Определение способностей. Виды способностей. Общие способности. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Определение способностей. Виды способностей. Общие способности.

2019-12-21 121
Определение способностей. Виды способностей. Общие способности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гальтон – основоположник эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности и таланта. Способности наследуются. Наследственность: 1) Генетическая 2) Социальная – важна семья, где воспитывается человек

Определения: способности (С.Л. Рубинштейн) – это сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются лишь в процессе деятельности, организованной определенным образом

3 признака способностей, лежащих в основе определения Б.М. Теплова:

1) Способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.

3) Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

Способности по Теплову – потенциал. Они отличают одного человека от другого; от них зависит успешность выполнения деятельности. Способности несводимы к навыкам, умениям, знаниям.

Способности и задатки: каждый рождается с задатками, но не факт, что они разовьются в способности. Склонности: ребенок обычно выбирает дело, которое у него хорошо получается

К. К. Платонов: Способности – это любые свойства психики, в той или иной мере определяющие успех в конкретной деятельности.

Способности (В.Д. Шадриков) - это свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций.

Виды способностей:

По видам деятельности: Общие – это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности (обучаемость, внимательность, речь, работоспособность). Специальные – это способности к определенным видам деятельности (музыкальные, лингвистические, математические).

С точки зрения развития: Потенциальные — это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Актуальные – это возможности развития индивида в определённых социальных условиях, в которых могут быть реализованы или не реализованы потенции.

В.Н. Дружинин: Включая в структуру общих способностей интеллект, креативность и обучаемость, он основывался на трехкомпонентной модели когнитивного процесса. Способность, ответственная за приобретение знаний – обучаемость. Продуктивность применения знаний определяется общим интеллектом. Преобразование и сохранение связано с креативностью.

 

 

Уровни способностей: 1) Репродуктивный (чтобы что-то делать хорошо, нужно выполнять действия только по определенной схеме, не отходя от нее); 2) Продуктивный (выбрать свой индивидуальный способ)

Одаренность – феномен детский. Одаренность = способность выше среднего + креативность +вовлеченность в задачу (Дж. Рензулли)

Креативность – способность создать что-то новое

Гилфорд: Креативность – дивергентное мышление (расходящееся) – в одном задании можно получить множество правильных ответов

Торранс: Креативность = беглость (количество ответов), оригинальность (насколько ответы необычны по сравнению с другими людьми), тщательность (насколько глубокомысленно проработан ответ), гибкость (переключение с одной гипотезы на другую)

Эволюционный подход к объяснению эмоциональной экспрессии (Ч.Дарвин). Исследования эмоциональной экспрессии (П.Экман)

Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Суть его представлений состоит в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВЫРАЖЕНИЯ

I. Принцип полезных ассоциированных привычек. Полезные, то есть удовлетворяющие определенные потребности, действия могут воспроизводиться по привычке или ассоциации при сходном возбуждении. Пример: Люди всех рас нахмуриваются всякий раз, когда испытывают какое бы то ни было умственное затруднение.

II. Принцип антитезы. Некоторые выразительные движения могли возникнуть по контрасту, выражая противоположные чувства. Пример: Приближаясь к чужой собаке или к незнакомому человеку во враждебном настроении, собака выпрямляется во весь рост и держится очень напряженно. Когда она видит хозяина, она наоборот расслабляет тело, прижимаясь к земле. Второе движение является полной противоположностью движениям собаки, готовящейся напасть на врага.

III. Принцип прямого действия нервной системы. Предполагается прямое действие нервной системы на выражение эмоций. Пример: Порыв радости или чувство живого удовольствия сопровождаются сильным стремлением к различным бесцельным движениям. Радость ускоряет кровообращение, которое возбуждает мозг, а он в свою очередь оказывает действие на все тело.

П.Экман: человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики: все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15— 18-й недели внутриутробного развития, а изменения «выражения лица» у эмбриона можно наблюдать уже с 20-й недели.

Существует и так называемая конвенциальная мимика как общепринятый в данной культуре способ выражения эмоций. У каждого человека есть некоторый характерный только для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в самых различных ситуациях. 7 основных лицевых выражений - конфигураций мимики, выражающих семь эмоций: счастье, удивление, страх, страдание, гнев, отвращение и интерес.

Было показано, что все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций.

Для распознавания и измерения лицевой экспрессии используют два основных метода:

1. идентификацию одной из основных эмоций по выражению лица человека

2. регистрацию электрической активности мышц лица, по паттерну которых судят о той или другой эмоции. =>

1) Техника идентификации эмоций: РАСТ имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из 6 эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости—в статической форме. Фотоэталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями для трех уровней лица: для бровей— лба; глаз—век и нижней части лица. При пользовании ее испытуемый ищет сходство эмоции с одним из фотоэталонов.

2) «Система кодирования активности лицевых мышц». Метод основан на детальном изучении анатомии лицевых мышц. В системе выделена 41 двигательная единица, из которых составлено 24 паттерна реакций отдельных мышц лица и 20 паттернов, отражающих работу групп мышц, например, вовлеченных в кусание губ.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.