Особенности проектной деятельности. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности проектной деятельности.

2019-12-20 536
Особенности проектной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

Введение……………………………………………………………………………….с.3

Метод проектов

1.1. Возникновение метода проектов………………………………………….с.4

1.2. Особенности проектной деятельности…………………………………...с.6

§2. Исследовательский метод……………………………………………………….с.9

§3. Различия проектной и исследовательской деятельности………………....с.11

§4. Организация проектной и исследовательской деятельности…………….с.13

4.1. Требования к организации проектной и исследовательской    

деятельности……………………………………………………………………..с.15

  4.2. Правила выбора темы……………………………………………………..с.16

4.3. Рекомендации для учителей по организации проектной и

исследовательской деятельности………………………………………………с.17

4.4. Критерии оценивания проектных и исследовательских работ………с.18

Заключение…………………………………………………………………………..с.19

Список литературы………………………………………………………………...с.20

 

 

 

Введение

    Отличительной особенностью ФГОС второго поколения является его деятельностный характер. Введение ФГОС ставит перед каждым учителем главную цель - развитие личности учащегося, повышение его творческой активности. Важно не просто передать знания, а научить детей самостоятельно овладевать новым знанием, новыми видами деятельности, применять эти знания, тщательно продумывать принятые решения и четко планировать свои действия. Акцент переносится на воспитание свободной личности, формирование у учащихся самостоятельного мышления, способности эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых культурных связей и контактов.

    ФГОС меняет школьную жизнь детей, ориентирует учителя на применение инновационных технологий, новых форм организации обучени. Одним из направлений модернизации и развития современного образования, его неотъемлемой частью, является проектная и исследовательская деятельность учащихся. К тому же новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта предметного или метапредметного характера за курс основной школы.

 

 

Метод проектов.

1.1. Возникновение метода проектов.

  Метод проектов не является принципиально новым в педагогике. Он зародился в 20-е годы 20 века в сельскохозяйственных школах США и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании, на теоретических концепциях «прагматической педагогики». Метод проектов был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком. Килпатрик был приверженцем философских концепций  философа - идеалиста и педаго­га Дж. Дьюи (1859-1952гг).

    Дьюи были выделены следующие условия успешности обучения:

· проблематизация учебного материала;

· активность ребенка;

· связь обучения с жизнью, игрой и трудом ребенка.

Основные положения:

1. Мышление – есть исследование.

«Мышление касается идей неясных, неопределенных, незаконченных. Поэтому мышление есть исследование (…) Вместе с тем всякое мышление может быть ошибочно, гипотетично, приблизительно, пока оно не подтверждено опытом» [14]

2. Мышление есть процесс, запускаемый сомнением или проблемой.

«Только научившись пользоваться сомнением как поводом к мышлению, люди стали делать большие успехи»[14]

3. Мышление неотделимо от действия.

· «Люди должны делать что-нибудь, если хотят знать что-нибудь…»

· «Мыслить значит устанавливать точное соотношение между тем, что делаем, и ожидаемым результатом» [14]

4. Мыслить значит думать о будущем.

«Задача современного воспитания – создать такой способ обучения, который сделал бы мысль руководителем всякой практической работы …» [14]

5. Самостоятельное мышление.

«Думать можно только самому, только собственными наблюдениями, предположениями и проверкой можно расширять и исправлять свои знания»

6. Мышление мотивируется интересом к делу.

«Мысль рождается из непосредственной заинтересованности делом» [14]

      В России идеи проектного обучения использовал в своей деятельности С.Т. Шацкий. Важнейшей задачей воспитания, считал он, является подготовка личности к жизни в условиях внешней свободы, к овладению своей внутренней свободой, к направлению мыслей, чувств, воли на творчество, созидание, сотрудничество.

С.Т. Шацкий внедрял проектный метод в практику обучения в сотрудничестве с группой педагогов-преподавателей с 1905 года. Под руководством С.Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования: социально - педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

    Этот метод широко использовался А. С. Макаренко. В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и для школ ФЗС, которые были построены на основе комплексов - проектов.

