Темы 17 и 18. Мировой рынок. Международная торговля — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Темы 17 и 18. Мировой рынок. Международная торговля

2019-09-17 380
Темы 17 и 18. Мировой рынок. Международная торговля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.  Международная торговля обеспечивает условия для (укажите два варианта ответа): а) преодоления ограниченности отечественных ресурсов; б) диверсификации производства за счет привлечения иностранных инвестиций; в) снижения миграции трудовых ресурсов;

г) ограничения потребления природных ресурсов.

 

2. Ограничение экспортных и (или) импортных поставок количеством товаров или их суммарной стоимости на установленный период времени называется: а) квотированием; б) лицензированием; в) субсидированием предприятий;

г) добровольным ограничением экспорта.

 

3. К причинам эмиграции трудовых ресурсов относят:

а) повышение уровня инфляции в стране-экспортере;

б) повышение уровня инфляции в стране-импортере;

в) более высокий уровень оплаты труда в стране-импортере;

г) более высокий уровень оплаты труда встране-экспортере.

 

4. Степень открытости экономики характеризуется:

а) долей ВВП в мировом ВВП; б) уровнем ВВП на душу населения;

в) соотношением величины экспорта к ВВП страны;

г) разницей между экспортом и импортом.

 

5. Применение таможенных тарифов может стать причиной:

а) увеличения внутренней занятости ресурсов;

б) снижения уровня жизни в стране;

в) снижения внутренней занятости ресурсов;

г) отрицательного сальдо платежного баланса по счету текущих операций.

 

6.Установите правильную последовательность результатов резкого снижения мировых цен на нефть: а) восстановление естественного уровня производства;

б) снижение издержек производства и цен;

в) совокупное предложение превысит потенциальное значение и произойдет рост уровня цен;

г) увеличение совокупного предложения в краткосрочном периоде.

 

7. Специализация и международное разделение труда, сопровождаемые развитием мировой торговли: а) увеличат вероятность безработицы во всем мире; б) увеличат мировое производство товаров и услуг; в) приведут к снижению уровня жизни в бедных странах; г) уничтожат разницу в уровнях жизни в разных странах.

 

8. Предположим, что потребительская корзина американца стоит 250 долл, а россиянина – 6000 руб. Номинальный обменный курс рубля составляет 30 руб. за доллар. Реальный обменный курс рубля составит: а) 0,33; б) 0,8; в) 30; г) 1,25.

 

9. Если Великобритания имеет сравнительное преимущество в производстве автомобилей перед Францией, то: а) специализация и торговля автомашинами между Великобританией и Францией невыгодны;

б) альтернативная стоимость производства автомобилей в Великобритании выше, чем во Франции; в) альтернативная стоимость производства автомобилей в Великобритании ниже, чем во Франции;               

г) Великобритании будет выгодно снижение спроса на автомобили.

 

10. Какое утверждение о таможенных тарифах верно?

а) тарифы расширяют рынок для экспорта;

б) тарифы сокращают занятость в защищаемых отраслях;

в) тарифы выгодны некоторым группам за счет других;

г) тарифы способствуют росту наиболее эффективных отраслей.

 

11. Дефицит торгового баланса страны существует, если:

а) она продает товары за рубеж большей стоимости, чем приобретает оттуда;

б) она покупает за рубежом товары большей стоимости, чем туда продает;

в) она больше вкладывает капитала за рубеж, чем оттуда получает;

г) государственные расходы превышают налоговые поступления.

 

12. Что из перечисленного ниже наилучшим образом описывает закон сравнительных преимуществ. Любая торгующая страна может выиграть, продавая товары: а) альтернативная стоимость производства которых высокая и покупая товары, альтернативная стоимость которых низкая;

б) с низкой альтернативной стоимостью производства и покупая товары с высокой альтернативной стоимостью; в) от которых население получает меньшее удовольствие, и покупая те, от которых население получает большее; 

г) избыточные на рынке данной страны и покупая дефицитные товары.

