Совершенствование ведомственной регламентации деятельности правоохранительных органов по обеспечению безопасности участников уголовного процесса — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Совершенствование ведомственной регламентации деятельности правоохранительных органов по обеспечению безопасности участников уголовного процесса

2019-12-21 159
Совершенствование ведомственной регламентации деятельности правоохранительных органов по обеспечению безопасности участников уголовного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В рамках настоящего исследования автором разработана «Программа обеспечения безопасности защищаемых лиц», предусматривающая широкий спектр мер государственной защиты, применимых в современных условиях. Кроме того, в целях наиболее эффективного и рационального планирования и обеспечения государственной защиты лиц, участвующих в уголовном процессе, необходимо разработать целый ряд как ведомственных, так и межведомственных актов, в том числе «закрытых», регулирующих механизм применения конкретных мер безопасности, порядок взаимодействия государственных органов и отдельных должностных лиц в указанной сфере, иные аспекты деятельности государственных органов [80, с. 46].

Детализируя вышеизложенное, автор приходит к выводу, что в указанных ведомственных актах должны быть рассмотрены и детально регламентированы нижеприведенные формы, способы и методы планирования и осуществления государственной защиты лиц, участвующих в уголовном процессе[83, с. 44; 84].

1. Определены возможные направления воздействия на защищаемое лицо:

- от кого именно может исходить угроза осуществления противоправного воздействия;

- на кого именно указанное воздействие может быть направлено;

- в какой форме воздействие может быть оказано.

Получена (в том числе негласными методами) и зафиксирована следующая информация:

а) о защищаемом лице и его близких родственниках:

-точные анкетные данные;

-описание внешности (фотография), образцы почерка, подписи, голоса, отпечатки пальцев;

-данные о физическом (группа крови, физические недостатки, непереносимость медицинских препаратов, перенесенные заболевания) и психическом состоянии (наличие психиатрических заболеваний и склонность к ним, общее состояние психики);

-данные о психологическом состоянии (наличие стресса, склонность к нему, психологическая устойчивость);

-личные качества (общительность, наблюдательность, память, мнительность, склонность к меланхолии, пугливость, подверженность панике, пристрастие к табаку, алкоголю, наркотическим и токсикологическим средствам, азартным играм, нахождение в сексуальной, материальной и тому подобной зависимости от кого-либо) и увлечения;

-семейное состояние и отношения в семье;

-физическая подготовленность, в том числе наличие навыков самообороны;

-использование частной охраны;

-место прописки, место фактического пребывания;

-распорядок дня;

-круг общения (близкие друзья);

-необходимые для посещения объекты, встречи в течении дня, месяца, всего периода защиты;

-месте проживания, работы;

-изолированность помещения (отдельный жилой дом, квартира в многоквартирном доме, квартира в доме гостиничного типа, комната в коммунальной квартире, комната в общежитии, гостиничный номер);

-возможность проникновения в помещение (наличие нескольких входов, этаж, открытые чердачные помещения, общие с другими подъездами, домами подвальные помещения и тому подобное);

-защищенность помещения (наличие домофона, охраны в подъезде, исправность запорных замков входной двери, поверхность входной двери, наличие двойной (металлической двери), наличие решеток на окнах);

-наличие средств сигнализации и связи (радиосвязь, телефонная связь, наличие блокиратора, исправность аппаратов и проводки, защищенность проводки);

-наличие в помещении ценных вещей и денежных средств;

-анкетные данные и характеристика лиц, имеющих доступ в помещение, часто бывающих в нем (в том числе в последнее время);

б) имеющихся ценностях:

- точное описание, документы, фотографии;

- время приобретения, стоимость, процент износа, повреждения;

- владельцы, лица, имеющие доступ к имуществу;

- лица, проявляющие интерес к имуществу.

1. Способы, формы и методы обеспечения неразглашения сведений:

- об используемых силах, средствах, способах, формах и методах государственной защиты лиц, участвующих в уголовном процессе;

- о защищаемом лице;

- об обстоятельствах его защиты;

- о лицах, применяющих меры государственной защиты лиц, участвующих в уголовном процессе.

2. Обучение защищаемого лица мерам безопасности:

- обращению со специальными средствами, средствами связи и сигнализации, оружием;

- приемам самозащиты без оружия; приемам обнаружения потенциально опасных, непонятных, немотивированных действий окружающих, в том числе в стандартных ситуациях (в общественном месте, на улице, в транспортном средстве, по месту работы, по месту жительства).

