Общие и частные методы познания для исследования проблем теории государства и права. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие и частные методы познания для исследования проблем теории государства и права.

2019-12-21 200
Общие и частные методы познания для исследования проблем теории государства и права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если предмет теории показывает, что изучает данная наука, то ее метод отвечает на вопрос, как изучается государство и право? Метод (от греческого слова «методос») – это путь познания. Метод правоведения – это путь юридического познания. В теории государства и права используются:

1. Общенаучные методы: формальнологический (анализ, синтез, общение, сравнение, аналогия, абстрагирование и т.п.), социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический и т.д.;

2. Специальные или частнонаучные методы: сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, толкования, конкретизации и т.п.

Совокупность методов научного познания реальной действительности формирует методологию исследования. Теория государства и права вырабатывает собственную методологию – учение о научном методе познания, для которой решающим является мировоззренческая позиция. Методология теория государства и права представляет собой систему особых приемов, принципов и способов изучения общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права. Для теории государства и права свойственно наличие не одного, какого – либо отдельно взятого приема, принципа или способа исследования государства и права, а их системы, совокупности. Многие из их широко используются в других науках. В особенности это касается принципов исследования государственно-правовой и иной материи, а также философских подходов. Если государство и право изучается в отрыве от других явлений и в статичном состоянии, то применяется метафизический подход, а если государство и право изучаются во взаимосвязи с другими явлениями жизни и в развитии, то применяется диалектический подход. Философское видение действительности – социальных институтов государства и права позволяет отдельные факты (эмпиризм) осмыслить теоретически (рационализм), создавая понятия (категории), систематизация которых и отражает законы юридического аспекта общественной жизни.

В целях получения истинных научных знаний в теории государства и права используются ряд принципов, среди которых важнейшими являются:

1. Принцип объективности исследования – означающий, что в научном познании отражается объективная действительность, реальность государственно-правовых явлений, вскрывается их действительная сущность.

2. Принцип историзма исследования – означающий, что существующие государственно-правовые явления рассматриваются не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиции их прошлого и предполагаемого будущего.

3. Принцип диалектики исследования – означающий, что исследовать государственно-правовые явления можно не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими соотносящимися с ними явлениями.

4. Принцип конкретности исследования – означающий, что при исследовании государства и права следует учитывать конкретные условия, причины и обстоятельства, имеющие место в отдельно взятой стране. Рекомендации и выводы теории государства и права должны касаться конкретных государств, конкретных государственно-правовых явлений.

Историзм научного знания.

По мнению историка М.А. Барга, суть категории «историзм» «составляет идея развития во всех областях человеческого знания вообще и в науках о человеке в частности. Кажущаяся нам столь очевидной истина, - подчеркивал ученый, - согласно которой ни сам человек и его мышление, ни общественные институты не могут быть поняты вне связи, во-первых, с обстоятельствами места и времени их функционирования и, во-вторых, с историей их возникновения и развития, была полностью осознана только к середине XIX века».

Можно выделить два значения понятия «историзм»:

1) широкое значение - историзм как мировоззренческий принцип. Это существенная часть мировоззрения человека. В этом случае историзм выступает как осознание неразрывного единства всех временных состояний, как некое чувство истории;

2) узкое значение - историзм как принцип исторического познания, предполагающий рассмотрение всякого общественного явления в его становлении и развитии, в его конкретно-исторической обусловленности. Это изучение исторической действительности как действительности изменяющейся во времени и развивающейся в силу своих внутренних закономерностей.

Понятие «историзм» связано с понятием «органическое развитие». Рассмотрение каждого исторического явления как исторической индивидуальности, обладающей именно ей присущими чертами, признаками и особенностями. Эти два значения являются взаимосвязанными, но для историка наиболее важным представляется второе значение.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.