Перед дальней дорогой (рассказ В.А. Осеевой «Просто старушка») — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Перед дальней дорогой (рассказ В.А. Осеевой «Просто старушка»)

2019-09-04 126
Перед дальней дорогой (рассказ В.А. Осеевой «Просто старушка») 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шаманская Л.Н., Козина Л.Ю.

Ш19 Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошколь­ников с ОНР. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с. (Библиотека Логопеда). (3)

ISBN 978-5-9949-0316-2

Гармонизация чувств у детей, развитие у них умения управ­лять своими эмоциями и настроением, передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния, устанавливать дружеские вза­имоотношения, проявлять сочувствие, сопереживание и участие в жизни близких, друзей и окружающих — основные аспекты рабо­ты по эмоционально-нравственному развитию дошкольников с на­рушениями речи, представленные в книге. Войти в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и са­мим научиться быть добрыми и отзывчивыми помогут знакомство со сказкой, театрализация, изобразительное и музыкальное искус­ство, этюды психогимнастики, коммуникативные игры и упражне­ния.

Пособие может быть использовано логопедами, воспитателями детских садов для проведения кружковой работы, организации до­полнительных платных образовательных услуг.

 

                                                                                              УДК 37

ББК 74.100

 

 

                                                                                    © ООО «ТЦ Сфера», 2010

ISBN 978-5-9949-0316-2

                                                 © Шаманская Л.Н., Козина Л.Ю., 2010


Введение

На фоне позитивных изменений в области дошкольного воспитания прослеживается явная тенденция интеллектуали­зации воспитательно-образовательного процесса часто в ущерб нравственному и духовному развитию личности пока еще ма­ленького человека.

Дошкольный возраст — сензитивный, т.е. наиболее чув­ствительный для развития этических представлений, воспи­тания нравственных норм и правил, способности сопережи­вать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не исполь­зовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.

В настоящее время увеличивается количество детей с пора­жением ЦНС. По данным MHO Российской Федерации, до­школьные учреждения посещают 5,1 млн детей, из них 30— 40% имеют нервно-психические расстройства, а 60% входят в группу риска. Все это объясняется не только нарушениями речи и других высших психических функций, но и психоген­ными отклонениями, проявляющимися в агрессивности пове­дения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах и искаженных процессах социализации. К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту.

Детям с речевыми нарушениями можно и нужно помочь, но исправить особенности их социальных чувств и качеств удается не всегда. Наша задача — успеть вылечить «надлом­ленную детскую душу».

Нравственность нельзя воспитать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми нужен особый иносказательный стиль, доступный и понятный. В пособии предлагаются реко­мендации по воспитанию нравственно-этических норм и пра­вил, эмпатийного поведения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Авторы представляют планирование занятий с учетом не­дельных лексических тем на три года обучения; планы-конс­пекты итоговых занятий по развитию эмпатии и подробные конспекты некоторых из них.

 

 

Сказка как средство развития нравственных качеств у дошкольников

 

Разработанный М.И. Чистяковой модифицированный курс занятий (Психогимнастика. М., 1990) по знакомству детей с эмоциональными состояниями человека, их проявлениями при­годен для нормально развивающихся детей без указания воз­раста. В нем нет учета недельной лексической тематики, по которой работают с детьми с речевыми нарушениями.

Предлагаемые Л.П. Стрелковой (Уроки сказки. М., 1990; Войди в тридесятое царство. М., 1995) разнообразные приемы формирования эмпатии предназначены родителям для исполь­зования в семье и индивидуальной беседе с нормально разви­вающимися дошкольниками. Но дети с тяжелыми наруше­ниями речи — особые, им недостаточно этих приемов.

Сочетание знакомства со сказкой, работой над лексичес­кой темой недели и различными видами деятельности (теат­рализованной, изобразительной, музыкальной), этюдами пси­хогимнастики, коммуникативными играми и упражнениями для развития навыков общения со сверстниками и создания в группе эмоционально-положительного микроклимата позво­ляет решить следующие задачи:

—гармонизация чувств каждого ребенка в группе детей с ре­чевой патологией;

—освоение «букваря эмоций», обучение адекватным спосо­бам выражения своих эмоциональных состояний;

—обучение умению понимать состояние и переживания ок­ружающих, откликаться на эмоциональное состояние дру­гого человека;

—развитие коммуникативных навыков ребенка;

—создание эмоционально-положительного микроклимата в группе детей с речевыми недостатками.

Данный проект предполагает поэтапное знакомство со сказ­ками.

1. Подготовительный этап — знакомство родителей с про­граммой предстоящей работы, объяснение ее значения для нравственного здоровья ребенка с тяжелыми нарушениями речи, привлечение их к сотрудничеству.

