Пунктирное (частичное, избирательное) внимание — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Пунктирное (частичное, избирательное) внимание

2019-09-04 191
Пунктирное (частичное, избирательное) внимание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

C пунктирным (частичным, избирательным) вниманием в нашей жизни мы сталкиваемся часто. Правда, не всегда осознаем это.

Что из себя представляет частичное внимание? Думаю, в детстве каждый из Вас пробовал подобный фокус — периодически закрывать ладонями уши и открывать их. Получалась череда звуков и тишины. Если не обращать внимания на безмолвные промежутки, а попытаться соединить в своем сознании только звуковые, то поначалу покажется, что мы слышим хаотичный шум, бессмыслицу. При быстром темпе закрытия-открытия ушей так оно и есть. Но попробуйте поэкспериментировать с ритмом, сделать его помедленнее и не равномерным. И выберите соответствующее место, например, где-нибудь при большом скоплении народа (в транспорте, на улице, на митинге). В какой-то момент слова и обрывки предложений, сказанные разными людьми, начнут складываться в довольно разумные монологи и диалоги, иногда совершенно не совпадающие с темой самих разговоров.

Предупреждаю, что в течение первых попыток работы с пунктирным вниманием может сильно болеть и кружиться голова, подташнивать. Это с непривычки. При подобных симптомах оставляйте это занятие и возвращайтесь к нему только после того, как полностью придете в себя. Со временем болезненное состояние будет появляться все реже и, в конце концов, неприятные ощущения вовсе перестанут возникать.

После того, как Вам удалось найти тот ритм закрытия-открытия ушей, при котором логика поступающей к Вам информации не нарушается, задайте внутри себя какой-либо интересующий Вас вопрос. Вы удивитесь, насколько связным и последовательным будет собирательный ответ окружающей Вас массы людей при применении пунктирного внимания. Таким образом с миром можно вести целые диалоги и получить немалое количество полезной информации. Конечно, поначалу в «беседу» будут врываться посторонние звуки и слова, которые внесут путаницу в смысл сказанного. Но в ходе регулярных тренировок Вы научитесь моментально отсеивать эту «шелуху», выбирая только разумное зерно.

Многие ответы мира покажутся Вам странными и не совсем в тему. Но, согласитесь, смешно было бы ожидать от окружающего пространства чисто человеческой логики. Тем не менее, разумный ответ Вы получите.
Возможен и другой способ. Стоя посреди толпы и хлопая себя по ушам, Вы, естественно, будете выглядеть, мягко говоря, нелепо. Поэтому попробуйте быстро продвигаться сквозь людскую массу, одновременно с этим вылавливая обрывки фраз, долетающие до Вас. Результат будет аналогичным. Пойманное вниманием постепенно начнет складываться в логичный и нужный Вам текст.

Применимо ли пунктирное внимание в отношении зрения? Конечно. Уверен, каждый из вас неоднократно проходил и проезжал мимо забора с широкими штакетниками и узкими зазорами между ними. Если передвигаться довольно быстро, отрезки пространства, просматривающиеся между досками, складываются в цельную и понятную картинку. Сами же штакетники словно перестают существовать для Вашего внимания.
На этом же свойстве внимания — собирать из разрозненных кусочков целое, синтезировать наблюдаемое – построена вся история кино. Мы улавливаем вниманием каждый отдельный кадр, но наше сознание воспринимает всю череду картинок, как одну непрерывно изменяющуюся картинку. Данный вид внимания хорошо освоили нечистые на руку рекламодатели и спецслужбы различных стран, применяя так называемый 25-й кадр, когда в общий ряд отстраненных, на первый взгляд безобидных, кадров вставляется один с определенной тематикой или текстом. Внимание фиксирует его и отправляет в подсознание, которое воспринимает встроенную информацию, как руководство к действию, даже в случае, если сознание на нее не среагировало.

Мир един и неделим, но мы видим его дискретно, разбитым на отдельные объекты. Ну что ж, воспользуемся этим для новой тренировки. Выберите на открытом пространстве ряд одинаковых предметов. Например, это могут быть столбы вдоль дороги, однотипные здания, что угодно, лишь бы оно не двигалось с места некоторое время. Сосредоточьтесь на них, как Вы это делали в задании с многовекторным вниманием. Добейтесь такого внутреннего состояния, при котором выбранные объекты начнут как бы выделяться из общей картинки, набирать яркость, объем. При этом все остальное словно поблекнет, уйдет в тень и станет однотипным фоном. В некоторых случаях Вам может показаться, что Вы смотрите на один общий объект, часть которого скрыта за преградами из фона. Через несколько минут резко переключите свое внимание с данных объектов на промежутки между ними. Не нужно выделять детали того, что Вы увидите в промежутках. Просто воспринимайте сами промежутки, как объекты, а то, что наблюдали до этого, сделайте фоном для них. Если в промежутках заметите какое-либо движение, не концентрируйтесь на нем. Пусть для Вас ряд промежутков станет одним переливающимся, меняющимся объектом, частично скрытым за фоном из столбов или зданий. При этом Вы можете испытать очень необычные ощущения, словно фон – огромное живое существо. Некоторые мои напарники сообщали об ощущении, будто сам фон осуществляет ответное наблюдение за ними. Такие вот «глюки» сознания.

