Система и структура правовых гарантий, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Система и структура правовых гарантий, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства

2019-12-21 143
Система и структура правовых гарантий, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Правовое обеспечение безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе, представляет собой многоаспектную систему, состоящую из ряда нормативных актов Республики Казахстан, важнейшим из которых является Конституция РК.

Гарантии обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе, будут декларированы в Конституции страны, о чем подробно излагалось в подразделе 1.1 настоящей работы, находят свою законодательную материализацию в иных законах и отраслевом праве.

Самостоятельное исследование системы и структуры правовых гарантий, обеспечивающих безопасность участников уголовного процесса, представляется необходимым в силу следующих соображений:

-иерархия и взаимозависимость правовых источников, регулирующих правоотношения в исследуемой среде, будучи рассмотренными в подразделе 1.1, дали основания полагать, что давать гарантии и содержать сами гарантии — это не одно и то же. Сложная система законодательных источников предполагает наличие не менее сложной системы правовых гарантий, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства;

-внешнее строение системы гарантий, по всей вероятности, должно совпадать с иерархической системой законодательных источников, регулирующих вопросы, интересующих нас гарантий;

-гарантии, в силу своей разноплановости, могут носить двойственный характер: принадлежать к материальному праву; принадлежать к процессуальному праву;

-в зависимости от отраслевой принадлежности будет варьироваться структура гарантий как с точки зрения их сущностного содержания, так и с точки зрения их внешней формы выражения воли законодателя.

Применительно к теме исследования приобретает актуальность мнение И. В. Ростовщикова, который писал: «Среди юридических гарантий прав и свобод личности необходимо принципиально различать средства (меры) их обеспечения и средства (меры) их защиты» [37, с. 78]. Он раскрывает сущность неразрывной связи прав и свобод гражданина, вопросы их понимания и гарантий осуществления в современных условиях. В субъективном праве ученый усматривает возможность индивида пользоваться определенными благами с учетом признания ряда прав естественными, а само благо должно быть адекватно опосредующему его субъективному праву [37, с. 26]. Еще одно положение, отстаиваемое И. В. Ростовщиковым, представляет для нас теоретико-правовой интерес. Так, им небезосновательно предлагается рассматривать личные права (право на судебную защиту, на возмещение вреда и другое), которые служат своеобразными гарантиями прав и свобод, как процессуально охранительные.

Таким образом, высказанная И. В. Ростовщиковым точка зрения относительно процессуально охранительного характера гарантий, направленных на обеспечение личных прав участников судопроизводства совпадает с вышеприведенными нами выводами о различной отраслевой принадлежности самих гарантий.

Небезынтересна в этом плане точка зрения И. Н. Синякина и В. Н. Синюкова, которые в отклике на работу И. В. Ростовщикова пишут: «В комплексе задать, стоящих сегодня перед обществом, подчеркивается необходимость обеспечить защиту от нарушений прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции РФ, в новом отраслевом законодательстве. К сожалению, многие права и свободы, будучи формально представленными, оказались лишенными должных социально-юридических гарантий. Здесь имеются серьезные проблемы, требующие практического разрешения» [38, с.124]. Представляется, что данное положение также актуально для законодательства Казахстана, хотя, если исходить из перечня источников права, эти вопросы нашли определенное развитие в национальном праве, но говорить об исчерпанности проблем, видимо, нет оснований.

Участники научно-практического семинара «Пенитенциарная реформа и проблемы борьбы с незаконными методами ведения дознаний и следствия в Казахстане», проходившего в г. Алматы 2-3 июля 2015 г., отметили, что в условиях, когда факты нарушения гражданских и общечеловеческих прав в уголовном судопроизводстве, в том числе связанные с применением пыток, имеют достаточно распространенный характер и признаются властями, проблема обеспечения гарантий соблюдения прав и свобод граждан в соответствии с Конвенцией против пыток является крайне актуальной.

Ее изучение показало, что в целях получения любой ценой нужных показаний, органы уголовного преследования идут на различные нарушения закона, сутками держат людей в служебных помещениях, кабинетах. Для этой цели используют также спецприемники, медицинские вытрезвители, граждане оформляются как административно задержанные. При этом активно применяются незаконные меры физического и психологического воздействия на задержанных [39, с. 6].

