Анализ общих законов античной поэтики. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Анализ общих законов античной поэтики.

2019-09-04 223
Анализ общих законов античной поэтики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    

Для начала стоит отметить, что в античной литературе до самого её конца главенствовала стихотворная форма. Эпос и лирические стихи, трагедии и комедии писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме, хотя рифма не была присуща античности. Произведения, в основном, писались гекзаметром, трохеическим тетраметром, а также ямбическим триметром.

Второстепенные размеры — дактилический пентаметр и ямбический диметр. Эти размеры использовались только в чересстрочном сочетании; пентаметр с гекзаметром, диметр — с ямбическим триметром; таким образом, ионийская строфика была только двустрочной. Такие двустрочные системы, длинный стих + короткий, назывались «эподы»; длинная строка воспринималась как запев, короткая — как припев-развязка. Наибольшее распространение получили элегический дистих (дактилический гекзаметр + дактилический пентаметр) и ямбический эпод (ямбический триметр + ямбический диметр). Приведём примеры использования основных размеров, а также их определения.

1. Гекза́метр, гексаметр, устар. ексаметр, ексаметрон, эксаметр, дактило-хореический размер, шестеромерный стих (др.-греч. ἑξάμετρον от ἕξ «шесть» + μέτρον «мера») — в античной метрике любой стих, состоящий из шести метров, или же стих из пяти дактилей или спондеев, и одного спондея или хорея в последней стопе. Один из трёх главных размеров классической античной квантитативной (количественной) метрики, самый употребительный размер античной поэзии. Первые гекзаметрические сочинения не записывались; это были устные произведения, передаваемые, в частности, бродячими аэдами. Изначально гекзаметр являлся преимущественно сакральным стихом; гекзаметром, в частности, произносились ответы оракулов, пелись религиозные гимны. Гекзаметр произносился нараспев. В героических поэмах, как высокая форма стиха, гекзаметр стал применяться намного позже. Первый зафиксированный письменно гекзаметр появляется в «Илиаде», «Одиссее» и других киклических поэмах. Эти поэмы создавались в IX—VIII вв. до н. э. (записаны в VI в. до н. э., до этого передаваясь устно); гекзаметр в них уже полностью сложен и устойчив. Под влиянием гомеридов гекзаметр стал классическим стихом героического эпоса. Аристотель называет гекзаметр «самым устойчивым и веским» из всех видов метра.

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал

(«Илиада», I, 1—2; пер. Н. Гнедича)

Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который,

Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,

Многих людей города посетил и обычаи видел.

(«Одиссея», I, 1—3; пер. В. Жуковского)

Встала младая из мрака с перстами пурпурными Эос

(«Одиссея», II, 1; пер. В. Жуковского)

 

 

 Античный героический гекзаметр — шестистопный стих с двухвариантным заполнением стоп. Арсис, сильное место стопы, заполняется одновариантно — только долгий слог; тезис, слабое место — двухвариантно: либо долгий, либо два коротких, с соблюдением таким образом принципа квантитативности (равной количественности). Последний слог, по правилу окончания строки, произволен и служит знаком окончания стиха.

В общей сложности, гекзаметр имел 3 формы:

А. ДХДХДХДХ (дактиль и хорей попарно – три повтора);

Б. ХДДДДХ (хорей-дактиль-дактиль-дактиль-дактиль-хорей);

В. ДДДДДХ (дактиль-дактиль-дактиль-дактиль-дактиль-хорей);

По другим данным, так выглядела общая схема гекзаметра:—́UU | —́UU | —́ UU | —́UU | —́UU | —́X

Из этой схемы видно, что с регулярным замещением (дактиля —́UU на спондей —́—) существуют 32 возможные реализации гекзаметрического стиха.

Спондеями регулярно подменяются дактили первых четырёх стоп; когда спондеем подменяется пятая стопа, такой гекзаметр называется «спондеическим». Спондеический гекзаметр встречается редко; в пятой стопе почти всегда предпочитается строгий дактиль, который является здесь маркером окончания стиха на следующей стопе:

—́— | —́— | —́— | —́— | —́UU | —́X

При чтении гекзаметра в определённых местах стиха делаются паузы — цезуры и диерезы (раздельное произношение крайних гласных на словоразделе). Необходимость пауз в метрической поэзии возникает из ритмической симметрии размера. На раннем этапе, когда гекзаметр являлся преимущественно сакральным стихом, он произносился симметрично, без пауз, и был собственно дактилическим (то есть первые пять стоп были дактилями и не подменялись спондеями). Позже, с развитием индивидуального творчества, гекзаметр стал в полной мере квантитативным, с произвольным слоговым составом, но общей фиксированной долготой. Таким образом, гекзаметр представляет собой стих, состоящий из последовательности трехдольных фрагментов, начало и окончание которых маркируется паузами. Как правило, гекзаметр делится на два или три таких фрагмента. Употребление паузы в метрическом стихе требует осторожности; она не должна находиться в таком месте, где рассекла бы стих на два тождественных полустишия. Отсюда в поэтической практике возникло два правила:

