Памятник Горлову Петру Николаевичу в г. Горловка Донецкой области — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Памятник Горлову Петру Николаевичу в г. Горловка Донецкой области

2019-12-20 230
Памятник Горлову Петру Николаевичу в г. Горловка Донецкой области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Памятник основателю Горловки, горному инженеру Горлову Петру Николаевичу был установлен в центре города в 1999 году, к 160-летию со дня его рождения. Горлов был одним из пионеров угольной промышленности Донбасса. Памятник расположен на проспекте Победы. Авторы: скульптор П. И. Антып и архитектор В. А. Колесник.
Находится: Донецкая область, г. Горловка, проспект Победы, недалеко от автовокзала.

Горлов Петр Николаевич (11 мая 1839 г., Иркутск — 20 ноября 1915 г., Петроград) — русский инженер-геолог, общественный деятель, один из пионеров в разработке угольных месторождений Донбасса, Кавказа, Средней Азии и Уссурийского края. В его честь назван г. Горловка Донецкой области, два горных перевала, а также хребет в районе Восточной части Центрального Тянь-Шаня.

Петр Николаевич Горлов родился 11 мая 1839 года в г. Иркутске в семье высокопоставленного чиновника и общественного деятеля. Его отец, Николай Петрович Горлов, был действительным статским советником, председателем Иркутского губернского правления, был активным приверженцем идей декабристов.

Детские годы Петра Николаевича прошли в Измайлово под Москвой. Учился в 1-й Московской гимназии, после ее окончания поступил в Петербургский институт Корпуса горных инженеров, который окончил в 1859 году с золотой медалью.

По распределению выпускников он попадает в судоходную компанию «Русское общество пароходства и торговли», где на практике постигает горное дело. В 1864 году Петр Николаевич занимает должность младшего помощника инспектора горного промысла на землях Войска Донского. Позднее его назначают начальником II Горного округа. Вскоре молодому специалисту П. Н. Горлову доверяют строительство водоотлива на Грушевском каменноугольном руднике. Параллельно со строительством, в свободное от работы время, он занимается составлением первого профессионального горно-геологического атласа рудника, который позднее был высоко оценен крупным специалистом горного дела Г. П. Гельмерсеном и включен в состав его пластовой карты угольных месторождений Донбасса.

По завершению работы на Грушевском руднике П. Н. Горлова берет к себе на работу известный строитель железных дорог С. С. Поляков, который получил от царского правительства заказ на строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги.

П. Н. Горлов был назначен руководителем строительства первой крупной железной дороги в Донбассе. В ходе горно-геологических разведывательных работ возле р. Корсунь им было обнаружено богатое угольное месторождение. После всестороннего исследования запасов и качества угля на руднике П. Н. Горлов предложил руководству начать разработку месторождения с целью обеспечения паровозного парка будущей железной дороги дешевым и качественным углем. Начальство отнеслось со вниманием к инициативе молодого талантливого специалиста и в скором времени две крестьянские шахты, которые находились в непосредственной близости от строящейся трассы, были переоборудованы: углублены стволы и построена система конной тяги. В работе принимали участие крестьяне из соседних слобод — Железной и Никитовки. Шахта не только полностью обеспечивала топливом донецкий участок Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, но и частично снабжала качественным углем внутренние рынки империи. Проект по строительству железной дороги был выполнен П. Н. Горловым в кратчайшие сроки — 23 декабря 1869 г. состоялось торжественное открытие движения поездов по линии Харьков—Славянск—Таганрог, что связало регион Донбасса с центром Российской империи, обеспечило его общероссийскими и зарубежными рынками сбыта угольной продукции.

После завершения строительства железной дороги Горлов занялся обустройством каменноугольного рудника в Макеевке, где под его руководством в 1869—1871 гг. строится Макеевская угольная копь. Параллельно в 1870 г. он занимается разведывательными работами в Таганроге. В это же время по совету П. Н. Горлова концессионер С. С. Поляков инвестирует средства не только в строительство железных дорог, но и в металлургический завод у Корсунской копи. Ему удалось добиться высочайшего указа Александра II о выделении участка земли у шахты на р. Корсунь у с. Железное под строительство Азовского рельсового завода. Участок оказался необычайно богат месторождениями каменного угля, между пластами которого находились небольшие залежи железной руды.