    В 1931 году метод проектов был осуждён и запрещён постановлением ЦК ВКП(б), так как в школах наблюдалось недопустимое падение качества обучения.

    И до недавнего времени в российской школе метод проектов практически не использовался. Претерпев серьезные эволюционные изменения, метод проектов стал в нашей стране частью содержания гимназического образования. Появились первые исследования в этой области, авторы которых (М.Б. Павлова, Е.С. Полат и др.) пытаются дать дидактическую характеристику метода проектов, создать классификацию проектных работ.

Исследовательский метод.

     Исследование как метод обучения был известен еще со времен Сократа (беседа–исследование).

     Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году. Под исследовательским методом он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте».

     В педагогической литературе также используются другие названия этого метода - эвристический, лабораторно - эвристический, опытно - испытательный, метод лабораторных уроков, естественнонаучный, метод эвристического исследования и др.

     Исследования можно классифицировать по разным основаниям:

     По количеству участников:

· коллективные;

· групповые;

· индивидуальные.

    По месту проведения:

· урочные;

· внеурочные.

    По времени:

· кратковременные;

· долговременные.

    По теме:

· предметные;

· свободные.

    По проблеме:

· освоение программного материала;

· более глубокое освоение материала, изученного на уроке;

· вопросы, не входящие в учебную программу.

    Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач.

    В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

· первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;

· второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;

· третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

      Исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

    Исследование в сфере образования является учебным исследованием.

В «большой» науке главной целью является получение объективно нового результата, производство новых знаний.В отличии от науки, в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащихся в учебной деятельности на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Поэтому при организации обучения на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. [4]

      Таким образом, учебно – исследовательская деятельность – это учебная деятельность, направленная на реализацию основных этапов научного исследования, ориентированная на формирование у учащихся культуры исследовательского поведения как способа освоения новых знаний, развитие способностей к познанию, но не предполагающая получения нового научного результата, как в научном исследовании.   

§3. Различия проектной и исследовательской деятельности.

    Сущность проектной деятельности можно обозначить словом «замысел», сущность исследовательской деятельности - «поиск». Реализацию учебного проекта предваряет умозрительное представление будущего продукта, реализацию учебного исследования - формулировка гипотезы. [7]

    Как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». [10] Однако,  в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время.

    Учебно-исследовательская деятельность учащихся связана с разрешением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

    Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

     Цель исследования - получение новых знаний о существующих объектах и явлениях. Цель проектирования - создание новых объектов и явлений.

      Различные источники по-разному выделяют этапы работы над учебным проектом, исследованием. Но можно выделить общие этапы.

Основные этапы проектной и исследовательской деятельности.

Проект. Учебное исследование.

Требования к организации проектной и исследовательской деятельности.

    При организации проектной и исследовательской деятельности необходимо соблюдать ряд требований:

· создание необходимых условий (материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое, информационное и организационное обеспечение);

· подготовленность учащихся к выполнению проектов и учебных исследований (как ориентация при выборе темы, владение конкретными приёмами, методами, необходимых для успешной реализации выбранного проекта, исследования);

· наличие значимой исследовательской или творческой проблемы на сегодняшний день;

· проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащегося;

· практическая (теоретическая) значимость предполагаемых результатов;

· ориентация на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную

деятельность учащихся;

· педагогическое сопровождение - научное руководство (выбора темы и содержания), методическое руководство (собственно выполнение работы и используемые методы);

· наличие простой и обоснованной системы оценки итогового результата работы и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;

· обязательная презентация результатов и продуктов проектной или исследовательской деятельности (оценка и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты).

 

4.2. Правила выбора темы.

     Савенков А.И. выделяет правила, которые позволяют правильно выбрать тему проекта, исследования:

1. Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

3. Учитывая интересы учащихся, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.

5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.

7.  Сочетание желаний и возможностей.

8. Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас. Ведь большинство учащихся не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. [8]

 

Рекомендации для учителей по организации проектной и исследовательской деятельности.