Таким образом, всесторонний правовой анализ сущности рассматриваемой проблемы исключает односторонний подход, при котором гарантии обеспечения безопасности участников процесса распространяются исключительно на представителей государственных органов, ведущих процесс, и на потерпевших от преступления, но также на тех, в отношении кого осуществляется уголовное преследование. Это означает, что отраслевая принадлежность и структура гарантий также будут различаться от правового положения в процессе лица, нуждающегося в государственной защите. Иными словами, безопасность судьи, прокурора обеспечивается иными гарантиями и средствами, чем безопасность подозреваемого или потерпевшего. Вместе с тем, мы полагаем, что есть ряд гарантий, носящих универсальный характер, о чем будет сказано ниже.

Закон РК «О национальной безопасности Республики Казахстан» содержит специальную норму, закрепляющую гарантии прав и свобод граждан при обеспечении национальной безопасности (ст. 16). Применительно к теме исследования имеют значение следующие гарантии:

- права и свободы человека могут быть ограничены только законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения (п. 2);

- должностные лица, превысившие свои полномочия при обеспечении национальной безопасности, несут уголовную законом ответственность (п. 3);

- гарантируется государственная поддержка граждан и организаций, оказывающих содействия в обеспечении национальной безопасности, в том числе их правовая защита в соответствии с законодательством Республики Казахстан (п. 4).

В качестве средств, обеспечивающих общественную безопасность, данный Закон в ст. 19 закрепляет:

а) укрепление гарантий обеспечение личной безопасности граждан, их прав и свобод (пп. 1 п. 1);

б) усиление борьбы с преступностью (пп. 5 п. 1).

Поскольку в соответствии со ст. 28 Закона РК «О национальной безопасности Республики Казахстан» этот правовой источник служит основой для разработки и принятия иных законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные направления и способы обеспечения национальной безопасности, вполне логично предположить, что ряд положений данного закона, проанализированных выше, нашел свое отражение и развитие в Законе РК «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе». Действительно, анализ данного закона свидетельствует о следующем:

а) фактическим основаниями для принятия мер по защите являются: угрозы убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными опасными противоправными действиями. В этих случаях орган, ведущий процесс обязан принять все предусмотренные законом меры к охране жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества этих лиц (ст. 4). Данные положения корреспондирует со ст. 16 Закона РК «О национальной безопасности Республики Казахстан» в части, связанной с укреплением гарантий обеспечения личной безопасности граждан, их прав и свобод;

б) детально регламентированы меры безопасности (ст. ст. 7-20), что соответствует требованию Закона РК «О национальной безопасности Республики Казахстан», изложенному в ст. 19 о запрете принимать решение и совершать действия, заведомо способные привести к росту преступности и правонарушений, а также о необходимости принимать решения и осуществлять действия со стороны государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, направленные на укрепление гарантий обеспечения личной безопасности граждан, их прав и свобод;

в) установлена ответственность должностных лиц, органов, обеспечивающих безопасность, виновных в непринятии или ненадлежащим осуществлении мер безопасности в отношении защищаемого лица (ст. 28). Это положение своеобразно преломляется в п. 3 ст. 16 Закона РК «О национальной безопасности Республики Казахстан» о том, что должностные лица, превысившие свои полномочия при обеспечении национальной безопасности, несут установленную законом ответственность. Более того, Закон РК «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе» развил это положение путем включения в основания привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие или ненадлежащее осуществление мер безопасности.

В качестве специфических самостоятельных гарантий, обеспечивающих безопасность участников процесса, выступают виды мер безопасности, предусмотренные ст. 7 Закона РК «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе», их детальная регламентация, закрепленная в ст. ст. 8-20 данного Закона. Представляет теоретико-правовой интерес соотношение названных видов мер безопасности с соответствующими предписаниями УПК. Для полноты и наглядности в понимании и уяснении степени соответствия видов мер безопасности, предусмотренных в Законе РК «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе», и тем мерам, которые предусмотрены в УПК, попытаемся отразить это соотношение в виде следующей таблицы (таблица № 1).

