История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2019-09-04 | 126 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Шаманская Л.Н., Козина Л.Ю.
Ш19 Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с. (Библиотека Логопеда). (3)
ISBN 978-5-9949-0316-2
Гармонизация чувств у детей, развитие у них умения управлять своими эмоциями и настроением, передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие, сопереживание и участие в жизни близких, друзей и окружающих — основные аспекты работы по эмоционально-нравственному развитию дошкольников с нарушениями речи, представленные в книге. Войти в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и самим научиться быть добрыми и отзывчивыми помогут знакомство со сказкой, театрализация, изобразительное и музыкальное искусство, этюды психогимнастики, коммуникативные игры и упражнения.
Пособие может быть использовано логопедами, воспитателями детских садов для проведения кружковой работы, организации дополнительных платных образовательных услуг.
УДК 37
ББК 74.100
© ООО «ТЦ Сфера», 2010
ISBN 978-5-9949-0316-2 |
© Шаманская Л.Н., Козина Л.Ю., 2010
Введение
На фоне позитивных изменений в области дошкольного воспитания прослеживается явная тенденция интеллектуализации воспитательно-образовательного процесса часто в ущерб нравственному и духовному развитию личности пока еще маленького человека.
Дошкольный возраст — сензитивный, т.е. наиболее чувствительный для развития этических представлений, воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.
|
В настоящее время увеличивается количество детей с поражением ЦНС. По данным MHO Российской Федерации, дошкольные учреждения посещают 5,1 млн детей, из них 30— 40% имеют нервно-психические расстройства, а 60% входят в группу риска. Все это объясняется не только нарушениями речи и других высших психических функций, но и психогенными отклонениями, проявляющимися в агрессивности поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах и искаженных процессах социализации. К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту.
Детям с речевыми нарушениями можно и нужно помочь, но исправить особенности их социальных чувств и качеств удается не всегда. Наша задача — успеть вылечить «надломленную детскую душу».
Нравственность нельзя воспитать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми нужен особый иносказательный стиль, доступный и понятный. В пособии предлагаются рекомендации по воспитанию нравственно-этических норм и правил, эмпатийного поведения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Авторы представляют планирование занятий с учетом недельных лексических тем на три года обучения; планы-конспекты итоговых занятий по развитию эмпатии и подробные конспекты некоторых из них.
Сказка как средство развития нравственных качеств у дошкольников
Разработанный М.И. Чистяковой модифицированный курс занятий (Психогимнастика. М., 1990) по знакомству детей с эмоциональными состояниями человека, их проявлениями пригоден для нормально развивающихся детей без указания возраста. В нем нет учета недельной лексической тематики, по которой работают с детьми с речевыми нарушениями.
|
Предлагаемые Л.П. Стрелковой (Уроки сказки. М., 1990; Войди в тридесятое царство. М., 1995) разнообразные приемы формирования эмпатии предназначены родителям для использования в семье и индивидуальной беседе с нормально развивающимися дошкольниками. Но дети с тяжелыми нарушениями речи — особые, им недостаточно этих приемов.
Сочетание знакомства со сказкой, работой над лексической темой недели и различными видами деятельности (театрализованной, изобразительной, музыкальной), этюдами психогимнастики, коммуникативными играми и упражнениями для развития навыков общения со сверстниками и создания в группе эмоционально-положительного микроклимата позволяет решить следующие задачи:
—гармонизация чувств каждого ребенка в группе детей с речевой патологией;
—освоение «букваря эмоций», обучение адекватным способам выражения своих эмоциональных состояний;
—обучение умению понимать состояние и переживания окружающих, откликаться на эмоциональное состояние другого человека;
—развитие коммуникативных навыков ребенка;
—создание эмоционально-положительного микроклимата в группе детей с речевыми недостатками.
Данный проект предполагает поэтапное знакомство со сказками.
1. Подготовительный этап — знакомство родителей с программой предстоящей работы, объяснение ее значения для нравственного здоровья ребенка с тяжелыми нарушениями речи, привлечение их к сотрудничеству.
2. «Долина детства» — знакомство детей с простыми сказ-
ками и однозначными поступками героев (располагаются на
«лестнице добра и зла»); усвоение «букваря эмоций», исполь-
зование этюдов психогимнастики: радость, удивление, горе.
Детям предлагается разучить известные простые диалоги: «Здравствуй, киска, как дела?», «Елочка-елочка», «Лизаве-та, здравствуй», «Ну, Весна, как дела?».