     Можно предложить следующие рекомендации учителям по организации проектной и исследовательской деятельности:

Помогать ученику, а не за него:

· определять возникшую проблему, выдвигать гипотезу;

· четко формулировать цель работы, задачи, определять объект и предмет исследования;

· применять различные методы исследования;

· обосновать теоретическую и практическую ценность полученных результатов, возможности их использования;

· проанализировать теоретический материал, полученный из различных источников по данной проблеме;

· четко соблюдать структуру и последовательность реализации работы;

· подробно излагать научным языком ход работы;

· изложить свою концепцию;

· обобщить результаты;

· осуществить рефлексию своей деятельности.

    То есть, читель выступает на всех этапах проектирования или исследовательской деятельности как помощник или партнер: помогает, рекомендует, содействует, консультирует, мотивирует, провоцирует, наблюдает, координирует.

Заключение.

      В условиях перехода на ФГОС проектная и исследовательская деятельность являются уникальным инструментом развития личности учащихся, действенным фактором образовательного процесса, способствующим развитию педагога и ученика, формирующим высокий уровень образования.

Проектная и исследовательская деятельность обеспечивают формирование у школьников основных ключевых компетентностей (ценностно – смысловой, коммуникативной, информационной, учебно – познавательной, общекультурной, социально – трудовой, компетенции личностного самосовершенствования),  дают возможность создать условия для выбора учащимися в дальнейшем сферы профессиональной деятельности.

     При правильной организации обеспечивается формирование у учащихся интеллектуальной активности, ответственности, самостоятельности, предприимчивости, мотивации к познавательной деятельности, развитие творческих способностей. Участие в проектной и исследовательской деятельности повышает самооценку, уверенность в себе. Выполняя исследования в группах, учащиеся имеют возможность развивать в себе лидерские качества. Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет ее выпускнику быть успешным в любых ситуациях.

     Главной задачей администрации и педагогического коллектива является грамотная организация и профессиональное психолого - педагогическое сопровождение проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

 

  

 

Список литературы.

1. Ануфриев А.Ф.Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2004. - 112 с.

2. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. - М., 2000.

3. Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО // Молодой ученый. - 2015. - №2.1. - С. 5-6.

4. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. - М: Издательский Центр «Академия», 2001. - с. 66.). 

6. Панкратова В. М. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в контексте ФГОС. Из опыта работы // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 41-44.

7. Руженцева С.Е. Организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях. // Организация проектной деятельности обучающихся и педагогов в условиях реализации ФГОС / Составитель: Руженцева С.Е., ст. методист МКУ ЦРОиМП. -Воронеж, 2016.

8. Савенков А.И.. Принципы исследовательского обучения. // Директор школы. - 2008.-№ 93.

9. Шаповалова О. В. Формирование глобального мышления у школьников путём реализации метапредметной программы «основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 105-107.

Интернет – ресурсы.

10. http://www.researcher.ru/ Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Учебно-методический портал / Исследователь.ru

11. http://chizhschool.edusite.ru/.../baybarina ggmaster - klass kraevedenie1

12. http://festival.1september.ru/articles/618304/

13. http://festival.1september.ru/articles/603308/

14. http://www.soclexicon.ru/anketa

15. http://proektsosgim.ucoz.ru/publ/dlja_nachinajushhikh/podgotovka_k_provedeniju _ nauchnogo_issledovanija/3-1-0-12

16. http://www.kmspb.narod.ru

План

Введение……………………………………………………………………………….с.3

Метод проектов

1.1. Возникновение метода проектов………………………………………….с.4

1.2. Особенности проектной деятельности…………………………………...с.6

§2. Исследовательский метод……………………………………………………….с.9

§3. Различия проектной и исследовательской деятельности………………....с.11

§4. Организация проектной и исследовательской деятельности…………….с.13

4.1. Требования к организации проектной и исследовательской    

деятельности……………………………………………………………………..с.15

  4.2. Правила выбора темы……………………………………………………..с.16

4.3. Рекомендации для учителей по организации проектной и

исследовательской деятельности………………………………………………с.17

4.4. Критерии оценивания проектных и исследовательских работ………с.18

Заключение…………………………………………………………………………..с.19

Список литературы………………………………………………………………...с.20

 

 

 

Введение

    Отличительной особенностью ФГОС второго поколения является его деятельностный характер. Введение ФГОС ставит перед каждым учителем главную цель - развитие личности учащегося, повышение его творческой активности. Важно не просто передать знания, а научить детей самостоятельно овладевать новым знанием, новыми видами деятельности, применять эти знания, тщательно продумывать принятые решения и четко планировать свои действия. Акцент переносится на воспитание свободной личности, формирование у учащихся самостоятельного мышления, способности эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых культурных связей и контактов.