 

Таблица № 1

 

Меры безопасности
(соотношение)

 

№ п\п Закон РК «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе» (ст. 7) УПК РК
1 2 3
1 Официальное предостережение лицу, от которого исходит угроза насилия или совершения других запрещенных уголовным законом деяний, о возможном привлечении его к уголовной ответственности (ст. 8) Официальное предостережение лицу, от которого исходит угроза насилия или совершения других запрещенных уголовным законом деяний, о возможном привлечении его к уголовной ответственности (п. 1. ч. 1. ст. 97)
2 Ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице (ст. 9) Ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице (п. 2. ч. 1. ст. 97; ч. 3. ст. 97)
3   Избрание в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения, исключающей возможность применения (организации применения) в отношении участников уголовного процесса насилия или совершения (организации совершения) иных преступных деяний (ст. 10) Избрание в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения, исключающей возможность применения (организации применения) в отношении участников уголовного процесса насилия или совершения (организации совершения) иных преступных деяний (п. 4. ч. 1, ст. 97)
4 Удаление из зала судебного заседания отдельных лиц (ст. 11) Удаление из зала судебного заседания обвиняемого, представителей стороны за­щиты (ч. 3. ст. 98)
5 Проведение закрытого заседания суда (ст. 12) Проведение закрытого заседания суда (ч. 1. ст. 98)
6 Допрос свидетеля судом (ст. 13) Допрос свидетеля судом (ч. ч. 2, 4 ст. 98)
7 Личная охрана, охрана жилища и иного имущества (ст. 14)  
8 Обеспечение оружием, средствами индивидуальной защиты и техническими средствами (ст. 15)  
9 Временное помещение в безопасное место (ст. 16)  
10 Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах (ст. 17)  
11 Переселение на другое местожительства, смена места работы (службы) или учебы, оказание помощи в трудоустройстве (ст. 18)  
12 Замена документов (ст. 19)  
13 Изменение внешности (ст. 20)  
14   Принятие судом и других мер по обеспечению безопасности участников процесса и иных лиц, предусмотренных законом (ч. 5 ст. 98)
15   Порядок обеспечения личной безопасности свидетелей, подозреваемых, обвиняемых и других лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, и их близких определяются законом (ч. 4 ст. 97)

 

Из таблицы видна степень расхождения в регламентации мер безопасности в анализируемых источниках права. Это сопоставление представляет интерес из следующих соображений:

а) система мер безопасности, предусмотренная в Законе РК «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе», значительно шире, глубже и детальнее регламентации, представленной в УПК;

б) в соответствии с ч. 2 ст. 2 УПК в случае противоречия между положениями УПК и иными законами действуют положения УПК;

в) противоречий в прямом понимании между УПК и Законом РК «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе» практически нет. Положения ст. ст. 7-20 последнего дополняют и развивают положения ст. ст. 97, 98 УПК;

г) Закон РК «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе» вступил в силу с 1 января 2001 г. (ст. 31), но его применение представляется проблемным в связи с требованием ч. 1 ст. 1 УПК о том, что «… положения иных законов, регулирующих порядок уголовного судопроизводства, подлежат включению в УПК»;

д) гарантии безопасности, закрепленные в Конституции РК, Законе РК «О национальной безопасности Республики Казахстан», нашли свое обеспечение в УПК и Законе РК «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе».

Для разрешения ряда вопросов, возникающих в связи с применением Закона РК «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе», имеет значение определение отраслевой принадлежности данного источника права. В этих целях полагаем целесообразным рассмотрением следующих аспектов проблемы.

1. Название самого Закона достаточно прозрачно ориентировано на отнесение его к источникам уголовно-процессуального права.

2. В соответствии со ст. 1 Закона под государственной защитой понимается совокупность мер безопасности, правовой и социальной защиты. Двойственность такого понимания заключается в том, что:

-меры безопасности, предусмотренные в анализируемом Законе, относятся к правовым, в данном случае — к процессуальным (ст. 7);

-правовая защита — это совокупность предписаний материального (УК) и процессуального права;

-социальная защита — сфера правоотношений, лежащая за пределами регулирования средствами уголовного и уголовно-процессуального права.