 

13. В целях сокращения дефицита торгового баланса парламентарии предлагают увеличить таможенные тарифы на импорт. Если это произойдет, то можно ожидать: а) увеличения национального импорта и экспорта;

б) сокращения национального импорта и экспорта;

в) увеличения национального импорта и сокращения экспорта;

г) сокращения национального импорта и увеличения экспорта.

 

14. Если в стране 1тройская унция золота стоит 200 реал, а в стране 2 стоит 500 лир, то номинальный валютный курс лиры равен ____ реал:

а) 3; б) 2,5; в) 1; г) 0,4.

 

15. Увеличение правительством России таможенных пошлин на ввозимые потребительские товары: а) выгодно отечественным предприятиям, производящим аналогичные товары; б) выгодно отечественным предприятиям, работающим на экспорт; в) выгодно потребителям; 

г) выгодно только государству.

 

16. Торговля с другими странами позволяет: а) получить больше товаров, используя те же ресурсы; б) расширить количество ресурсов производства;

в) получить товары лучшего качества; г) все вышеперечисленное.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основной

Экономическая теория. Макроэкономика-1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: учебник. М.: Дашков и К, 2011.  919 с.

Дополнительной

1. Сухарев О.C., Кожемяко Н.П. Основы макро- и микроэкономики: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Высшая школа, 2009. 391с.

2. Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник для вузов: в 2 т. /К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю; пер. с англ. 16-е изд. М.: ИНФРА-М, 2008.  514 c.

3. Экономика: учебник для вузов/под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008. 840 c.

4. Ефимова Е.Г. Экономика: для студентов неэкономических специальностей: учебник. М.: Флинта; МПСИ, 2008. 391 с.

5. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия: научное издание. М.: ИНФРА-М, 2008. 823 c.

6. Кузнецов Б.Т. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 463 c.

7. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник для студентов, обучающихся по экон. специальностям/ Фин. акад. при Правительстве РФ. 5-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2008.  688 c.

8. Бланшар О. Макроэкономика: учебник; пер. с англ.: Т.Ю. Матвеевой [и др.] под науч. ред. Л.Л. Любимова. М.: Издательский дом Государственного университета Высшей школы экономики, 2010. 652 c.

В качестве дополнительной литературы для самостоятельной работы, для подтверждения теории практикой российской действительности рекомендуются по всем темам следующие периодические издания (журналы): Российский экономический журнал, Вопросы экономики, Деньги и кредит, Мировая экономика и международные отношения, Общество и экономика, Экономист, Финансы, газета «Экономика и жизнь».

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Абсолютно неэластичный спрос –  спрос, при котором на определенное количество товара может быть установлено сколь угодно высокая цена. Кривая спроса - вертикальная линия.

Абсолютно эластичный спрос – спрос, при котором при определенной цене спрос сколь угодно велик. Кривая спроса – горизонтальная линия. Однако, при изменении цены спрос отсутствует.

Абсолютное преимущество – способность человека, предприятия (фирмы) или страны производить больше данного блага, чем конкуренты при равных ресурсах и одинаковом уровне технологии.

Активы – все ценное, что человеку, фирме или государству принадлежит на правах собственности.

Альтернативная ценность, альтернативные издержки (упущенная выгода) – наиболее ценное из благ (товаров, услуг), которыми пришлось пожертвовать при выборе, т.е. те блага, которые можно было иметь взамен выбранных.

Бартер – прямой обмен одних товаров на другие без использования денег.

Безбилетник – тот, кто потребляет благо, но не оплачивает издержки его производства.

Безналичные денежные средства – суммы, хранящиеся на счетах граждан, фирм и организаций в банках и используемые для расчетов путем изменения записей по счетам.

Блага – все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд.

Бухгалтерская (расчетная) прибыль – разница между валовым доходом и явными валовыми издержками.

Валовый доход фирмы – общая выручка фирмы от реализации товаров. Она равняется произведению цены на количество проданных товаров.

