Особенность социологии как науки. Функции социологии. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенность социологии как науки. Функции социологии.

2019-12-21 133
Особенность социологии как науки. Функции социологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенность социологии как науки. Функции социологии.

Социоло́гия (от лат. societas — общество и др.-греч. λόγος — слово) — наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Только социология изучает общество как целостную систему. Социология пытается проанализировать и установить соответствующие закономерности, что и позволяет представить общество как сложную динамическую систему, состоящую из ряда подсистем. Социология отличается от других наук не только тем, что изучает, но и тем, как изучает. Для социологии характерно изучение общества сквозь призму человеческой деятельности, обусловленной потребностями, интересами, установками, ценностными ориентациями и т. д.

К основным функциям социологии относятся:

1) познавательная функция — определенный способ познания социального объекта в целях его преобразования;

2) прогностическая функция — выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития общества, соци­альной общности, личности;

3) функция социального проектирования и конструирования — раз­работка модели конкретной организации (социального процесса) с оптимальными параметрами ее функционирования;

4) организационно-технологическая функция — создание социаль­ных технологий, определяющих порядок и правила практических действий по совершенствованию социальной организации (соци­альной структуры, социальных отношений и т. д.);

5) управленческая функция — использование результатов социо­логических исследований для разработки и принятия управленче­ских решений;

6) инструментальная функция — совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования социальной реальности;

7) идеологическая функция — использование социологических исследований в пропаганде своих идей и критике других.

Социальные общности и социальные группы. Виды социальных общностей.

Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Социальные общности отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс; по продолжительности существования: от минут и часов (пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (этносы, нации); по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (очередь, толпа, болельщики футбольных команд).

В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два широких подкласса — общности массовые и общности групповые (социальные группы).

социальная группу - совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

Все социальные группы можно подразделить:

- по характеру взаимодействия — на первичные и вторичные;

- по количественному составу — на малые и большие;

- по способу организации и регулирования взаимодействия — на формальные и неформальные.

Под первичной понимается такая группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку.

В качестве вторичной выступает группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формальноделовой характер.

Социальная мобильность. Основные виды социальной мобильности. Каналы социальной мобильности. Маргинальность как социальное явление.

Понятие «социализации» в социологии. Этапы социализации. Понятие идентичность, десоциализация, ресоциализация.

Социализация - процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества.

Основные этапы проведения социологического исследования. Виды лонгитюдных исследований. Программа социологического исследования. Методологический и процедурный раздел программы: структура и назначение.

Первый этап - подготовительные работы, создание общей программы исследования, создаются необходимые средства, инструменты для работы. Это очень важный этап в социологическом исследовании, так как от его грамотного проведения зависят результаты и вообще все исследование в целом.

Второй этап — оперативно-процедурный. Здесь происходит непосредственное воздействие на объект исследования в виде применения определенных процедур с помощью подготовленных инструментов, т. е. собственно эмпирическое обследование. Главная цель — сбор данных об изучаемом объекте.

Третий этап — результирующий. Его составляют обработка, анализ, обобщение полученных данных, результатов действий, разработка рекомендаций, оценка эффективности использования метода.

Завершается социологическое исследование созданием научного отчета по его результатам.

Лонгитюдный метод – длительное и систематическое изучение одного и того же объекта, позволяет выявить динамику его существования и прогнозировать его дальнейшее развитие.

A. В зависимости от продолжительности исследования:

1. Кратковременное наблюдение - для изучения стадий онтогенеза, богатых изменениями, скачками в развитии. Например, грудной период младенчества, период созревания в отрочестве–юношестве.

2. Долговременное наблюдение - изучение динамики крупномасштабных периодов развития, взаимосвязи между отдельными периодами и отдельными изменениями.

3. Ускоренное наблюдение - для изучения продолжительных периодов развития, но за короткое время. Используется в основном в детской психологии.

Б. В зависимости от направления хода исследования:

1. Ретроспективное наблюдение - позволяет проследить развитие человека или его отдельных качеств в прошлом. Осуществляется путем сбора биографической информации, анализа продуктов деятельности.

2. Перспективное наблюдение - текущие наблюдения за развитием человека до определенного возраста.

3. Сочетанное наблюдение.

B. В зависимости от применяемых способов:

1. Истинное лонгитюдное наблюдение - представляет собой классическое выполнение длительного наблюдения за одним объектом.

2. Смешанное наблюдение - считается такое, при котором истинное продольное наблюдение на некоторых стадиях дополняется поперечными срезами, дающими сравнительную информацию о других объектах, однотипных с изучаемым. Этот способ выгоден при наблюдениях за группами, которые со временем «тают», т. е. их состав от периода к периоду уменьшается.

