Алгоритм воспитательного воздействия — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Алгоритм воспитательного воздействия

2019-12-21 408
Алгоритм воспитательного воздействия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВАРИАНТ “А” ВАРИАНТ “Б” ВАРИАНТ “В”
1. ЗНАНИЯ 6. МИРОВОЗЗРЕНИЕ 7. УБЕЖДЕНИЯ
2. ОСМЫСЛЕНИЕ 5. ОТНОШЕНИЕ 8. ПОЗИЦИЯ
3. ДЕЙСТВИЕ (поступки) 4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (поведение) 9. ИНД. СТИЛЬ (привычки)

 

Цифрами от 1 до 9 обозначены основные «ячейки» приложения воспитательных воздействий воспитателя (члена коллектива ОВД) по отношению к сотрудникам. В ходе учебных занятий технологическая «цепочка» воспитательного воздействия нередко подчинена последовательности, показанной в варианте «А»:

 

1. ЗНАНИЯ 6. МИРОВОЗЗРЕНИЕ 7. УБЕЖДЕНИЯ

 

В данном случае, проявляя заботу о воспитательной стороне того или иного вида учебных занятий, воспитатель-педагог исходит из предположения о том, что преподаваемые им знания сыграют свою позитивную роль в формировании определенных мировоззренческих взглядов и убеждений воспитуемых.

Специфика воспитывающего обучения требует дополнения данной последовательности еще несколькими звеньями (см. вариант «Б»).

1. ЗНАНИЯ 6. МИРОВОЗЗРЕНИЕ 7. УБЕЖДЕНИЯ
2. ОСМЫСЛЕНИЕ 5. ОТНОШЕНИЕ 8. ПОЗИЦИЯ

 

Знание должно быть осмыслено, его воспитательный эффект выражается в определенном отношении к нему сотрудников, а их мировоззрение и убеждения при этом проявляются в личной позиции. Изложенное, в большей степени, представляет теоретический уровень воспитательного воздействия, и учебные занятия обладают богатыми возможностями для его реализации.

Сфера практической деятельности сотрудников позволяет в полной мере реализовать личностно-социально-деятельностный подход к воспитанию в органах внутренних дел.

1. ЗНАНИЯ 6. МИРОВОЗЗРЕНИЕ 7. УБЕЖДЕНИЯ
2. ОСМЫСЛЕНИЕ 5. ОТНОШЕНИЕ 8. ПОЗИЦИЯ
3. ДЕЙСТВИЕ (поступки) 4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (поведение) 9. ИНД. СТИЛЬ (привычки)

Именно здесь воспитуемые проявляют получаемые знания в конкретных поступках, в деятельности и на базе своих мировоззренческих позиций и убеждений, вырабатывают привычки поведения и индивидуальный стиль деятельности. Но это совсем не означает принижения воспитательных возможностей различных видов учебных занятий и связанной с ними сферы учебной деятельности сотрудников. Вот почему рассмотренный алгоритм воспитательного воздействия позволяет связать эти две основные области, которые порой имеют тенденцию к обособлению.

Необходимо сказать о педагогическом мониторинге данной технологической цепочки. Предложенная последовательность дает возможность утверждать, что для каждого этапа можно сформулировать свою систему критериев, которая позволит «замерить» степень успешности его прохождения, выявить уровень знаний, степень их осмысления и выраженности в конкретных поступках и деятельности сотрудников органов внутренних дел; характер отношения к своей настоящей и будущей деятельности и получаемым знаниям; мировоззренческие позиции и убеждения, привычки, стиль поведения каждого специалиста.

Идея целостности воспитательного процесса в практической технологии осуществляется через комплексный подход. Он означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Современные технологии воспитания в органах внутренних дел осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования:

1. Воздействуют на сотрудников по трем направлениям — на сознание, чувства и поведение.

2. Положительный результат достигается при органическом слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел.

3. Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и профессионального воспитания в органически слитом процессе.

4. Единство и координация усилий всех имеющихся отношений к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего СМИ, литературы, искусства, системы управления органами правопорядка и др. — непременное условие комплексного подхода.

5. Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания сотрудников органов внутренних дел и управления им.

При комплексном подходе к формированию целостной личности сотрудника органов внутренних дел должна быть учтена совокупность всех этих условий.

Основной единицей технологии воспитательного процесса является воспитательное действие членов педагогического коллектива органов внутренних дел. Воспитательное действие(ВД) — это вид организации и осуществления конкретной деятельности воспитателей. Главные отличительные особенности ВД — необходимость, полезность, осуществимость, так как воспитательный процесс состоит из цепи непрерывающихся воспитательных действий. В воспитательных действиях сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей с воспитанниками.