Даровые блага – блага, имеющийся объем которых больше потребностей людей, а потребление их одними людьми не приводит к возникновению нехватки этих благ для других.

Деньги – нечто, принимаемое всеми в обмен на любые товары, способное соизмерять все товары при обмене, способное сохранить и накопить доходы в форме сбережений.

Дефицит – ситуация, в которой при существующей цене величина спроса превышает величину предложения. Появляется, когда существующая цена ниже цены равновесия.

Длительный период – это время, в котором все производственные ресурсы переменны.

Закон предложения – при прочих равных условиях, зависимость между количеством предложения товара и ценой прямая.

Закон спроса – при прочих равных условиях, зависимость между количеством и ценой товара обратная.

Закон убывающей предельной (маржинальной) отдачи – положение, в соответствии с которым при фиксированном объеме факторов для производства дополнительной единицы продукции со временем требуется все больше переменных факторов.

Закон убывающей предельной полезности утверждает, что начиная с определенного момента дополнительные единицы каждого продукта будут приносить потребителю постоянно уменьшающееся добавочное удовлетворение.

Заменители (субституты) – товары, по которым рост цены одного из них вызывает рост спроса на другой, и наоборот.

Заработная плата – доход, получаемый теми, кто предоставляет свою рабочую силу.

Земля – все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства товаров.

Избыток – ситуация, в которой при существующей цене величина предложения превышает величину спроса. Появляется, когда существующая цена выше цены равновесия.

Изменение величины предложения – движение вдоль фиксированной кривой предложения, вызванное изменением в цене товара.

Изменение величины спроса – движение вдоль фиксированной кривой спроса, вызванное изменением в цене товара.

Изменение предложения – сдвиг кривой, вызванный изменением какой-либо из детерминант предложения.

Изменение спроса – сдвиг кривой спроса, вызванный изменением какой-либо детерминант спроса.

Капитал – весь производственно-технический аппарат, который люди создали для увеличения своих сил и расширения возможностей изготовления необходимых благ.

Картель – олигополия, при которой существует формальное соглашение о согласовании цен и разделе рынка крупнейшими фирмами. Это позволяет им вести себя как единый монополист.

Командная экономическая система – система, в которой решения о выборе того, что, как и для кого производить принимают власти, которым принадлежат факторы производства.

Конкуренция – экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ресурсов.

Короткий период - это время, за которое фирма не может изменить свои производственные мощности (они фиксированы).

Кривая Лаффера – кривая, показывающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, с помощью которой выявляется налоговая ставка, позволяющая максимизировать сумму этих налоговых поступлений.

Кривая предложения – графическое изображение соотношения между ценой и величиной предложения товара.                 

Кривая производственных возможностей - кривая, графически демонстрирующая различные комбинации объемов двух любых товаров, которые могут быть произведены из данного объема ограниченных ресурсов и при данном техническом уровне производства.

Кривая спроса – графическое изображение соотношения между ценой и величиной спроса на товар.

Ликвидность – степень легкости, с которой какие-либо активы могут быть превращены владельцем в деньги.

Макроэкономика изучает экономику как единое целое.

Максимизация прибыли - (принцип деятельности фирмы) фирма должна производить такой объем продукции, при котором предельный доход равняется предельным издержкам.

Маржинальный анализ – изучение влияния на результат небольших изменений.

Микроэкономика изучает функционирование отдельных участников экономических процессов.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, при которой на рынке действует множество фирм, производящих сходный, но не идентичный продукт. Продукция на рынке не является стандартизированной, каждая фирма выпускает нечто особенное, связанное с определенной группой потребителей.

Наличные денежные средства – бумажные деньги и разменная монета.

Невидимая рука – принцип Адама Смита, утверждавшего, что рынок эффективно распределяет ограниченные ресурсы и что стремление каждого человека к личному богатству ведет к богатству всей нации.

