Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2019-09-09 | 342 |
5.00
из
|
Заказать работу |
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2019 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.04 Специальное дошкольное образование по программе углубленной подготовки, входящей в состав укрупненной группировки специальностей среднего профессионального образования 44.00.00 Образование и педагогические науки
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Магнитогорский педагогический колледж».
Разработчик:
Салманова Альбина Фаритовна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин.
Программа рассмотрена на заседании кафедры 23.05.2019 г. протокол №9, одобрена научно-методическим советом от 27.05.2019 г., согласована с работодателями 29.05.2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины | 9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 94 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | 11 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 30 |
в том числе: | |
- работа с электронными учебными пособиями - работа над рефератами, докладам - работа с дополнительными источниками | 16 4 10 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Медико - биологические основы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Основы общей патологии | 3 семестр: теор. 44, практ. 20, с/р30 (все верно на 19-20 уч.год) | 11 | |||
Тема 1.1. Общее учение о здоровье и болезнях
Содержание учебного материала
Введение. Предмет, основные понятия курса.
Структура болезней
Практические занятия
Заполнение таблицы: Социальные факторы, влияющие на здоровье.
Тема 1.2. Причины и условия возникновения болезней человека
Содержание учебного материала
Внешние и внутренние факторы болезней человека.Основные условия возникновения болезней человека.
Практические занятия
Анализ факторов болезней человека
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка презентации: Классификация условий возникновения болезней
Тема 1.3. Общая характеристика типовых патологических процессов.
Содержание учебного материала
Понятие, классификация патологических процессов. Характеристика типовых патологических процессов.
Практические занятия.
Решение задач по определению стадий болезней человека
Самостоятельная работа обучающегося
Составление схемы: Стадии болезней человека.
Содержание учебного материала
Тема 2.1. Анатомия и физиология органа слуха
Периферический отдел слухового анализатора. Барабанная перепонка. Наружное ухо. Строение и функции среднего уха. Строение и функции внутреннего уха. Строение и функции проводникового отдела слухового анализатора. Центральный отдел слухового анализатора. Звукопроводящая и звуковоспринимающая функция слухового аппарата.
Практические занятия
Анализ основных анатомических структур органа слуха по таблицам, рисункам, моделям.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление схемы: Слуховай анализатор
Тема 2.2. Патология органа слуха
Содержание учебного материала
Заболевания и аномалии развития наружного уха. Заболевания и аномалии развития среднего уха.
2
Заболевания и аномалии развития внутреннего уха. Методы компенсации нарушения слуховой функции
Практические занятия
Анализ особенностей течения патологических процессов в слуховом анализаторе у детей
Самостоятельная работа обучающегося
1.Заполнение таблицы: Болезни слуха.
Содержание учебного материала
2
Периферический и центральный отделы речевого аппарата. Нос. Рот. Язык. Глотка. Гортань. Трахея, бронхи, легкие. Грудная клетка и диафрагма: строение и функции. Функции речевого аппарата и речевого акта: дыхание, фонация, артикуляция. Патология органов речи.
Грудная клетка и диафрагма: строение и функции. Функции речевого аппарата и речевого акта: дыхание, фонация, артикуляция
Патология органов речи.
Практические занятия
Анализ основных анатомических структур органов речи по таблицам, рисункам, моделям.
Самостоятельная работа обучающегося
1.
Содержание учебного материала
Периферический отдел зрительного анализатора.
Строение и функции центрального отдела зрительного анализатора.
Физические свойства световой волны. Акомодация глаза. Возрастные изменения аккомодации.
2
Зрительное восприятие. Бинокулярное зрение и его значение в зрительном восприятии. Острота зрения. Патология органов зрения. Заболевания и аномалии развития глазного яблока. Патология проводящих путей.
Нарушение цветоощущения. Травма органа зрения. Причины. Профилактика. Осложнения. Воспалительные заболевания век.
Практические занятия
Анализ основных анатомических структур органа зрения по таблицам, рисункам, моделям.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Составление рекомендации для родителей: Профилактика болезней зрения у детей.
Тема 3.1. Основные понятия
и положения современной генетики
Содержание учебного материала
Наследственность и изменчивость.Виды изменчивости, их характеристика.Фенотип и генотип.Уровни организации наследственного аппарата человека.
Практическое занятие
Статистическое описание изменчивости количественных признаков.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Составление таблицы: Уровни организации наследственного аппарата человека
Тема 3.2. Генетика человека
Содержание учебного материала
Методы изучения наследственности человека. Кариотип человека. Половые хромосомы и аутосомы.Хромосомные механизмы определения пола.
Практические занятия
Решение задач на темы: Наследование групп крови, Наследование, сцепленное с полом.
Самостоятельная работа обучающегося
.Составление таблицы: Методы изучения наследственности человека
Содержание учебного материала
Классификация наследственных болезней. Этиология и патогенез генных заболеваний. Хромосомные аномалии.
2
Классификация мультифакториальных болезней.
Практические занятия
Хромосомные аномалии.Составление опорных конспектов.
