О специальном подразделении МВД РК по защите лиц, участвующих в уголовном процессе — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

О специальном подразделении МВД РК по защите лиц, участвующих в уголовном процессе

2019-12-21 188
О специальном подразделении МВД РК по защите лиц, участвующих в уголовном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общие положения

а) Подразделение по защите лиц, участвующих в уголовном процессе, — специализированный (специальный) орган, функционирующий в системе органов внутренних дел, обеспечивающий безопасность лиц, участвующих в уголовном процессе, путем проведения комплекса организационно-технических, оперативно-поисковых, розыскных и иных мероприятий.

б) Правовую основу деятельности подразделения составляют Конституция РК, международные договоры РК, УПК РК, Указ Президента РК, имеющий силу закона, «Об органах внутренних дел РК», нормативно-правовые акты РК, ведомственные приказы и настоящее Положение.

в) Деятельность подразделения строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, приоритета прав и свобод человека, единоначалия, взаимодействия с другими службами МВД РК, правоохранительными органами РК и СНГ, судами, должностными лицами, организациями и гражданами.

Основные задачи подразделения:

- содействие государственным органам в укреплении законности и правопорядка;

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, содействие в быстром и полном раскрытии и расследовании преступлений;

- изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление;

- обеспечение защиты лиц, участвующих в уголовном процессе, их близких родственников и иных лиц от противоправного посягательства в любом виде и форме на их жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество;

- анализ и прогноз криминогенной обстановки, выработка управленческих решений по укреплению законности и правопорядка, разработка и принятие мер оперативного реагирования на преступления, связанные с исполнением обязанностей лиц, участвующих в уголовном процессе;

- оказание методической и практической помощи соответствующим подразделениям территориальных органов внутренних дел, обобщение и распространение положительного опыта по обеспечению безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе, их близких родственников;

- обеспечение руководства, организация работы по реализации разработанных функций отдела и контроль за деятельностью территориальных подразделений по обеспечению безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе;

- организация взаимодействия с правоохранительными органами РК, СНГ, и судами, по обеспечению безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе и близких родственников.

3. Основные функции подразделения:

- выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и документирование противоправного воздействия в любом виде и форме на лиц, участвующих в уголовном процессе, их близких родственников;

- уведомление органа уголовного преследования или суда о выявленных фактах противоправного воздействия (организации воздействия) на лиц, участвующих в уголовном процессе, их близких родственников;

- согласование с органом уголовного преследования или судом процессуальных и иных мер безопасности, их исполнение, в отношении лиц, участвующих в уголовном процессе, их близких;

- исполнение процессуальных и иных мер безопасности, определенных органом уголовного преследования или судом [96, с. 12];

- обеспечение сбора и анализа информации о фактах противоправного воздействия (организации воздействия) на лиц, участвующих в уголовном процессе, их близких родственников и иных лиц, в том числе [97]:

- а) из материалов оперативно-розыскной деятельности, уголовных дел и проверочных материалов;

- б) из письменных либо устных заявлений граждан в орган уголовного преследования, суд, прокуратуру, иные государственные органы;

- в) из сообщений в средствах массовой информации;

- г) из сообщений должностных лиц правоохранительных органов РК, СНГ, суда.

4. Права подразделения:

- организовывать и проводить охранные, режимные, оперативно-ро­зыск­ные и иные мероприятия в соответствии с действующим законодательством;

- использовать на договорной основе служебные помещения организаций, воинских формирований, а также жилые помещения граждан, их транспортные средства, средства связи и иное имущество;

- запрашивать в установленном порядке и получать от государственных органов, воинских формирований, а также граждан и организаций, независимо от формы собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных задач;

- обеспечивать собственную безопасность;

- разрешать сотрудникам подразделения, прошедшим специальную подготовку, хранение, ношение и применение в соответствии с действующим законодательством РК табельного оружия и специальных средств;

- привлекать при необходимости в установленном порядке для участия в обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе, силы и средства МВД РК.

5. Обязанности подразделения:

- защищать права и свободы человека и гражданина от противоправного воздействия в любом виде и форме;

- предупреждать, выявлять и пресекать преступления и административные правонарушения;

- исполнять определения (решения) судов и органа уголовного преследования по обеспечению безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе;

- оказывать помощь гражданам, пострадавшим от противоправных посягательств, происшествий, несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

- возмещать в установленном порядке гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям ущерб, причиненный в связи с использованием в служебных целях их средств связи, транспорта и помещений [98].