3. Обеспечение охраны места жительства (круглосуточной, ночной, по выходным и праздничным дням), места работы (во время пребывания там защищаемого).

4. Предоставление служебного помещения, квартиры, гостиницы для временного проживания защищаемого лица.

5. Оборудование жилища защищаемого лица сигнализацией, средствами связи (радио-, сотовой или проводной телефонной), выдача оружия (газового, огнестрельного).

6. Использование помещений, закрытых для доступа посторонних лиц.

7. Осуществление физической охраны и сопровождения защищаемого лица (постоянно, в ночное время, при перемещении по населенному пункту, к автомобилю, к автостоянке, в подъезде, в лифте).

8. Обучение защищаемого лица основам поведения при его противоправном захвате.

9. Замена номерных знаков или автомобиля защищаемого лица.

10. Обеспечение сохранности материальных ценностей, в том числе:

- установка охранной сигнализации;

- парковка автотранспорта защищаемого лица на охраняемую стоянку, помещение иного имущества в государственные хранилища, опечатывание квартиры защищаемого лица в случае проживания его в другом месте.

11. Определение первоначальных и последующих действий защищающего органа в случае незаконного воздействия на защищаемое лицо:

- действия, направленные на пресечение незаконного воздействия;

- информирование о факте незаконного воздействия защищающего органа;

- вызов следственно-оперативной группы;

- принятие мер по обеспечению сохранности и фиксации следов незаконного воздействия;

- фиксация данных о всех очевидцах и потерпевших (анкетные данные, адреса мест жительства);

- получение (по возможности) объяснений от очевидцев;

- получение от очевидцев и пострадавших сведений о нападавших (с под­робным описанием внешности), обстоятельствах преступления (пра­вонарушения);

- оказание защищаемому лицу психологической помощи (консультации психотерапевта).

- поиск источника утечки информации [83, с. 34; 84].

12. Разработка предписаний и рекомендаций относительно поведения защищаемого лица, в случае оказания (попытки оказания) на него противоправного воздействия.

Приказом МВД РК № 236 от 27 апреля 2000 г. в структуре ДКП МВД РК создано подразделение по защите участников уголовного процесса, предусмотрено создание указанных подразделений в структурах СКП ГУВД, УВД областей, УВДТ. Из ГУВД, УВД областей, УВДТ и региональных управлений ГУБОП ДКП затребованы предложения по организации деятельности указанных подразделений.

Анализ поступивших предложений позволяет сделать следующие выводы.

За исключением УВД ЮКО, все подразделения МВД РК отмечают:

- необходимость и целесообразность создания специальных подразделений по защите лиц, участвующих в уголовном процессе (от 10 до 30 единиц по штату);

- потребность в соответствующем материально-техническом обеспечении подразделений.

Имеет место полярность мнений о месте и структуре специального подразделения в системе МВД РК 10 ГУВД (УВД) считают необходимым включить указанные подразделения в СКП; 2 ГУВД (УВД) предлагают создать их в составе взвода специального назначения; 1 ГУВД — самостоятельную структурную единицу на местах; 1 ГУВД предлагает создать подразделение в составе Следственной службы на местах. Это свидетельствует:

а) о неизученности указанного вопроса в территориальных органах внутренних дел МВД РК;

б) о крайне редком применении мер безопасности, предусмотренных Главой 12 УПК РК;

в) о небольшом опыте взаимодействия следственных и оперативных работников по обеспечению безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе.

Вместе с тем ДКП и СД МВД РК проанализированы вопросы и проблемы принятия и исполнения мер государственной защиты лиц, участвующих в уголовном процессе.

Изучение настоящей проблемы, в том числе путем анкетирования в 5 регионах РК 273 сотрудников уголовного розыска, следователей, судей, адвокатов и других в период с 2014 по 2017 гг. показало, что:

- все категории респондентов испытали противоправное воздействие, в связи с исполнением своих процессуальных обязанностей, однако случаев применения мер безопасности крайне мало;

- среди участников уголовного судопроизводства чаще всего противоправному воздействию подвергаются:

- потерпевшие (50,4 %);

- свидетели (37 %);

- следователи (27,7 %);

- сотрудники УР (18,8 %);

- сотрудники БЭП (16 %);

- близкие родственники (13,3 %).

Основная масса респондентов (40,4 %) полагает, что чаще всего воздействие оказывается при расследовании (судебном разбирательстве) следующих категорий дел:

-в отношении членов организованных преступных групп (БЭП — 44 %, УР — 61 %);

-в отношении лиц, имеющих родственные и дружеские связи среди должностных лиц государственных органов (следователи — 55 %, суд — 33 %).