В 1871 г. С. С. Поляков пригласил П. Н. Горлова возглавить строительство. Было решено построить для нужд будущего предприятия каменноугольный рудник, который обеспечивал бы топливом мощности завода. В сентябре 1871 г. (по другим данным 1 августа 1871 г.) приступили к строительству шахты, которая в дальнейшем получила наименование Корсунская копь. Объект строился и эксплуатировался по последнему слову техники. Заказывать машины для шахты, вступившей в строй 1 марта 1874 г., П. Н. Горлов ездил в Бельгию. Впервые применяется потолочная система добычи каменного угля с закладкой выработанного пространства, что дало возможность начать промышленную разработку крутопадающих пластов, которая широко применяется и в наши дни. Оборудованный новейшей техникой того времени Корсунский рудник включил в себя все горные выработки ранее реконструированных П. Н. Горловым шахт и стал одним из крупнейших угольных предприятий Донбасса.

С 1872 г. рядом с Корсунской копью выстраивается поселок, где живут рабочие, и находится управление рудника, который получает наименование Горловка. В это же время С. С. Поляков разработал и утвердил «Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности», экономическую основу которого и составила Корсунская копь, уголь которой по своим характеристикам оказался одним из самых ценных в Донбассе. Стараясь привлечь иностранные инвестиции, С. С. Поляков в 1873 г. выставляет образцы угля с этого рудника на промышленной выставке в Вене. В 1875 г. строится железнодорожная ветка, которая соединяет шахты со станцией Корсунь. Уже к 1879 г. на руднике работало более одной тысячи человек, которые добывали свыше 5 млн. пудов каменного угля.

В 1877 г. П. Н. Горловым закладывается новый Чегарская копь, активно ведутся новые разведывательные работы по выявлению угольных месторождений. Он занимается расширением инфраструктуры Горловки, что проявляется не только в обустройстве рудников и коксового производства, но и в строительстве народной библиотеки, больницы, церквей, школ, питомника для выращивания декоративных и фруктовых деревьев. В это же время на заседании «Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности» П. Н. Горлов выдвигает идею создания училища по подготовке кадров для отрасли, которая заинтересовала всех акционеров. Ему же и поручают работу по созданию и открытию горного училища. П. Н. Горлов разрабатывает устав учебного заведения, в соответствии с которым, четырехгодичное обучение было платным, в училище по рекомендации влиятельных лиц принимались дети горняков, чиновников, священнослужителей. Он же подбирает и преподавательский состав, участвует в наборе студентов, дарит 200 книг в библиотеку училища. 16 августа 1878 г. торжественно открывается первое на Донбассе техническое учебное заведение — Горное училище С. С. Полякова, которое подготавливало высококвалифицированных горных мастеров и других специалистов для всего региона.

Вскоре достижения «Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности» были отмечены на всероссийской выставке в 1881 г. высшей наградой — Государственным Гербом. На промышленной выставке 1884 г. в Одессе — Золотой медалью. За успехи на поприще «Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности» был отмечен и сам П. Н. Горлов. Его награждают чином статского советника и орденом Орденом Святой Анны II степени. В августе 1883 г. П. Н. Горлов попадает в неприятную ситуацию: по просьбе друзей им был подписан вексель на крупную сумму для замены насоса на Корсунском руднике после аварии, что практически разорило инженера-геолога. После его погашения П. Н. Горлов вместе с семьей перебирается жить в Харьков.

В Харькове Горлов становится соучредителем многих акционерных обществ и избирается гласным Городской Думы. По его проекту в Харькове строятся здания городской биржи, городского правления, водопровод и конно-железная дорога. Его плодотворная деятельность на государственной службе заканчивается в 1885 г. выходом на пенсию, но П. Н. Горлов еще на протяжении 30 лет продолжает плодотворно трудиться.

Последние годы жизни П. Н. Горлов провел в Санкт-Петербурге, где работал в департаменте горного дела. Именно в это время он берется за написание труда «История горнозаводского дела на территории Донецкого кряжа и вблизи Керчи», который так и не был полностью опубликован. 20 ноября 1915 г.

Петр Николаевич Горлов скончался в Петрограде в возрасте 76 лет из-за крупозного воспаления легких. Похоронен П. Н. Горлов в Красном Селе на Выборгском кладбище, которое в 1930-х гг. было снесено вместе с церковью.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.