Рыночное равновесие. Равновесная цена. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Рыночное равновесие. Равновесная цена.

2019-09-17 195
Рыночное равновесие. Равновесная цена. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Чтобы понять, как в рыночной экономике устанавливаются цены на товары и как цены координируют решения потребителей и производителей, происходит распределение ограниченных ресурсов общества, необходимо рассмотреть рынок отдельного товара, или индивидуальный рынок.

Всякий рынок можно охарактеризовать по разным признакам (таблица 1)

Таблица 1- Виды рынков

Признак классификации Вид рынка
Вид товара Потребительский: товары и услуги; Ресурсный: труд, капитал, земля; Финансовый: ценные бумаги, инвестиции, деньги
Географическое положение Местный; региональный; национальный; мировой
Степень развитости конкуренции Совершенный и  несовершенный: монополистический, олигополистический, монополистической конкуренции
Степень участия государства в рыночном механизме Стихийный, регулируемый
Характер  продаж Оптовый, розничный

 

Приступая к изучению данной темы, следует иметь в виду, что спрос, предложение и равновесная цена являются основными характеристиками любого рынка. В данной теме эти понятия рассматриваются применительно к модели свободного (конкурентного) рынка.

Спрос D (англ. demand) — это модель, показывающая, какое количество товара потребители готовы и в состоянии купить по разным ценам в течение определенного периода времени. Спрос есть факт покупки. Спрос отражает связь между объемом спроса (Q) и ценой товара (Р).

В общем виде функцию спроса можно представить: QD = f (Р) < 0– функция от цены, всегда величина отрицательная.        

Кривая спроса иллюстрирует действие закона спроса: при прочих равных условиях (неизменности прочих факторов) снижение цены ведет к росту величины (объёма) спроса и, напротив, рост цены ведет к уменьшению величины (объёма) спроса, т.е. видна отрицательная или обратная связь между изменениями цены и величины спроса. В основе данного закона лежат следующие аргументации:

1. Ограниченность бюджета каждого потребителя, приводящая к возникновению эффектов дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может купить больше данного товара, не отказывая себе в возможности приобретения каких-либо альтернативных товаров. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести более дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга.

2. Действие принципа убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше полезности (удовлетворения). Поэтому потребители покупают дополнительные единицы товара лишь при условии, что цена на них снижается.

Зависимость цены и объема (величины) покупок может быть проиллюстрирована графиком (рис. 7). Кривая спроса на графике имеет отрицательный наклон.

P 2,00 1,75 1,5 1,00 0,75 0,5
Q 40 50 65 125 175 190

Рис. 7. График кривой спроса

 

Обратите внимание на то, что цена выступает причиной, а объем спроса – следствием.

На спрос, кроме, цены, оказывают влияние и другие факторы (неценовые детерминанты):

I – доход потребителей;

Z – вкусы и привычки покупателей;

W – ожидания изменения цен и изменения дохода;

Psub  - цена субститутов (товаров заменителей);

Pcom – цена комплементов (дополняющих товаров);

N – количество покупателей;

B – прочие факторы.

Развернутая функция спроса будет иметь вид:

QD = F (P, I, W, Psub, Pcom, N, B)

Рис. 8. Графики изменения объема спроса – слева и изменения спроса - справа

 

Необходимо различать изменения объема спроса и изменения спроса (функции спроса). Объем спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара, что иллюстрируется движением по точкам кривой спроса. Спрос меняется тогда, когда изменяются неценовые детерминанты, кривая спроса сдвигается вправо или влево от первоначальной позиции, при этом не меняет свою конфигурацию, т.е. сдвигается параллельно.

2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Предложение S (англ. supply) — это модель, показывающая, какое количество продукта производитель желает и способен произвести и предложить к продаже по каждой из возможных цен в течение определенного периода времени. Предложение есть факт продажи.

Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость. Закон предложения: при прочих равных условиях при повышении цен возрастает величина предложения; со снижением цен сокращается величина предложения. Функция предложения: QS = f (P) > 0. Кривая предложения (рис. 9) имеет положительный наклон.

В основе закона - следующая аргументация:

1. Стремление любого производителя к увеличению дохода, т.к. доход является основным стимулом в рыночной экономике.

2. Ограниченность ресурсов приводит к тому, что в длительном периоде все ресурсы дорожают, что ведет к возрастанию издержек производства и требует более высокой цены для их возмещения.

3. Здравый смысл, который говорит человеку, что больший доход всегда лучше, чем меньший.

P 1 2 3 4
Q 20 35 40 45

 

Рис. 9. График кривой предложения

 

В действительности на предложение влияют, кроме цены, и другие факторы (неценовые детерминанты):

Pr  - цена ресурсов;

K – характер применяемой технологии;

T – налоги и субсидии;

N – количество продавцов;

B – прочие факторы.

Развернутая функция предложения будет иметь вид:

QS = F (P, Pr, K, T, N, B)

Рис. 10.  Графики изменения объема предложения – слева и

изменения предложения – справа

 

Необходимо различать изменения предложения (функции предложения) и изменения объема предложения. Объем предложения меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара, иллюстрируется движением по кривой предложения. Изменение предложения (функции предложения) происходит под действием изменения неценовых детерминант и иллюстрируется параллельным сдвигом кривой предложения вправо или влево.

3. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Если соединить на одном графике кривые спроса и предложения, получится модель рыночного равновесия. Покупатели предлагают цену спроса, т.е. такую максимальную цену, за которую они могут купить товар. Она равна величине их бюджета (дохода). Продавцы предлагают цену предложения, т.е. такую минимальную цену, по которой производитель еще может продавать свои товары, т.е. которая обеспечивает рентабельность производства и сбыта. Итак, экономические интересы покупателей и продавцов идут навстречу друг другу: у покупателей сверху вниз, у продавцов снизу вверх. В точке, где желание продавцов продать и желание покупателей купить данное количество товара по данной цене совпадут, и будет совершен акт купли-продажи, т.е. возникнет рыночное равновесие (рис. 11), т. E - точка равновесия, при этой цене объем спроса равен объему предложения.

 

 

Рис. 11. Модель рыночного равновесия

 

Роль равновесной цены:

1. Устанавливает рыночное равновесие, т.е. наилучший объем производства и продаж, равный оптимальной величине производства и потребления.

2. Синхронизирует акт купли-продажи, т.е. не оставляет излишков у продавцов и не создает дефицита у покупателей.

Категорию равновесия легче осмыслить при знакомстве с видами равновесия - мгновенным, краткосрочным, долгосрочным. Мгновенное равновесие возникает при индивидуальном общении покупателя и продавца. Краткосрочное – это равновесие при фиксированной цене, например, на товар вывешивается ценник. Долгосрочное – это равновесие при закрепленной цене, например, торговля по каталогам, наличие прейскурантов на товары для заключения торговых сделок на некоторый период времени, обычно больше года.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.