6. Структура подразделения.

Подразделение по защите лиц, участвующих в уголовном процессе входит в состав Министерства внутренних дел.

Указанные подразделения (отделы по обеспечению безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе), создаются в МВД РК и при каждом ДП (УВД) области. В своей деятельности подразделения подчиняются министру и первому вице-министру МВД РК, территориальные подразделения — начальникам и первым заместителям начальников ДП (УВД) областей.

Возглавляет подразделение начальник отдела по обеспечению безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе, который организует исполнение подразделением своих задач и функций, координирует деятельность подразделения с органами уголовного преследования и судами, представляет подразделение при осуществлении последним своей деятельности.

Заместитель начальника отдела в отсутствие начальника подразделения исполняет обязанности последнего, лично организует и руководит деятельностью спецчасти подразделения, состоящей из канцелярии подразделения, бухгалтерии подразделения, а также оперативно-техническим отделом подразделения.

В структуру подразделения МВД РК входят:

- начальник отдела;

- заместитель начальника отдела;

- спецчасть:

- работник канцелярии (1 единица);

- работник бухгалтерии (2 единицы);

- контрольно-аналитическое отделение, в которое входят:

- группа контроля (5 единиц);

- группа анализа (2 единицы).

Таким образом в структуру подразделения МВД РК входят 12 единиц.

В структуру подразделения ДП (УВД) областей входят:

- начальник отдела;

- заместитель начальника отдела;

- отделение обеспечения личной и имущественной безопасности (состоящее из начальника отделения, 5 групп по 3 человека в каждом (1 — старший оперуполномоченный, 2 — оперуполномоченных). Задачами отделения являются исполнение определенных органом уголовного преследования или судом мер безопасности в отношении лиц, участвующих в уголовном процессе, их имущества, выявление и пресечение противоправного воздействия (приготовления или покушения на него) на указанных лиц или их имущество;

- спецчасть:

- канцелярия (1 единица) осуществляет: исполнение документооборота входящей и исходящей корреспонденции, кадровый учет личного состава подразделения;

- финансовая часть (1 единица) осуществляет ведение бухгалтерского учета деятельности подразделения;

- оперативно-техническое отделение (состоящее из 5 человек) осуществляет оперативно-техническое сопровождение применения мер безопасности, выявление и пресечение противоправного воздействия (приготовления или покушения на него) на лиц, участвующих в уголовном процессе или их имущество;

- психолог (1 единица) — осуществляющий морально-психологическую работу с лицами, на которых оказывают (намереваются оказать) противоправное воздействие.

Таким образом всего структура отдела ДП (УВД) области состоит из 26 единиц.

7. Финансирование подразделения

Финансирование деятельности подразделения и обязательное государственное страхование осуществляются за счет средств республиканского бюджета Республики Казахстан.

8. Материально-техническое обеспечение подразделения.

Материально-техническое обеспечение подразделения осуществляется Министерством внутренних дел Республики Казахстан согласно утвержденных смет расходов».

Основные выводы по подразделу заключаются в следующем:

1. Законодательная регламентация деятельности по обеспечению мер безопасности предполагает привлечения к этой сфере не только непосредственно органов и уполномоченных должностных лиц, участвующих в процессе, но и представителей исполнительных и иных органов и учреждений, непосредственного отношения к данному производству не имеющие.

2. Одними из основных исполнителей мер безопасности по своей функциональной направленности являются органы внутренних дел, что требует создания специализированных подразделений в пределах органов внутренних дел.

3. Выполнение процессуальных предписаний объективно сопровождается системой организационно-управленческих мер, выходящих за пределы их регламентации в УПК и иных законах. Их исчерпывающее изложение может быть обеспечено на уровне ведомственных приказов МВД РК.

4. Полагаем целесообразным принятие самостоятельного ведомственного «Положение о специальном подразделении МВД РК по защите лиц, участвующих в уголовном процессе», проект которого разработан диссертантом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результат диссертационного исследования рассматриваемой темы позволил сделать следующие выводы.

1. Проблема обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе, реально существует и охватывает как сотрудников правоохранительных и судебных органов, так и других участников уголовного судопроизводства.

2. Факты противоправного воздействия носят латентный характер. Причина латентности воздействия заключается:

- в отсутствии возможности реально обеспечить безопасность участников уголовного судопроизводства правоохранительными органами;

- в недостаточности опыта правоохранительных органов в работе по обеспечению безопасности участников уголовного процесса.