Настроить детей на внимательное слушание помогает образ бабушки Маланьи, которая читает детям сказки, проводит игры, беседы. На помощь приходят организационные коммуникативные игры: «Доброе сердце», «Передавалка», «Назови ласково свое имя».
Каждая прочитанная сказка зашифровывается пиктограммой на карте путешествий. За весь период обучения появляются три карты. Для этого этапа можно предложить следующие произведения: «Просто старушка» В.А. Осеевой, «Друг детства» В.Ю. Драгунского, «Воробьишко» М. Горького, «Цветик-семицветик» В.П. Катаева, «Приключения маленького щенка» У. Диснея, «Кукушка» (ненецкая сказка), «Айога» (нанайская сказка), «Заяц-обманщик» Н.И. Сладкова.
|
3. Путешествие по «Волшебным холмам» — более глубокое
познание сказочного мира. Окунаясь в театрализованную деятельность, разыгрывая этюды психогимнастики, дети усваивают выразительность жестов, воспроизводят различные черты характера, учатся тонко чувствовать друг друга, преодолевать барьер в общении.
В мини-сценках «Ушки-непослушки», «Капризный медвежонок», где участвуют 3—5 героев, некоторым детям можно предложить характерные роли, в процессе исполнения которых они избавляются от своих отрицательных черт характера.
На так называемой карте «Волшебные холмы» размещаются пиктограммы:
—русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка»;
—«Стойкого оловянного солдатика», «Свинопаса» и «Снежной королевы» Г.-Х. Андерсена;
—«Золушки» Ш. Перро;
—«Трех прях» и «Беляночки и Розочки» братьев Гримм;
—«Чудесного приключения Нильса с дикими гусями» С. Ла-герлёф;
«Мальчика-звезды» О. Уайльда и др
Беседа о нравственности поступков героев чаще всего проходит на пятиступенчатой «лестнице добра и зла». Дети отвечают на вопросы:
—Наклонилась бы к тебе яблонька? А к маме? А к папе?
—Какой подарок тебе больше нравится: блестящая коробка от принца или бумажный треугольник от матери-нищенки? Ответы детей — своеобразный тест сформированности нравственных качеств личности, помогающий скорректировать им общение.
4. «Подземелье страшных сказок» — итог работы по развитию у детей нравственных чувств. Каждый ребенок делает тот или иной выбор в сложных сказочных ситуациях, оказывает действенную помощь сказочным персонажам и своим близким, управляет настроением, снимает свои отрицательные эмоции, овладевает коммуникативными навыками и использует их в повседневной жизни. Для снятия эмоционального напряжения детей применяется техника разрывания бумаги — в группе появляется «коврик злости». Несколько усовершенствованная игра «Не делай так» помогает детям осознанно выбирать способы общения с другими людьми.
|
На этом этапе и используются приемы изодеятельности, бисероплетения, ставятся спектакли, игры-драматизации, проходят праздники. Дети активно участвуют в постановках таких сказок, как «Добрая девочка», «Не буду просить прощения». Для организации путешествий используются:
—русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
—«Щелкунчик и мышиный король» Э.Т.А. Гофмана;
—«Аленький цветочек» СТ. Аксакова;
—«Карлик Нос» В. Гауфа;
—«Волшебник Изумрудного города» A.M. Волкова.
Особо длинные сказки некоторое время можно читать перед дневным сном до момента развязки, а на занятии по эмпатии (1 раз в неделю во второй половине дня) заканчивать сказку, работая над ее содержанием, делая выводы по поступкам героев. Если ребенок размещает героев на какой-либо ступеньке, необходимо попросить его объяснить свой выбор и выяснить нравственные ориентиры ребенка. С учетом его мнения принимается любой ответ, делается вывод о необходимости продолжения работы.
Для создания особой атмосферы волшебства используются образы бабушки Маланьи (на этапе «Долина детства») и сказочницы Шехерезады, игровые приемы и сюрпризные моменты. В такую работу включаются родители, приглашаемые на некоторые занятия. Путешествуя вместе с детьми по сказкам, родители еще больше осознают, что все начинается в семье, пытаются изменить себя и понять своих детей. Они становятся единомышленниками и активными помощниками, оппонентами при обсуждении поступков; отвечают на вопросы тестов и анкет.
