Понятие технологий воспитания и специфика их применения в работе с личным составом ОВД — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Понятие технологий воспитания и специфика их применения в работе с личным составом ОВД

2019-12-21 1343
Понятие технологий воспитания и специфика их применения в работе с личным составом ОВД 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Впервые термин «технология» появился несколько столетий назад, в период становления промышленности. Этот период развития общества характеризуется ростом машинного производства, увеличением объемов продукции, произведенной на фабриках, в условиях более высокой производительности труда. Только с появлением мощных средств производства, производительность которых превышала возможную производительность одного ремесленника, возникло понятие «технология».

Рассмотрение истории развития производства позволяет предположить, что развитие любой сферы деятельности человека происходит по цепочке:

1. случайный опыт,

2. ремесло,

3. технология.

На первом этапе (случайный опыт) человек, сталкиваясь с каким-то явлением (опытом, приемом), только осваивает его и получает умения работы с ним. На этом этапе он еще не использует это явление для обеспечения своей жизнедеятельности. Это период начального освоения явления. На втором этапе — этапе развития ремесла — человек не просто осваивает данное явление, но и, отдавая ему силы, выстраивает на нем определенный вид деятельности, приспосабливает его для обеспечения своей жизнедеятельности. Именно в этот период возникает профессия по виду деятельности (плотник, гончар, рыболов и др.). На третьем этапе общество достигает такого уровня развития, при котором для производства какого-либо продукта создаются специальные приспособления, механизмы и технические средства. Именно они теперь выполняют основную работу по производству продукта. Это уже этап технологии[2].

В современном обществе термин «технология» проник буквально во все сферы человеческого созидания и отрасли научного знания. На практике теория осуществляется с помощью технологии. Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «техне» — искусство, мастерство, ремесло и «логос» — наука. В производственном процессе технологияэто система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества. Все современные производства основываются на технологиях. Технология — концентрированное выражение достигнутого уровня производства: это и способ, и результат внедрения научных достижений.

Так же и в педагогике – термины технология образования, технология обучения, педагогическая технология, воспитательная технология, технология общения и подобные – едва ли не самые употребительные в педагогической литературе. Технология образования активно развивается с середины 20 в., как научное направление, которое занимается проектированием конкретных процессов обучения и воспитания на основе теории систем, кибернетики, программированного обучения. Основная идея состоит в том, чтобы сделать педагогический процесс управляемым, воспроизводимым и гарантирующим результаты, которые соответствуют диагностическим целям, описывающим планируемое, прогнозируемое поведение обучающегося. Под поведением в данном случае имеют в виду выполнение учебных действий, демонстрацию знаний, соблюдение норм общения и культуры, все социально одобряемые реакции, действия, деятельность в определенных ситуациях, наличие также социально приемлемых ценностей, взглядов, поведения.

Принято считать, что у истоков технологизации педагогики стоял А.С. Макаренко, использовавший понятие педагогической техники. А. С. Макаренко подчеркивал, что в процессе воспитания нужно «создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек».[3]

Следует заметить, что термин «педагогическая технология» чаще используется в области обучения, чем в теории и практике воспитания. Ряд исследователей определяют ее как «последовательно взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса» [4].

Зарождение идеи технологизации воспитательного процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической воспитательной деятельности. Противники идеи технологизации в педагогике считают недопустимой вольностью рассматривать творческий, сугубо интимный, как они считают, воспитательный процесс как технологический. Проблема не только в том, что большинство педагогов еще не отошли от интуитивного решения воспитательных задач, но и в сложности процесса воспитания. В отличие от производственных процессов, которые имеют определенную последовательность операций, в воспитательном процессе качества личности формируются комплексно. Нельзя сформировать личность усилиями разных воспитателей, каждый из которых обладает отдельными технологическими операциями. Личность может создать только личность. Поэтому воспитатель, опираясь на общую технологию, должен вести воспитательный процесс от начала и до конца Конечно, при этом он всегда будет проявлять индивидуальное мастерство.

В современной практике воспитания иногда можно заметить смешение понятий «методика воспитания» и «технология воспитания». В чем же их сходство и различие? Методика воспитания – прикладная отрасль теории воспитания, которая изучает направления, принципы, формы и методы организации воспитательной работы [5].  Методика в традиционном понимании изучает задачи, содержание, планирование, методы и формы конкретной воспитательной работы. Методика учит, рекомендует: есть такие методы и их можно использовать. А технология   определяет:  какие цели можно достичь, как измерить степень их достижения, каков алгоритм их достижения, возможно ли повторить результаты в аналогичных условиях. Таким образом, технология воспитания – направление педагогики, занимающееся проектированием управляемых, воспроизводимых воспитательных процессов.

Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству», концентрированным выражением которого и является технология. Сделаем попытку сравнить воспитательную деятельность членов педагогического коллектива органов внутренних дел, основанную на индивидуальном мастерстве с деятельностью, основанной на технологии (см. табл. 1)[6].

Таблица 1

Сравнительная таблица воспитательной деятельности членов педагогического коллектива

Индивидуальное мастерство Общая технология
1. Процесс выполняется воспитателем от начала до конца. 2. Необходимо знание всей системы, всех тонкостей процесса. 3. Нужно делать все самому. 4. Процесс длительный. 5. В основе интуиция, чувствование, опыт. 6. Результат зависит от педагогических возможностей конкретного воспитателя. 1. Процесс расчленяется на части, каждый воспитатель выполняет свою часть работы. 2. Необходимо знание той части процесса, которую выполняет педагог-воспитатель. 3. Процесс становится коллективным. 4. Процесс намного ускоряется. 5. В основе научный расчет. 6. Результат приобретает форму массового педагогического опыта.

 

Поэтому современная педагогическая теория, подготовленная для реализации технологического подхода в воспитании, признает его целесообразность и рационализм, не соглашаясь с механическим переносом технологии в столь сложную сферу человеческих взаимоотношений как воспитание.

Давая характеристику и сопоставляя сущность методики воспитания технологии воспитания, индивидуального мастерства и технологического процесса, уместно задать следующие вопросы:

Какова роль личности педагога и воспитанника при реализации технологии воспитания?

Есть ли место творчеству, если речь идет о технологическом процессе?

Современная педагогика требует от преподавателя (воспитателя) прежде всего профессиональной компетентности, т.е. владения методическим инструментарием, позволяющим реализовать цели воспитания, при этом технологический подход реализуется в том, что воспитатель способен получать ожидаемый, гарантированный результат. Однако педагогический процесс продолжает оставаться тонким личностным процессом, в котором решающую роль продолжает играть личность самого педагога и воспитателя, человека высоких нравственных устоев, духовных качеств, способного благотворно воздействовать на учеников и воспитанников. Только личность способна воспитать другую личность.

Возможно ли совместить технологию и творчество, если любое отступление от заданных параметров в производстве ведет к нарушении технологии и браку? Конечно, импровизация, нестандартный подход в педагогической практике допустимы и неизбежны. В педагогике нет и не может быть точных технологий. Субъект и объект воспитания – это живые люди со своими особенностями, что требует приспособления участников, коррекции поведения при соблюдении общих принципов, норм и правил, заложенных технологией. Личность воспитателя, также как и воспитанника, является составной частью педагогического процесса, и «человеческий фактор» в социальных процессах, мастерство и личностные качества воспитателя часто имеют решающее значение.

С учетом перечисленных позиций и ряда других точек зрения представляется возможным определить технологию воспитания как научно обоснованную последовательность применения воспитательных средств и методов в соответствии с целями, задачами и принципами воспитания сотрудников, которая творчески конструируется и реализуется педагогическим коллективом органов внутренних дел через призму педагогической культуры его членов, их личностных и профессиональных способностей и особенностей [7]. Иными словами, правомерно вести речь об определенной алгоритмизации процесса воспитания в той его части, где на основе психолого-педагогической диагностики воспитательной ситуации происходят конструирование адекватной комбинации педагогического инструментария и его последовательная реализация.

В основу современных технологий воспитания положены некоторые ведущие идеи, характеризующие их[8]:

▬ переход в современных условиях преобразований, происходящих в обществе и в образовании, от парадигмы воспитания как формирования личности в командно-административной системе отношений к парадигме воспитания как создания условий для самоактуализации личности;

▬ гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса в управлении работой с кадрами, в отношениях руководителей и сотрудников воспитательных аппаратов, педагогического коллектива и сотрудников, в отношениях сотрудников между собой;

▬ возможность ситуации выбора концептуальных идей, педагогических позиций, воспитательных технологий, вариативных педагогических приемов, средств и организационных форм воспитания, технологических решений воспитательных проблем и т. д.;

▬ возможность экспериментальной и опытно-педагогической деятельности руководителей, членов педагогических коллективов, создания авторских концепций и школ обучения и воспитания подчиненных;

▬ коллективный характер педагогических инноваций, богатые возможности для творческой деятельности педагогических коллективов.

Данное определение позволяет выделить некоторые наиболее существенные признаки технологии воспитания:

▬ наличие определенной последовательности воспитательных действий, выстроенной в соответствии с целевыми установками и ориентированной на конкретный результат;

▬ выделение в этой «цепочке» оптимальных методических «мозаик», комбинаций воспитательных приемов и средств;

▬ особая роль педагогического общения в реализации технологии воспитания;

▬ функционирование процедуры педагогического мониторинга эффективности воспитательных воздействий на различных этапах технологической цепочки;

▬ особая роль в реализации технологии педагогического мастерства воспитателя, которое, с одной стороны, является необходимым условием перехода с методического уровня воспитания на технологический, а с другой стороны, служит критерием высокого уровня овладения технологией воспитания, и другие признаки.

