Индивидуальная психология А. Адлера. Стиль жизни. Комплекс неполноценности. Порядок рождения. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальная психология А. Адлера. Стиль жизни. Комплекс неполноценности. Порядок рождения.

2019-12-21 149
Индивидуальная психология А. Адлера. Стиль жизни. Комплекс неполноценности. Порядок рождения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аналитическая психология К.Г. Юнга. Основные понятия. Процесс индивидуации.

Структура личности

• Эго является центром сферы сознания и включает в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность и постоянство. Эго служит основой нашего самосознания.

• Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то сознавались, но теперь подавлены или забыты.

• Коллективное бессознательное - отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ.

Основные архетипы

• Маска или персона– это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми; обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями;

• Тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности; содержит наши социально неприемлемые мысли

• Анима - бессознательная женскую сторона в мужчине

• Анимус – бессознательная мужская сторона в женщине

• Самость или я сам – представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы.

Эго-направленность

• Экстраверсия (термин придуман Юнгом!!!) проявляется в направленности интереса к внешнему миру – другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой.

• Интроверсия выражается в ориентации на внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Интроверт созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом.

Психологические функции

Рациональные функции:

• Мышление. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы.

• Чувство. Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит о ценности вещей в категориях "плохой или хороший" и т.п.

Иррациональные функции:

• Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира.

• Интуиция характеризуется неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий.

Развитие личности

Индивидуация – сознательное проявление человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг называл самоосуществлением.

Основные выводы: (из интернет-источника)

 Индивидуация - процесс личностного развития в сторону целостности. Он включает установление связи между эго и самостью, интегрирование различных частей психики.

 Эго - центр сознания, и самость - центр всей психики, включающей и сознательные, и бессознательные процессы.

 Мышление, чувства, ощущения и интуиция - четыре фундаментальные психологические функции. Любая из них способна развиваться по экстравертному или интровертному типу.

 Психика имеет внутреннее стремление к целостности, и у каждого человека есть тенденция к саморазвитию, или индивидуации.

Индивидуальная психология А. Адлера. Стиль жизни. Комплекс неполноценности. Порядок рождения.

Феноменологическая психология К. Роджерса.

Определяющую роль в поведении человека играет его способность познавать мир и создавать на этой основе субъективную реальность, то есть реальность, сознательно воспринимаемую личностью в данный момент времени. Роджерс настаивал на том, что поведение человека нельзя понять, не изучив его субъективной интерпретации событий. Пример: «Почему человек ведет так враждебно?» С точки зрения Роджерса: «Он рассматривал мир, как опасное место и считает, что его не любят и не могут полюбить».

Логотерапия В. Франкла.

"Логос" по-гречески означает "смысл". Логотерапия фокусируется на смысле человеческого существования, а также на поиске человеком такого смысла. Согласно логотерапии, стремление найти в своей жизни смысл служит для индивида фундаментальной побудительной силой.

Воля к смыслу.

Поиск смысла представляет собой первичный побудительный мотив жизни каждого человека. Это особый и неповторимый смысл, потому что он должен и может быть осуществлен только этим человеком и никем другим; лишь такой смысл обретает значимость, способную удовлетворить человеческую потребность в смысле.

Классификация Личко.

Наиболее ярко выражены в подростковом периоде.

Гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический тип, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный

Р. Кеттел

Черта личности - относительно постоянная тенденция реагировать в разное время в разных ситуациях определенным образом.

Поверхностные черты - это совокупность характеристик поведения, которые можно наблюдать в связке друг с другом (нерешительность, беспокойство, тревожность - часто сопровождают друг друга и являются поверхностной чертой невротизма.)

Исходные черты – это базисные структуры, составляющие блоки целой личности (сопровождаются постоянством, закономерностью их проявления в поведении.

Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, являются наиболее важными в концепции Кеттелла. Он выделил 16 исходных личностных факторов и 4 вторичных фактора, по ним можно было оценивать личность. Эти первичные личностные черты легли в основу разработанной им и получившей широкое распространение психодиагностической методики «Шестнадцать личностных факторов» (16 PF).

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВЫРАЖЕНИЯ

I. Принцип полезных ассоциированных привычек. Полезные, то есть удовлетворяющие определенные потребности, действия могут воспроизводиться по привычке или ассоциации при сходном возбуждении. Пример: Люди всех рас нахмуриваются всякий раз, когда испытывают какое бы то ни было умственное затруднение.