Планирование занятий по сказкам с учетом лексической темы
Лексическая тема | Автор, название сказки | Нравственный урок сказки | Содержание беседы по сказке | Речевая зарядка | Приемы и средства изобразительной деятельности | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
«Семья» | В.А. Осеева «Просто старушка» (для 4—5 лет). Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (для 5—7 лет) | Жизнь дана на добрые дела (пословица). После грозы — вёдро, а после горя — радость (пословица) | 1. Кто из героев самый доб- рый? 2. Кого вы больше жалеете и почему? 3. Как можно предложить свою помощь? 1. Какие поступки Аленушки понравились и почему? 2. За что можно похвалить братца Иванушку? 3. Какие чувства вы испыты- вали при встрече с ведьмой? | 1. Словесная дидактическая игра «Добрые слова». 2. Проявление заботы о бабушке через совместное написание письма. 1. Дидактическая игра «Какое слово лиш- нее?». 2. Игра «Что произой- дет в сказке, если убе- гут все глаголы?» | Изготовить схемы веселого и грустного лица бабушки.
Нарисовать ведьму по точкам |
«Игрушки» | А.Л. Барто «Игрушки», Саша Чёрный «Про девочку, которая нашла своего мишку» (для 4—5 лет). | Мир не без добрых людей (поговорка). | 1. Плохо ли детям без игру- шек? 2. Как помочь героям стихов? 3. Как вы относитесь к своим игрушкам? | Словесно-дидактическая игра «Какой, какая, какое». | Изобразить медвежонка методом пальчиковой живописи. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В.Ю. Драгунский «Друг детства» (для 5—6 лет) | Старый друг лучше новых двух (пословица) | 1. Почему Дениска загрустил? 2. Какая у вас любимая игруш- ка? Где она сейчас? 3. Хорошо ли игрушкам с ва- ми? | 1. Задание «Измени на- звание рассказа». 2. Словесная игра «Один, два, пять» | Вырезать и составить коллаж «Мои игрушки» | |
«Деревья», «Фрук- ты» | Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» | Как проживешь, так и прослывешь (пословица) | 1. Какие герои сказки понравились и чем? 2. Какие поступки Хавро- шечки восхитили, удивили? 3. Почему яблонька наклоня- лась именно к Хаврошечке? | 1. Словесная игра «Назо- ви ласково». 2. Игра «Придумай новое имя Хаврошечке». 3. Объяснить значение выражений «яблочко наливное», «листья шумят золотые» | Изобразить корову комочками из мятой бумаги по готовому силуэту |
«Овощи» | Русская народная сказка «Репка» | Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось (пословица) | 1. Почему деду удалось вырастить такую репку? 2. Кто еще мог бы помочь вытащить репку? | 1. Словесная игра «Тише — громче» (позвать героев сказки). 2. Закончить предложение «Дед вырастил не репку, а...» | На длинной полоске бумаги нарисовать всех героев сказки |
«Цветы» | В.П. Катаев «Цветик-семицветик» (для 4—6 лет). | Горе, разделенное с другом — полгоря, разделенная радость — две радости (пословица). | 1. Какой поступок героини вам запомнился больше всего? 2. От исполнения какого жела- ния Женя испытала радость? 3. Что бы вы загадали на по- следний лепесток? | 1. Словесная игра «Какое слово лишнее?». 2. Игра «На каких цветах еще можно загадывать желание?». | Выполнить объемную аппликацию «Цветы». |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»(для 6—7 лет) | Не было бы счастья, да несчастье помогло (пословица) | 1. О чем вы будете шептать- ся, когда увидите чудище? 2. Чем вы хотите походить на Настеньку? | 1. Напечатать записку в поддержку героини. 2. Игра «Я садовником родился» 3. Игра «Я знаю пять названий цветов» (с мячом, скакалкой) | Изобразить чудище (в технике акварели по-сырому) | |
«Лесные звери» | Н.И. Сладков «Заяц-обманщик» (для 5—7 лет) | Утро вечера мудренее (пословица) | 1. Чьи поступки понрави- лись? Почему? 2. Какое лекарство помогло зайцу поправиться? 3. Во всех ли сказках лиса помогает? Докажите | 1. Придумать шуточные вопросы каждому зверю. 2. Задание «Узнай сказ- ку» | Нарисовать героев сказки жесткой кистью способом «тычка» |
