Исследование чтения, письма, счета — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Исследование чтения, письма, счета

2019-12-21 334
Исследование чтения, письма, счета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Даем пациенту ручку и лист бумаги, просим написать свое имя и адрес, списать текст с напечатанного на листе образца. У пациентов с афазией в большинстве случаев страдает и письмо (аграфия - утрата способности правильно писать при сохранении двигательной функции руки). Пациенты, которые могут писать, но не разговаривают- это пациенты с мутизмом.

Исследование функции письма

' Вид исследования Методика исследования Особенности исследования
Списывание Больной должен скопировать буквы, фразы из таблицы, букваря или книги Удается ли копирование или больной допускает ошибки?
Письмо под диктовку Врач диктует больному буквы, слова, целые предложения из букваря или книги .Каков темп письма, нет ли замедления, так ли больной писал раньше, что изменилось?
Рядовое письмо Врач предлагает больному самостоятельно написать перечень дней недели, месяцев года, числовой ряд  
Написание названий. показываемых предметов Врач показывает больному ряд предметов (ручка, часы, халат, стул) и просит написать их название на бумаге Нет ли литеральных и вербальных параграфий?
Запись ответов на вопросы Врач предлагает больному: а) ответить письменно на ряд вопросов; б) написать пересказ какого-либо известного литературного произведения, исторического события; в) описать какое-либо время года, явление природы Сопоставить дефекты письменной и устной peчи. Запас слов в письменной речи чаще бывает богаче, чем в устной, но может быть и наоборот

 

Просим пациента прочитать и выполнить написанную на листе бумаги инструкцию («закройте глаза»). Просим пациента прочитать абзац из книги или газеты.

Исследование функции чтения

Вид исследования Методика исследования Особенности исследования
Чтение вслух букв, слогов, слов, фраз Врач просит больного прочитать по таблице, букварю или книге буквы, слова, слоги и целые предложения Соответствует ли темп чтения образованию больного, так ли больной читал раньше. Нет ли паралексий литеральных и вербальных
Чтение про себя Врач дает больному ряд письменных инструкций и просит их выполнить. Наряду с правильными и выполнимыми инструкциями следует дать несколько неверных и невыполнимых инструкций. Например: «Когда я опущу руку в карман, то вы должны поднять вверх указательный палец вашей левой руки», «Возьмите ложку и напишите на бумаге ваше имя» Понимает ли больной смысл предложения, может ли отличить правильные инструкции от нелепых, выполнимые от невыполнимых? Достаточно ли быстро и правильно он выполняет письменные инструкции?

 

Акалькулия - нарушение счета и счетных операций. Просим пациента выполнить серийное задание: последовательно вычесть 7 из 100, затем из остатка продолжать вычитание 7 еще 3-5 раз. Отмечаем число ошибок и время, которое требуется пациенту для выполнения задания.

 

Исследование праксиса

Апраксия - утрата навыков, выработанных в процессе индивидуального опыта, сложных целенаправленных действий (бытовых, производственных и т.д.).

Моторная апраксия - распад движений на отдельные моторные фрагменты в контрлатеральной очагу поражения руке или ноге. Расстройство плавности, «застревание» на отдельных фрагментах движения. Развивается при поражении премоторной области лобной доли доминантного полушария. Просим пациента выполнить тест «кулак-ребро-ладонь» в достаточно быстром темпе. При моторной апраксии пациент испытывает затруднения при выполнении задания (сбивается с последовательности движений, не может выполнить задание в быстром темпе). Нарушены спонтанные движения, невозможно выполнить движение по подражанию.

Идиомоторная апраксия - невозможность выполнения действия по заданию и подражанию, но спонтанно они выполняются правильно: больной по заданию или подражанию не может показать, как пользоваться ложной, есть суп, в то время как эти же действия он спонтанно выполняет. Развивается при поражении нижней теменной дольки в области надкраевой извилины.

Конструктивная апраксия - невозможность правильного размещения предметов в двухмерном или трехмерном пространстве: больной не может сложить из спичек треугольник, рисунок из фрагментов, разместить предметы относительно друг друга (положить ручку слева от часов, а карандаш сверху). Развивается при поражении угловой извилины доминантного полушария или обоих полушарий.

