Основные идеи феноменологической концепции Роджерса. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Основные идеи феноменологической концепции Роджерса.

2019-12-21 141
Основные идеи феноменологической концепции Роджерса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Признание ценности и уникальности человеческой личности и ее опыта, возникающего в процессе всей жизни.

2. Введение понятия конгруэнтности, т. е. степени совпадения или несовпадения видения субъектом своего внутреннего мира с реальной окружающей его действительностью.

3. Самоактуализация - главная потребность и движущая сила развития человека.

4. Понимание самооценки как важнейшего компонента личности, в котором выражается сущность человека и который обладает качеством адекватности и гибкости, т. е. способности меняться в зависимости от ситуации.

5. Самооценка формируется под влиянием личного опыта человека, при этом открытость новому опыту является важным фактором ее формирования.

Фундаментальное понятие концепции Роджерса - "Я-концепция", состоящее из восприятия человеком себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей "Я".

Я-концепция включает не только восприятие себя реального, но также и представление о том, какой бы человек хотел быть. Несмотря на то, что "Я" человека постоянно меняется в результате опыта, представление человека о себе остается относительно постоянным.

Понятие Я – концепция обладает рядом свойств:

1. исходит из общих законов и принципов восприятия.

2. представляет собой организованную, последовательную и интегрированную систему восприятия, т.е. несмотря на то, что «Я-концепция» постоянно меняется, она всегда сохраняет качества цельной системы.

3. символизирует главную часть сознательного опыта человека.

4. включает бессознательные процессы.

По мнению Роджерса, важнейшая и единственная потребность человека – это потребность актуализировать себя, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Он определяет тенденцию самоактуализации как единственный центральный источник энергии в организме человека. Тенденция самоактуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинания, исследования, перемены и т.д. Она ведет человека в направлении автономии и самодостаточности.

Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции самоактуализации. Эта установка отражается в термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: первичный оценочный процесс. Люди оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности и развивающие ее. И наоборот, они оценивают негативно те переживания, которые они воспринимают как препятствующие их актуализации. В развитии личности, согласно концепции Роджерса, весомым фактором является отношение к личности значимых людей, прежде всего родителей.

Такое отношение Роджерс поделил на два типа:

1. Обусловленное позитивное внимание - дети получают похвалу, внимание и одобрение только в том случае, если демонстрируют те формы поведения, которые от них ожидают. Роджерс считает, что такое внимание причиняет ущерб гармоничному развитию личности. Ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть и добиваться этого. В таких условиях ребенок учится оценивать себя как личность только с точки зрения «выгодности».

2. Безусловное позитивное внимание – позитивное внимание, которое человек получает независимо от его поведения. Такое внимание можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он выполнил или не выполнил какое-то условие, а просто так. Единственный способ не вмешиваться в самоактуализацию ребенка – дать ему безусловное позитивное внимание. Такой подход не означает отсутствия дисциплины, социальных ограничений или других форм контроля поведения. Он означает только то, что ребенка должны ценить и любить независимо от того, что он делает

Логотерапия В. Франкла.

"Логос" по-гречески означает "смысл". Логотерапия фокусируется на смысле человеческого существования, а также на поиске человеком такого смысла. Согласно логотерапии, стремление найти в своей жизни смысл служит для индивида фундаментальной побудительной силой.

Воля к смыслу.

Поиск смысла представляет собой первичный побудительный мотив жизни каждого человека. Это особый и неповторимый смысл, потому что он должен и может быть осуществлен только этим человеком и никем другим; лишь такой смысл обретает значимость, способную удовлетворить человеческую потребность в смысле.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.