Тетрадь взаимосвязи учителя –логопеда и воспитателя подготовительной группы — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тетрадь взаимосвязи учителя –логопеда и воспитателя подготовительной группы

2019-09-17 659
Тетрадь взаимосвязи учителя –логопеда и воспитателя подготовительной группы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тетрадь взаимосвязи учителя –логопеда и воспитателя подготовительной группы

 

 

Лексическая тема: «ОСЕНЬ. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ.

ТРУД ЛЮДЕЙ ОСЕНЬЮ»

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

 

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где-то лето!

Идут по кругу, взявшись за руки.

Руки на поясе, поднять правую ступню, затем левую ступню.

Поднять руки, делая взмахи кистями.

Смотрят по сторонам в «бинокль».

Развитие мелкой моторики

Дождик, лей, лей, лей!

На меня

И на людей.

Сядем мы под грушкой

И накроемся подушкой.

Потряхивания кистями обеих рук.

Прижать ладони к груди.

Обе руки вытянуть вперёд.

Руки положить на бёдра.

Скрестить ладони на голове.

Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для челюсти «Бегемотик»

Упражнение для губ «Осенний ветерок»

Упражнение для языка «Лужа»

Рот широко открыть, удержать под счёт до 10.

Губы в форме трубочки, тихо тянуть звук [У].

Шлёпать губами по языку, произнося: «пя – пя – пя…».

Развитие фонетико-фонематического восприятия

В тишине дети должны прислушаться к звукам за окном:

«Скажите, что шумит?» (ветер) «Что шуршит?» (листья)

«Кто кричит?» (дети, мальчик) «Что гудит?» (самолет, автомобиль)

«Кто разговаривает?» (люди) и т.д.

Затем предлагается послушать, какие звуки слышны в помещении детского сада:

в соседней группе, в коридоре, на кухне и т.д.

Развитие лексико-грамматического строя речи

1. Подобрать слова, отвечающие на вопросы Что делает? Что делают?

Осень что делает? (приходит, наступает, начинается…) Птицы что делают? (улетают…)

Дождь? (идёт, капает, стучит…) Тучи? Трава? Ветер?

2. Подобрать признак к предмету по теме «Осень»

Солнце осенью какое? (тусклое…) Листья осенью какие? (жёлтые, красные, коричневые)

Трава осенью какая? Небо осенью какое? Дождь осенью какой? Ветер? День? Земля?

3. Подобрать слова, отвечающие на вопросы «что делает?», «что делают?» по теме «Осень».
Например: осень (что делает?)приходит, наступает, начинается...

птицы —... тучи —... животные-... ветер —...

дождь —... трава —... деревья —... листья —...

4. Игра «Подбери признак» по теме «Осень». Например: солнце (какое?)тусклое...

листья —... небо —... земля —... облака —...

трава —... дождь —... день —... ветер —...

5. Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее).

Развитие связной речи

1. Составить описательный рассказ об осени с использованием схемы.

2. Чтение стихотворений, рассказов, отгадывание загадок по лексической теме.

Чтение стихотворений Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, П.М. Плещеева, А.С. Пушкина об осени.

 

Лексическая тема: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?»

 

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

 

- Золотые руки растят!

Бегут по кругу на носочках, руки на поясе.

Меняют направление бега.

Останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны.

Два наклона к носочкам.

Развитие мелкой моторики

Каша в поле росла,

К нам в тарелку пришла.

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим.

Птичке-невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрешке —

Всем дадим по ложке.

Поднимают руки вверх, шевелят пальчиками.

Приседают, «шагают» пальчиками

Встают, мешают указательным

Пальцем правой руки в ладошке левой.

Загибают по одному пальчику на

Обеих руках на каждое название.

Развитие связной речи

1. Выучить и уточнить значение пословиц:

Хлеб – всему голова. Хорошо трудиться – хлеб уродится. Что посеешь, то и пожнешь.

Заучивание стихов о хлебе.

