Понятие «вопрос» в социологическом исследовании. Классификация вопросов в анкете. Виды вопросов. Основные ошибки при формировании вопросов анкеты. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Понятие «вопрос» в социологическом исследовании. Классификация вопросов в анкете. Виды вопросов. Основные ошибки при формировании вопросов анкеты.

2019-12-21 281
Понятие «вопрос» в социологическом исследовании. Классификация вопросов в анкете. Виды вопросов. Основные ошибки при формировании вопросов анкеты. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие вопроса. В широком смысле слова вопрос в соц. исследовании - все речевые сообщения как в вопросительной, так в утвердительной или отрицательной форме, предлагаемые социологом респонденту и побуждающие его реагировать на них, направленные на получение информации, необходимой для решения исследовательской задачи.

Т.е. вопрос не обязательно формулируется в вопросительной форме, он может быть в форме утверждения, отрицания, в виде незаконченного предложения, таблицы, рисунка.

Классификация вопросов:

 

1) по содержанию

вопросы о фактах сознания - выявляют мнения, пожелания, оценки, интересы и т.п. респондентов;

о фактах поведения - выявляют поступки, действия и результаты деятельности респондентов;

о личности респондента - дают информацию о возрасте, семейном положении, профессии, образовании и других характеристиках человека;

 

2) по форме

открытые - дают возможность респонденту выразить в полном объеме свое мнение по данному вопросу;

закрытые - вопрос, имеющий полный набор вариантов ответов;

прямые - вопросы, связанные с критическим отношением респондента к своей личности;

косвенные - дают возможность получить информацию в безличностной форме, снимают остроту критических оценок в адрес самого респондента;

 

3) по функции

основные - вопросы анкеты, при помощи которых получают первичную социологическую информацию о содержании проблемы исследования;

неосновные - вопросы направлены на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры) и искренность ответов (контрольные вопросы). Вопросы-фильтры используют тогда, когда необходимо получить информацию относительно не всей совокупности опрашиваемых, а только части из них. Применение контрольных вопросов повышает достоверность получаемой информации.

При составлении анкет наиболее частыми ошибками являются такие как:

· сложная читаемость вопросов, как смысловая, так и зрительная;

· тяжелый смысл восприятия информации вопросов;

· слишком большая детализация вариантов ответов, которая сложно воспринимается зрительно;

· если много детальных вопросов, нужно представить их максимально графически (таблички, лучи), иначе имеется риск получить неточные ответы;

· некоторые вопросы детализированы так, что респондент не даст точный ответ, то есть обманет

· не надо опираться на личный опыт интервьюера при составлении анкеты - он не всегда является целевой аудиторией;

· в самой анкете не должно быть ни одного слова, которое может обидеть респондента, если он случайно заглянет в нее;

· в анкете не должно быть сложных формулировок и непонятных слов. Надо ориентироваться на уровень знаний опрашиваемых.

Метод интервью в социологии. Классификация видов интервью. Достоинства и недостатки метода интервью. Условия проведения интервью. Требования, предъявляемые к интервьюеру.

Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом.

Виды интервью:

· свободные - свободное интервью больше напоминает свободную непринужденную беседу, в которой вопрос интервьюера обусловлены конечной целью исследования. Очень часто свободное интервью выступает началом глубокого. Используется преимущественно только опытными социологами. Сложность свободного интервью заключается в том, что среди исследователей стоит задача собрать информацию без заранее заготовленного бланкa с вопросами. Здесь социолог должен сам подбирать вопросы и подходы к опрашиваемым для получения необходимой информации

· стандартизированные - проводится в строгой последовательности, вопросы и варианты ответов на них заранее предусматриваются и готовятся социологами. Такие опросы проводят с помощью опросного листа.

· полу-интервью - проводится не на основе опрашиваемого листа, а памятки с перечнем обязательных вопросов, как правило, полуоткрытых для возможности обсуждения с респондентом поставленной перед ним проблематики.

· фокусированное интервью - целенаправленная беседа, цель которой заключается в получении ответов на вопросы, которые предусматриваются программой.

· разведывательное интервью - используют на подготовительном этапе социологического исследования. Целью разведывательного интервью является выявление тех или иных неточностей в запланированном исследовании и разработка рекомендаций по их устранению.

 

Достоинства метода интервью:

 

1. Возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, предпочтениях респондентов.

 

2. Ситуация интервьюирования, по форме близкая к обыденному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки и повышению искренности ответов.

 

3. Возможность вести наблюдение за психологической реакцией респондента, ситуацией интервью и в случае необходимости вводить коррекцию.

 

4. Личный контакт обеспечивает максимальную полноту реализации познавательных задач вопросника.

 

5. Общение, обладающее подчеркнуто личным характером взаимодействия, обеспечивает более серьезное отношение респондента к опросу.

 

6. Вербальный характер общения устраняет проблему непоследовательного, незапланированного восприятия вопросов интервьюера с респондентом.

Недостатки:

1) затраты большого количества средств и времени

2) риск влияния интервьюера на респондента может исказить результаты исследования.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.