3. В совокупности правовые международные документы представляют собой международно-правовую основу, которые обусловливают разработку в национальном законодательстве мер, обеспечивающих безопасность потерпевших, свидетелей, иных лиц, содействующих правосудию.

4. В широком аспекте проблема защиты прав человека в области юриспруденции является общепризнанной.

5. Нельзя автоматически копировать и переносить способы решения проблем в рассматриваемой области. Необходимо осознать, что Казахстан — это самостоятельное государство, со своей спецификой и менталитетом. Необходимо взять только то, что нам приемлемо и идти по собственному пути разрешения проблем обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.

6. До введения в действие с 1 января 2015 г. уголовно-процессуального Кодекса РК и Закона РК «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе» система и структура правовых гарантий, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства во многом носила декларативный характер. Это было обусловлено отсутствием механизма их реализации.

7. Существенный разрыв между нормами Конституции Республики Казахстан, других основополагающих документов и отраслевым законодательством в сфере защиты прав граждан, растущая социально-правовая незащищенность лиц, участвующих в уголовном процессе, а также необходимость выполнения принятых международно-правовых обязательств требуют реформирования законодательной базы и деятельности правоохранительных органов, с целью реализации принципов защиты прав и свобод лиц, участвующих в уголовном процессе закрепленных в Конституции РК и ряде международно-правовых документов.

8. Необходимо осознать, что проблемы безопасности участников уголовного процесса, недопущение нарушения их прав и свобод также актуальны, как и соблюдение прав лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование.

9. Изложенное автором понимание взаимной ответственности государства и индивида в сфере борьбы с преступностью позволяет говорить о необходимости нормативного закрепления в соответствующем отраслевом законодательстве права человека на обеспечение безопасности и обязанность компетентных субъектов обеспечить ее.

10. Правовое обеспечение безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе, представляет собой многоаспектную систему, состоящую из ряда нормативных актов Республики Казахстан, важнейшим из которых является Конституция РК.

11. Проблема обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства и иных лиц мешает нормальному отправлению правосудия.

12. Для решения рассматриваемого вопроса необходим комплексный подход в виде уголовно-процессуальных и организационных мероприятий.

13. Сопоставительный анализ УПК и Закона РК «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе» выявил значительные пробелы в регламентации статусов уполномоченных лиц и иных участников процесса.

14. Теоретическое обоснование, легшее в основу законодательного постановления перечня субъектов правоотношений, подпадающих под применение мер безопасности участия в процессе, не совпадает с запросами и состоянием судебно-следственной практики. Данное обстоятельство является фактором, обуславливающим недостаточную эффективность законодательной регламентации правового положения лиц, принимающих меры по обеспечению безопасности, а также лиц, нуждающихся в защите.

15. Необходим гибкий, чутко реагирующий на любые изменения в жизни общества, работоспособный механизм, действующий на основе и в соответствии с провозглашенными в Конституции нормами.

С 1991 года, когда в УПК КазССР была введена ст. 30-2 «Обязанность органов дознания, следователя, прокурора и суда принимать меры к обеспечению безопасности участников процесса и иных лиц» по настоящее время, автором проделана определенная работа в рамках настоящего диссертационного исследования.

Диссертантом предложено трактование ряда терминов, используемых при обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе.

Вместе с тем необходимо констатировать, что нельзя останавливаться на достигнутом. Считаем, что в целях достижения позитивных результатов в сфере обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе, необходимо обеспечить:

- дальнейшую теоретическую разработку исследуемой темы;

- подготовку специального пособия по исследуемой теме для научных и практических работников;

- развитие правовой базы и совершенствование структуры специализированных подразделений по обеспечению безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе;

- законодательное решение вопроса о передаче всех конфискованных технических и иных средств на баланс правоохранительных органов;

- разработку международных соглашений и договоров по регламентации указанных отношений между правоохранительными органами;

- разработку ведомственных и нормативных актов по вопросам реализации мер, направленных на обеспечение безопасности участников уголовного процесса;

- введение психологов в штат специализированных подразделений по защите лиц, участвующих в уголовном процессе;

- обеспечение правоохранительных органов современной специальной техникой и средствами защиты;

- создание единого банка данных, относящихся к применению мер безопасности;

- введение в имеющуюся статистическую отчетность правоохранительных органов пунктов, касающихся применения государственной защиты.



Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.