2. «Долина детства» — знакомство детей с простыми сказ-
ками и однозначными поступками героев (располагаются на
«лестнице добра и зла»); усвоение «букваря эмоций», исполь-
зование этюдов психогимнастики: радость, удивление, горе.

Детям предлагается разучить известные простые диалоги: «Здравствуй, киска, как дела?», «Елочка-елочка», «Лизаве-та, здравствуй», «Ну, Весна, как дела?».

Настроить детей на внимательное слушание помогает об­раз бабушки Маланьи, которая читает детям сказки, прово­дит игры, беседы. На помощь приходят организационные ком­муникативные игры: «Доброе сердце», «Передавалка», «На­зови ласково свое имя».

Каждая прочитанная сказка зашифровывается пиктограм­мой на карте путешествий. За весь период обучения появля­ются три карты. Для этого этапа можно предложить следую­щие произведения: «Просто старушка» В.А. Осеевой, «Друг детства» В.Ю. Драгунского, «Воробьишко» М. Горького, «Цве­тик-семицветик» В.П. Катаева, «Приключения маленького щенка» У. Диснея, «Кукушка» (ненецкая сказка), «Айога» (нанайская сказка), «Заяц-обманщик» Н.И. Сладкова.

3. Путешествие по «Волшебным холмам» — более глубокое
познание сказочного мира. Окунаясь в театрализованную деятельность, разыгрывая этюды психогимнастики, дети усваивают выразительность жестов, воспроизводят различные черты характера, учатся тонко чувствовать друг друга, преодолевать барьер в общении.

В мини-сценках «Ушки-непослушки», «Капризный медве­жонок», где участвуют 3—5 героев, некоторым детям можно предложить характерные роли, в процессе исполнения кото­рых они избавляются от своих отрицательных черт характера.

На так называемой карте «Волшебные холмы» размещают­ся пиктограммы:

—русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка»;

—«Стойкого оловянного солдатика», «Свинопаса» и «Снежной королевы» Г.-Х. Андерсена;

—«Золушки» Ш. Перро;

—«Трех прях» и «Беляночки и Розочки» братьев Гримм;

—«Чудесного приключения Нильса с дикими гусями» С. Ла-герлёф;

«Мальчика-звезды» О. Уайльда и др

Беседа о нравственности поступков героев чаще всего про­ходит на пятиступенчатой «лестнице добра и зла». Дети отве­чают на вопросы:

—Наклонилась бы к тебе яблонька? А к маме? А к папе?

—Какой подарок тебе больше нравится: блестящая коробка от принца или бумажный треугольник от матери-нищенки? Ответы детей — своеобразный тест сформированности нрав­ственных качеств личности, помогающий скорректировать им общение.

4. «Подземелье страшных сказок» — итог работы по раз­витию у детей нравственных чувств. Каждый ребенок делает тот или иной выбор в сложных сказочных ситуациях, оказы­вает действенную помощь сказочным персонажам и своим близким, управляет настроением, снимает свои отрицатель­ные эмоции, овладевает коммуникативными навыками и ис­пользует их в повседневной жизни. Для снятия эмоциональ­ного напряжения детей применяется техника разрывания бу­маги — в группе появляется «коврик злости». Несколько усовершенствованная игра «Не делай так» помогает детям осо­знанно выбирать способы общения с другими людьми.

На этом этапе и используются приемы изодеятельности, бисероплетения, ставятся спектакли, игры-драматизации, проходят праздники. Дети активно участвуют в постановках таких сказок, как «Добрая девочка», «Не буду просить про­щения». Для организации путешествий используются:

—русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

—«Щелкунчик и мышиный король» Э.Т.А. Гофмана;

—«Аленький цветочек» СТ. Аксакова;

—«Карлик Нос» В. Гауфа;

—«Волшебник Изумрудного города» A.M. Волкова.

Особо длинные сказки некоторое время можно читать пе­ред дневным сном до момента развязки, а на занятии по эмпатии (1 раз в неделю во второй половине дня) заканчивать сказку, работая над ее содержанием, делая выводы по по­ступкам героев. Если ребенок размещает героев на какой-либо ступеньке, необходимо попросить его объяснить свой выбор и выяснить нравственные ориентиры ребенка. С уче­том его мнения принимается любой ответ, делается вывод о необходимости продолжения работы.

Для создания особой атмосферы волшебства используются образы бабушки Маланьи (на этапе «Долина детства») и ска­зочницы Шехерезады, игровые приемы и сюрпризные мо­менты. В такую работу включаются родители, приглашаемые на некоторые занятия. Путешествуя вместе с детьми по сказ­кам, родители еще больше осознают, что все начинается в семье, пытаются изменить себя и понять своих детей. Они становятся единомышленниками и активными помощника­ми, оппонентами при обсуждении поступков; отвечают на во­просы тестов и анкет.