II. Принцип антитезы. Некоторые выразительные движения могли возникнуть по контрасту, выражая противоположные чувства. Пример: Приближаясь к чужой собаке или к незнакомому человеку во враждебном настроении, собака выпрямляется во весь рост и держится очень напряженно. Когда она видит хозяина, она наоборот расслабляет тело, прижимаясь к земле. Второе движение является полной противоположностью движениям собаки, готовящейся напасть на врага.

III. Принцип прямого действия нервной системы. Предполагается прямое действие нервной системы на выражение эмоций. Пример: Порыв радости или чувство живого удовольствия сопровождаются сильным стремлением к различным бесцельным движениям. Радость ускоряет кровообращение, которое возбуждает мозг, а он в свою очередь оказывает действие на все тело.

П.Экман: человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики: все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15— 18-й недели внутриутробного развития, а изменения «выражения лица» у эмбриона можно наблюдать уже с 20-й недели.

Существует и так называемая конвенциальная мимика как общепринятый в данной культуре способ выражения эмоций. У каждого человека есть некоторый характерный только для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в самых различных ситуациях. 7 основных лицевых выражений - конфигураций мимики, выражающих семь эмоций: счастье, удивление, страх, страдание, гнев, отвращение и интерес.

Было показано, что все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций.

Для распознавания и измерения лицевой экспрессии используют два основных метода:

1. идентификацию одной из основных эмоций по выражению лица человека

2. регистрацию электрической активности мышц лица, по паттерну которых судят о той или другой эмоции. =>

1) Техника идентификации эмоций: РАСТ имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из 6 эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости—в статической форме. Фотоэталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями для трех уровней лица: для бровей— лба; глаз—век и нижней части лица. При пользовании ее испытуемый ищет сходство эмоции с одним из фотоэталонов.

2) «Система кодирования активности лицевых мышц». Метод основан на детальном изучении анатомии лицевых мышц. В системе выделена 41 двигательная единица, из которых составлено 24 паттерна реакций отдельных мышц лица и 20 паттернов, отражающих работу групп мышц, например, вовлеченных в кусание губ.

Теория Джеймса-Ланге

Теория связывает эмоции и вегетативные сдвиги в организме человека, сопровождающие эмоциональные переживания. Она предполагает, что после восприятия события, вызвавшего эмоцию, человек переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме, т.е. физические ощущения и есть сама эмоция.

Теория Кеннона – Барда

Согласно этой теории, при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала поступают в таламус, где потоки импульсации делятся: часть из них поступает в кору больших полушарий, где возникает субъективное переживание эмоции (страха, радости и др.). Другая часть поступает в гипоталамус, который отвечает за вегетативные изменения в организме. Таламус рассматривается как резервуар эмоционального напряжения. Таким образом, эта теория выделила как самостоятельное звено субъективное переживание эмоции и соотнесла его с деятельностью коры больших полушарий.

Когнитивные теории эмоций

Аналитическая психология К.Г. Юнга. Основные понятия. Процесс индивидуации.

Структура личности

• Эго является центром сферы сознания и включает в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность и постоянство. Эго служит основой нашего самосознания.

• Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то сознавались, но теперь подавлены или забыты.

• Коллективное бессознательное - отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ.

Основные архетипы

• Маска или персона– это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми; обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями;

• Тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности; содержит наши социально неприемлемые мысли

• Анима - бессознательная женскую сторона в мужчине

• Анимус – бессознательная мужская сторона в женщине

• Самость или я сам – представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы.

Эго-направленность

• Экстраверсия (термин придуман Юнгом!!!) проявляется в направленности интереса к внешнему миру – другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой.

• Интроверсия выражается в ориентации на внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Интроверт созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом.

Психологические функции

Рациональные функции:

• Мышление. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы.

• Чувство. Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит о ценности вещей в категориях "плохой или хороший" и т.п.

Иррациональные функции:

• Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира.

• Интуиция характеризуется неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий.

Развитие личности

Индивидуация – сознательное проявление человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг называл самоосуществлением.

Основные выводы: (из интернет-источника)

 Индивидуация - процесс личностного развития в сторону целостности. Он включает установление связи между эго и самостью, интегрирование различных частей психики.

 Эго - центр сознания, и самость - центр всей психики, включающей и сознательные, и бессознательные процессы.

 Мышление, чувства, ощущения и интуиция - четыре фундаментальные психологические функции. Любая из них способна развиваться по экстравертному или интровертному типу.

 Психика имеет внутреннее стремление к целостности, и у каждого человека есть тенденция к саморазвитию, или индивидуации.

Индивидуальная психология А. Адлера. Стиль жизни. Комплекс неполноценности. Порядок рождения.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.