Педагогический конфликт – «плюсы» и «минусы» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Педагогический конфликт – «плюсы» и «минусы»

2019-12-21 1308
Педагогический конфликт – «плюсы» и «минусы» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Несмотря на многообразие определений конфликта, авторы выделяют положительные и отрицательные стороны конфликта, а также его суть.

Конфликтность отношений между педагогами и учащимися средних и старших классов — весьма распространенное явление. Можно успокаивать себя мыслью, что конфликты с хорошими учителями стимулируют поисковую активность школьников, это, мол, конструктивные конфликты, а с плохими — деструктивные конфликты, они приводят к развитию отрицательного отношения к учителю, школе, учению.

Взгляды на необходимость конфликтов, которые якобы приводят и оздоровлению отношений, стали распространяться в последнее десятилетие даже в среде российских психологов (вслед за иностранными коллегами). К числу позитивных последствий конфликтов относят, например,0

1)разрядку напряженности между конфликтующими сторонами;

2) получение новой информации об оппоненте;

3) сплочение коллектива в борьбе с внешним врагом;

4) стимулирование к изменениям и развитию;

5) снятие синдрома покорности у подчиненных;

6) диагностику возможностей оппонентов.

Однако принимать на веру полезность подобных результатов и использовать их в практике работы с детьми мы бы не советовали. Надо понять, какой ценой достаются эти «постконфликтные блага», стоят ли затраченных сил эти «разрядки», «сплочения» и «диагностики»? Любые конфликты травмируют и могут иметь драматичные последствия. После завершения конфликта уменьшается степень сотрудничества, сложно восстанавливаются доверительные отношения, взаимное уважение. Педагогу и ребенку все это нужно, как говорится, здесь и теперь, на этом уроке, а «шлейф конфликта» тянется довольно долго или не исчезает вовсе.

Наш взгляд, профессиональная нравственная приемлемость конфликта в педагогической сфере обусловлена тем, что субъекты конфликта — учитель и ученик — заведомо не равны ни по своему ролевому (должностному) положению, ни по уровню личностного развития. Подросток не обладает достаточным жизненным опытом и способностью к деловому осмыслению ситуации. Он переживает столкновение эмоционально, а то и болезненно.

Учитель также нередко подвергает себя опасности так называемого «эмоционального сгорания» ведь таких конфликтов в день у него может случаться не один, а несколько.

Присутствие при конфликте других учащихся превращает некоторых из свидетелей в «болельщиков» или, что еще хуже, в участников. Конфликт разрастается, его масштаб увеличивается, приобретая характер межролевой конфронтации. Публичность конфликта имеет большой воспитательный резонанс.

Конструктивно разрешенный конфликт не только повышает интеллектуальную, эмоциональную и волевую активность взаимодействующих сторон, но и поднимает межличностные отношения на более высокий уровень. Негативная функция конфликта заключается в том, что возникающая в процессе его эмоциональная напряженность снижает критичность мышления, искажает межличностное понимание, побуждает к превратному толкованию поступков друг друга, повышает уровень тревожности, провоцирует неоправданные, нередко оскорбительные способы психологической защиты.

 

Вывод: Изучив историю вопроса, нам удалось рассмотреть понятие конфликта. Проанализировав различные взгляды к пониманию, что такое конфликт, можно понять, что это понятие неоднозначно. Очень много существует определений в зависимости от научной школы. Наиболее общий подход к определению конфликта состоит в определении его через противоречие как более общее понятие, и, прежде всего — через социальное противоречие.

Рассмотрели его суть и структуру. Опираясь на точку зрения К. Томаса, мы рассмотрели стили поведения в конфликте. К. Томас выделяет пять способов урегулирования конфликта.

Представили классификацию конфликтов, определив, что конфликты между учителем и педагогом являются межличностными.

Выявили правила поведения в конфликте. От осознания участниками общения ситуации как конфликтной к выбору стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Также, при изучении истории вопроса, мы не могли обойти стороной известное произведение «Чучело», в которой четко прослеживается конфликт. Нельзя не затронуть конфликт, оказавшийся роковым в жизни великого Александра Сергеевича Пушкина.

Рассматривая специфику конфликтов в педагогической среде, их «плюсы» и «минусы», обратили внимание на то, что профессиональная нравственная приемлемость конфликта в педагогической сфере обусловлена тем, что субъекты конфликта — учитель и ученик — заведомо не равны ни по своему ролевому (должностному) положению, ни по уровню личностного развития.

Практическая часть.

Цель: исследование причин конфликтных ситуаций и выявление типичных форм поведения в конфликтных ситуациях.

Инструменты: 1) социологический опрос «Л.Г. Борисова, А.Н. Дахин: Исследовательский реферат. www.Referatik.Ru»

(бланки опроса представлены в приложении №1 рисунок 1-3)

2) тест Томаса «Психологические тесты. Том 2. Под редакцией А.А. Карелина. 1999 год»

(бланк в приложении №1 рисунок4)

Анализ:

Причины конфликтных ситуаций:

Социологический опрос проведен среди учеников, учителей и родителей. Важно было бы рассмотреть видение причин конфликтных ситуаций 3 участников образовательного пространства: учеников, учителей и родителей.

В данном социологическом опросе выясняется видение собственной успеваемости для того, чтобы проанализировать влияние успеваемости на частоту и причины конфликта. Исследования проводились на учащихся 7-11 классов.

Представленные в результате анкетирование в опросе 13 причин и поводов конфликта можно разделить на 3 группы:

1) выполнение-невыполнение главной социальной функции (роли) учащегося.

2) отношение к учителям, их профессиональным действиям и свойствам личности.

3) поведение учащихся, обусловленное особенностями их личности (собственным «Я», защита круга

Ученики:

Рассмотрение причин конфликтных ситуаций проводилось с помощью социологического опроса

Данные взяты из аналитической таблице, приложение 2.рисунок 1,

Практически по всем причинам и поводам конфликтов юноши лидируют; они, может быть, этого и следовало ожидать, доставляют учителям больше беспокойства, чем девушки. О том, что «Конфликтов практически не бывает», сообщили всего 5% юношей, среди девушек — неконфликтующих оказалось столько же (5%). юноши-старшеклассники гораздо активнее «воюют» с учителями, но и им достается от педагогов чаще.

И девушки и юноши отметили, что наиболее частая причина конфликтных ситуаций с учителями является то, что учителя ставят им несправедливые оценки. А наиболее редкой причиной является курение и тому подобное.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.