 

 

Лексическая тема: «ОВОЩИ. ОГОРОД. ТРУД ВЗРОСЛЫХ»

 

Выполняемые действия

 

Развитие общей моторики

 

В огород пойдём, урожай соберём:

Мы моркови «натаскаем»

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты

Круглый, сочный, очень вкусный!

 

 

Шагают, стоя на месте.

Имитация движений: «тащат» мешок на спине

«Копают» картофель,

«Срезают» кочан капусты.

Показывают круг руками, делая ритмичные повороты туловища в стороны

Развитие мелкой моторики

 

У Лариски – две редиски,

У Алёшки – две картошки,

У Серёжки- сорванца – два зелёных огурца!

А у Вовки – две морковки,

Да ещё у Петьки – две хвостатых редьки!

 

Одновременно разгибать одноимённые пальчики из кулачков обеих рук, начиная с больших пальцев рук.

Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для челюсти «Заборчик»

 

Упражнение для губ «Улыбка – трубочка»

Упражнение для языка «Лопаточка»

Широко улыбнуться, зубы сомкнуть и удержать под счёт до 10.

Попеременно произносить звуки [И - У] – 5 р.

Открыть рот, широкий язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние резцы. Удержать под счёт до 10.

Развитие связной речи

1. Составить рассказ – сравнение «Помидор и огурец» (по наглядности)

2. Чтение художественной литературы:

А. Пластов. «Костер в поле».

Дж. Родари «Чиполлино».

 

 

Выполняемые действия

 

Развитие общей моторики

Как румян осенний сад!

Всюду яблоки висят

Краснобоки, краснощёки.

На ветвях своих высоких

Словно солнышки горят!

 

Лёгкие хлопки ладонями по щекам.

Руки поднять вверх.

Руки на поясе, повороты направо – налево.

Руки поднять вверх.

Соединить руки в круг над головой.

Развитие мелкой моторики

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много, вот:

 

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ!

 

Левую ладошку держат «ковшиком».

Указательным пальцем правой руки «мешают» в «ковшике».

Загибают по одному пальцу на левой руке.

 

Размешивают пальцем в «ковшике».

Соединим ладони, протягивают руки вперёд.

Развитие связной речи

Составление описательных рассказов о фруктах.

Чтение рассказов, стихотворений, отгадывание загадок по лексической теме.

 

Выполняемые действия

 

Развитие общей моторики

«Меж еловых лап»

Меж еловых мягких лап

Дождик – кап, кап, кап.

 

Где сучок давно засох,

Всюду мох, мох, мох.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

 

Кто нашёл его друзья?

Я, я, я, я!

Дети поочерёдно протягивают вперёд руки, широко раздвинув пальцы.

Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой.

Соединённые пальцы приводят к плечам.

Сжимают и разжимают пальцы у плеч.

Трут ладони друг о друга.

Садятся, затем медленно встают, руки на поясе.

Протягивают руки вперёд.

Показывают ладонью на себя (4 раза).

Развитие мелкой моторики

«Опята»

На пеньке живёт семья:

Мама, папа, братья, я.

Дом у нас один, а крыша

Есть у каждого своя.

 

Одна рука сжата в кулак и прикрыта ладонью другой руки.

Поочерёдно разжимают пальчики из кулака.

Две руки вместе, ладонями вверх

Соединяют большие пальцы, изображая «крышу».

Развитие связной речи

 

1. Чтение художественной литературы:

Чтение стихотворения С. Маршака «Мухомор».

В.Зотов «Черника», «Голубика», «Ежевика», «Клюква», «Белый гриб», «Волнушка», «Опенок осенний» (из книги «Лесная мозаика»).

В.Сутеев «Под грибом» (из книги «Сказки и картинки»).

2. Отгадывание загадок по лексической теме.

3. Заучивание пословиц и поговорок.

4. Составление описательного рассказа по модели.

 

Выполняемые действия

 

1. Развитие общей моторики

Дует, дует ветер, дует, задувает,

Жёлтые листочки с дерева срывает.

Падают листочки прямо нам под ножки.

 

Энергичные взмахи руками.

Имитация срывания листьев.

Наклон вперёд, руки касаются ног.

 

Развитие мелкой моторики

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой,

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.