    ФГОС меняет школьную жизнь детей, ориентирует учителя на применение инновационных технологий, новых форм организации обучени. Одним из направлений модернизации и развития современного образования, его неотъемлемой частью, является проектная и исследовательская деятельность учащихся. К тому же новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта предметного или метапредметного характера за курс основной школы.

 

 

Метод проектов.

1.1. Возникновение метода проектов.

  Метод проектов не является принципиально новым в педагогике. Он зародился в 20-е годы 20 века в сельскохозяйственных школах США и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании, на теоретических концепциях «прагматической педагогики». Метод проектов был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком. Килпатрик был приверженцем философских концепций  философа - идеалиста и педаго­га Дж. Дьюи (1859-1952гг).

    Дьюи были выделены следующие условия успешности обучения:

· проблематизация учебного материала;

· активность ребенка;

· связь обучения с жизнью, игрой и трудом ребенка.

Основные положения:

1. Мышление – есть исследование.

«Мышление касается идей неясных, неопределенных, незаконченных. Поэтому мышление есть исследование (…) Вместе с тем всякое мышление может быть ошибочно, гипотетично, приблизительно, пока оно не подтверждено опытом» [14]

2. Мышление есть процесс, запускаемый сомнением или проблемой.

«Только научившись пользоваться сомнением как поводом к мышлению, люди стали делать большие успехи»[14]

3. Мышление неотделимо от действия.

· «Люди должны делать что-нибудь, если хотят знать что-нибудь…»

· «Мыслить значит устанавливать точное соотношение между тем, что делаем, и ожидаемым результатом» [14]

4. Мыслить значит думать о будущем.

«Задача современного воспитания – создать такой способ обучения, который сделал бы мысль руководителем всякой практической работы …» [14]

5. Самостоятельное мышление.

«Думать можно только самому, только собственными наблюдениями, предположениями и проверкой можно расширять и исправлять свои знания»

6. Мышление мотивируется интересом к делу.

«Мысль рождается из непосредственной заинтересованности делом» [14]

      В России идеи проектного обучения использовал в своей деятельности С.Т. Шацкий. Важнейшей задачей воспитания, считал он, является подготовка личности к жизни в условиях внешней свободы, к овладению своей внутренней свободой, к направлению мыслей, чувств, воли на творчество, созидание, сотрудничество.

С.Т. Шацкий внедрял проектный метод в практику обучения в сотрудничестве с группой педагогов-преподавателей с 1905 года. Под руководством С.Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования: социально - педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

    Этот метод широко использовался А. С. Макаренко. В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и для школ ФЗС, которые были построены на основе комплексов - проектов.

    В 1931 году метод проектов был осуждён и запрещён постановлением ЦК ВКП(б), так как в школах наблюдалось недопустимое падение качества обучения.

    И до недавнего времени в российской школе метод проектов практически не использовался. Претерпев серьезные эволюционные изменения, метод проектов стал в нашей стране частью содержания гимназического образования. Появились первые исследования в этой области, авторы которых (М.Б. Павлова, Е.С. Полат и др.) пытаются дать дидактическую характеристику метода проектов, создать классификацию проектных работ.

Особенности проектной деятельности.

     Проект (в переводе с лат. «брошенный впе­ред») - прототип, прообраз, реалистический замысел о же­лаемом будущем.

Проектная деятельность - приоритетная форма орга­низации деятельности учащихся, способствующая активи­зации мыслительной деятельности и развитию креативных способностей.

Проектирование - вид индивидуальной деятельности, метод образовательной деятельности (метод проектов).

     Метод проектов - педагогическая технология, совокуп­ность учебно - познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе плани­рования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией ре­зультатов.