Чаще всего противоправное воздействие оказывается в следующих формах:

- подкуп в любом виде и форме (53,6 %);

- психологическое воздействие (47,3 %);

- создание нетерпимой обстановки на работе (23,5 %);

- шантаж (16,4 %);

- физическое воздействие (9,3 %);

- нанесение материального ущерба в любой форме (4 %).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время проблема обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе, приобрела актуальность, оставаясь вместе с тем латентной [85].

Анализируя действующее законодательство РК, считаем, что деятельность подразделения по обеспечению безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе, должна строиться с учетом необходимости тесного взаимодействия с органом, в производстве которого находится уголовное дело, судом его рассматривающим. Это связано с тем, что согласно положений ст. 96 УПК РК, постановление о применении мер безопасности выносит орган, ведущий уголовный процесс по делу, суд, рассматривающий дело.

Исходя из имеющихся доказательств факта противоправного воздействия (организации воздействия), учитывая форму и общественную опасность указанного воздействия, органом, ведущим уголовный процесс, должно самостоятельно приниматься решение о применении в отношении защищаемых лиц конкретной меры безопасности [86; 87; 88, с. 101].

Исполняя указанное процессуальное решение, сотрудники специального подразделения должны самостоятельно выбирать способ и тактику исполнения меры безопасности, силы и средства, задействованные для осуществления безопасности защищаемого лица.

Считаем необходимым отметить, что критерием деятельности подразделений должны быть:

- защита законных прав и интересов защищаемого лица;

- принятие обоснованного процессуального решения по делам, где принимаются меры обеспечения безопасности;

- осуществление оперативного контроля за лицами, могущими оказать противоправное воздействие на лиц, участвующих в уголовном процессе.

Проведенное автором исследование и анализ действующего права РК позволили разработать проект «Положения о специальном подразделении по защите лиц, участвующих в уголовном процессе».

С учетом специфики деятельности правоохранительных органов Казахстана автор считает наиболее целесообразным создание указанных подразделений в системе Министерства внутренних дел РК, так как согласно ст. 192 УПК РК именно в производстве указанного государственного органа находится основная масса уголовных дел, в ходе расследования по которым оказывается (организовывается) противоправное воздействие.

По мнению диссертанта, исходя из специфики функционирования указанного подразделения, его основными задачами должны быть:

- содействие государственным органам в укреплении законности и правопорядка [89, с. 209; 90, с. 65];

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, содействие быстрому и полному раскрытию и расследованию преступлений;

- изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление [91, с. 224];

- обеспечение защиты лиц, участвующих в уголовном процессе, их близких родственников и иных лиц от противоправного посягательства в любом виде и форме на их жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество;

- анализ и прогноз криминогенной обстановки, выработка управленческих решений по укреплению законности и правопорядка, разработка и принятие мер оперативного реагирования на преступления, связанные с исполнением обязанностей лиц, участвующих в уголовном процессе;

- оказание методической и практической помощи соответствующим подразделениям территориальных органов внутренних дел, обобщение и распространение положительного опыта по обеспечению безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе, их близких родственников [92, с. 71];

- обеспечение руководства, организация работы по реализации разработанных функций отдела и контроль за деятельностью территориальных подразделений по обеспечению безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе;

- организация взаимодействия с другими правоохранительными органами и судами РК и СНГ, по обеспечению безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе, близких родственников [93, с. 406].

Кроме того, определены следующие функции подразделения:

- выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и документирование противоправного воздействия в любом виде и форме на лиц, участвующих в уголовном процессе, их близких родственников;

- уведомление органа уголовного преследования или суда о выявленных фактах противоправного воздействия (организации воздействия) на лиц, участвующих в уголовном процессе, их близких родственников [94, с. 56 ];

- согласование с органом уголовного преследования или судом процессуальных и иных мер безопасности в отношении лиц, участвующих в уголовном процессе, их близких;

- исполнение процессуальных и иных мер безопасности, определенных органом уголовного преследования или судом;

- обеспечение сбора и анализа информации о фактах противоправного воздействия (организации воздействия) на лиц, участвующих в уголовном процессе, их близких родственников и иных лиц, в том числе:

а) из материалов оперативно–розыскной деятельности, уголовных дел и проверочных материалов;

б) из письменных или устных заявлений граждан в орган уголовного преследования, суд, прокуратуру, иные государственные органы;

в) из сообщений в средствах массовой информации;

г) из сообщений должностных лиц правоохранительных органов и судов РК и СНГ.