 

Плавные движения ладонями.

Показать обе ладони.

Загибать по одному пальчику, начиная с

большого пальца.

 

 

Резко разжать пальцы обеих рук.

Развитие связной речи

 

1. Отгадывание загадок, чтение пословиц.

2. Заучивание стихотворений по лексической теме.

3. Чтение художественной литературы:

Н. Осенев «Осень».

К. Ушинский «Спор деревьев».

С. Воронин «Моя береза. Осенью».

Л.Н. Толстого «Дуб и орешник».

 

 

Лексическая тема: «ОСЕНЬ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»

 

Осень ходит по дорожке

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где-то лето!

 

Птички летали, крыльями махали.

На деревья сели, вместе отдыхали…

Идут по кругу, взявшись за руки.

Руки на поясе, поднять правую ступню, затем левую ступню.

Поднять руки, делая взмахи кистями.

Смотрят по сторонам в «бинокль».

Дети бегут друг за другом по кругу, размахивая руками.

Садятся на корточки, соединяя руки за спиной.

Развитие мелкой моторики

 

Утка крякает: «Кря – кря»,

Гусь гогочет: «Га – га»,

Грач кракает: «Кра – кра»,

А ласточка чифкает: «Чиф – чиф».

Большой палец 2 раза прижать

К указательному

К среднему

К безымянному

К мизинцу.

Игра «Угадай кто улетел?»

4. Образование сложных прилагательных утка; острый клюв - … черное крыло…,

красные лапы -, тонкие лапы -…, длинные лапы - …и т.д.).

5. Образование приставочных глаголов (например: Птичка с веточки (что сделала?)

слетела. Птичка к дереву (что сделала?) подлетела. Птичка с ветки на ветку (что

сделала?) перелетела. И т.д. Приставочные глаголы: прилетела, улетела,

влетела, залетела, вылетела, облетела и т.д.).

6. Согласовывать числительных с существительными в роде, числе и падеже. Игра «Кто прилетел к кормушке?»

7. Пользоваться всеми простыми предлогами.

Игра «Кто где живет?»

Составление предложений по картине по образцу воспитателя.

На доске картинки с изображением гнезда на дереве, гнезда под крышей дома и скворечника.

Например: Это гнездо грача. Грач строит гнездо на дереве.

Это гнездо ласточки. Ласточка строит гнездо под крышей дома.

Это скворечник. В скворечнике живет скворец и.т.д.

8. Упражнять в словообразовании (журавленок, совенок), Игра «У кого кто?».

9. Подбор слов – антонимов «Скажи наоборот»

Ласточка маленькая – грач ….

У ласточки крылья короткие – у грача ….

У грача клюв длинный - у ласточки ….

У грача клюв толстый - у скворца ….

У ласточки хвост длинный - у скворца ….

У ласточки грудка белая - у грача ….

Развитие связной речи.

1.Составлять связный последовательный рассказ- сравнение с опорой на схему, составление описательного рассказа «Журавль-сова»

2. Совершенствовать навыки рассказывания по картине, составление рассказа по картине «Отлет птиц». Используем мнемотаблицу «Расскажи о птицах».

 

Лексическая тема: «ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

Я умею обуваться, если только захочу!

Я и маленького братца обуваться научу!

Вот они – сапожки.

Этот, с левой ножки.

Этот, с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем мы сапожки!

Топают ногами.

Приседают.

Встают, наклоняются вперёд.

Поглаживают носок левой ноги.

Поглаживают носок правой ноги.

Руки вверх, трясут кистями.

Топают ногами.

Развитие мелкой моторики

Как у нашей кошки на ногах сапожки.

Как у нашей свинки на ногах ботинки.

А у пса на лапках голубые тапки.

А козлёнок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка – новые кроссовки.

Вот так, вот так, новые кроссовки!

Загибают на обеих руках по одному пальчику, начиная с большого пальца.

 

 

«Шагают» по столу указательными и средними пальцами обеих кистей.

Д/и «Четвертый лишний»

5. Образование относительных прилагательных. Д/и «Исправь ошибку»

6.Совершенствовать умение согласовывать числительные 2 и 5 с существительными. Д/и «Магазин одежды». «Головные уборы».