Идеаторная апраксия - нарушается выполнение сложных действий, требующих для своей реализации определенной последовательности, тогда как каждый фрагмент по отдельности выполняется правильно. Если попросить пациента зажечь свечу, он не способен выполнить весь комплекс последовательных действий (взять коробок, достать спичку, зажечь ее, затем зажечь саму свечу). Пациент может выполнить действие по подражанию. Развивается при поражении префронтальной коры лобной доли доминантного полушария.

Вид исследования Методика исследования Степень нарушения
Подражание движениям Больной подражает движениям врача. Например: а) поднять вверх руку, затем обе руки, одну поднять, другую опустить, развести их в стороны; б) делать из двух указательных пальцев различные знаки — Г, Л, Т и т. п.; в) воспроизвести вслед за врачом некоторые движения, например: погрозить пальцем, приставить руку к носу, уху При моторной апраксии подражание невозможно или затруднено, при идеаторной или конструктивной апраксии оно обычно удается больному
Движения по устному заданию Врач просит больного произвести ряд движений по устному заданию: а) манипуляции с частями собственного тела. Например: дотронуться левой рукой до кончика носа, до лба, до правого уха; б) манипуляции действительными предметами. Например: вдеть нитку в иглу, положить спички в коробку, причесаться; в) манипуляции с воображаемыми предметами: больной, не имея соответствующего предмета в руках, должен показать, как едят ложкой, как пьют, воду из стакана, ловят мух, стреляют из ружья Нарушения наблюдаются обычно в той или иной мере при моторной или идеаторной апраксии
Конструирование целого из частей Врач: а) складывает из спичек или кубиков какую-либо фигуру и просит больного из того же материала скопировать ее в точности; б) просит больного начертить план комнаты, многоугольник, лицо человека Конструирование сильно расстроено при конструктивной апраксии. В небольшой степени может страдать при моторной апраксии. При идеаторной апраксии чаще не нарушается

Исследование гнозиса

Агнозия - расстройство узнавания объектов (лиц, предметов) при сохранности элементарных форм чувствительности, зрения, слуха. Различают несколько типов агнозии- зрительную, слуховую, обонятельную и др. В клинике наиболее часто встречаются оптико-пространственная агнозия и аутотопагнозия.

При оптико-пространсвенной агнозии признан феномен игнорирования одной половины пространства. Например, пациент ест только ту пищу, которая лежит на правой стороне тарелки. Наиболее часто встречается игнорирование левой половины пространства при поражении правого полушария. Просим пациента прочитать абзац из книги. При наличии оптико-пространственной агнозии пациент может прочесть лишь текст, расположенный на правой половине страницы.

Аутотопагнозия - нарушение узнавания частей своего тела, их расположения по отношению друг к другу. Просим пациента показать большой палец правой кисти, указательным пальцем левой руки дотронуться до правой брови и т.д.

Тип гнозиса Методика исследования Особенности исследования
Стереогноз Врач предлагает больному закрыть глаза и вкладывает в его руки какие-либо известные предметы (ключ, карандаш, спички, очки) и просит назвать их У больного не должно быть существенных расстройств поверхностной и глубокой чувствительности в соответствующей руке. При взгляде на предмет больной быстро узнает его
Схема тела Врач просит больного показать, где у него правая, а где левая рука; ответить, сколько у него рук и ног, есть ли паралич Больные нередко критически относятся к своим ощущениям (например, к «наличию» нескольких рук или ног), но все же воспринимают их как реальность
Зрительная гнозия Врач показывает больному ряд знакомых предметов (книга, тетрадь, ручка) и просит назвать их Необходимо убедиться, что больной видит показываемый предмет. Формы зрительной агнозии разнообразны и могут касаться неузнавания знакомых предметов,.людей, красок
Слуховая гнозия Врач предлагает больному закрыть глаза и назвать источник шума. Например: узнать часы по тиканью, стеклянный стакан по звону, радио по голосу диктора Необходимо убедиться, что у больного сохранен слух

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.