Планирование занятий по сказкам с учетом лексической темы

 

 

Лексиче­ская тема Автор, название сказки Нравствен­ный урок сказки Содержание беседы по сказке Речевая зарядка Приемы и средства изобразитель­ной деятельно­сти  
1 2 3 4 5

6

«Семья» В.А. Осеева «Просто ста­рушка» (для 4—5 лет).     Русская народ­ная сказка «Се­стрица Але­нушка и братец Иванушка» (для 5—7 лет) Жизнь дана на добрые дела (посло­вица).   После гро­зы — вёдро, а после го­ря — радость (пословица) 1. Кто из героев самый доб- рый? 2. Кого вы больше жалеете и почему? 3. Как можно предложить свою помощь? 1. Какие поступки Аленушки понравились и почему? 2. За что можно похвалить братца Иванушку? 3. Какие чувства вы испыты- вали при встрече с ведьмой? 1. Словесная дидактическая игра «Добрые слова». 2. Проявление заботы о бабушке через совместное написание письма.   1. Дидактическая игра «Какое слово лиш- нее?». 2. Игра «Что произой- дет в сказке, если убе- гут все глаголы?»

Изготовить схемы веселого и грустного лица бабушки.

 

 

Нарисовать ведьму по точ­кам


«Игруш­ки» А.Л. Барто «Игрушки», Саша Чёрный «Про девочку, которая нашла своего мишку» (для 4—5 лет). Мир не без добрых лю­дей (пого­ворка). 1. Плохо ли детям без игру- шек? 2. Как помочь героям стихов? 3. Как вы относитесь к своим игрушкам? Словесно-дидактичес­кая игра «Какой, какая, какое». Изобразить медвежонка методом паль­чиковой живописи.

1 2 3 4 5 6
  В.Ю. Драгун­ский «Друг детства» (для 5—6 лет) Старый друг лучше новых двух (посло­вица) 1. Почему Дениска загрустил? 2. Какая у вас любимая игруш- ка? Где она сейчас? 3. Хорошо ли игрушкам с ва- ми? 1. Задание «Измени на- звание рассказа». 2. Словесная игра «Один, два, пять» Вырезать и составить коллаж «Мои игрушки»
«Дере­вья», «Фрук- ты» Русская народ­ная сказка «Крошечка-Хаврошечка» Как прожи­вешь, так и прослывешь (пословица) 1. Какие герои сказки понравились и чем? 2. Какие поступки Хавро- шечки восхитили, удивили? 3. Почему яблонька наклоня- лась именно к Хаврошечке? 1. Словесная игра «Назо- ви ласково». 2. Игра «Придумай новое имя Хаврошечке». 3. Объяснить значение выражений «яблочко наливное», «листья шу­мят золотые» Изобразить корову ко­мочками из мятой бумаги по готовому силуэту
«Овощи» Русская народ­ная сказка «Репка» Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось (по­словица) 1. Почему деду удалось вырастить такую репку? 2. Кто еще мог бы помочь вытащить репку? 1. Словесная игра «Ти­ше — громче» (позвать героев сказки). 2. Закончить предложе­ние «Дед вырастил не репку, а...» На длинной полоске бума­ги нарисовать всех героев сказки    
«Цветы» В.П. Катаев «Цветик-семицветик» (для 4—6 лет). Горе, разде­ленное с дру­гом — полгоря, разделен­ная радость — две радости (пословица). 1. Какой поступок героини вам запомнился больше всего? 2. От исполнения какого жела- ния Женя испытала радость? 3. Что бы вы загадали на по- следний лепесток?     1. Словесная игра «Какое слово лишнее?». 2. Игра «На каких цветах еще можно загадывать желание?». Выполнить объемную аппликацию «Цветы».

 

 

1 2 3 4 5 6
  С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»(для 6—7 лет)     Не было бы счастья, да несчастье помогло (пословица)     1. О чем вы будете шептать- ся, когда увидите чудище? 2. Чем вы хотите походить на Настеньку?     1. Напечатать записку в поддержку героини. 2. Игра «Я садовником родился» 3. Игра «Я знаю пять названий цветов» (с мя­чом, скакалкой) Изобразить чудище (в технике аква­рели по-сыро­му)    
«Лесные звери» Н.И. Сладков «Заяц-обман­щик» (для 5—7 лет) Утро вечера мудренее (пословица) 1. Чьи поступки понрави- лись? Почему? 2. Какое лекарство помогло зайцу поправиться? 3. Во всех ли сказках лиса помогает? Докажите 1. Придумать шуточные вопросы каждому зверю. 2. Задание «Узнай сказ- ку» Нарисовать героев сказки жесткой кистью спосо­бом «тычка»

«Пере­летные птицы»