Неэластичный спрос – спрос, слабо реагирующий на изменение цены товара, т.е. изменение цены на 1% вызывает пропорционально меньшее изменение спроса на товар и коэффициент эластичности спроса меньше 1.

Неявные (вмененные) издержки – упущенная альтернативная стоимость затраченных ресурсов, в том числе “нормальная прибыль”.

Нормальная прибыль –  средняя прибыль на вложенный капитал.

Общая полезность – общая сумма полезности (удовлетворения), получаемая от потребления всех единиц, т.е. всего заданного объема товаров.

Общественный товар отличается тем, что не конкурирует в потреблении, не может быть поделен, его потребление распространяется на всех, включая тех, кто его не оплачивал.

Ограниченность – фундаментальное утверждение о том, что подавляющая часть имеющихся в распоряжении человечества благ ограничена и все потребности людей не могут быть удовлетворены.

Олигополия – рыночная структура, при которой рынок контролируется несколькими крупными фирмами.

Переменные издержки – издержки, которые меняются вместе с объемом выпускаемой продукции.

Полезность – общественное свойство товара удовлетворять потребности.

Политический товар – любой частный или общественный товар, который оплачивается правительством для своих граждан.

Постоянные издержки – издержки, которые не зависят от объемов производства, т.е. не меняются вместе с объемом выпускаемой продукции.

Потребительские ожидания – прогноз о будущих величинах экономических переменных, связанных с интересами потребителей.

Потребности – общий объем благ, которые люди хотели бы получить, если бы не существовало ограниченности.

Предельная выгода (полезность) – дополнительная выгода от предпринятого действия.

Предельные затраты (издержки) – дополнительные издержки от предпринятого действия.

Предельные издержки – прирост валовых издержек при увеличении объема продукции на единицу.

Предельный продукт фактора – прирост объема продукции при увеличении объема переменного фактора на единицу.

Предложение – количество товара, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.

Предпринимательские способности – услуги, которые способны оказывать обществу люди,

Прибыль – превышение выручки от продаж товаров над общей суммой затрат на их изготовление и продажу.

Прибыль – предпринимательский доход, может принять отрицательное значение, т.е. форму убытка.

Проблема монополизации – проблема, возникающая при недостатке конкуренции на рынке, вследствие чего производители ограничивают производство блага с целью повышения цен на него.

Производительность – объем благ, который удается получить от использования единицы определенного вида ресурсов в течение определенного периода времени.

Процент – доход, получаемый от предоставления капитального ресурса.

Равновесие потребителя – состояние, при котором структура расходования ограниченного дохода человека позволяет извлечь максимальную общую полезность от процесса потребления.

Равновесное количество – объем товаров и услуг, который уравнивает предельную стоимость последней проданной единицы товара с предельными (альтернативными) издержками ее производства. Стоимость этой последней единицы равна стоимости тех ресурсов, из которых можно получить наилучшую альтернативу.

Рентный доход – доход, получаемый собственниками земли, сырья или недвижимости.

Рынок: 1) механизм, действие, сфера, которые соединяют вместе покупателя и продавца, 2) совокупность актов купли-продажи.

Рыночная экономическая система основана на том, что факторами производства владеют домашние хозяйства, а система принятия решений передана в основном индивидам и фирмам.

Сеньораж  – доход государства от печатания денег в случае монетизации дефицита государственного бюджета.

Смешанная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором часть экономических вопросов решается рынком, а часть – государством.

Собственность – отношение между людьми по поводу владения, распоряжения и использования экономических ресурсов.

Совершенная конкуренция – такой вид рыночной структуры, который предполагает: а) множество фирм на рынке; б) выпуск однородного продукта; в) наличие множества информированных покупателей; г) легкость вхождения на рынок и ухода с рынка. Следствие условий совершенной конкуренции – отдельная фирма не может влиять на рыночную цену.

Сопутствующий товар – товар, по которому рост цены на один из них вызывает снижение спроса на другой, и наоборот.