3. К субъектам правоотношений, наделенных правом принимать решения о мерах безопасности, в соответствии со ст. 7 относятся «органы, ведущие уголовный процесс». Прямое толкование данного положения говорит в пользу признания Закона в качестве уголовно-процессуального источника.

Решение поставленных вопросов важно в связи с тем, что отсутствие оснований для применения в судопроизводстве исследуемого Закона означает правовой нонсенс. Более того, лишает всякого смысла исследование структуры и системы гарантий безопасности участников процесса.

Вместе с тем, мы склонны считать, что отнесение Закона РК «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе» к источникам уголовно-процессуального права, включающего в себя не только УПК, но и иные источники, дает нам основание считать, что применение данного Закона в уголовном производстве правомерно, независимо от трактовки ч. 1 ст. 1 УПК.

Таким образом, Конституция РК — основной нормативный акт государства и общества, являющийся источником не только конституционного права, но и всех отраслей национального права.

Спектр отношений, регулируемых нормами Конституции РК, охватывает все сферы жизнедеятельности государства и общества. Разумеется, нормы конституционного права не регулируют указанные сферы всесторонне и во всех их проявлениях. Они регулируют лишь основополагающие, базовые вопросы в указанных сферах. Конкретный механизм реализации конституционных норм предусмотрен в соответствующих нормативных актах РК, регулирующих конкретную сферу общественных отношений.

В соответствии со ст. 75 Конституции РК правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом, посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В статье 2 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 г. [40, с. 4] говорится, что судьи осуществляют принадлежащую им власть от имени Республики Казахстан, независимо от чьей-либо воли, в точном соответствии с Конституцией и законами Республики.

Статья 26 Конституционного закона определяет, что судьи, члены их семей и имущество находятся под защитой государства, соответствующие органы которого обязаны принимать своевременные и исчерпывающие меры к обеспечению безопасности судьи и членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи или членов его семьи поступит соответствующее обращение.

Одним из нормативных актов РК, гарантирующим государственную защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина является Уголовный кодекс РК, вступивший в законную силу с 1 января 2015 г. [41].

Законодатель, в полной мере осознавая социальную и правовую актуальность обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе, в ряде норм УК РК запретил под угрозой наказания какое-либо прямое либо косвенное воздействие на указанную категорию лиц.

Так, в ст. 423 УК РК предусмотрена ответственность за разглашение данных предварительного следствия или дознания без разрешения прокурора, следователя или лица, производящего дознание. Указанная норма направлена на предотвращение «утечки» сведений о лицах, содействующих уголовному судопроизводству, об их показаниях в ходе предварительного следствия или дознания и так далее, которые могут стать известны обвиняемым, подозреваемым или иным лицам, способным оказать противоправное воздействие и помешать установлению объективной истины по делу.

За принуждение свидетеля, потерпевшего к даче ложных показаний, эксперта к даче ложного заключения или переводчика к осуществлению неправильного перевода, а равно принуждение указанных лиц к уклонению от дачи показаний, соединенное с шантажом, угрозой убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением имущества этих лиц или их близких, наступает ответственность по ст. 45 УК РК. Этой же нормой предусмотрена ответственность за подкуп указанных лиц (ч. 1 ст. 415 УК РК), который может выражаться в передаче денег, ценных бумаг, иного имущества, права на имущества, выгод имущественного характера.

Принуждение к даче показаний путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя или лица, производящего дознание, является уголовно наказуемым деянием (ст. 415 УК РК). Таким образом, законодатель гарантирует соблюдение законности, защиты законных прав и интересов граждан от какого-либо воздействия со стороны указанных в диспозиции статьи должностных лиц.

Статья 424 УК РК предусматривает уголовную ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому указанные сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью.

Уголовная ответственность наступает за посягательство на жизнь судьи, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, судебного пристава, судебного исполнителя, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность (ст. 408 УК РК).

В статье 409 УК РК законодатель установил уголовную ответственность за угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования.

Учитывая, что лица, не заинтересованные в принятии по уголовному делу законного и обоснованного процессуального решения, могут воздействовать на участников процесса не только в форме угрозы, законодатель также установил в ст. 411 уголовную ответственность за клевету в отношении судьи, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя.

