Проблема личности в педагогической науке — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Проблема личности в педагогической науке

2019-12-21 664
Проблема личности в педагогической науке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема формирования личности является центральной в философии, психологии, педагогике и других науках занятых изучением человека.

Понятия «человек», «индивид», «личность» часто употребляются как равнозначные. На самом деле, это не совсем так. Понятие «человек» имеет самое широкое значение и обозначает видовую принадлежность. Каждый человек является индивидом, т.е. обладает индивидуальностью – неповторимыми, особенными чертами психики. Но не каждый индивид является личностью.

В философии и психологии существует множество определения личности и разные подходы к её изучению. Вот некоторые из этих определений:

1. Личность – человеческий индивид, наделённый развитым самосознанием.

2. Личность – дееспособный член общества, сознающий свою роль в нём.

3. Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества и общности и т.д.

Если проанализировать эти определения, то можно выделить в них существенную общность: личность зарождается и формируется в обществе и в общественных отношениях, обладает самосознанием, свободой воли, самостоятельностью, критичностью мышления, готовностью нести ответственность за свои действия. Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

 При этом педагогическая наука занята изучением процесса организации целенаправленных влияний на формирование личности, преодоление стихийности, помощь в самореализации. Это проблема создания педагогической системы и обеспечения процесса формирования личности, отвечающего интересам личности и общества. Не случайно Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» определяет воспитание так: «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Как видим, в определении органично связаны потребности, интересы личности и общества. И действительно, жить в обществе и быть свободным от общества – невозможно.

Решая проблему формирования личности, педагогика учитывает закономерности, положения и выводы других наук: философии, психологии, социологии, антропологии и др. Задачи педагогики состоят в теоретической и прикладной разработке широкого круга вопросов, начиная с педагогических целей и задач формирования личности и заканчивая педагогическими системами общества, семьи, трудовых коллективов. Существенным при этом является рассмотрение и учет в педагогике аспектов самоформирования личности, а также индивидуального подхода при организации воспитательных воздействий.

Целесообразно начать с категории формирование личности. Формироваться — значит складываться, повышать зрелость, оформляться, приобретать внешне обнаруживающуюся определенность. Формирование — закономерное, необходимое, объективно присущее всяким внутренним изменениям, развитию, росту явление. Категория «формирование» применительно к личности означает сегодня признание объективно существующего и обозначаемого ею феномена внутренне происходящих у человека и внешне проявляющихся изменений, которые не в наших силах запретить или отменить. Присвоение индивидом человеческого опыта — это процесс единства изменений содержания и формы, это обязательно процесс его формирования. Формирование — содержательное обогащение человека, сопровождающееся его оформлением, возникновением и изменением внешне проявляющихся особенностей. В этом процессе можно выделить стадии:

ü первичного формирования,

ü становления личности (от рождения до взрослости),

ü ее дальнейшего формирования (совершенствования или, напротив, ухудшения, деградации, распада).

А.М. Столяренко утверждает, что при формировании представлений об идеале личности гражданина России, о том, что надо формировать у молодежи, людей всех возрастов нужно учитывать ряд фундаментальных положений, исходящих из отечественного и мирового опыта[1]. Рассмотрим наиболее существенные из них.

1. Формирование человека — это ответственная и серьезная проблема в индивидуальном и общественном плане, проблема жизни, самореализации себя в ней, личного достоинства, успеха и благополучия, проблема предупреждения сожалений в преклонные годы о необратимо упущенных возможностях. В общественном плане — это проблема состояния и будущего благополучия общества, живущих и будущих поколений людей. Недостатки в формировании людей одного поколения, как учит история, сказываются ощутимо многие десятилетия. Очевидно, что формирование личности правильно, если осуществляется в интересах ее самой, ее детей, общества и государства.