«Перелетные птицы» | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (для 5—6 лет). | Как аукнется, так и откликнется (пословица). | 1. Кто из помощников боль- ше понравился? Почему? 2. Кому вы сопереживали в сказке? 3. Все ли поступки героини понравились? | 1. Словесная игра «Уле- тают — не улетают». 2. Задание «Назови гру- стные и веселые слова». 3. Игра «Что забыл нарисовать художник?» (про птиц). | Выполнить оригами «Птицы». |
С. Лагерлёф «Приключение Нильса с дикими гусями» (для 6—7 лет) | Там, где дружат, живут — не тужат (пословица) | 1. Почему Гномик превратил Нильса в маленького чело- вечка? 2. Какие добрые поступки помогли Нильсу? 3. Случалось ли вам спасать друга? Где и как? | 1. Игра «Если не гусь, то кто?» (про птиц). 2. Словесная игра «Уле- тают — не улетают» | Выполнить бисероплетение «Гусь» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
«Одежда», «Ателье. Профес- сии» | Ш. Перро «Золушка» (для 5—6 лет). | Золото и в грязи блестит (пословица). | 1. Что удивило в сказке? 2. Какие испытания прошла Золушка? 3. Чем можно помочь Золуш- ке? | 1.Задание «Объясни слова крёстная, карета, лакеи, кучер, падчерица». 2. Словесная игра «Вы поедете на бал?». | Украсить силуэт бального платья способом коллажа. |
Братья Гримм «Три пряхи» (для 6—7 лет) | Дал слово — держи (пословица) | 1.Какие добрые дела совершили тетушки? 2.Сдержала ли данное слово принцесса? 3.Всегда ли легко выполнить обещание? | 1.Задание «Объясни слова опечалилась, при- горюнилась». 2. Словесные игры «Ко- му что нужно», «Одень куклу» | Изготовить одежду для бумажной куклы | |
«Зима» | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» (для 5—7 лет) | Труд человека кормит, а лень — портит (пословица) | 1. Какие поступки героинь понравились? Почему? 2. Можно ли помочь Ленивице? 3. Помогаете ли вы дома? | 1.Задание «Придумай новые имена героиням». 2.Словесная игра «Подбери родственные слова» к словам снег, зима, труд» | Изготовить украшение для ведерка из бросового материала |
«Зима. Зимние забавы» | Г.-Х. Андерсен «Снежная королева» (для 5—7 лет) | Для друга и семь верст не околица (пословица) | 1. На кого из героев сказки вы похожи? Чем? 2. На кого вы хотели бы по- ходить? В чем? 3. Чем можно растопить сердце Снежной королевы? | 1. Словесная игра «Ка- кой, какая, какое» (серд- це, королева, олень, Гер- да). 2. Логоритмическая игра «Снеговик». 3. Игра с движениями «Угадай, на чем катаюсь» | 1.Выполнить аппликацию «Зимние забавы». 2.Нарисовать по трафарету и раскрасить розовый куст |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
«Домашние животные» | У. Дисней «Приключения маленького щенка» (для 4—5 лет). | Знать сокола по полету (пословица). | 1. Кто больше понравился? Почему? 2. Кто из сказочных героев мог поступить так же, как щенок? | 1. Словесные игры «На- зови ласково», «У кого кто» (детеныши домаш- них животных). 2. Игра «Если не щенок, то кто?». | Нарисовать косточку приемом пальчиковой живописи. |
Г.-Х. Андерсен «Свинопас» (для 5—7 лет) | Смеется тот, кто смеется последним (пословица) | 1. Кому из героев сказки вы больше сочувствуете? 2. Как бы вы поступили на месте принца? 3. По каким поступкам вы выбираете друзей? | 1. Задание «Придумай новые слова о принцес- се». 2. Словесная игра «Кто ухаживает за...» | 1. Нарисовать подарки принца. 2. Сделать подарок для близких | |
«Новый год» | Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король» (для 6—7 лет) | Не по хорошему мил, а по милому хорош (пословица) | 1. Почему принца превратили в Щелкунчика? 2. Какие добрые поступки Мари освободили Щелкун- чика от злых чар? 3. Как узнать настоящего друга? | 1. Задание «Придумай новые слова» (о героях сказки). 2. Составь рассказ «Мой Новый год» | Изготовить Щелкунчика из бросового материала |