7.3акрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги.

Д/и «Я иду гулять»

8.Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Д/и «Одень Машу и Машеньку»

9. Закрепить умение образовывать и употреблять формы существительных множественного числа в родительном падеже Назвать части платья: «Воротник, рукава, манжеты, петельки, пуговицы, карманы».

5. Развитие связной речи

Чтение рассказов, стихотворений, отгадывание загадок по лексической теме.

1. Учить детей развивать сюжет, используя план, предложенный логопедом.

2. Распространять предложения за счет однородных прилагательных.

3. Развивать монологическую форму речи.

4. Составление сложно-подчиненных предложений с противопоставлением

Составление рассказа о предметах одежды и обуви по предложенному наглядному плану (

Развитие мелкой моторики

«ГНОМИКИ-ПРАЧКИ»

Жили-были в домике

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Стали гномики стирать:

Токи — рубашки,

Пики — платочки,

Лики — штанишки,

Чики — носочки.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

 

Дети сжимают и разжимают кулачки

Загибают пальчики, начиная с больших.

Разгибают пальчики, начиная с мизинцев.

Трут кулачки друг о друга.

Загибают пальчики, начиная с больших.

 

Развитие связной речи

1. Чтение рассказов, стихотворений, отгадывание загадок по лексической теме.

2. Заучивание коротких текстов.

3. Распространение предложения обстоятельством места (платье висит в шкафу), однородными членами (Таня надела пушистую, теплую кофту).

4. Описательный рассказ по одежде (мнемотаблица).

 

 

Выполняемые действия

 

Развитие общей моторики

Я – чайник, ворчун, хлопочун, сумасброд,

 

Я вам напоказ выставляю живот.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

«Эй, люди, я с вами чай пить хочу!»

Стоят, узогнув одну руку, как носик чайника, другая рука – на поясе.

Руки – на поясе, живот надут, топают ногами.

 

Призывные движения рукой.

Развитие мелкой моторики

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку, Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам,

И в корытце – поросятам.

Всю посуду заняла,

Всё до крошки раздала!

Указательным пальцем правой руки мешают «кашу» в левой ладошке.

Загибают по одному пальчику на левой руке.

 

 

Разжимают левый кулачок.

Сдувают «крошки» с левой ладони.

Развитие связной речи

1.Совершенствовать умения детей составлять описательные рассказы о посуде по схеме.

2.Продолжать формировать монологическую форму речи.

3.Использовать в речи сложносочиненные предложения с союзом «а»: стакан стеклянный, а чашка фаянсовая и т.д.

4. Образование и употребление сложноподчиненных предложений с союзом потому что.

5. Составь рассказы-сравнения каждой пары предметов по картинному плану.

Составление описательного рассказа по схеме (мнемотаблице).

Составление рассказа-сравнения каждой пары предметов по картинному плану.

Чтение с обсуждением: К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха Цокотоха».

Составление описательных рассказов о предметах посуды: «Чайник», «Кастрюля» и т.д.

 

Лексическая тема: «ЗИМА, ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ»

 

Выполняемые действия

 

Развитие общей моторики

Мы катались на коньках,

Даже жарко стало!

В снежки играли во дворах –

Всё нам было мало!

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех!

Дружно мы на лыжи встали

И по снегу побежали,

А потом на санки сели,

Смело с горки вниз слетели!

Отводят руки за спину, имитируя движения конькобежца.

«Играют» в снежки.

Разводят руки в стороны.

Поднимают руки вверх и

ритмично трясут кистями.

Имитируют движения лыжника («Классический ход»)

Приседают, руки на коленях.

Встают и хлопают в ладоши 4 раза.

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем – совсем несладкий!

Загибают пальчики на одной руке.

«Лепят» снежок, меняя положение ладоней.

Соединяют пальцы обеих рук, делая круг.

Грозят указательным пальчиком.

Развитие связной речи

1) Чтение литературных текстов с обсуждением:

И.С. Никитин «Встреча зимы», Е.Трутнева «Первый снег», Г.Скребицкий «Зима».

2) Отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок о зиме.

 

 

Развитие мелкой моторики

Прилетайте птички

Сала дам синичке

Приготовлю крошки

Хлебушка немножко

Эти крошки голубям

Эти крошки воробьям

Галки да вороны

Ешьте макароны

Взмахивают руками-«крыльями»

Режущие движения одной ладони

по другой

Пальцами крошат крошки

Показывают правую ладонь

Показывают левую ладонь

Скользящие движения ладонями.

Упражнения для губ

Округлить губы при сближенных зубах. Удержать под счет до пяти (1—5 раз).

Упражнения для языка

(все упражнения выполняются перед зеркалом с подключением тактильного контроля)

Рот широко открыт, удерживание широко распластанного языка под счет на нижней губе. Широким языком обнять верхнюю губу, верхние зубы, занести язык в форме «чашечки» в рот. Удерживание языка в положении «чашечки» под счет снаружи рта и за верхними зубами. Занесение языка в положении «чашечки» за верхние зубы с подключением сильного ротового выдоха.

Развитие мимических мышц

После массажа любуемся собой: возмутились, рассердились, нахмурились, удивились, обрадовались.

Развитие связной речи

  1. Составление рассказов о птицах по мнемотаблицам; загадки- описания.
  2. Рассказы по темам:

- Поможем птицам зимой.

- Как построить кормушку.

- Если бы я был воробьем.

  1. Заучивание стихотворения «Снегири» А. Прокопьева

Чтение художественных текстов: «Птичьи кормушки» Л.Воронкова

 

Лексическая тема: «ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА»»

Выполняемые действия

 

Развитие общей моторики

Ень-ень-скачет северный олень

Ень-ень- скользит по льду тюлень.

Едь-едь- бежит белый медведь.

Орж-орж- из воды вылез морж.

Ец-ец- по снегу бежит песец.

Белые медведи мороза не боятся. Нравиться им в море ледяном купаться.

Не страшны им в Арктике клыкастые моржи.

На рыбу и тюленей охотятся они.

Старый морж сказал моржонку,

Неуклюжему ребенку:

«Ты на льдине не лежи,

В море рыбки поищи».

(дети изображают животных)

 

(ладони на столе, разводят пальцы поочередно)

 

 

(соединяют все пальцы правой руки по очереди с большим, начиная с указательного)

 

Развитие мелкой моторики

Кто на Севере живет?

Кто там ест и кто там пьет?

Звери необычные, к холоду привычные.
Вот песец из норки смотрит,

Белый мишка важно ходит,
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан
Гордый северный олень
Грузы возит целый день.

(Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)

(«Замок», меняя положение пальцев)
(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»)
(Пальчики «шагают»)

(Ладони «лодочкой» двигаются вперед)

(Кисти рук скрещены, пальцы рук раздвинуты)
(Растирание ладоней движениями вверх, вниз)

Развитие мимических мышц

В лесу бегает злой волк.

Вдруг не стало волка.

Это мишка косолапый прогнал злого волка

Нахмурить брови

Поднять брови

Подмигнуть правым глазом

Развитие связной речи

 

1. Знать внешние признаки животных. Чем питаются, как передвигаются, где обитают. Уточнить, почему называются «животные Севера». Подобрать эпитеты к каждому животному.

2. Составить описательный рассказ о любом животном.

Вопросы к описанию животного: Кто это? Где живет? Какого цвета? Как передвигается? Чем питается?

3. Составление рассказа-сравнения «Белый медведь и жираф»:

«Белый медведь — это северное животное, а жираф — южное. Медведь — животное хищное, а жираф — травоядное. Медведь питается рыбой и тюленями, а жираф — травой и листьями. Медведь белый, а жираф рыжий с темными пятнышками. У медведя толстая шкура, а у жирафа тонкая. У медведя короткая шея, а у жирафа длинная. У медведя на ногах когти, а у жирафа копыта».

 

\

 

 

Развитие мимических мышц

Мы умеем улыбаться, Мы умеем удивляться, Мы умеем сердиться, Мы умеем огорчаться.