С учетом того, что Законом РК «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе» не регламентированы права сотрудников, обеспечивающих безопасность лиц, участвующих в уголовном процессе, автор пред­лагает следующий перечень прав последних:

- организовывать и проводить охранные, режимные, оперативно-ро­зыск­ные и иные мероприятия в соответствии с действующим законодательством;

- использовать на договорной основе служебные помещения организаций, воинских формирований, а также жилые помещения граждан, их транспортные средства, средства связи и иное имущество;

- запрашивать в установленном порядке и получать от государственных органов, воинских формирований, а также граждан и организаций независимо от формы собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных задач;

- обеспечивать собственную безопасность;

- разрешать сотрудникам подразделения, прошедшим специальную подготовку, хранение, ношение и применение в соответствии с действующим законодательством РК табельного оружия и специальных средств;

- привлекать при необходимости в установленном порядке для участия в обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе, силы и средства МВД РК.

Кроме того, автором предложены следующие обязанности органа, обеспечивающего безопасность лиц, участвующих в уголовном процессе:

- защищать права и свободы человека и гражданина от противоправного воздействия в любом виде и форме[95, с. 26];

- предупреждать, выявлять и пресекать преступления и административные правонарушения;

- исполнять определения (решения) судов и органа уголовного преследования по обеспечению безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе;

- оказывать помощь гражданам, пострадавшим от противоправных посягательств, происшествий, несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

- возмещать в установленном порядке гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям ущерб, причиненный в связи с использованием в служебных целях их средств связи, транспорта и помещений.

Исходя из вышеизложенного подразделение по защите лиц, участвующих в уголовном процессе, должно входить в состав Министерства внутренних дел.

Отделы по обеспечению безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе, создаются в МВД РК и при каждом ДП (УВД) области. В своей деятельности подразделения подчиняются министру и первому вице-министру МВД РК, территориальные подразделения — начальникам и первым заместителям начальников ДП (УВД) областей.

Возглавляет подразделение начальник отдела по обеспечению безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе, который организует исполнение подразделением своих задач и функций, координирует деятельность подразделения с органами уголовного преследования и судами, представляет подразделение при осуществлении последним своей деятельности.

Заместитель начальника отдела в отсутствие начальника подразделения исполняет обязанности последнего, лично организует и руководит деятельностью спец. части подразделения, состоящей из канцелярии и бухгалтерии подразделения, а также оперативно-техническим отделом подразделения.

В структуру указанного подразделения МВД РК входят:

- начальник отдела;

- заместитель начальника отдела;

- спецчасть, состоящая из:

- работник канцелярии (1 единица);

- работник бухгалтерии (2 единицы);

- контрольно-аналитическое отделение, в которое входят:

- группа контроля (5 единиц);

- группа анализа (2 единицы).

Таким образом, в структуру подразделения входят 12 единиц.

В структуру подразделения ДП (УВД) областей входят:

1) начальник отдела;

2) заместитель начальника отдела;

3) отделение обеспечения личной и имущественной безопасности (начальник отделения, 5 групп из 3 человек (1 — старший оперуполномоченный, 2 — оперуполномоченных) для исполнения определенных органом уголовного преследования или судом мер безопасности в отношении лиц, участвующих в уголовном процессе, охраны их имущества, выявления и пресечения противоправного воздействия (приготовления или покушения на него);

4) спецчасть:

- работник канцелярии (1 единица) осуществляет исполнение документооборота входящей и исходящей корреспонденции, кадровый учет личного состава подразделения;

- финансист (1 единица) осуществляет ведение бухгалтерского учета деятельности подразделения;

5)оперативно-техническое отделение (5 человек) осуществляет оперативно-техническое сопровождение применения мер безопасности, выявление и пресечение противоправного воздействия (приготовления или покушения на него) на лиц, участвующих в уголовном процессе или их имущество;

6) психолог (1 единица) — осуществляет морально-психологическую работу с лицами, на которых оказывают (намереваются оказать) противоправное воздействие.

Таким образом, по нашему мнению, структура отдела ДП (УВД) области должна состоять из 26 единиц.

Изложенное является основанием для предложения проекта ведомственного регулирования правового статуса специального подразделения МВД РК, созданного в целях обеспечения безопасности участников процесса. В качестве такого ведомственного источника нами разработан проект Приказа МВД РК в следующей редакции:

«ПОЛОЖЕНИЕ


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.