Русская народ­ная сказка «Гу­си-лебеди» (для 5—6 лет). Как аукнет­ся, так и от­кликнется (пословица). 1. Кто из помощников боль- ше понравился? Почему? 2. Кому вы сопереживали в сказке? 3. Все ли поступки героини понравились?     1. Словесная игра «Уле- тают — не улетают». 2. Задание «Назови гру- стные и веселые слова». 3. Игра «Что забыл нарисовать художник?» (про птиц).   Выполнить оригами «Птицы».
С. Лагерлёф «Приключение Нильса с дики­ми гусями» (для 6—7 лет) Там, где дружат, жи­вут — не тужат (пословица) 1. Почему Гномик превратил Нильса в маленького чело- вечка? 2. Какие добрые поступки помогли Нильсу? 3. Случалось ли вам спасать друга? Где и как? 1. Игра «Если не гусь, то кто?» (про птиц). 2. Словесная игра «Уле- тают — не улетают»     Выполнить бисероплетение «Гусь»

1 2 3 4 5 6

«Одеж­да»,

«Ателье. Профес-

сии»

Ш. Перро «Зо­лушка» (для 5—6 лет). Золото и в грязи бле­стит (посло­вица). 1. Что удивило в сказке? 2. Какие испытания прошла Золушка? 3. Чем можно помочь Золуш- ке? 1.Задание «Объясни слова крёстная, карета, лакеи, кучер, падчерица». 2. Словесная игра «Вы поедете на бал?». Украсить силуэт баль­ного платья способом коллажа.
Братья Гримм «Три пряхи» (для 6—7 лет) Дал слово — держи (по­словица) 1.Какие добрые дела совершили тетушки? 2.Сдержала ли данное слово принцесса? 3.Всегда ли легко выполнить обещание? 1.Задание «Объясни слова опечалилась, при- горюнилась». 2. Словесные игры «Ко- му что нужно», «Одень куклу» Изготовить одежду для бумажной куклы
«Зима» В.Ф. Одоев­ский «Мороз Иванович» (для 5—7 лет) Труд челове­ка кормит, а лень — портит (посло­вица) 1. Какие поступки героинь понравились? Почему? 2. Можно ли помочь Ленивице? 3. Помогаете ли вы дома? 1.Задание «Придумай новые имена героиням». 2.Словесная игра «Подбери родственные слова» к словам снег, зима, труд» Изготовить украшение для ведерка из бросового материала
«Зима. Зимние забавы» Г.-Х. Андерсен «Снежная ко­ролева» (для 5—7 лет) Для друга и семь верст не околица (по­словица) 1. На кого из героев сказки вы похожи? Чем? 2. На кого вы хотели бы по- ходить? В чем? 3. Чем можно растопить сердце Снежной королевы? 1. Словесная игра «Ка- кой, какая, какое» (серд- це, королева, олень, Гер- да). 2. Логоритмическая игра «Снеговик». 3. Игра с движениями «Угадай, на чем ката­юсь»     1.Выполнить аппликацию «Зимние забавы». 2.Нарисовать по трафарету и раскрасить розовый куст

 

1 2 3     4 5 6
«Домаш­ние жи­вотные» У. Дисней «Приключения маленького щенка» (для 4—5 лет). Знать сокола по полету (пословица). 1. Кто больше понравился? Почему? 2. Кто из сказочных героев мог поступить так же, как щенок? 1. Словесные игры «На- зови ласково», «У кого кто» (детеныши домаш- них животных). 2. Игра «Если не щенок, то кто?». Нарисовать косточку приемом пальчиковой живописи.
  Г.-Х. Андерсен «Свинопас» (для 5—7 лет) Смеется тот, кто смеется последним (пословица) 1. Кому из героев сказки вы больше сочувствуете? 2. Как бы вы поступили на месте принца? 3. По каким поступкам вы выбираете друзей? 1. Задание «Придумай новые слова о принцес- се». 2. Словесная игра «Кто ухаживает за...» 1. Нарисовать подарки принца. 2. Сделать подарок для близких
«Новый год» Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный ко­роль» (для 6—7 лет) Не по хоро­шему мил, а по милому хорош (пословица) 1. Почему принца превратили в Щелкунчика? 2. Какие добрые поступки Мари освободили Щелкун- чика от злых чар? 3. Как узнать настоящего друга? 1. Задание «Придумай новые слова» (о героях сказки). 2. Составь рассказ «Мой Новый год» Изготовить Щелкунчика из бросового материала
«Город» A.M. Волков «Волшебник Изумрудного города»(для 6—7 лет) Без беды и друга не узнаешь (по­словица) 1. Кого из героев вы запом- нили? Почему? 2. Как преодолевали негатив- ные черты характера герои сказки? 3. С кем из героев вы хотели бы дружить?   1. Задание «Подбери родственные слова к словам город, дорога, дом». 2. Словесная игра «До­скажи фразу»     Выполнить аппликацию «Путешествие в Изумруд- ный город»