3. Псевдолонгитюдное наблюдение - исследования заключаются в получении «норм» для разных возрастных групп и в хронологическом упорядочивании этих показателей.

Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования. Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизирует собой его главный методологический инструмент. Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем. Процедурная часть программы социологического исследования включает методику и технику исследования, т. е. описание способа сбора, обработки и анализа информации социологического исследования.

Анкетный опрос: процедура проведения, области применения, проблемы достоверности получаемой информации. Характеристики интервьюера, респондента. Виды анкетирования. Основные преимущества и недостатки анкетирования.

Анкетный опрос — такая разновидность метода опроса, при котором общение между социологом и респондентом опосредуется анкетой.

Правило воронки.

Подготовка респондента к наиболее важным ответам происходит при помощи постановки в начало анкеты вопросов наиболее простых, которые постепенно усложняются. Переход от простых к сложным вопросам получил название правила воронки.

Эффект излучения

Когда все вопросы логически взаимосвязаны и последовательно сужают тему, у респондента возникает определенная установка, согласно которой он будет отвечать на них. Такое взаимовлияние вопросов называется эффектом излучения и проявляется в том, что предшествующий вопрос (или вопросы) направляют ход мыслей респондентов в определенное русло, создают некоторую мини-систему координат, в рамках которой формулируется или выбирается вполне определенный ответ.

Метод интервью в социологии. Классификация видов интервью. Достоинства и недостатки метода интервью. Условия проведения интервью. Требования, предъявляемые к интервьюеру.

Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом.

Виды интервью:

· свободные - свободное интервью больше напоминает свободную непринужденную беседу, в которой вопрос интервьюера обусловлены конечной целью исследования. Очень часто свободное интервью выступает началом глубокого. Используется преимущественно только опытными социологами. Сложность свободного интервью заключается в том, что среди исследователей стоит задача собрать информацию без заранее заготовленного бланкa с вопросами. Здесь социолог должен сам подбирать вопросы и подходы к опрашиваемым для получения необходимой информации

· стандартизированные - проводится в строгой последовательности, вопросы и варианты ответов на них заранее предусматриваются и готовятся социологами. Такие опросы проводят с помощью опросного листа.

· полу-интервью - проводится не на основе опрашиваемого листа, а памятки с перечнем обязательных вопросов, как правило, полуоткрытых для возможности обсуждения с респондентом поставленной перед ним проблематики.

· фокусированное интервью - целенаправленная беседа, цель которой заключается в получении ответов на вопросы, которые предусматриваются программой.

· разведывательное интервью - используют на подготовительном этапе социологического исследования. Целью разведывательного интервью является выявление тех или иных неточностей в запланированном исследовании и разработка рекомендаций по их устранению.

 

Достоинства метода интервью:

 

1. Возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, предпочтениях респондентов.

 

2. Ситуация интервьюирования, по форме близкая к обыденному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки и повышению искренности ответов.

 

3. Возможность вести наблюдение за психологической реакцией респондента, ситуацией интервью и в случае необходимости вводить коррекцию.

 

4. Личный контакт обеспечивает максимальную полноту реализации познавательных задач вопросника.

 

5. Общение, обладающее подчеркнуто личным характером взаимодействия, обеспечивает более серьезное отношение респондента к опросу.

 

6. Вербальный характер общения устраняет проблему непоследовательного, незапланированного восприятия вопросов интервьюера с респондентом.

Недостатки:

1) затраты большого количества средств и времени

2) риск влияния интервьюера на респондента может исказить результаты исследования.

Особенность социологии как науки. Функции социологии.

Социоло́гия (от лат. societas — общество и др.-греч. λόγος — слово) — наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Только социология изучает общество как целостную систему. Социология пытается проанализировать и установить соответствующие закономерности, что и позволяет представить общество как сложную динамическую систему, состоящую из ряда подсистем. Социология отличается от других наук не только тем, что изучает, но и тем, как изучает. Для социологии характерно изучение общества сквозь призму человеческой деятельности, обусловленной потребностями, интересами, установками, ценностными ориентациями и т. д.

К основным функциям социологии относятся:

1) познавательная функция — определенный способ познания социального объекта в целях его преобразования;

2) прогностическая функция — выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития общества, соци­альной общности, личности;

3) функция социального проектирования и конструирования — раз­работка модели конкретной организации (социального процесса) с оптимальными параметрами ее функционирования;

4) организационно-технологическая функция — создание социаль­ных технологий, определяющих порядок и правила практических действий по совершенствованию социальной организации (соци­альной структуры, социальных отношений и т. д.);

5) управленческая функция — использование результатов социо­логических исследований для разработки и принятия управленче­ских решений;

6) инструментальная функция — совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования социальной реальности;

7) идеологическая функция — использование социологических исследований в пропаганде своих идей и критике других.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.