Нынешняя практика воспитания сотрудников органов внутренних дел находится в переходной стадии — воспитатели еще не работают по хорошо отлаженной научной технологии, но уже постепенно отходят от замкнутого на индивидуальность интуитивного решения воспитательных задач. Заметна тяга к внедрению апробированных, приносящих пользу технологических находок, стремление к унификации и стандартизации требований.

Обращая внимание на своеобразие сущности и содержания воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел, А.В. Толкачев в своей работе отмечает, что в условиях современной социальной, правовой, экономической, психологической действительности воспитательно-управленческая деятельность все в большей мере становится фактором повышения эффективности работы органов внутренних дел в целом. Современные условия требуют новых подходов к воспитанию сотрудников ОВД. Основными из них являются:

ü повышение психолого-педагогической составляющей в деятельности и подготовке руководителей ОВД;

ü разработка концептуальных и технологических основ воспитания личного состава ОВД в современный период.

Ведущим моментом, как считает автор, здесь становится проецирование личности подчиненного на содержание его основной служебной деятельности, жизнь в целом. То есть, командиру (начальнику), другому должностному лицу необходимо определиться в том, насколько и какие качества личности подчиненного совпадают (не совпадают) с требованиями службы в ОВД, той ролью, что предстоит ему играть в коллективе подразделения. Большое значение имеет и знание того, что хочет подчиненный в жизни, что ждет он от службы в ОВД, чем она для него привлекательна. Насколько установка на службу соотносится с требованиями руководящих документов, интересами коллектива, задачами развития каждого сотрудника. Деятельность руководителей органов внутренних дел, направленная на организацию выполнения подчиненными ему сотрудниками своих профессиональных задач, связана с реализацией большого объема педагогических функций (профессиональная подготовка личного состава, воспитание необходимых профессиональных качеств у сотрудников, забота о службе и быте подчиненных, формирование служебных и внеслужебных отношений в коллективе и др.)[9].

Сложности в создании и реализации технологий воспитания в ОВД объясняются целым рядом особенностей воспитания:

· Воспитание, понимаемое в широком и узком смысле, действует неоднозначно в каждом конкретном случае.

· Воспитание носит целостный характер, его трудно расчленить на составляющие, а значит, трудно создать некий алгоритм действия воспитателя.

· Сотрудник органов внутренних дел в процессе воспитания — и объект воздействия педагога-воспитателя, и субъект многообразной правоохранительной деятельности.

· Воспитание — процесс многофакторный: многие факторы, в том числе и стихийные, вносят свои коррективы в деятельность воспитательных аппаратов органов внутренних дел и деятельность их сотрудников.

· Два из трех компонентов воспитания (воспитатель, воспитанник, процесс) — живые люди, они определенным образом ассимилируют все происходящее, их действия трудно предсказуемы; возможно появление «сопротивления воспитанию», что, в определенной степени, проявляется на практике.

· Воспитание тесно связано с жизнью: логика и позиция субъектов воспитания могут быть противоречивыми в зависимости от личностной и педагогической позиции; противоречия могут происходить и от понимания воспитания либо на уровне профессиональном, связанным с деятельностью органов внутренних дел, либо на житейском уровне, либо на научном.

· Различия в концепциях воспитания у разных членов педагогического коллектива органов внутренних дел, а следовательно, и разные методики обучения и воспитания в подходе к тому или иному сотруднику.

· Цель и задачи воспитания чаще всего связаны с абстрактными категориями: «отношения», «духовность», «любовь», «самоактуализация», что не всегда встречает одобрение и поддержку в деятельности членов педагогического коллектива.

· Теория и методика воспитания не могут быть неэмоциональными, ибо чувственное отношение к сотрудникам — важнейшее качество воспитателя, определяющее успешность воспитания. Нередко его действия основаны на интуиции.

Таким образом, рассмотрев понятие технологии применительно к воспитанию сотрудников органов внутренних дел, можно сделать следующие выводы:

1. технология воспитания – направление педагогики, занимающееся проектированием управляемых, воспроизводимых воспитательных процессов;

2. технология воспитания обладает существенными признаками, главные из которых: определенная последовательность воспитательных действий, нацеленная на результат, выбор оптимальных методов, форм и средств воспитания, анализ результатов;

3. любая технология воспитания остается глубоко личностным и творческим процессом, так как воспитанник и воспитатель обладают своими особенностями, требующими приспособления, коррекции поведения при соблюдении общих принципов, норм и правил, заложенных технологией;

4. специфика создания и реализации технологий воспитания в ОВД объясняется сложностью профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.