Выполнение действий по тексту.

Развитие связной речи

1. Составление рассказа из личного опыта «Как мы праздновали Новый год»

2. Составление рассказа по сюжетной картинке «Дети у новогодней елочки»

3. Заучивание стихотворений и текста к новогоднему утреннику.

4. Пересказ сказки «Снегурочка»

5. Русская народная сказка «Снегурочка».

6. Братья Гримм «Госпожа метелица».

7. В.Сутеев «Елка» (из книги «Сказки и картинки»).

 

Лексическая тема: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ, ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»»

 

Выполняемые действия

 

Развитие общей моторики

Села кошка под кусточек,

Сыра скушала кусочек.

Встала кошка, потянулась,

Её шерстка развернулась.

 

Сидят на корточках.

Хлопают себя по животику.

Встают на носочки, руки тянут вверх.

Гладят живот ладонью по часовой стрелке.

Развитие мелкой моторики

Я в деревне отдыхаю, всех зверей домашних знаю

Кролик, лошадь и коза, кот, корова и свинья.

А еще баран с овцой

Да верный пес –помощник мой.

(Руки на столе ладошками вниз разводят и соединяют пальцы левой и правой руки)

(загибают пальчики)

 

(изображают пальцами морду собаки)

 

Развитие связной речи

 

1. Игры по теме «Домашние животные».

2. Чтение и обсуждение художественных текстов: Л.Н. Толстой «Котенок», «Лев и собачка», Г. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка».

3. Рассказы детей о своих домашних питомцах.

5.4. Составь рассказ по плану: Какого цвета животное. Назови части тела. В каком жилище живет. Чем оно питается. Кто рождается у животного. Какую пользу они приносят.

 

Лексическая тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»»

Выполняемые действия

 

Развитие общей моторики

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька – трусишка,

И как серый волк – волчишка.

(выполняют движения по тексту)

 

Развитие мелкой моторики

Мишка косолапый по лесу гулял,


Для своей берлоги место выбирал.
Под сосной высокой землю стал копать,
Выкопал берлогу и улегся спать.
Звездочки - снежинки падали с небес,
Снег покрыл дорожки, и дома, и лес.
И всю зиму ветер в том лесу шумел,

И всю зиму мишка под сосной храпел.

Сжать кулачок, «вынуть» большой палец и мизинец – это «мишка косолапый»
Ходим пальцами по полу, столу или коленям.
Левую руку ставим на локоть и растопыриваем пальцы – это сосна, «мишка» роет под сосной,
Накрываем «мишку» левой ладонью,

Руки медленно опускаем вниз, шевеля пальцами.

Руки поднимаем вверх, пальцы растопырены, качаем руками,
Складываем ладони, кладем из под щеку, глаза закрываем.

Развитие мимических мышц

В лесу бегает злой волк.

Вдруг не стало волка.

Это мишка косолапый прогнал злого волка

Нахмурить брови

Поднять брови

Подмигнуть правым глазом

Развитие связной речи

 

1. Чтение рассказов, стихотворений, отгадывание загадок о животных наших лесов.

2. Чтение художественных текстов: М. Пришвин «Еж», русских народных сказок в обработке Л.Н. Толстого «Маша и медведь», «Три медведя».

И. Соколов-Ми китов «Листопадничек».

Е. Чарушин «Кабан-секач». «Рысь» (из книги «Моя первая зоология^).

И. Гурвич «Малька и Милька» (из книги «Задушевное слово»).

В.Сутеев «Палочка-выручалочка» (из книги «Сказки и картинки»).

3. Составление рассказа-описания «Лиса»:

«Лиса — это дикое животное. Она живет в лесу. Она очень хитрая. У нее острая мордочка, пушистый хвост, быстрые лапы. Шерсть у лисы рыжая. Лиса живет в норе, у нее есть лисята. Лиса питается курятиной, зайчатиной».

 

 

Кто управляет?»

Машиной – шофер, водитель; вертолетом –; кораблем –; ракетой –; поездом –; самолетом – летчик, пилот.