А. Если первое полустишие начинается с сильного места, второе полустишие должно обязательно начинаться со слабого, и наоборот;

Б. На тех околопаузных местах, где словораздел мог бы показаться окончанием стиха, на словораздел налагался запрет (т. н. зевгма).

Для метрического стиха, состоящего из стоп одинаковой структуры, это в первую очередь значит: пауза не должна проходить между стопами, но должна стопу рассекать. То есть, первое полустишие должно заканчиваться начальной, сильной частью рассечённой стопы; второе — начинаться неначальной, слабой. Такая пауза, которая рассекает стопу, получила название цезуры (лат. caesura, от caedo — рубить; др.-греч. τομή — рассечение).

Что касается ударений, то музыкальные ударения древнегреческого и латинского языков (с повышением тона), как представляется, в ритме гекзаметра значения не имели. Ритмообразующим механизмом гекзаметра являлись икты, силовые ударения на арсисе (сильной части стопы). Соблюдение иктов для ритмической структуры гекзаметра было критичным.

2. Трохеический тетраметр —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U;

3. Ямбический диметр, U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U—;

4. Ямбический триметр, U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U—;

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе.

2. В античной литературе до самого её конца главенствовала стихотворная форма.

Произведения, в основном, писались гекзаметром, трохеическим тетраметром, а также ямбическим триметром.

В общей сложности, гекзаметр имел 3 формы:

А. ДХДХДХДХ

Б. ХДДДДХ

В. ДДДДДХ

Второстепенные размеры — дактилический пентаметр и ямбический диметр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как мы видим, действительно, на сегодняшний день не оставляет сомнений тот факт, что современная поэтическая система постоянно изменяется, и от способности органично преобразовывать свои мысли в слова зачастую зависит общая структура произведения. Вот почему важно разбираться не только в значениях новых конструкций, но и уметь правильно употреблять уже существующие.

На отмеченных выше примерах я постаралась разобрать основные направления и структуры поэтики античной литературы, привела примеры использования модернизированных структур в двух германских языках, а также провела анализ и систематизировала собранные данные. Надеюсь, моя точка зрения была представлена максимально глубоко и наглядно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаспаров М. Л. Литература европейской античности: Введение / / История мировой литературы в 9 томах: Том 1. — М.: Наука, 1983. — 584 с. — С.: 303—311.

2. Шалагинов Б. Б. Зарубежная литература от античности до начала XIX века. — М.: Академия, 2004. — 360 с. — С.: 12-16.

3. Словарь античной мифологии / Составители И. Я. Козовик, А. Д. Пономарев. — М., 1989.

4. Бахтин М. Время и пространство в романе.- Вопросы литературы, 1974, №3, с. 152-153.

5. Бесков А.А. Мифология мифологии // Общество. Среда. Развитие. – 2015, № 1. – С. 116–120.

6. Кэмпбелл Дж. Мифический образ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. –.

7. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Мысль, 2001.

8. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М.: Наука, 1976. – 407 с.

9. Мифология и повседневность. Вып. 2. Материалы научной конференции 24–26 февраля 1999 года / Ред. К.А. Богданов, А.А. Панченко. – СПб., 1999. – 573 с.

10. Зайцев А. И. Формирование древнегреческого гексаметра. СПб, Изд-во СПбГУ. 1994. 166 стр. ISBN 5-288-00844-2 (2-е изд. в кн. Исследования по древнегреческой и индоевропейской поэзии. СПб, 2006. ISBN 5-8465-0493-0)

11. G. B. Nussbaum. Homer’s Metre: A Practical Guide for Reading Greek Hexameter Poetry. 1986. ISBN 0-86292-172-4, ISBN 978-0-86292-172-9.

12. James H. Dee. Repertorium Homericae poiesis hexametricum: A Repertory of the Hexameter Patterns in the Iliad and the Odyssey. 2004. ISBN 3-487-12569-2, ISBN 978-3-487-12569-5.

13.  Munk E. Die Metrik der Griechen und Römer. — Glogau, 1834.

14. Соболевский С. И. Древнегреческий язык. — М., 1948.

15.  Тронский И. М. История античной литературы. — М., 1959.

    

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.