«Город» | A.M. Волков «Волшебник Изумрудного города»(для 6—7 лет) | Без беды и друга не узнаешь (пословица) | 1. Кого из героев вы запом- нили? Почему? 2. Как преодолевали негатив- ные черты характера герои сказки? 3. С кем из героев вы хотели бы дружить? | 1. Задание «Подбери родственные слова к словам город, дорога, дом». 2. Словесная игра «Доскажи фразу» | Выполнить аппликацию «Путешествие в Изумруд- ный город» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
«Дикие живот- ные» | Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (для 4—5 лет). | Друг познается в беде (поговорка). | 1. Почему зайчик поверил лисе? 2.Какие поступки героев не понравились? 3. Всем ли можно доверять? | 1. Словесные игры «Узнай сказку», «Кто где живет». 2. Задание «Подбери при- знаки». 3. Пересказ сказки по схеме. | Выполнить аппликацию «Лиса и заяц» методом обрывания. |
Братья Гримм «Беляночка и Розочка»(для 5—7 лет) | Жадность до добра не доводит (пословица) | 1. Все ли гномики бывают злыми? 2. Как поступали девочки в трудных ситуациях? 3. Кому из героев ты хочешь помочь и как? | 1. Игра «Если не мед- ведь, то кто?». 2. Задание «Сочини сказку с добрым гномом» | Выполнить кляксографию по сюжету сказки | |
«Рыбы» | Русская народная сказка «По щучьему веленью» (для 5—6 лет) | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда (пословица). | 1. Понравился или нет Емеля? Почему? 2. На каком месте вы хотели бы остановить сказку? 3. Кто или что еще может помочь человеку, кроме волшебной щуки? | 1. Задание «Придумай предложения со словами Емеля, щука». 2. Словесная игра «Кто живет в реке?». | Заштриховать силуэт щуки |
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (для 6—7 лет) | Жадность до добра не доводит (поговорка) | 1.Что чувствовала старуха во время исполнения ее желаний? 2. Что чувствовала рыбка, исполняя желания? 3. Что произойдет в сказке, если изменится характер старика? | 1. Словесные игры «Ка- кое слово лишнее?», «Какой, какая, какие». 2. Загадки о рыбах. 3. Составление описа- тельного рассказа о золотой рыбке | Выполнить коллективную работу-оригами «Аквариум» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
«Женский день 8 Марта» | Ненецкая сказка «Кукушка» (для 5—7 лет) | При солнышке — тепло, при матери — добро (пословица) | 1. Почему мама превратилась в кукушку? 2. Почему по тундре стелется красный мох? 3. О чем предупреждает сказ- ка? | 1. Составление словесно- го портрета «Моя мама». 2. Словесная игра «Что сначала, что потом?» | Нарисовать портрет мамы |
«Домашние птицы» | Нанайская сказка «Айога» (для 5—7 лет) | С лица не воду пить (пословица) | 1. Почему Айога превратилась в гуся? 2.Что нужно, чтобы стать красивым человеком? | 1. Составление теле- граммы Айоге. 2. Игра «Если не в гуся, то в кого?». 3. Составление описа- тельного рассказа про гуся по схеме «Птицы» | Нарисовать домашних птиц по трафарету и заштриховать их |
«Наша армия» | Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» (для 6—7 лет) | Храброму смерть не страшна (пословица) | 1. Можно ли солдатика на- звать преданным и смелым? 2. Понравился ли вам герой? За что? 3. С кем из героев сказки вы хотели бы дружить? | 1. Задание «Объясни выражение "стойким солдатикам плакать не полагается"». 2. Словесная игра «Под- бери слова-синонимы» (смелость, стойкость) | Выполнить коллаж из открыток «Солдатик и танцовщица» |
«Инструменты» | А.Н. Толстой «Топор» (для 5—7 лет) | Зло всегда наказуемо (поговорка) | 1. Что можно сказать про березку Люленьку? 2. Понравился ли вам топор? 3. Жалко ли вам, что топор утонул? | 1. Словесные игры «Хорошо — плохо», «Для чего нужно». 2. Составление описательного рассказа про инструменты | Выполнить аппликацию «Укрась топор» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
«Космос» | О. Уайльд «Мальчик-звезда» (для 6—7 лет) | Встречают по одежке, провожают по уму (пословица) | 1. Кому из сказки вы хотели бы помочь? 2. Что насторожило вас в сказке? 3. Правильно ли поступили люди, прогнав мальчика? | Словесные игры «Подбери родственные слова к словам звезда, нищета», «Какой, какая, какое» | Нарисовать на темной бумаге созвездия |