1 2 3 4 5 6
«Дикие живот- ные» Русская народ­ная сказка «Заюшкина избушка» (для 4—5 лет). Друг позна­ется в беде (поговорка). 1. Почему зайчик поверил лисе? 2.Какие поступки героев не понравились? 3. Всем ли можно доверять? 1. Словесные игры «Узнай сказку», «Кто где живет». 2. Задание «Подбери при- знаки». 3. Пересказ сказки по схеме. Выполнить аппликацию «Лиса и заяц» методом об­рывания.
  Братья Гримм «Беляночка и Розочка»(для 5—7 лет) Жадность до добра не доводит (по­словица) 1. Все ли гномики бывают злыми? 2. Как поступали девочки в трудных ситуациях? 3. Кому из героев ты хочешь помочь и как? 1. Игра «Если не мед- ведь, то кто?». 2. Задание «Сочини сказку с добрым гномом» Выполнить кляксографию по сюжету сказки
«Рыбы» Русская народ­ная сказка «По щучьему веле­нью» (для 5—6 лет) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда (по­словица). 1. Понравился или нет Емеля? Почему? 2. На каком месте вы хотели бы остановить сказку? 3. Кто или что еще может помочь человеку, кроме вол­шебной щуки? 1. Задание «Придумай предложения со словами Емеля, щука». 2. Словесная игра «Кто живет в реке?». Заштриховать силуэт щуки
    А.С. Пушкин «Сказка о ры­баке и рыбке» (для 6—7 лет)   Жадность до добра не доводит (поговорка)   1.Что чувствовала старуха во время исполнения ее желаний? 2. Что чувствовала рыбка, исполняя желания? 3. Что произойдет в сказке, если изменится характер старика?   1. Словесные игры «Ка- кое слово лишнее?», «Какой, какая, какие». 2. Загадки о рыбах. 3. Составление описа- тельного рассказа о золо­той рыбке   Выполнить коллективную работу-орига­ми «Аквариум»

1 2 3 4 5 6
«Женский день 8 Марта» Ненецкая сказ­ка «Кукушка» (для 5—7 лет) При сол­нышке — тепло, при матери — добро (по­словица) 1. Почему мама превратилась в кукушку? 2. Почему по тундре стелется красный мох? 3. О чем предупреждает сказ- ка? 1. Составление словесно- го портрета «Моя мама». 2. Словесная игра «Что сначала, что потом?» Нарисовать портрет мамы
«Домаш­ние пти­цы» Нанайская сказка «Айога» (для 5—7 лет) С лица не воду пить (пословица) 1. Почему Айога превратилась в гуся? 2.Что нужно, чтобы стать красивым человеком? 1. Составление теле- граммы Айоге. 2. Игра «Если не в гуся, то в кого?». 3. Составление описа- тельного рассказа про гуся по схеме «Птицы» Нарисовать домашних птиц по тра­фарету и за­штриховать их
«Наша армия» Г.-Х. Андерсен «Стойкий оло­вянный солда­тик» (для 6—7 лет) Храброму смерть не страшна (пословица) 1. Можно ли солдатика на- звать преданным и смелым? 2. Понравился ли вам герой? За что? 3. С кем из героев сказки вы хотели бы дружить? 1. Задание «Объясни выражение "стойким солдатикам плакать не полагается"». 2. Словесная игра «Под- бери слова-синонимы» (смелость, стойкость) Выполнить коллаж из открыток «Солдатик и танцовщица»
«Инстру­менты» А.Н. Толстой «Топор» (для 5—7 лет) Зло всегда наказуемо (поговорка) 1. Что можно сказать про березку Люленьку? 2. Понравился ли вам топор? 3. Жалко ли вам, что топор утонул? 1. Словесные игры «Хо­рошо — плохо», «Для чего нужно». 2. Составление описа­тельного рассказа про инструменты     Выполнить аппликацию «Укрась топор»