Одной из форм противодействия правосудию является подкуп или принуждение к даче ложных показаний или уклонению от дачи показаний, ложному заключению либо неправильному переводу. В этой связи в ст. 422 УК РК предусмотрена уголовная ответственность за указанные деяния.

Если лицо, оказывающее противоправное воздействие, не только высказывает угрозу, но и совершает определенные действия, направленные на ее осуществление, то в соответствии с уголовным законодательством может наступить ответственность за приготовление или покушение на совершение этого преступления.

Применение более опасных форм противоправного воздействия на данных участников уголовного судопроизводства (убийство, причинение тяжких и менее тяжких телесных повреждений, изнасилование, похищение человека и тому подобное), в случае, если эти общественно опасные последствия не предусмотрены диспозицией статьи, требует самостоятельной квалификации по соответствующим статьям Уголовного кодекса РК.

Одним из нормативных актов, регламентирующим гарантии безопасности в процессе уголовного судопроизводства, является УПК РК, вступивший в законную силу с 1 января 2015 г.

Статья 15 УПК РК обязывает орган, ведущий уголовный процесс охранять права и свободы граждан, участвующих в уголовном процессе, создавать условия для их осуществления, принимать своевременные меры к удовлетворению законных требований участников процесса.

Однако до настоящего времени законодателем не установлено, в чем именно должно выражаться создание указанных условий.

Эта же норма предусматривает, что при наличии достаточных оснований на то, что потерпевшему, свидетелю или иным лицам, участвующим в уголовном процессе, а также членам их семей или иным близким родственникам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными опасными противоправными действиями, орган, ведущий уголовный процесс, обязан в пределах своей компетенции принять предусмотренные законом меры к охране жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества этих лиц.

Указанная норма УПК РК возлагает обязанность принятия предусмотренных законом мер при наличии достаточных оснований, однако действующим законодательством такая процедура также не регламентирована.

Статья 29 УПК РК предусматривает проведение закрытого судебного разбирательства в случаях, когда этого требуют интересы безопасности потерпевшего, свидетеля или других участвующих в деле лиц, а также членов их семей или близких родственников.

Согласно ст. 53 УПК РК орган уголовного преследования вправе предупреждать защитника, свидетелей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, эксперта, специалиста, переводчика, понятых и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения без его разрешения имеющихся в деле сведений. От указанных лиц отбирается подписка с предупреждением об ответственности.

Статья 84 УПК РК среди задач судебного пристава устанавливает также осуществление последним в судах охрану судей, свидетелей и других участников процесса, ограждение их от постороннего воздействия.

В статье 199 УПК РК прямо указано, что при наличии оснований полагать, что необходимо обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля и их близких, следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют указанные лица, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь обязан вынести постановление, в котором излагаются причины принятого решения о сохранении в тайне данных о личности, указывается псевдоним и приводится образец подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий с его участием. Постановление помещается в опечатанный конверт, с содержимым которого, кроме следователя, могут ознакомиться прокурор и суд.

Глава 12 УПК РК, состоящая из четырех статей, определяет конкретные меры безопасности в отношении судей, прокуроров, следователей, дознавателей, защитников, экспертов, специалистов, судебных приставов, потерпевших, обвиняемых, свидетелей, других лиц, участвующих в уголовном процессе, а также членов их семей и близких родственников.

Статья 95 УПК РК устанавливает и гарантирует государственную защиту судьи, прокурора, следователя, дознавателя, защитника, эксперта, специалиста, судебного пристава, членов их семей и близких родственников. За исключением защитника и специалиста, вышеуказанные лица относятся к представителям власти и должны осуществлять свою профессиональную деятельность по выполнению задач, предусмотренных Конституцией РК и ст. 8 УПК РК.

Обеспечение безопасности лиц, указанных в статье, осуществляется в соответствии с положениями главы 12 УПК РК, иными нормативными актами, регламентирующими применение мер безопасности.

Таким образом, законодатель дифференцировал общественную опасность какого-либо воздействия на вышеуказанных лиц.