В любом воспитательном действии выделяются следующие этапы:

1) целеполагание (анализ ситуации и формирование цели);

2) планирование действия;

3) организация и подготовка действия;

4) непосредственное осуществление действия;

5) анализ достигнутых результатов.

Подробная их характеристика и составляет основное содержание технологии процесса воспитания.

Одним из важнейших источников целеполагания и проектирования ВД в органах внутренних дел выступает воспитательная ситуация, в которой осуществляется воспитательные действия. Эта ситуация обусловливается общественными событиями в стране и мире, государственными праздниками, юбилейными датами, событиями региональной и местной жизни; сформированностью необходимых качеств и черт формируемого типа личности; общей направленностью работы органов внутренних дел в определенный период.

Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель профессионального и нравственного воспитания) определяет задачи конкретных действий. В каждом из них выделяются стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания. Задача воспитателей на этапе целеполагания — учесть воспитательную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которые предусматриваются в будущем деле. После доработки поступившей информации формулируется цель ВД по алгоритму: состояние коллектива и отдельных личностей — возможности воспитателей и сотрудников — определение цели и конкретных задач.

Методические рекомендации по успешному осуществлению ВД на данном этапе заключаются в следующем.

1. Глубокое осмысление конкретных задач ВД членами педагогического коллектива органов внутренних дел — необходимое условие его эффективности. Не надо навязывать свою точку зрения, необходимо убедить сотрудников принять необходимое решение, которое они должны воспринять как свое.

2. Любое ВД проектируется на основе деятельностного и комплексного подходов.

3. Не следует стремиться к равнозначности всех решаемых задач в процессе ВД, потому что оптимизировать систему одновременно по нескольким критериям невозможно. В любом деле выделяется главное звено, через которое решаются все остальные задачи.

4. Очень важно определить содержание ВД в связи с его задачами и условиями осуществления. Чтобы не ошибиться, воспитателю нужно знать интересы и увлечения сотрудников органов внутренних дел, не потакать их желаниям, но опираться на них, развивая правильные ориентации.

5. Рациональные методы, приемы и средства проектируются для каждого этапа ВД. При этом надо иметь в виду, что методы должны обеспечивать максимальную активность, инициативность и самостоятельность сотрудников.

6. При подготовке ВД необходимо стремиться к максимальной организационной четкости. Подготовка вырабатывает инициативность, требовательность, общительность, умение распределять обязанности, быстро ориентироваться в ситуациях.

7. ВД не терпят шаблона, четкость и широта маневра — их отличительные признаки. Шаблонный подход, трафаретность, формализм погубят дело, если тот или иной член педагогического коллектива органов внутренних дел позволит себе хотя бы раз воспользоваться не скорректированным по обстоятельствам сценарием.

8. ВД должны быть разнообразными. Яркие дела сотрудники органов внутренних дел помнят долго, а поэтому любое повторение нежелательно, ибо оно играет отрицательную роль.

9. ВД проектируются как мощный катализатор эмоций. Найти в каждом ВД близкое, созвучное воспитанникам и донести его так, чтобы оно помогло в развитии положительных черт характера, в формировании твердой жизненной позиции.

Этап планирования ВД наступает вслед за этапом целеполагания и отделяется от него только теоретически, практически это единый неразрывный процесс. На этом этапе перед педагогом-воспитателем стоит важная задача — вместе с воспитанниками во всех деталях определить направления деятельности, распределить обязанности между участниками, указав не только то, что должно быть сделано, но и то, как это должно быть сделано. Иначе ВД будет мероприятием, а не собственным делом сотрудников.

Планирование будет успешным, если члены педагогического коллектива органов внутренних дел учитывают следующие рекомендации.

1. Следует опираться на уровень подготовленности воспитанников, максимально учитывать их возрастные и личностные особенности. Чрезвычайная сложность дел, недоступный замысел воспитателя, смутное представление о том, что, зачем и почему нужно делать, превращает воспитательное дело в формальное мероприятие. Интереса к следующему делу будет добиться нелегко.

2. ВД — занятие коллективное, планирование должно носить коллективный характер.

3. Необходимо знать методы планирования, методику составления планов.

Без организации невозможно осуществить ни одно дело. Только при организации весь комплекс — воспитатели и воспитуемые органов внутренних дел, средства могут образовать некий жизнеспособный процесс.

Общая теория организации деятельности предлагает шесть положений, на которые опирается технология и которые необходимо учитывать всем категориям воспитателей в органах внутренних дел при организации ВД:

1. Ясное определение цели предстоящей работы, обзор всего движения в целом от начала до конца (чего необходимо достичь?).

2. Точное определение задач для каждого подчиненного (посредством каких операций можно достичь?).

3. Подготовка всего необходимого для предстоящей работы (при помощи чего достичь?).

4. Установление норм выполнения для измерения результатов (размеры достигнутого?).