Самостоятельная работа обучающегося
1.Подготовка презентации: Классификация наследственных болезней
Содержание учебного материала
Роль генетических факторов в возникновении расстройств речи, нарушений слуха и зрения.
Наследственные формы нарушений двигательных функций.
Генетика эмоционально- личностных расстройств, девиантного поведения в детском возрасте.
Практические занятия
Составление рекомендаций для работы с детьми, страдающими ДЦП
Тема 4. 1. Неврология
Содержание учебного материала
Общий обзор строения нервной системы человека: центральная, периферическая и вегетативная нервная система. Мозговые оболочки. Мозговые желудочки. Кровеносная система мозга. Борозды и извилины, их значение. Структура нервной системы человека.
Самостоятельная работа обучающихся
Составлении талицы Строение и функции спинного мозга.
Тема 4.2. Нейрофизиология
Содержание учебного материала
Основные физиологические процессы в центральной нервной системе. Работа И.П. Павлова об условных и безусловных рефлексах..
2
Основные процессы в коре головного мозга: возбуждение торможение, иррадиация, концентрация и взаимная индукция. Характеристика нервных процессов: сила, подвижность и уравновешенность. Значение типов высшей нервной деятельности
Работы Н.И. Красногорского по изучению типов нервной деятельности в детском возрасте. Высшие корковые функции. Критические периоды развития.
Практические занятия
Анализ типов высшей нервной деятельности по предложенному материалу.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося
1.Составление таблицы Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов.
2.Подготовка доклада Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.
Содержание учебного материала
Исследование двигательных функций. Механизм осуществления двигательного акта. Уровни поражения двигательного пути, степени выраженности.
Понятия: паралич (плегия), парез, моноплегия, гемиплегия, гемипарез, параплегия, тетрапления, тетрапарез. Понятие о центральном и периферическом параличе, их особенности и различия.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление таблицы Сравнительная характеристика центрального и периферического паралича.
Содержание учебного материала
Исследование чувствительности и функций органов чувств. Типы нарушений чувствительности. Значение поверхностной и глубокой чувствительности. Три нейрона чувствительности.
Глубокая чувствительность и праксис, уровни поражения чувствительности. Тактильная агнозия. Обоняние и его значение. Синдромы расстройств органа слуха. Гнозис, его расстройства. Зрение и его значение.
Практические занятия
Заполнение таблицы: Синдромы зрительных расстройств, причина возникновения, особенности.
Самостоятельная работаобучающихся
1.Подготовка докладов: Особенности глухих и слабослышащих детей, Особенности слепых слаовидящих детей
Содержание учебного материала
Поражение нервной системы ребёнка с патологией внутриутробного развития. Нарушение мозгового кровообращения.Черепно - мозговая травма. Минимальная мозговая дисфункция.
Практические занятия
Составление таблицы: Инфекционные заболевания нервной системы.
Котрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка доладов по вопросам: Гидроцефалия, Микроцефалия.
Содержание учебного материала
Психические нарушения в детском возрасте
1.Критерии психического здоровья. Психофизиологические основы детской психопатологии.Этиология и патогенез психических заболеваний.
Практические занятия
Составление схемы: Причины,вызывающие психические нарушения в детском возрасте
Самостоятельная работа обучающегося
Составление схемы: Этиология психических заболеваний
Содержание учебного материала
Нарушения восприятия, внимания, памяти, воли и эмоционально- волевой сферы. Расстройства мышления и сознания.
Практические занятия
Анализ клинических примеров нарушения познавательной деятельности.
Котрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося
1.Разработка консультации для родителей: Особенности работы с детьми, имеющими психические расстройства
Содержание учебного материала
Синдромы расстройства сознания. Астенический, гипердинамический, судорожный, гипертензионный синдромы. Психопатоподобные синдромы.Синдромы раннего детского аутизма.
Практические занятия
Анализ специальной литературы по организации воспитания и обучения детей с ранним детским аутизмом
Самостоятельная работа обучающегося
Составление схемы Определение путей психолого- педагогической коррекции при гипердинамическом синдроме
Содержание учебного материала
Шизофрения.Психические нарушения при черепно- мозговых травмах. Психические нарушения при интоксикациях.Неврозы, причины, признаки, профилактика.Психопатии.
Практические занятия
. Анализ специальной литературы: Организация воспитания и обучения детей страдающих шизофренией.
Анализ специальной литературы по динамике психопатий
Самостоятельная работа обучающегося
1.Составление схемы: Коррекция психических нарушений после черепно- мозговых травму детей в ходе воспитательной работы
Содержание учебного материала
Система организации помощи детям, страдающим нервно- психическими расстройствами. Профилактика психических болезней у детей.
Самостоятельная работа обучающегося
Составление схемы: Система организации помощи детям, страдающим нервно- психическими расстройствами
Дифференцированный зачет
Всего:
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Кабинета биологии
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета медико-биологических и социальных основ здоровья;
Оборудование учебного кабинета: рабочие места обучающихся и преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
специализированный программно-аппаратный комплекс педагога:
персональный компьютер с предустановленным программным обеспечением;
интерактивное оборудование.