Статья 96 УПК РК обязывает органы уголовного преследования принять меры безопасности по расследуемому уголовному делу в отношении потерпевшего, свидетеля, обвиняемого, других лиц, участвующих в уголовном процессе. Нередко, уже в период доследственной проверки становится очевидно, что на участников процесса, их близких может быть оказано противоправное воздействие. В связи с этим меры безопасности должны планироваться заранее. Решение о принятии мер безопасности должно приниматься на основании имеющейся оперативной и иной информации, оформленной в установленном законом порядке. В зависимости от категории и обстоятельств уголовного дела необходимо определить на кого может быть оказано воздействие, в зависимости от чего планировать проведение следственных и иных действий.

Заявление о принятии мер, направленных на обеспечение безопасности, может быть письменным или устным. Письменное заявление адресуется следователю или руководителю следственно-оперативной группы с указанием анкетных данных заявителя. В тексте заявления указываются следующие данные: в отношении кого необходимо принять меры безопасности и мотивы необходимости в их принятии. После подписи заявителя указывается должность и фамилия должностного лица, принявшего заявление, точное время и дата его принятия. Устное заявление оформляется протоколом устного заявления о принятии мер, обеспечивающих безопасность. Составляет указанный протокол должностное лицо, принявшее заявление.

Оформление заявлений производится согласно требованиям ст. 181 УПК РК.

Оформление принятия мер безопасности органом уголовного преследования по собственной инициативе производится рапортом. В рапорте указываются анкетные данные лица, в отношении которого необходимо принять меры безопасности, и по какому уголовному делу (материалу), основания принятия таковых мер (оперативная информация, анонимный звонок, устная информация участника процесса и другое).

Не рекомендуется регистрировать указанные документы в связи с возможным умышленным или неумышленным разглашением содержащейся в них информации.

Следователь, рассмотрев поступившее ему заявление (рапорт) и руководствуясь ст. ст. 95 и 198 УПК РК в двадцати четырех часовой срок, принимает одно из следующих процессуальных решений:

а) выносит постановление о принятии конкретных мер по обеспечению безопасности, в описательной части которого указываются обстоятельства дела, имеющиеся основания для принятия мер безопасности в отношении кого-либо, какие именно меры безопасности необходимо принять. Резолютивная часть постановления содержит решение о принятии мер безопасности и в чем именно они должны выразиться, какому органу (подразделению) поручается осуществление мер безопасности, разъяснение прав и ограничений лицу, в отношении которого применяются меры безопасности;

б) выносит постановление об отказе в принятии мер по обеспечению безопасности, в описательной части которого указываются обстоятельства дела и причины отказа. Резолютивная часть постановления содержит решение об отказе в применении мер безопасности и разъяснение прав заявителю на обжалование процессуального решения в суд или прокурору.

О принятом процессуальном решении незамедлительно уведомляется лицо, в отношении которого оно принято, о чем делается соответствующая отметка в постановлении либо вручается его копия.

Не рекомендуется отправлять копию постановления о применении мер безопасности почтой в связи с возможной утечкой информации и длительностью доставки. Постановление передается инициатором исполнителю немедленно.

О принятом процессуальном решении незамедлительно уведомляется орган (подразделение), которому поручается осуществление мер безопасности, согласовывается порядок применения мер безопасности, организация участия в следственных действиях лица, в отношении которого осуществляются меры безопасности.

В случае повторного ходатайства заинтересованного лица о применении мер безопасности при возникновении обстоятельств, не нашедших отражения в ранее поданном заявлении, рапорте должностного лица, следователь обязан в установленный законом двадцатичетырехчасовой срок рассмотреть его и принять одно из вышеуказанных процессуальных решений..

Постановление о принятии мер безопасности необходимо хранить в служебном сейфе следователя отдельно от материалов уголовного дела.

В соответствии со ст. 97 УПК РК в качестве процессуальных мер безопасности свидетелей, подозреваемых, обвиняемых и других лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников применяются:

- вынесение органом, ведущим уголовный процесс, официального предостережения лицу, от которого уходит угроза насилия или других запрещенных уголовным законом деяний, о возможном привлечении его к уголовной ответственности;

- ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице;

- обеспечение его личной безопасности;

- избрание в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения, исключающей возможность применения (организации применения) в отношении участников уголовного процесса насилия или совершения (организации совершения) иных преступных деяний.