Подбери признак»

Железнодорожный – транспорт, перрон, вокзал, путь и т.д.

Железнодорожная – касса, платформа, форма.

Железнодорожное – полотно, расписание, движение.

Развитие связной речи

Чтение художественной литературы: А. Гайдар «Чук и Гек»; рус. нар. сказка «Семь Симеонов – семь работников»; В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок».

 

 

Выполняемые действия

 

Развитие общей моторики

Мы пилили,

Мы рубили,

Целый день мы стул чинили,

Громко молотком стучали,

Свежей краской покрывали,

Мама очень нас хвалила

И печеньем угостила.

Пилящие движения

Рубящие движения

Стучат кулачками

 

Руками вверх-вниз

Хлопают в ладоши

Поглаживают живот ладонями

Развитие мелкой моторики

«Слесарь»

Не нужны такие вещи

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и ножовки,

А всего нужней сноровка.

 

Сжимают, разжимают пальцы

Загибают пальцы

 

Сжимают, разжимают пальцы

Развитие связной речи

Чтение художественных текстов, рассказов, стихотворений; отгадывание загадок по лексической теме.

С. Маршак «Как рубанок, сделал рубанок»

Заучивание стихотворения: Е. Благининой «Про дворников»

Выполняемые действия

 

Развитие общей моторики

На горах высоких,

На степном просторе,

Охраняет нашу Родину солдат!

Он взлетает в небо,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад.

 

Руки поднять вверх.

Руки развести в стороны.

Рукой «отдать честь».

Руки поднять вверх.

Круговые движения руками - «плыть».

Стоять, руки вдоль туловища.

Развитие мелкой моторики

«Защитники Отечества»

Сегодня праздник всех отцов,

Всех сыновей, всех, кто готов

Свой дом и маму защитить,

Все нас от бед отгородить!

 

 

Летит самолёт высоко, высоко,

Ему на посадку зайти нелегко!

 

Лётчик за кругом делает круг…

 

Ему самолёт и товарищ, и друг.

 

Сжимают и разжимают пальцы

Хлопают в ладоши

Из ладоней делают «домик», руки прикладывают к сердцу

Сжимают и разжимают пальцы

 

Скрестить кисти в запястьях, делая взмахи.

Соединить ладони, плавно выдвигая их вперёд.

Руки вытянуты вперёд, круговые движения кулачками.

Скрестить кисти в запястьях, делая взмахи.

Сосчитай 1-5»

Танк, пулемет, вертолет, сабля, парашют.

Один-много»

Корабль – корабли – кораблей; парашют; граната; патрон; ракета; пулемет; танк; самолет.

Назови, кто где служит?»

На границе – пограничник; в артиллерии; в войсках связи, на подводной лодке; в разведке; в танковых войсках; прыгают с парашютом.

Что не так?»

Танкист управляет самолетом.

Подводная лодка взлетела в небеса.

Подбери слово признак»

Защитник Отечества какой? – храбрый, …

Служебная собака какая? – верная, …

6. Игра «Что делает?» Лётчик – летает; танкист – едет в танке; парашютист – прыгает с парашютом; снайпер - …; сапёр - …; пограничник - …

«Кто лишний и почему?» Снайпер – сапёр – артист – танкист;

«Что лишнее и почему?» Пистолет – винтовка – ружьё – поварёшка.

Развитие связной речи

Составление рассказов о защитниках нашей Родины по представлению.

 

 

Выполняемые действия

 

Развитие общей моторики

Мы по кругу все пойдём

И животных назовём:

Пантера, слон, леопард,

Лев, крокодил, гепард,

Жираф, обезьяна, джейран –

Это животные жарких стран!

 

Взявшись за руки, идут по кругу.

 

Руки на поясе, на первое слово садятся, на следующее встают и т.д.

 

Стоя на месте, хлопают в ладоши 4 раза.

Развитие мелкой моторики

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы зверей считать:

Слон, слониха и слонёнок,

Тигр, тигрица и тигрёнок.

Загибают по одному пальцу, начиная с мизинца, одновременно на обеих руках.