Основные источники:
1. Бакунова И.В. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.В. Бакунова, Л.И. Макадей. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 122 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66100.html
2. Поморгайло Е.Г. Диагностика общепатологических процессов глазами студента 3 курса. Часть 1. Общая патологическая анатомия [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.Г. Поморгайло, М.В. Маркелова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 77 c. — 978-5-4486-0328-0, 978-5-4486-0329-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74392.html
3. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Ю.В. Белянинова [и др.]. — 4-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 482 c. — 978-5-4486-0304-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73985.html
4. Алпатова Н.С. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра. Вопросы теории и практики [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.С. Алпатова, С.А. Карпова, Е.С. Федосеева. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2018. — 309 c. — 978-5-4487-0116-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71733.html
5. Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция [Электронный ресурс]: научная монография / А.Р. Агрис [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Логомаг, 2018. — 372 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/77039.html
6. Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: материалы научно-практической конференции с международным участием, г. Москва, 18 февраля 2017 года / Е.Г. Речицкая [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2017. — 195 c. — 978-5-4263-0487-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72481.html
7. Сопровождение ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного и инклюзивного образования [Электронный ресурс]: учебник. Направления подготовки: 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование». Профиль «Дошкольная дефектология»; 050400.62 «Психолого-педагогическое образование». Профиль «Психология образования». Квалификация (степень) выпускника: бакалавр / А.А. Наумов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. — 303 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32093.html
8. Бенилова С.Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович, Н.В. Микляева. — Электрон. текстовые данные. — М.: ПАРАДИГМА, 2012. — 312 c. — 978-5-4114-0008-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13030.html
9. Шипицына, Л.М., Вартанян, И.А. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения [Текст] /Л.М. Шипицына, И.А. Вартанян. – М.: Академия, 2012.- 198 с.
10. Якимова Е.А. Укрепление здоровья ребенка в детском саду. Из опыта работы ДОУ [Электронный ресурс]: методическое пособие / Е.А. Якимова, Н.Э. Фатюшина, И.Л. Тимофейчук. — Электрон. текстовые данные. — СПб.: КАРО, 2014. — 296 c. — 978-5-9925-0916-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61040.html
Дополнительные источники:
1. Асанов, А.Ю., Демикова, Н.С., Морозов, С.А. Основы генетики и наследственные формы нарушения развития у детей [Текст] /А.Ю. Асанов, Н.С. Демикова, С.А. Морозов.- М.: Академия, 2010.-324 с.
2. Ляпидевский, С.С. Невропатология [Текст] /Л.С. Ляпидевский. - М.: ВЛАДОС, 2011.- 367 с.
3. Мастюкова, Е.М., Московкина, А.Г. Основы генетики. Клинико- генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии [Текст] /Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина.- М.: Владос, 2011.- 297 с.
4. Вельтимцев, Ю.Н. Наследственные болезни нервной системы [Текст] /Ю.Н. Вельтимцев. - М.: Академия, 2010.- 228 с.
5. Данилова, Н.Н., Крылова, A.M. Физиология высшей нервной деятельности [Текст] /Н.Н. Данилова, А.М. Крылова. - М.: Учебная литература, 2011.- 259 с.
6. Нейман, Л.В., Богомольский, М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи[Текст] /Л.В. Нейман, М.Р. Богомольский. - М.: ВЛАДОС, 2012.- 324 с.
7. Сапин, М.Р., Брыксина, З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст] /М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – М.: Академия, 2012.- 349 с.
8. Смирнов, В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков [Текст] /В.М. Смирнов. - М.: Академия, 2012.- 349 с.
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
Применять знания по генетике, общей патологии, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения при изучении профессиональных модулей и в процессе профессиональной деятельности Правильно интерпретировать и применять основные понятия генетики, общей патологии, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения при совместной работе с медицинским персоналом Знать: Основные термины и понятия генетики, общей патологии, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения Основы генетики Общее учение о здоровье и болезнях Внешние и внутренние факторы болезней человека Причины, условия возникновения болезней человека Роль конституции и наследственности в патологии Стадии и исходы болезней человека Общую характеристику типовых патологических процессов Основы общей патологии Основы детской невропатологии Основы психопатологии детского возраста Основы анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения | Текущий контроль: Оценивание практических и самостоятельных работ Промежуточный контроль: контрольная работа Итоговый контроль: Диф.зачет |
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2019 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.04 Специальное дошкольное образование по программе углубленной подготовки, входящей в состав укрупненной группировки специальностей среднего профессионального образования 44.00.00 Образование и педагогические науки
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Магнитогорский педагогический колледж».
Разработчик:
Салманова Альбина Фаритовна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин.
Программа рассмотрена на заседании кафедры 23.05.2019 г. протокол №9, одобрена научно-методическим советом от 27.05.2019 г., согласована с работодателями 29.05.2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины | 9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!