Предостережение, вынесенное органом, ведущим уголовный процесс, объявляется лицу под расписку.

Ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице состоит в изъятии из материалов уголовного дела сведений об анкетных данных лица и хранении их отдельно от основного производства, использовании этим лицом псевдонима. Такие материалы могут быть доступны только органу, ведущему уголовный процесс. Другие участники процесса могут знакомиться с ними лишь с разрешения органа, ведущего уголовный процесс, при даче подписки о неразглашении указанных сведений. Процессуальные действия с участием защищаемого лица в необходимых случаях могут производиться в условиях, исключающих его узнавание.

Порядок обеспечения государственной защиты свидетелей, подозреваемых, обвиняемых и других лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, а также их близких определяется законодательством РК.

Независимо от принятия мер безопасности, орган уголовного преследования обязан при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело в связи с обнаружившейся угрозой совершения запрещенного уголовным законом деянии в отношении потерпевшего, свидетеля, обвиняемого, другого лица, участвующего в уголовном судопроизводстве.

Меры безопасности отменяются мотивированным постановлением органа, ведущего уголовный процесс, когда отпадает необходимость в их применении. Защищаемое лицо должно быть незамедлительно уведомлено об отмене мер его безопасности или раскрытии данных о нем лицам, участвующим в производстве по делу.

Вынесению предостережения предшествует получение соответствующих сведений о том, что имеют место угрозы насилием, совершением иных противоправных действий (поджогом, уничтожением имущества и других), подготавливается воздействие на участников процесса и иных лиц.

Сведения могут быть получены как в ходе следствия, так и оперативным путем. В первом случае следователь принимает письменное или устное заявление, оформляемое протоколом. Во втором случае оперуполномоченным на имя следователя пишется рапорт, где указываются основания и конкретные лица, в отношении которых необходимо применить меры безопасности и вынести предостережение. После этого орган, ведущий уголовный процесс, в лице следователя, дознавателя и так далее, руководствуясь ст. ст. 97 и 198 УПК РК выносит постановление о вынесении предостережения.

В описательной части постановления дается краткая фабула дела, статус лица, которому угрожают, источник сведений (заявление, рапорт), сведения о лице, от которого исходит угроза противоправных действий. В резолютивной части постановления указывается лицо, в отношении которого выносится предостережение, а также указывается, что последний, в случае оказания на защищаемое лицо противоправного воздействия в любом виде и форме, будет привлечен к уголовной ответственности по ст. 422 УК РК другим статьям УК РК в зависимости от квалифицирующих признаков противоправного деяния.

О принятом решении уведомляются заинтересованные лица.

Копия постановления направляется надзирающему прокурору и под роспись объявляется лицу, в отношении которого оно вынесено. Рассмотренная мера безопасности является профилактической и должна применяться незамедлительно (при наличии достаточных данных полагать, что на участника процесса или иное лицо может быть оказано противоправное воздействие).

Достаточность данных при принятии решения об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе, определяется по внутреннему убеждению сотрудников органа, ведущего уголовный процесс, на основе информации, полученной в ходе расследования и оперативным путем.

Вопрос об ограничении доступа к сведениям о защищаемом лице может возникнуть как до проведения следственных действий, когда орган, ведущий уголовный процесс, может предположить необходимость рассматриваемого действия, так и после их проведения.

В случае принятия такого решения, орган, ведущий уголовный процесс, выносит «постановление об ограничении сведений о защищаемом лице». В описательной части постановления указываются причины, по которым необходимо ограничить доступ к сведениям о защищаемом лице. В резолютивной части постановления может указываться на ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице:

а) путем невнесения о нем сведений;

б) штрихования его анкетных данных в процессуальных и иных документах;

в) присвоения псевдонима при проведении следственных действий с его участием.

Анкетные данные защищаемого в виде отдельной справки в единственном экземпляре хранятся отдельно от материалов уголовного дела в служебном сейфе сотрудника, осуществляющего уголовное преследование.

Защищаемое лицо для участия в главном судебном разбирательстве или следственных д


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.