1 2 3 4 5 6
«Космос» О. Уайльд «Мальчик-звезда» (для 6—7 лет) Встречают по одежке, про­вожают по уму (послови­ца) 1. Кому из сказки вы хотели бы помочь? 2. Что насторожило вас в сказке? 3. Правильно ли поступили люди, прогнав мальчика? Словесные игры «Подбе­ри родственные слова к словам звезда, нищета», «Какой, какая, какое» Нарисовать на темной бума­ге созвездия
«Обувь» Ш. Перро «Кот в сапо­гах» (для 5—7 лет) Чужими рука­ми хорошо жар загребать (пословица) 1. Какие чувства вызывает у вас поведение кота? 2. Чтобы произошло, если бы людоед не превратился в мышку? 3. Мог бы сын мельника сам стать принцем? Каким обра- зом?     1. Составление описа- тельного рассказа «Сапо- ги кота». 2. Задание «Назови сказки, где есть волшебная обувь» Вылепить из соленого тес­та сапоги кота
«Голов­ные убо­ры» Ш. Перро «Красная Шапочка» (для 5—7 лет) Доброго дер­жись, а от худого уда­лись (послови- ца) 1. Как бы вы поступили на месте Красной Шапочки? 2. Где вам хочется остано- вить сказку? 3. Что было бы в сказке, если бы не подоспели дровосеки?     Словесные игры «Что еще можно было пода­рить?» (головные уборы), «Разноцветные очки» Сделать ша­почку спосо­бом оригами, украсить ее
«Продук­ты пита­ния» В. Гауф «Кар­лик Нос» (для 5—7 лет) Носи платье — не скидывай, терпи горе — не сказывай (пословица) 1. Было ли вам страшно? 2. Как бы вы поступили на месте героя? 3. Узнали бы вас по глазам, по поступкам?     1. Задание «Объясни выражение "красив ду- шой и поступками "». 2. Словесные игры «Что нужно повару», «Съедоб- ное — несъедобное»     Нарисовать праздничный стол

 

Примерный интегрированный план работы специалистов ДОУ

 

Лексиче- ская тема, сказка Учитель-логопед     Воспитатели     Музыкальный руководитель Инструктор по физическому вос­питанию     Руководи­тель круж- ка бисероплетения  
1 2 3 4 5 6
«Зимние забавы»; Г.-Х. Ан­дерсен «Снежная королева» 1. Упражнение на дыхание «Сдуй сне- жинку». 2. Пальчиковая игра «Ой, замерзли паль­чики». 3. Логоритмическая игра «Мы ребята — мастера». 4. Азбука эмоций. Игра «Кто пришел?». 5. Этюд психогимна- стики «Скажи доброе слово товарищу». 6. Пересказ рассказа Н.Н. Носова «На горке». 8. Словесные игры «Скажи наоборот», «Подбери родствен- ные слова», «Закончи фразу» 1. Загадки о зиме и зим- них явлениях природы. 2. Цикл наблюдений за погодой. 3. Знакомство со стиха- ми русских поэтов о зиме. 4. Этюд психогимнасти- ки «Путешествие в зим- ний лес». 5. Стихи с движениями «Снежная баба». 6. Просмотр по видео мультфильма. 7. Опыт «Замерзшее растение». 8. Рассматривание ил- люстраций. 9. Чтение сказки.   10. Подготовка к драма- тизации (роли, костюмы, декорации) 1. Разучивание песен зимней тематики. 2. Разучивание песни «Сне­жинка». 3. Музыкально- дидактическая игра «Вьюга кружится, раз». 4. Новогодний праздник по сюжету сказки. 5. Слушание классической музыки. 6. «Новогодняя хороводная» (муз. С. Шнай- дера) 1. Комплекс утрен- ней зарядки «Сне- жинки». 2. Подвижные игры «Два мороза», «Снеговик», «Замо­рожу», «Снежный ком». 3. Развлечения — катание с гор, на лыжах, на санках Поделки из бисера: снежинки, фигурки девочки, мальчика, оленя; фоновая композиция из бисера «Снежное королевство»

1 2 3 4 5 6
«Домашние животные»; У. Дисней «Приклю­чения ма­ленького щенка» 1. Игры «Подбери родственные слова к словам щенок, кость», «Подбери признаки». 2. Пальчиковая гимна- стика «Повстречались». 3. Пересказ рассказа «Щенок-шалун» (по Н.В. Нищевой). 4. Составление корот- ких рассказов по сю- жетной картинке о щенке. 5. Упражнения с де- формированной фра- зой «Диван, щенок, сидеть, под». 6. Составление описа- тельного рассказа про щенка     1. Психогимнастика «Жадный пес». 2. Рассматривание ил- люстраций к мульт- фильму У. Диснея «Приключения малень- кого щенка». 3. Дидактические игры «Кто в домике живет», «У кого кто», «Что из- менилось». 4. Кроссворд по содер- жанию сказки. 5. Творческое задание «Щенок рыл-рыл и на- шел не кость, а клад». 6.Мимическая игра «Уз- най, кто это». 7. Коммуникативная игра «Ах, какой я моло- дец!». 8. Игра-драматизация по стихам Э. Мошковской «Жадина» 1. Музыкальные импровизации «Домаш- ние животные». 2.Песня «Тяф-тяф» (муз. В. Герчик, сл. Ю. Разумов­ского) 1.Комплекс утренней гимнастики по мотивам сказок У. Диснея. 2. Подвижная игра «Лохматый пес». 3. Игры в сухом бассейне «Найди кость». 4. Игра малой под- вижности «Найди и промолчи» Создание панно с фигурками: —   щенков; —   костей; —   деревьев

