Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2019-12-21 | 1308 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Несмотря на многообразие определений конфликта, авторы выделяют положительные и отрицательные стороны конфликта, а также его суть.
Конфликтность отношений между педагогами и учащимися средних и старших классов — весьма распространенное явление. Можно успокаивать себя мыслью, что конфликты с хорошими учителями стимулируют поисковую активность школьников, это, мол, конструктивные конфликты, а с плохими — деструктивные конфликты, они приводят к развитию отрицательного отношения к учителю, школе, учению.
Взгляды на необходимость конфликтов, которые якобы приводят и оздоровлению отношений, стали распространяться в последнее десятилетие даже в среде российских психологов (вслед за иностранными коллегами). К числу позитивных последствий конфликтов относят, например,0
1)разрядку напряженности между конфликтующими сторонами;
2) получение новой информации об оппоненте;
3) сплочение коллектива в борьбе с внешним врагом;
4) стимулирование к изменениям и развитию;
5) снятие синдрома покорности у подчиненных;
6) диагностику возможностей оппонентов.
Однако принимать на веру полезность подобных результатов и использовать их в практике работы с детьми мы бы не советовали. Надо понять, какой ценой достаются эти «постконфликтные блага», стоят ли затраченных сил эти «разрядки», «сплочения» и «диагностики»? Любые конфликты травмируют и могут иметь драматичные последствия. После завершения конфликта уменьшается степень сотрудничества, сложно восстанавливаются доверительные отношения, взаимное уважение. Педагогу и ребенку все это нужно, как говорится, здесь и теперь, на этом уроке, а «шлейф конфликта» тянется довольно долго или не исчезает вовсе.
Наш взгляд, профессиональная нравственная приемлемость конфликта в педагогической сфере обусловлена тем, что субъекты конфликта — учитель и ученик — заведомо не равны ни по своему ролевому (должностному) положению, ни по уровню личностного развития. Подросток не обладает достаточным жизненным опытом и способностью к деловому осмыслению ситуации. Он переживает столкновение эмоционально, а то и болезненно.
Учитель также нередко подвергает себя опасности так называемого «эмоционального сгорания» ведь таких конфликтов в день у него может случаться не один, а несколько.
Присутствие при конфликте других учащихся превращает некоторых из свидетелей в «болельщиков» или, что еще хуже, в участников. Конфликт разрастается, его масштаб увеличивается, приобретая характер межролевой конфронтации. Публичность конфликта имеет большой воспитательный резонанс.
Конструктивно разрешенный конфликт не только повышает интеллектуальную, эмоциональную и волевую активность взаимодействующих сторон, но и поднимает межличностные отношения на более высокий уровень. Негативная функция конфликта заключается в том, что возникающая в процессе его эмоциональная напряженность снижает критичность мышления, искажает межличностное понимание, побуждает к превратному толкованию поступков друг друга, повышает уровень тревожности, провоцирует неоправданные, нередко оскорбительные способы психологической защиты.
Вывод: Изучив историю вопроса, нам удалось рассмотреть понятие конфликта. Проанализировав различные взгляды к пониманию, что такое конфликт, можно понять, что это понятие неоднозначно. Очень много существует определений в зависимости от научной школы. Наиболее общий подход к определению конфликта состоит в определении его через противоречие как более общее понятие, и, прежде всего — через социальное противоречие.
Рассмотрели его суть и структуру. Опираясь на точку зрения К. Томаса, мы рассмотрели стили поведения в конфликте. К. Томас выделяет пять способов урегулирования конфликта.
Представили классификацию конфликтов, определив, что конфликты между учителем и педагогом являются межличностными.
Выявили правила поведения в конфликте. От осознания участниками общения ситуации как конфликтной к выбору стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Также, при изучении истории вопроса, мы не могли обойти стороной известное произведение «Чучело», в которой четко прослеживается конфликт. Нельзя не затронуть конфликт, оказавшийся роковым в жизни великого Александра Сергеевича Пушкина.
Рассматривая специфику конфликтов в педагогической среде, их «плюсы» и «минусы», обратили внимание на то, что профессиональная нравственная приемлемость конфликта в педагогической сфере обусловлена тем, что субъекты конфликта — учитель и ученик — заведомо не равны ни по своему ролевому (должностному) положению, ни по уровню личностного развития.
Практическая часть.
Цель: исследование причин конфликтных ситуаций и выявление типичных форм поведения в конфликтных ситуациях.
Инструменты: 1) социологический опрос «Л.Г. Борисова, А.Н. Дахин: Исследовательский реферат. www.Referatik.Ru»
(бланки опроса представлены в приложении №1 рисунок 1-3)
2) тест Томаса «Психологические тесты. Том 2. Под редакцией А.А. Карелина. 1999 год»
(бланк в приложении №1 рисунок4)
Анализ:
Причины конфликтных ситуаций:
Социологический опрос проведен среди учеников, учителей и родителей. Важно было бы рассмотреть видение причин конфликтных ситуаций 3 участников образовательного пространства: учеников, учителей и родителей.
В данном социологическом опросе выясняется видение собственной успеваемости для того, чтобы проанализировать влияние успеваемости на частоту и причины конфликта. Исследования проводились на учащихся 7-11 классов.
Представленные в результате анкетирование в опросе 13 причин и поводов конфликта можно разделить на 3 группы:
1) выполнение-невыполнение главной социальной функции (роли) учащегося.
2) отношение к учителям, их профессиональным действиям и свойствам личности.
3) поведение учащихся, обусловленное особенностями их личности (собственным «Я», защита круга
Ученики:
Рассмотрение причин конфликтных ситуаций проводилось с помощью социологического опроса
Данные взяты из аналитической таблице, приложение 2.рисунок 1,
Практически по всем причинам и поводам конфликтов юноши лидируют; они, может быть, этого и следовало ожидать, доставляют учителям больше беспокойства, чем девушки. О том, что «Конфликтов практически не бывает», сообщили всего 5% юношей, среди девушек — неконфликтующих оказалось столько же (5%). юноши-старшеклассники гораздо активнее «воюют» с учителями, но и им достается от педагогов чаще.
И девушки и юноши отметили, что наиболее частая причина конфликтных ситуаций с учителями является то, что учителя ставят им несправедливые оценки. А наиболее редкой причиной является курение и тому подобное.
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!