фонетические парафазии - неадекватная продукция фонем языка из-за упрощения артикулярных движений (вместо слова «магазин» больной произносит «зизизин»); б) литеральные парафазии - замена звуков на звуки, близкие по звучанию («кочка»-«почка»); в) вербальные парафазии - замена одного слова в предложении другим, напоминающим его по смыслу (вместо слова «стол» употребляется слово «стул»).
Неологизмы - лингвистические образования, произносимые больным как слова, хотя в используемом им языке таких слов нет.
Аграмматизмы и параграмматизмы. Аграмматизмы - нарушение правил грамматики в предложении. Слова в предложении не согласуются друг с другом, синтаксические структуры (вспомогательные слова, союзы и тд) сокращаются и упрощаются, однако общий смысл передаваемого сообщения остается понятным (наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже, "телеграфный стиль" и пр.). При параграмматизмах слова в предложении формально согласуются друг с другом, а число синтактических структур достаточно, однако общий смысл предложения не отражает реальных взаимосвязей вещей и событий («сено сушит крестьян в июне»). Понять передаваемую информацию невозможно.
Эхолалия - спонтанное повторение слова или сочетания слов, сказанных врачом.
Автоматизированная речь. Просим больного сосчитать от 1 до 10, назвать дни недели, месяцы.
Повторение речи. Просим пациента повторить вслед за врачом: звуки гласные и согласные («а», «о», «и», «б», «д», «к», «с» и т.д.), оппозиционные фонемы (губные-б/п, переднеязычные- т/д, з/с), слова «дом», «окно», «кошка»; «стон», «слон»; «полковник», «поклонник», «половник»; «кораблекрушение», «кооператив» и т.п.,серии слов («дом,лес,дуб»); фразы («девочка пьет чай»), скороговорки («на дворе трава, на траве двора»).
Называние предметов. Просим пациента назвать показываемые предметы: часы, ручка, фонарик; назвать части тела.
Понимание устной речи. Понимание смысла слов: называем предметы (молоточек, окно, дверь), просим пациента указать на него в помещении или на картинке. Понимание устных конструкций: просим больного выполнить задание- «поднимите вверх вашу левую руку». Во время произнесения команды врач не должен использовать мимику и жесты.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!