«Обувь» | Ш. Перро «Кот в сапогах» (для 5—7 лет) | Чужими руками хорошо жар загребать (пословица) | 1. Какие чувства вызывает у вас поведение кота? 2. Чтобы произошло, если бы людоед не превратился в мышку? 3. Мог бы сын мельника сам стать принцем? Каким обра- зом? | 1. Составление описа- тельного рассказа «Сапо- ги кота». 2. Задание «Назови сказки, где есть волшебная обувь» | Вылепить из соленого теста сапоги кота |
«Головные уборы» | Ш. Перро «Красная Шапочка» (для 5—7 лет) | Доброго держись, а от худого удались (послови- ца) | 1. Как бы вы поступили на месте Красной Шапочки? 2. Где вам хочется остано- вить сказку? 3. Что было бы в сказке, если бы не подоспели дровосеки? | Словесные игры «Что еще можно было подарить?» (головные уборы), «Разноцветные очки» | Сделать шапочку способом оригами, украсить ее |
«Продукты питания» | В. Гауф «Карлик Нос» (для 5—7 лет) | Носи платье — не скидывай, терпи горе — не сказывай (пословица) | 1. Было ли вам страшно? 2. Как бы вы поступили на месте героя? 3. Узнали бы вас по глазам, по поступкам? | 1. Задание «Объясни выражение "красив ду- шой и поступками "». 2. Словесные игры «Что нужно повару», «Съедоб- ное — несъедобное» | Нарисовать праздничный стол |
Примерный интегрированный план работы специалистов ДОУ
Лексиче- ская тема, сказка | Учитель-логопед | Воспитатели | Музыкальный руководитель | Инструктор по физическому воспитанию | Руководитель круж- ка бисероплетения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
«Зимние забавы»; Г.-Х. Андерсен «Снежная королева» | 1. Упражнение на дыхание «Сдуй сне- жинку». 2. Пальчиковая игра «Ой, замерзли пальчики». 3. Логоритмическая игра «Мы ребята — мастера». 4. Азбука эмоций. Игра «Кто пришел?». 5. Этюд психогимна- стики «Скажи доброе слово товарищу». 6. Пересказ рассказа Н.Н. Носова «На горке». 8. Словесные игры «Скажи наоборот», «Подбери родствен- ные слова», «Закончи фразу» | 1. Загадки о зиме и зим- них явлениях природы. 2. Цикл наблюдений за погодой. 3. Знакомство со стиха- ми русских поэтов о зиме. 4. Этюд психогимнасти- ки «Путешествие в зим- ний лес». 5. Стихи с движениями «Снежная баба». 6. Просмотр по видео мультфильма. 7. Опыт «Замерзшее растение». 8. Рассматривание ил- люстраций. 9. Чтение сказки. 10. Подготовка к драма- тизации (роли, костюмы, декорации) | 1. Разучивание песен зимней тематики. 2. Разучивание песни «Снежинка». 3. Музыкально- дидактическая игра «Вьюга кружится, раз». 4. Новогодний праздник по сюжету сказки. 5. Слушание классической музыки. 6. «Новогодняя хороводная» (муз. С. Шнай- дера) | 1. Комплекс утрен- ней зарядки «Сне- жинки». 2. Подвижные игры «Два мороза», «Снеговик», «Заморожу», «Снежный ком». 3. Развлечения — катание с гор, на лыжах, на санках | Поделки из бисера: снежинки, фигурки девочки, мальчика, оленя; фоновая композиция из бисера «Снежное королевство» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
«Домашние животные»; У. Дисней «Приключения маленького щенка» | 1. Игры «Подбери родственные слова к словам щенок, кость», «Подбери признаки». 2. Пальчиковая гимна- стика «Повстречались». 3. Пересказ рассказа «Щенок-шалун» (по Н.В. Нищевой). 4. Составление корот- ких рассказов по сю- жетной картинке о щенке. 5. Упражнения с де- формированной фра- зой «Диван, щенок, сидеть, под». 6. Составление описа- тельного рассказа про щенка | 1. Психогимнастика «Жадный пес». 2. Рассматривание ил- люстраций к мульт- фильму У. Диснея «Приключения малень- кого щенка». 3. Дидактические игры «Кто в домике живет», «У кого кто», «Что из- менилось». 4. Кроссворд по содер- жанию сказки. 5. Творческое задание «Щенок рыл-рыл и на- шел не кость, а клад». 6.Мимическая игра «Уз- най, кто это». 7. Коммуникативная игра «Ах, какой я моло- дец!». 8. Игра-драматизация по стихам Э. Мошковской «Жадина» | 1. Музыкальные импровизации «Домаш- ние животные». 2.Песня «Тяф-тяф» (муз. В. Герчик, сл. Ю. Разумовского) | 1.Комплекс утренней гимнастики по мотивам сказок У. Диснея. 2. Подвижная игра «Лохматый пес». 3. Игры в сухом бассейне «Найди кость». 4. Игра малой под- вижности «Найди и промолчи» | Создание панно с фигурками: — щенков; — костей; — деревьев |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