Хлопают в ладоши 4 раза (на каждое слово).

Загибают пальчики на левой руке.

Загибают пальчики на правой руке.

Развитие связной речи

1. Отгадывание загадок.

2. Чтение стихотворений и рассказов по лексической теме.

Л. Толстой «Слон», Киплинг рассказы из «Книги джунглей», Б.Житков «Про слона», «Мангуста», «Как слон спас хозяина от тигра», Е.Чарушин «Носорог», «Бегемот», «Лев» (из книги «Моя первая зоология»).

3. Составление «Рассказа - описания».

Это тигр. Он живет в жарких странах. Я его видел в зоопарке. Он большой, рыжий, полосатый. У него крупная голова, мощные лапы и длинный хвост. У тигра зоркие глаза, чуткие уши и острые зубы. Он охотится на других животных. Его дети называются тигрята.

4. Составление описательного рассказа по мнемотаблице.

5. Составление рассказа – сравнения «Слон и тигр», «Жираф и бегемот»

 

Лексическая тема: «МЕБЕЛЬ. БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ»

 

Выполняемые действия

 

Развитие общей моторики

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем мебель мы считать:

Кресло, стул, диван, кушетка,

Полка, шкаф, кровать, банкетка.

 

Стоят в кругу, хлопают в ладоши.

Берутся за руки, идут по кругу.

Руки на поясе. На первое слово садятся, на второе – встают и т.д.

 

Развитие мелкой моторики

Пальчики мы загибаем,

Стулья быстро мы считаем:

Один стул, два стула, три стула,

Четыре стула, пять стульев,

Шесть стульев, семь стульев,

Восемь стульев, девять стульев, десять!

 

Ритмично сжимать – разжимать пальчики на обеих руках одновременно.

Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца на левой руке и заканчивая мизинцем на правой руке.

Развитие мимических мышц

Легко сомкнуть веки; плотно сомкнуть веки; закрыть правый глаз, затем левый; подмигнуть.

Развитие связной речи

1. Составление описательных рассказов «Стол», «Стул», «Кровать» с опорой на модель.

2. Рассказы по темам:

- Зачем нужны электроприборы? - Помогаю маме.

- Правила пользования электроприборами - Если бы я был утюгом…

 

 

Развитие связной речи

1. «Что можно подарить маме и бабушке?» Составление предложений по образцу: «Маме и бабушке можно подарить много цветов и улыбок».

2. Составление творческих рассказов по теме «Мамочка моя», «Праздник мам», «Любимая бабушка».

3. Заучивание стихотворения: В. Шуграевой «Маме»

 

Выполняемые действия

 

1. Развитие общей моторики (ежедневно)

Поезжай за моря-океаны,

Надо всею землей пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая поля…

«Едут»;

«летят»;

разводят руки в стороны;

отрицательно качают головой;

приседают, руки вниз;

встают, руки в стороны;

стучат руками перед собой;

руки в стороны, плавные взмахи.

2. Развитие мелкой моторики (ежедневно).

Небо синее в России, реки синие в России. Васильки и незабудки не растут нигде красивей. Есть и клены, и дубы,

А какие есть грибы!

А ещё пекут в печи

Вот такие калачи!

 

Загибают по одному пальчику на обеих руках;

руками изображают ветви деревьев;

двумя руками показывают «грибок»;

хлопают, то одна ладонь сверху, то другая;

показывают большой калач.

 

3. Развитие артикуляционной моторики (ежедневно)

Развитие связной речи

Лексическая тема «НАШ КРАЙ

ГОРОД, домашний адрес»

 

На лугу у ворот, где рябина растёт,

Мы в тенёчке-холодочке заведем хоровод.

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

Про Байкал мы споём, в гости всех позовем,

Землянику и бруснику собирать в лес пойдем.

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Ведь не зря говорят, что наш край так богат.

Приезжайте в Забайкалье, каждый вам будет рад.

Хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ-топ.

Всё!

Идут по кругу, взявшись за руки, вправо;

 

встают лицом в круг, хлопают в ладоши;

идут по кругу, взявшись за руки, влево;

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.525 с.