5. Распределение ответственности, адресата и времени отчетности (чем стимулировать достижения цели?).

6. Инструктирование исполнителей как средство создания организационной системы (как достичь?).

Среди рекомендаций руководителям-воспитателям на данный этап можно назвать следующие.

1. Четко определите права и обязанности каждого, кто принимает участие в организации ВД. Весьма желательно наметить «линии власти»: каждый исполнитель отвечает определенному лицу за результаты своей работы. Власть должна быть сосредоточена в руках одного руководителя, «двоевластие» не допускается.

2. Каждому участнику ВД отведите одну функцию, наиболее соответствующую его возможностям и желаниям. Не надо навязывать поручений, учение в деле добровольное.

3. Учитывайте, что определенное число сотрудников не имеют навыков организации. То, что для педагога-воспитателя понятно и легко, для воспитанника далеко не всегда просто. Необходимо придерживаться правила от легкого к трудному, поддерживать уверенность в успехе.

4. Приучайте воспитанников к мысли, что организация удесятеряет силы.

Воспитатель не должен выпускать из своих рук управление делом до его полного завершения. На этапе осуществления ВД у него немало ответственных моментов.

1. Он следит за осуществлением намеченной программы дела, корректируя его ход на основе подготовленного сценария, выполняя диспетчерские функции.

2. Наблюдает за коллективом в целом и за отдельными воспитанниками, помня, что ВД развивает у воспитанников определенные качества и намечает стратегию дальнейшей работы.

3. Следит за четким решением организационных вопросов.

4. Не сковывает сотрудников своим присутствием, не мешает им свободно выражать свои мысли и чувства.

5. Весьма деликатный вопрос — когда и как корректировать неправильные действия: оставлять разбор на потом или делать замечания тотчас? Необходимо фиксировать все происходящие, реагировать спокойно, сдержано.

На завершающем этапе ВД подводятся итоги. Это может быть коллективное обсуждение или индивидуальный педагогический анализ. На этом этапе ставится цель вскрывать причины успехов и неудач. Педагогу-воспитателю целесообразно придерживаться апробированной схемы анализа ВД, последовательно отвечая на следующие вопросы:

1) все ли позиции подготовки и проведения ВД нашли отражение в плане;

2) отвечало ли содержание программы намеченной цели;

3) отвечал ли намеченной цели, задачам и требованиям уровень организации;

4) все ли запланированные меры в достаточной степени были подкреплены ресурсами;

5) какие фрагменты, части дела удались лучше, почему;

6) выдержано ли воспитательное дело во времени;

7) кто и почему срывал сроки;

8) представляли ли ВД систему или же было набором мало связанных между собой фрагментов и частей;

9) был ли эффект новизны;

10) отвечала ли эмоциональная окраска воспитательного дела его замыслу;

11) удовлетворяет ли качество дела, отношение к нему сотрудников, над какими вопросами заставило оно их задуматься;

12) какой оценки заслуживает каждый член коллектива, принимавший участие в ВД;

13) каким было поведение воспитанников;

14) почему возникли факты отрицательной реакции части сотрудников на те или иные педагогические действия;

15) от чего нужно отказаться и что нового ввести в следующее ВД.

Анализируя, надо выявить связи между явлениями, искать зависимости, наиболее эффективные формы взаимодействия, находить причины и следствия.

Таков алгоритм технологии воспитательного процесса и ее специфики в органах внутренних дел.

В основе освоения технологий воспитания лежит система выборов, ведущая к определенной педагогической позиции, т. е. к исповедованию определенной концепции воспитания и соответствующей методики ее реализации в собственном педагогическом опыте, дальнейшем его совершенствовании и передаче коллегам.

Итак, выборы, которые делает воспитатель:

▬ Необходимость определиться в отношении к основной парадигмевоспитания.

▬ Четкая формулировка для себя понятия и сущностивоспитания (из множества современных определений).

▬ Четкая формулировка цели и стратегических задач воспитания.

▬ Определенность в подборе тактических задач, четкость планирования.

▬ Подбор системы методов и приемов, отбор средств воспитания.

▬ Подбор содержания воспитания.

▬ Выбор системы организационных форм воспитания, наиболее полно реализующих цель и задачи.

▬ Выбор стиля и тона отношений с воспитанниками.

Таким образом,

1. Проектирования технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел осуществляется в двух сферах применения-теоретической и практической подготовке сотрудников.

2. Основной единицей технологии воспитательного процесса является воспитательное действие членов педагогического коллектива органов внутренних дел.

3. Реализация алгоритма воспитательного воздействия позволяет объединить теоретическую и практическую сферу приложения воспитательных действий в результате чего воспитуемые проявляют получаемые знания в конкретных поступках, в деятельности и на базе своих мировоззренческих позиций и убеждений, вырабатывают привычки поведения и индивидуальный стиль деятельности.