«Дикие животные»; Н.И Слад- ков «Заяц- обманщик»; русская народная сказка «За- юшкина избушка» | 1. Пальчиковая игра «Зайчик». 2. Дидактическая игра «Магазин зверушек». 3. Дыхательная гим- настика «Что ты пла- чешь?». 4. Логоритмическое упражнение «Друзья помогли». 5. Упражнения «Назо- ви ласково», «Подбе- ри предметы к при- знакам». 6. Пересказ сказки | 1. Дидактические игры «Узнай, из какой сказ- ки», «Кто в лесу живет», «Путаница», «Отгадай по описанию». 2. Показ сказки на фла- нелеграфе «Заюшкина избушка». 3. Игра-забава «Поймай солнечного зайчика». 4. Строительные игры «Дом для зайчика и ли- сы». 5. Обыгрывание сказки «Новоселье» на новый лад. 6. Заучивание стихотво- рения А. Ламма «Заячья любовь». 7. Этюд психогимнасти- ки «Зайка-зайка, что с тобой?». 8. Коммуникативная игра «Комплимент» | 1. Музыкальная игра «Зайка беленький си- дит». 2. Музыкально- пластическая импровизация «Мы — зайчики». 3. Слушание песни «Зайцы и медведь» (муз. Т. Попатенко) | 1. Комплекс утрен- ней гимнастики в стихах «Зайчик пригласил зимнюю сказку». 2. Подвижные игры «Волк и зайцы», «Заяц-месяц» (бе- лорусская), «Охот- ники и зайцы», «Бездомный заяц». 3. Спортивное раз- влечение «Лесная олимпиада». 4. Игра малой под- вижности «Найди зверят по следам» | Коллективная работа по сюжету сказки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
«8 Марта. Мамин день»; Ненецкая сказка «Кукушка» | 1.Пальчиковая гимнастика «Птичка». 2.Чистоговорка «Кукушка». 3.Дидактические игры «Подскажи словечко», «Назови детенышей», «Один, два, пять». 4.Рассказ о птице по плану-схеме. 5.Упражнения «Подбери предметы к признаку — кукушкин(-о)», «Скажи иначе» | 1.Беседа «Как и чем можно порадовать близких». 2.Рассматривание иллюстраций по книге. 3.Этюд психогимнастики «Кукушонок кланяется». 4.Викторина «Кто больше знает о кукушке?». 5.Коробочка добрых дел. 6.Заучивание стихов к празднику. 7.Рассказывание стихов «Мамины помощники» (руками). 8.Драматизация сказки «Ушки-непослушки». 9.Дидактические игры «Улетают — не улетают», «Кто как кричит» | 1. Слушание аудиозаписи «Мамин празд- ник» (муз. Е. Тиличеевой). 2.Музыкально-дидактическая игра «Узнай по голосу». 3.Караоке по песням В. Ша-инского о маме. 4.«Мамина песенка» (муз. М. Парцхалад-зе, сл. М. Пляц-ковского). 5.Музыкальная народная игра «Потерялся Иванушка» | 1.Комплекс утренней гимнастики «Веселые ребята». 2.Подвижные игры «Жмурки», «Пятнашки», «Плетень», «Снежный ком» | Изготовление подарка для мам: бусы, фенечки, букет цветов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
«Перелет- ные птицы»; русская народная сказка «Гу- си-лебеди» | 1. Скороговорка «Ле- тели лебеди с лебедя- тами». 2. Дидактические иг- ры «Назови ласково», «Назови птенцов», «Подбери родствен- ные слова», «Что сначала, что потом» (о птицах). 3. Загадки о птицах. 4. Текст для пересказа «Первыми тронулись в путь...». 5. Составление описа- тельного рассказа по схеме о птицах | 1. Народные приметы «Гуси летят — зимушку на хвосте тащат». 2. Стихи А.Л. Барто, Е.А. Благининой о пти- цах. 3. Игра в стихах «Птицы домашние и перелет- ные». 4. Заучивание диалога «Гуси, вы гуси, красные лапки...». 5. Шуточная игра «Фермером Макдональдс был...». 6. Упражнение на снятие страха «А я тебя не бо- юсь». 7. Этюд психогимнасти- ки «Заколдованный ре- бенок». 8. Схема-картинка «Где прячется Баба Яга». 9. Настольный театр «Жили у бабуси» | 1. Музыкальная игра «Где был Иванушка». 2. Шуточная песенка М. Раухвергера «Ай-ой-ой». 3. Разучивание «Танца маленьких утят». 4. Разучивание попевки «Жили у бабуси...». 5. Развлечение «День птиц» | 1. Комплекс утрен- ней гимнастики «Птицы». 2. Подвижные игры «Гуси-лебеди», «Волк во рву». 3. Игра «Перелет птиц». 4. Игра малой под- вижности «Найди гусенка». 5. Игра-дразнилка «Есть избушка в темном лесе...» | Изготовление панно по сказке: — избушка на курьих ножках; — гуси-лебеди; — девочка; — мальчик |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