Специализация – сосредоточение производства у наиболее эффективного производителя.

Спрос – количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.

Спрос с единичной эластичностью – спрос при котором, изменение цены равно изменению объема покупок.

Сравнительное преимущество – это способность выполнять работу с наименьшими альтернативными издержками.

Средние издержки – валовые издержки на единицу выпускаемой продукции. Определяются делением валовых издержек на объем выпускаемой продукции.

Средние переменные издержки – переменные издержки на единицу продукции. Изменяются в соответствии с U-образной кривой: сначала снижаются, а затем возрастают.

Средние постоянные издержки - постоянные издержки на единицу продукции. В течение короткого периода устойчиво снижаются при увеличении объема продукции.

Средний продукт фактора – отношение объема произведенной продукции к использованному объему фактора.

Стоимость – денежная сумма, которая уплачена при покупке или получена при продаже определенного объема товаров.

Субъекты (действующие лица) хозяйственной деятельности - люди (домохозяйства), предприятия (фирмы), государство.

Суверенитет потребителя – власть потребителей над рынком, т.е. их способность определять, какие товары и в каком количестве должны быть произведены в рыночной экономике.

Товар – все, что предназначено для продажи.

Торговля – добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги.

Традиционная экономическая система – система, поведение которой основано на традициях, обычаях, привычках.

Труд – совокупность умственных и физических способностей людей, применяемых в процессе производства товаров.

Условие равновесия потребителя – утверждение, что максимальное удовлетворение потребителя достигается тогда, когда последний рубль, истраченный им на любой из товаров потребительского набора,  дает одинаковый прирост общей полезности. В другой формулировке – это утверждение, что максимальное удовлетворение потребителя достигается тогда, когда соотношение предельных полезностей товаров равняется соотношению их цен.

Услуга – товар, особенность которого в том, что момент его производства совпадает с моментом реализации.

Факторы производства – ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.

Цена предложения – минимальная цена, по которой производитель может продать товар. Ограничена затратами производителя на производство и реализацию товара.

Цена равновесия (равновесная цена) – цена, при которой величина спроса со стороны покупателя совпадает с величиной предложения со стороны продавцов.

Цена спроса – максимальная цена, которую может оплатить потребитель исходя из своих ограниченных возможностей.

Частная собственность – признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) экономических ресурсов.

Частный товар – отличается 3 главными особенностями: конкурирует в процессе потребления, делим, никто не может быть исключен из процесса его потребления.

Чистая монополия – такой вид рыночной структуры, при которой: а) на рынке действует одна фирма; б) существуют высокие барьеры для вхождения на рынок. Следствие условий монополии – фирма способна воздействовать на рыночную цену.

Экономика – наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.

Экономика – способ организации деятельности людей, направленный на создание необходимых им благ.

Экономическая (чистая) прибыль – разница между валовой выручкой и валовыми издержками, которые включают в себя явные и неявные издержки.

Экономическая система – формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по: 1) способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства и 2) типу собственности на экономические ресурсы.

Экономическая теория – общественная наука, исследующая проблему такого использования редких ресурсов, при котором достигается наибольшее или максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества.

Экономическая эффективность – такое состояние, при котором невозможно произвести ни одно изменение, не ухудшив при этом положение дел.

Экономические блага – блага, доступные людям в меньшем объеме, чем потребность в них.

Эластичность спроса по цене – мера реагирования изменения величины спроса в ответ на изменение цены, выраженная в процентах.

Эластичный спрос – спрос, гибко реагирующий на изменение цены, т.е. изменение цены на 1% вызывает пропорционально большее изменение спроса на товар и показатель эластичности спроса больше 1.

Эмиссия денег – выпуск в обращение денежных знаков, приводящий к увеличению их количества.

Эффект Оливера-Танзи – сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет в условиях инфляции.

Явные издержки – это издержки, которые подтверждены документально и фиксируются фирмой в бухгалтерских отчетах.

МАТЕРИАЛЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.