Еще необычнее Вы можете почувствовать себя, если аналогично будете наблюдать за игрой теней на каком-либо объекте, например, на дереве. Посмотрите на любое дерево под таким углом, чтобы косой солнечный или лунный свет, падая на листья и ветви, частично ими же и перекрывался. Сконцентрируйте внимание только на освещенной части и, как в случае с рядом зданий, выделите для себя ее, как один общий объект. Дерево будет казаться немного усеченным, неполным, но все же останется узнаваемым. Затем быстро переключите внимание на затененные участки, освещенные же воспринимайте, как общий фон. Перед Вами предстанет бесформенная, постоянно меняющаяся, но ощущаемая, как объемная, материальная, темная масса. И здесь Вы также иногда можете испытывать мистическое ощущение ответного наблюдения.

Опробовать пунктирное внимание можно в звуковом диапазоне, слушая музыку: отдельно только ноты или только промежутки между их звучанием. Поначалу воспринимать музыкальный ряд таким образом будет затруднительно. Внимание все время будет норовить уловить мелодию с разделительными паузами между нотами. Но когда Вам удастся переключиться на слушание одних лишь звуков, Вы опять можете испытать измененное состояние сознания. Услышанный звук станет цельным, но постоянно будет меняться. Некоторые из моих напарников в это время начинали вместе с изменениями звука видеть через закрытые глаза переливающийся калейдоскоп ярких красок, а их тело отвечало на перемены различными сигналами и вибрациями. И здесь опять в действие вступает эффект так называемой синестезии, о которой упоминалось в задании о расконцентрированном восприятии мира. Отдельные практикующие сообщали о странном ощущении, будто время остановилось, то есть, они совершенно не могли определить, несколько секунд длилась прослушанная таким образом мелодия или несколько минут, словно выпадали из временн о го потока. К сожалению, обобщить данные по прослушиванию только промежутков между звуками мне не удалось, так как многие практикующие не могли четко выразить свои ощущения словами. Детальнее об использовании самого феномена синестезии при развитии «другого в и дения» рассказывается в таких ступенях практикума «Незамеченный дар», как «Тонкие боевые техники», «Диалог с организмом», «Словесная магия сталкера» и «Работа с сутями».

Что может дать нам пунктирное (частичное, избирательное) или, как я его еще иногда называю, группировочное внимание? Развитие его является преддверием в такую область «другого в и дения», как ясновидение и яснослышание (или более приемлемый термин для нашего практикума — удаленное внимание). Обучаясь выделять и осознавать, как целостные, объекты и ситуации, удаленные и почти полностью закрытые от нас, мы получаем возможность, образно говоря, заглянуть за горизонт, определить, что происходит вне поля нашего прямого зрения или слуха, выделить из общей массы интересующее нас.

Еще одним плюсом к освоению частичного внимания станет умение улавливать суть чего-либо, под каким бы слоем бесполезной шелухи она не была скрыта. Для этого проделаем следующее упражнение. Введя себя в состояние «отсеивания» ненужного и вылавливания полезного, как Вы это делали во время «беседы» с миром, попробуйте пройтись беглым взглядом по любой газетной статье.

Очень важно не вчитываться в текст, повторяя про себя каждое слово, а просто в одном и том же ритме вести взгляд вдоль строки. Желательно вначале выбрать небольшую скорость, достаточную для того, чтобы внимание не перескакивало через словосочетания и предложения, а плавно скользило по каждому из них. Вдумываться в текст и запоминать его не нужно. Но, тем не менее, по окончании прохождения статьи взглядом, необходимо осознать, о чем был материал в целом и основные позиции, высказанные в нем. Опять же, здесь важно не запомнить отдельные эмоциональные словосочетания, использованные в статье, а именно передать те основные мысли, ради которых она и была написана. Дело в том, что любой логически составленный материал обязательно заключает в себе три-четыре фразы, а то и отдельные слова, которые являются ключевыми, то есть полностью выражают его суть. Весь остальной текст является второстепенным и вспомогательным, как бы ярко и красиво он не был подан.

Как и в случае с забором, развитое пунктирное внимание позволяет проскочить мимо ненужного, лишнего текста и схватить самое важное, скрытое за ним. Со временем и в процессе регулярных тренировок, Вам достаточно будет беглого взгляда на текст любой сложности и любого объема, чтобы знать, о чем он, его суть, основные положения и эмоциональную направленность. Нужные слова и фразы станут словно подсвеченными, выделенными из остальной массы. Некоторые специалисты называют данное свойство скорочтением. Другие — теми же синестетическими (от слова «синестезия») особенностями. Я же определяю его как выделение сути. Это знание приходит, словно ниоткуда, в виде полной убежденности в своей правоте, и в большинстве случаев именно так все и оказывается.

 

Упражнения для самостоятельной проработки

 

Выход на «беседу» с миром

 

1. Найти свой ритм с помощью закрытия-открытия ушей ладонями при большом скоплении людей.

2. Уловить логику поступающей информации.