 

 


 

 

1 2 3 4 5 6
«Дикие животные»; Н.И Слад- ков «Заяц- обманщик»; русская народная сказка «За- юшкина избушка» 1. Пальчиковая игра «Зайчик». 2. Дидактическая игра «Магазин зверушек». 3. Дыхательная гим- настика «Что ты пла- чешь?». 4. Логоритмическое упражнение «Друзья помогли». 5. Упражнения «Назо- ви ласково», «Подбе- ри предметы к при- знакам». 6. Пересказ сказки 1. Дидактические игры «Узнай, из какой сказ- ки», «Кто в лесу живет», «Путаница», «Отгадай по описанию». 2. Показ сказки на фла- нелеграфе «Заюшкина избушка». 3. Игра-забава «Поймай солнечного зайчика». 4. Строительные игры «Дом для зайчика и ли- сы». 5. Обыгрывание сказки «Новоселье» на новый лад. 6. Заучивание стихотво- рения А. Ламма «Заячья любовь». 7. Этюд психогимнасти- ки «Зайка-зайка, что с тобой?». 8. Коммуникативная игра «Комплимент»     1. Музыкальная игра «Зайка беленький си- дит». 2. Музыкально- пластическая импровизация «Мы — зайчики». 3. Слушание песни «Зайцы и медведь» (муз. Т. Попатенко) 1. Комплекс утрен- ней гимнастики в стихах «Зайчик пригласил зимнюю сказку». 2. Подвижные игры «Волк и зайцы», «Заяц-месяц» (бе- лорусская), «Охот- ники и зайцы», «Бездомный заяц». 3. Спортивное раз- влечение «Лесная олимпиада». 4. Игра малой под- вижности «Найди зверят по следам» Коллективная работа по сюжету сказки

1 2 3 4 5 6
«8 Марта. Мамин день»; Ненецкая сказка «Ку­кушка»   1.Пальчиковая гимна­стика «Птичка». 2.Чистоговорка «Кукушка». 3.Дидактические иг­ры «Подскажи сло­вечко», «Назови дете­нышей», «Один, два, пять». 4.Рассказ о птице по плану-схеме. 5.Упражнения «Под­бери предметы к при­знаку — кукушкин(-о)», «Скажи иначе»   1.Беседа «Как и чем можно порадовать близ­ких». 2.Рассматривание ил­люстраций по книге. 3.Этюд психогимнасти­ки «Кукушонок кланяет­ся». 4.Викторина «Кто больше знает о кукуш­ке?». 5.Коробочка добрых дел. 6.Заучивание стихов к празднику. 7.Рассказывание стихов «Мамины помощники» (руками). 8.Драматизация сказки «Ушки-непослушки». 9.Дидактические игры «Улетают — не улета­ют», «Кто как кричит»   1.    Слушание аудиозаписи «Мамин празд- ник» (муз. Е. Тиличеевой). 2.Музыкально-дидактическая игра «Узнай по голосу». 3.Караоке по песням В. Ша-инского о ма­ме. 4.«Мамина песенка» (муз. М. Парцхалад-зе, сл. М. Пляц-ковского). 5.Музыкальная народная игра «Потерялся Иванушка»   1.Комплекс утрен­ней гимнастики «Веселые ребята». 2.Подвижные игры «Жмурки», «Пят­нашки», «Плетень», «Снежный ком»   Изготовле­ние подарка для мам: бусы, фенечки, бу­кет цветов  

 

 


 

 

1 2 3 4 5 6
«Перелет- ные птицы»; русская народная сказка «Гу- си-лебеди» 1. Скороговорка «Ле- тели лебеди с лебедя- тами». 2. Дидактические иг- ры «Назови ласково», «Назови птенцов», «Подбери родствен- ные слова», «Что сначала, что потом» (о птицах). 3. Загадки о птицах. 4. Текст для пересказа «Первыми тронулись в путь...». 5. Составление описа- тельного рассказа по схеме о птицах 1. Народные приметы «Гуси летят — зимушку на хвосте тащат». 2. Стихи А.Л. Барто, Е.А. Благининой о пти- цах. 3. Игра в стихах «Птицы домашние и перелет- ные». 4. Заучивание диалога «Гуси, вы гуси, красные лапки...». 5. Шуточная игра «Фермером Макдональдс был...». 6. Упражнение на снятие страха «А я тебя не бо- юсь». 7. Этюд психогимнасти- ки «Заколдованный ре- бенок». 8. Схема-картинка «Где прячется Баба Яга». 9. Настольный театр «Жили у бабуси» 1. Музыкальная игра «Где был Иванушка». 2. Шуточная песенка М. Раухвергера «Ай-ой-ой». 3. Разучивание «Танца маленьких утят». 4. Разучивание попевки «Жили у бабуси...». 5. Развлечение «День птиц» 1. Комплекс утрен- ней гимнастики «Птицы». 2. Подвижные игры «Гуси-лебеди», «Волк во рву». 3. Игра «Перелет птиц». 4. Игра малой под- вижности «Найди гусенка». 5. Игра-дразнилка «Есть избушка в темном лесе...» Изготовление панно по сказке: — избушка на курьих ножках; — гуси-лебеди; — девочка; — мальчик