2. Формирование личности обоснованно, когда строится на сложившихся, проверенных и устоявшихся в многовековой практике человечества принципах и положениях. В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких- то конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти. Правильнее в формировании личности исходить из долговременной основы, без подчинения его идеологии правящей в данный отрезок времени партии, с учетом национального и общечеловеческого опыта.

3. Исторический процесс развития человечества учит, что каждый человек призван формироваться так, чтобы он мог решить три основные задачи, стоящие перед поколением людей, к которому он принадлежит: 1) освоить опыт предыдущих поколений, 2) обогатить и приумножить этот опыт, 3) передать весь опыт следующему поколению.

4. Формирование всесторонне, гармонично развитой личности. Не существует одномерного критерия, который мог бы исчерпать достоинства человека. Всестороннее и гармоничное развитие личности — системный комплекс достоинств.

5. Совершенство личности базируется на освоении ею общечеловеческих ценностей — стабильных, постоянных идей и норм поведения, человеческих качеств, ценимых во всем мире, всеми народами, выработанных и проверенных в их общем многовековом опыте. Это то, что в большинстве случаев предпочитается, одобряется, считается правильным, достойным, а противоположное оценивается как слабость, недостаток, порок, порицается, осуждается.

6. Формирование человека разумно осуществлять с учетом мировых тенденций общественного развития и перемен в российском обществе. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» прямо указывает на необходимость формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Молодому поколению принадлежит будущее. При ускоряющихся темпах общественного прогресса уже через 15—30 лет представители сегодняшнего студенчества будут определять состояние общества и государства. Поэтому формирование личности должно носить опережающий характер, делать ее способной вглядываться в дальние горизонты будущего, понимать путь к лучшему будущему, двигаться к лучшему будущему.

7. Важнейшая тенденция общественного прогресса и формирования личности воплощена в гуманизме, рассматриваемом ныне как основа цивилизованного общечеловеческого мировоззрения. Его основные идеи и ценности таковы:

•   человек — величайшая социальная, духовная и природная ценность;

•   полное равенство людей вне зависимости от расы, нации, пола, религиозности, политических убеждений;

•   предназначение цивилизованного правового общества — признание свободы, прав, развития способностей, взглядов, выбора жизненного пути и поступков каждым гражданином в рамках закона;

•   необходимость создания и упрочения правового общества, призванного стоять на страже законных интересов граждан;

•   отношение к человеку и каждого человека к другим людям должно быть человечным;

•   формирование человечного человека, становление его личности — высшая обязанность общества и условие его собственной самореализации и самоутверждения.

Современным педагогическим взглядам в наибольшей степени соответствует представление, что главная цель формирования личности состоит в том, чтобы каждый человек стал всесторонне и гармонично развитой личностью, образованной, воспитанной, обученной и развитой в соответствии с идеалами и ценностями человечества, гуманности, морали, мира, интернационализма, патриотизма, трудолюбия, созидания, демократии, гражданственности, высокой эстетической, этической, экологической культуры, культуры семьи, быта и здоровья. Только таким образом сформированная личность может стать подлинно свободной, способной самоопределиться и реализовать себя в жизни, решить три основных задачи своей жизненной миссии.

Проблема формирования личности в педагогической науке рассматривает и ряд противоречий[2].

Наиболее существенны противоречия между:

•   желаемым и действительным, необходимым и возможным, требующимся и имеющимся;

•   общими педагогическими положениями и необходимостью их методического воплощения в конкретной ситуации и с индивидуализацией;

•   старым и новым, отживающим и зарождающимся, содержанием и формой;

· словами и делами, словами и опытом жизни;

· формирующим субъектом, воспитателем и формирующимся субъектом, воспитанником;

· разными субъектами формирования личности.

 

Таким образом, формирование личности — это процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности, и в связи с этим, изменение внешних проявлений (форм) личности, благодаря которым она существует среди других людей. При формировании личности следует учесть ряд положений, существенных для ее формирования. В процессе формирования личности можно выделить как закономерности, так и противоречия, оказывающие влияние на результат.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.