3. Основными этапами технологии воспитательного воздействия являются этапы целеполагания, планирования, осуществления и анализа воспитательных действий.

 

 

Заключение.

Итак в ходе данной лекции мы рассмотрели:

- понятие технологии воспитания и отметили специфику их применения в работе с личным составом органов внутренних дел. Существенным в применении технологий воспитания является сложность и многогранность профессиональной деятельности сотрудников ОВД, которая накладывает отпечаток как на личностные особенности самого сотрудника, так и на характер отношений в сфере правоохранительной деятельности.

- методы воспитания, критерии их выбора в педагогическом процессе, а также применение различных методов, форм и средств воспитания в органах внутренних дел, что позволило сделать вывод о том, что выбор одного или нескольких методов руководителем зависит от целей, содержания воспитания и конкретных педагогических задач и социально-психологические особенности различных категорий сотрудников и достижение желаемого результата воспитания возможно при условии психолого-педагогической компетентности, педагогического такта и мастерства руководителя.

- процесс проектирования технологии воспитательных воздействий применительно к сотрудникам органов внутренних дел, что позволило прийти к выводу о том, что только объединение воздействий в теоретической и практической сферах позволяет воспитуемым проявлять получаемые знания в конкретных поступках, в деятельности и на базе своих мировоззренческих позиций и убеждений, вырабатывать привычки поведения и индивидуальный стиль деятельности.

В итоге хотелось бы еще раз подчеркнуть, что методы воспитания, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются руководителем в зависимости от целей, содержания и реализуемых функций. Исходя из конкретной педагогической задачи, воспитатель решает, какие методы взять за основу. Высокого уровня педагогического мастерства и результатов воспитания добивается тот руководитель, который ищет и находит оптимальное соответствие методов воспитания закономерностям возрастного и индивидуального развития подчиненных. Выбор методов зависит от ряда факторов, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и закономерности процесса воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, социально-психологические особенности различных категорий сотрудников.

 

 

Литература:

1. Приказ МВД РФ от 11.02.2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

2. Приказ МВД РФ от 3.07.2012г. № 663 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей ОВД РФ».

3. Бородавко Л.Т. Педагогические основы профессионального воспитания сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: Теория и практика: Монография. – СПб: «7Студия»РИК», Белгород: БЮИ, 2008.

4. Буданов А.В. Профилактика и преодоление профессиональной деформации сотрудников ОВД // Актуальные вопросы психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел (по материалам постоянно действующего семинара для психологов) / Под общ. ред. канд. педагог. наук В.Л. Кубышко - М.: ЦОКР МВД России, 2009. С. 41-66.

5. Военная педагогика: Учебник / Под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб: Питер, 2008.

6. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. докт. педаг. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.

7. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007.

8. Педагогика: Электронный учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: КноРус, 2010.

9. Педагогика профессионального образования: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

10. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2009.

11. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

12. Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: Учебное пособие / Под общ. ред. доктора педагогических наук, доктора юридических наук, профессора В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

     

 


[1] Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 3. — М., 1983. — С. 125.

[2] Педагогика: теории, системы, технологии: учебник/ под ред. С.А. Смирнова; С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.

[3] Макаренко А. С. Соч. — Т. 5. — С. 373.

[4] Сластенин В.А., Исаев И.В., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие. — М., 1997. — С. 330–332.

[5] Педагогика: учеб./ под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2009. – 432 с. С.170.

[6] Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. докт. педаг. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. С. 341.

[7] Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. докт. педаг. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. - 480с. С.332.

[8] Там же.

[9] Толкачев Александр Васильевич. Теория и практика воспитания сотрудников органов внутренних дел: Дис.... д-ра пед. наук: 13.00.08: Москва, 2002. 230 c. РГБ ОД, 71:02-13/224-8. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/teorija-i-praktika-vospitanija-sotrudnikov-organov-vnutrennih-del.html

[10] Педагогика: учеб./ под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2009. – 432 с. С.128.

[11] Макаренко А. С. Сочинения. — М., 1958. — Т. 5. — С. 117.

[12] Бунаков Н. Ф. Школьное дело. — СПб., 1886. — С. 214.

[13] Кравчун Н. С. Методы воспитания. Основы военной психологии и педагогики. — М.: Воениздат, 1981. — С. 328.

[14] Киряшов Н. И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию советских воинов: Автореф. дисс. … докт. пед. наук. — М., 1981. — С. 32–35.

[15] Педагогика: учеб./ под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2009. – 432 с. С.131.

[16] Приказ МВД РФ от 11.02.2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

[17] Ушинский К. Д. Собр.соч. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. — Т. 6. — С. 294.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.