 

1 2 3 4 5 6
«Деревья», «Фрукты»; русская народная сказка «Крошечка- Хаврошеч- ка» 1. Пальчиковая гимна- стика «Буренушка». 2. Логоритмическая игра «Как поили мы теленка». 3. Пересказ сказки К.Д. Ушинского «Ко- ровка». 4. Дидактические иг- ры «Что на дереве растет», «Узнай по вкусу», «Расставь по стойлам». 5. Словесные игры «Какой, какая, какие», «Назови ласково», «Подбери предметы к признакам яблочный (-ое, -ая)». 6. Составление описа- тельного рассказа «Фрукты». 7. Загадки о фруктах и деревьях 1. Рассматривание кар- тин-натюрмортов. 2. Игра в стихах с дви- жениями А. Барто «Ста- до». 3. Упражнение на слухо- вое внимание «Яблоки». 4. Стихи о домашних животных и фруктах (О.И. Высотская, Л.К. Татьяничева, Е.К. Стюарт). 5. Варежковый театр по сказке «Крошечка-Хав- рошечка». 6. Дидактические игры «Один, два, пять», «Уз- най сказку по отрывку». 7. Коммуникативная игра «Я знаю, ты мо- жешь». 8. Этюд психогимнасти- ки «Удивление» 1. Разучивание русской народной песни «Коровушка». 2. Разучивание песни А. Н. Пах- мутовой «Кто пасется на лугу» 1. Подвижная игра «Стадо». 2. Спортивные ат- тракционы с яблоком. 3. Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо...» Индивидуальная по- делка «Яблоко», кол- лективная работа «Де- рево счастья»

 

 


Путешествия по сказкам

 

«Долина детства»

Методические рекомендации

1. Занятия проводятся в сопровождении музыки.

2. Воспитатель встречает детей в костюме сказочницы ба­бушки Маланьи (сарафан, платок, очки) с куклой Данилкой и Солнечным зайчиком (ночник).

3. Ласково поглаживая каждого ребенка по голове (органи­зационная игра), бабушка Маланья встречает детей словами:

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей, все без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой.

Сидели, не ели,

На бабушку Маланью смотрели

Да сказки слушали.

4. После знакомства с каждой сказкой, она зашифровыва­ется на карте путешествий «Долина детства» соответствую­щей пиктограммой.

5. Необходимое оборудование: карта путешествий, «лесен­ка добра и зла» из трех ступенек, мольберт или доска для размещения иллюстраций.

Игра-занятие 1.

Игра-занятие 2.

«Печальная история о том, как оторвали Мишке лапу»

ЦЕЛИ

• Стимулировать чувство восхищения тем, что создано тру­дом человека.

• Способствовать эмоциональной привязанности к игрушке.

• Побуждать желание приносить радость окружающим, вы­звать желание делать подарки близким.

• Развивать эмпатию.

Вариант 1

ОБОРУДОВАНИЕ

Книги А.Л. Барто «Игрушки», С. Чёрный «Про девочку, которая нашла своего мишку» с иллюстрациями; три портре­та с различными эмоциями — добрый, злой, равнодушный; двухсторонняя кукла Чистюлька-Грязнулька; картинка с пик­тограммами эмоций (удивление, радость, горе); пиктограмма по произведению.

Последовательность проведения и методические приемы

1. Встреча с бабушкой Маланьей.

2. Организационная игра «Бабушка Маланья».

3. Упражнение на добро.

4. Рассказ бабушки Маланьи о своей игрушке, Чистюльке-
Грязнульке, сшитой своими руками.

5. Обыгрывание ситуации с куклой.

6. Работа с пиктограммами: удивление, радость, горе.

7. Работа с книгой А.Л. Барто «Игрушки», декламация знакомых стихов.

8. Вопросы по портретам («Как ты думаешь, кто из них хозяйка зайки, мишки?» и т.д.).

9. Чтение С. Чёрный «Про девочку, которая нашла своего мишку».

10. Зашифровка произведения на карте путешествий.

11. Домашнее задание детям: написать рассказ о любимой
игрушке.

Вариант 2

ОБОРУДОВАНИЕ

Выставка домашних игрушек; книга В.Ю. Драгунского «Друг детства


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.215 с.