    Метод проектов – это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым…практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [5, с.66]

      Ключевой тезис метода: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить».

   Можно выделить четыре основных направления, при которых эффективно применение метода проектов:

· проект как метод обучения на уроке;

· проектные технологии дистанционного обучения;

· для формирования исследовательских навыков школьников во внеурочной работе;

· как метод организации исследовательской деятельности учителей.

     Смысл использования «метода проектов» состоит в стимулировании интереса учащихся к решению определённых проблем, предполагающих достаточно свободное владение суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, в приобретении навыков практического применения полученных знаний.[9]

     Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и предполагает решение какой-то проблемы – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

  Существует несколько подходов к классификации проектов.  

Виды проектов (по доминирующейдеятельности учащихся) (по Е. С. Полат):

· исследовательский;

· практико-ориентированный (прикладной);

· информационный (поисковый);

· творческий;

· социальный;

· игровой (ролевой). [5]

    По содержанию:

· монопредметный;

· метапредметный.

    По количеству участников:

· индивидуальный;

· парный;

· малогрупповой (до 5 человек);

· групповой (до 15 человек);

· коллективный (класс и более в рамках школы);

    По уровню и по характеру контактов:

внутришкольный, муниципальный, городской, региональный, национальный, всероссийский, международный, сетевой.

    По масштабам:

· мегапроекты;

· малые проекты;

· микропроекты.

 По срокам реализации (продолжительность):

краткосрочный (1-2 урока), среднесрочный и долгосрочный. 

     По характеру проектируемых изменений:

· инновационные;

· поддерживающие.

В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.

    Требования к применению метода проектов в обучении:

· наличие значимой исследовательской или творческой проблемы;

· практическая (теоретическая) значимость предполагаемых результатов;

· ориентация на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную

деятельность учащихся;

· структурирование содержательной части проекта;

· использование исследовательских методов. [5, с.66]

Исследовательский метод.

     Исследование как метод обучения был известен еще со времен Сократа (беседа–исследование).

     Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году. Под исследовательским методом он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте».

     В педагогической литературе также используются другие названия этого метода - эвристический, лабораторно - эвристический, опытно - испытательный, метод лабораторных уроков, естественнонаучный, метод эвристического исследования и др.

     Исследования можно классифицировать по разным основаниям:

     По количеству участников:

· коллективные;

· групповые;

· индивидуальные.

    По месту проведения:

· урочные;

· внеурочные.

    По времени:

· кратковременные;

· долговременные.

    По теме:

· предметные;

· свободные.

    По проблеме:

· освоение программного материала;

· более глубокое освоение материала, изученного на уроке;

· вопросы, не входящие в учебную программу.

    Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач.

    В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

· первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;

· второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;

· третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

      Исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

    Исследование в сфере образования является учебным исследованием.

В «большой» науке главной целью является получение объективно нового результата, производство новых знаний.В отличии от науки, в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащихся в учебной деятельности на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Поэтому при организации обучения на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. [4]

      Таким образом, учебно – исследовательская деятельность – это учебная деятельность, направленная на реализацию основных этапов научного исследования, ориентированная на формирование у учащихся культуры исследовательского поведения как способа освоения новых знаний, развитие способностей к познанию, но не предполагающая получения нового научного результата, как в научном исследовании.   

§3. Различия проектной и исследовательской деятельности.

    Сущность проектной деятельности можно обозначить словом «замысел», сущность исследовательской деятельности - «поиск». Реализацию учебного проекта предваряет умозрительное представление будущего продукта, реализацию учебного исследования - формулировка гипотезы. [7]

    Как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». [10] Однако,  в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время.

    Учебно-исследовательская деятельность учащихся связана с разрешением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

    Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

     Цель исследования - получение новых знаний о существующих объектах и явлениях. Цель проектирования - создание новых объектов и явлений.

      Различные источники по-разному выделяют этапы работы над учебным проектом, исследованием. Но можно выделить общие этапы.

Основные этапы проектной и исследовательской деятельности.

Проект. Учебное исследование.

Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.156 с.