«Деревья», «Фрукты»; русская народная сказка «Крошечка- Хаврошеч- ка» | 1. Пальчиковая гимна- стика «Буренушка». 2. Логоритмическая игра «Как поили мы теленка». 3. Пересказ сказки К.Д. Ушинского «Ко- ровка». 4. Дидактические иг- ры «Что на дереве растет», «Узнай по вкусу», «Расставь по стойлам». 5. Словесные игры «Какой, какая, какие», «Назови ласково», «Подбери предметы к признакам яблочный (-ое, -ая)». 6. Составление описа- тельного рассказа «Фрукты». 7. Загадки о фруктах и деревьях | 1. Рассматривание кар- тин-натюрмортов. 2. Игра в стихах с дви- жениями А. Барто «Ста- до». 3. Упражнение на слухо- вое внимание «Яблоки». 4. Стихи о домашних животных и фруктах (О.И. Высотская, Л.К. Татьяничева, Е.К. Стюарт). 5. Варежковый театр по сказке «Крошечка-Хав- рошечка». 6. Дидактические игры «Один, два, пять», «Уз- най сказку по отрывку». 7. Коммуникативная игра «Я знаю, ты мо- жешь». 8. Этюд психогимнасти- ки «Удивление» | 1. Разучивание русской народной песни «Коровушка». 2. Разучивание песни А. Н. Пах- мутовой «Кто пасется на лугу» | 1. Подвижная игра «Стадо». 2. Спортивные ат- тракционы с яблоком. 3. Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо...» | Индивидуальная по- делка «Яблоко», кол- лективная работа «Де- рево счастья» |
Путешествия по сказкам
«Долина детства»
Методические рекомендации
1. Занятия проводятся в сопровождении музыки.
2. Воспитатель встречает детей в костюме сказочницы бабушки Маланьи (сарафан, платок, очки) с куклой Данилкой и Солнечным зайчиком (ночник).
3. Ласково поглаживая каждого ребенка по голове (организационная игра), бабушка Маланья встречает детей словами:
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой.
Сидели, не ели,
На бабушку Маланью смотрели
Да сказки слушали.
4. После знакомства с каждой сказкой, она зашифровывается на карте путешествий «Долина детства» соответствующей пиктограммой.
5. Необходимое оборудование: карта путешествий, «лесенка добра и зла» из трех ступенек, мольберт или доска для размещения иллюстраций.
Игра-занятие 1.
Игра-занятие 2.
«Печальная история о том, как оторвали Мишке лапу»
ЦЕЛИ
• Стимулировать чувство восхищения тем, что создано трудом человека.
• Способствовать эмоциональной привязанности к игрушке.
• Побуждать желание приносить радость окружающим, вызвать желание делать подарки близким.
• Развивать эмпатию.
Вариант 1
ОБОРУДОВАНИЕ
Книги А.Л. Барто «Игрушки», С. Чёрный «Про девочку, которая нашла своего мишку» с иллюстрациями; три портрета с различными эмоциями — добрый, злой, равнодушный; двухсторонняя кукла Чистюлька-Грязнулька; картинка с пиктограммами эмоций (удивление, радость, горе); пиктограмма по произведению.
Последовательность проведения и методические приемы
1. Встреча с бабушкой Маланьей.
2. Организационная игра «Бабушка Маланья».
3. Упражнение на добро.
4. Рассказ бабушки Маланьи о своей игрушке, Чистюльке-
Грязнульке, сшитой своими руками.
5. Обыгрывание ситуации с куклой.
6. Работа с пиктограммами: удивление, радость, горе.
7. Работа с книгой А.Л. Барто «Игрушки», декламация знакомых стихов.
8. Вопросы по портретам («Как ты думаешь, кто из них хозяйка зайки, мишки?» и т.д.).
9. Чтение С. Чёрный «Про девочку, которая нашла своего мишку».
10. Зашифровка произведения на карте путешествий.
11. Домашнее задание детям: написать рассказ о любимой
игрушке.
Вариант 2
ОБОРУДОВАНИЕ
Выставка домашних игрушек; книга В.Ю. Драгунского «Друг детства
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!