3. Задать внутри себя какой-либо вопрос.

4. Получить собирательный разумный ответ от различных людей.

5. Повторить улавливание информации, поступающей от различных людей, без закрытия-открытия ушей ладонями, но быстро передвигаясь в толпе.


Наблюдение ряда одинаковых объектов и промежутков между ними

 

1. Выйти на открытую местность.

2. Выбрать ряд одинаковых предметов.

3. Сосредоточиться на этих предметах, воспринимая остальное в качестве однотипного фона.

4. Через несколько минут резко переключить свое внимание с данных объектов на промежутки между ними. При этом сами объекты воспринимать, как однотипный фон.


Наблюдение за игрой теней

 

1. Выбрать дерево, освещенное солнечным или лунным светом.

2. Сконцентрироваться на освещенной части дерева, как на одном общем объекте.

3. Быстро переключить внимание на затененные участки, наблюдая их, как один общий объект. Освещенные участки воспринимать, как фон.


Тренировка пунктирного внимания в звуковом диапазоне

 

1. Включить любую музыку.

2. Воспринимать одни только звуки, исключая вниманием промежутки между ними.

3. Попробовать воспринимать одни только промежутки между звуками, исключая вниманием сами звуки.


Выделение сути печатного текста

 

1. Пройтись беглым взглядом по любой газетной статье, ритмично проходя по словам и строкам, но не вчитываясь в них.

2. По окончании прохождения статьи взглядом, осознать, о чем был материал в целом и основные позиции, высказанные в нем.

 

ЗАДАНИЕ 10

Призрачное внимание

 

Тем, кто раньше пробовал освоить задания первой, а также последующих, ступени практикума «Незамеченный дар», не составит большого труда понять, что такое призрачное внимание.

Собственно, это и есть «другое в и дение», которое мы осуществляли руками и телом. Улавливая то, что находится рядом, но не слышится, не видится и не ощущается нами в привычном состоянии сознания, мы как бы прикасаемся своим вниманием к более тонким вещам и явлениям, обнаруживаем то, что, бесспорно, существует, но «призрачно» для нас.

Хорошим подспорьем в ходе использования призрачного внимания является так называемая «радость узнавания». Потренируемся ее улавливать.

Возьмите любой предмет, который Вам достаточно хорошо знаком, и начните созерцать его, как в первый раз. Осматривайте отдельные детали и общий вид предмета с внутренним удивлением и интересом. Важно воссоздать в себе чувство «тихого восторга», как я его называю, и легкого запирания дыхания от осмотра. Это ощущение сродни внутреннему принятию чего-либо, полному открытию себя для входящей информации, радости и удовлетворению от самого процесса.

Тем не менее, как бы мы ни пытались заставить себя «не знать» свой предмет, подсознание упрямо будет сигнализировать о том, что он нам знаком, выбрасывать в сознание короткие всплески «дежавю». И вот в данные моменты легче всего поймать в себе это трудноуловимое чувство – «радость узнавания». Именно оно является первичным сигналом о настройке «тела внимания» на «призрачное» в и дение.

Следующим вспомогательным действием, создающим и укрепляющим настройку этого вида внимания, станет визуализация. Пускай мы не можем обнаружить что-либо обычными органами чувств, но зато нам значительно легче вообразить это себе, а значит уже сделать его реальным, определяемым с помощью «другого в и дения». Для отработки предлагаемого ниже упражнения и, особенно, проверки его результатов необходим партнер.

Вам нужно поставить перед собой руку с открытой ладонью, направленной вверх. Представьте на этой ладони шарик белого цвета, размером с теннисный мячик. Шарик должен быть визуализирован очень четко и ярко, вплоть до его веса, давящего на ладонь. Постепенно вообразите, что его цвет меняется с белого на какой-нибудь другой, например, желтый или зеленый. Затем еще на один. И еще. Желательно, чтобы последовательность смены цветов была определена Вами заранее и зафиксирована на бумаге. Вашему партнеру необходимо в состоянии «другого в и дения» ощутить сам шарик и назвать каждый цвет в той последовательности, которую Вы написали раньше.

Добейтесь отличных результатов в определении цвета шарика сначала с закрытыми глазами (и Вы, и партнер), а затем с открытыми. Причем, во втором случае обязательно сохранить визуализацию той же интенсивности, что и в первом. После поменяйтесь с напарником ролями. Дам небольшую подсказку: цвета шарика определяются лучше и легче, если, перебирая их в сознании, применить «радость узнавания».

Следующее упражнение можно осваивать в одиночку. Оно не сложное, но требует прежней четкости и детальности визуализации. Создайте в своем воображении образ любого объекта, который Вам хорошо знаком, а затем полностью сотрите его. Следует отметить, что легче образ объекта воспроизводится на вдохе и задержке дыхания и проще стирается на выдохе. Постепенно, за несколько тренировок, увеличьте количество подходов к визуализации одного и того же образа с 5 до 50 раз (продолжительность его удерживания в сознании — 5 секунд). Чтобы не сбиться со счета, можете каждый удачный подход отмечать черточкой на заранее размеченной таблице. Когда достигнете максимального количества подходов, поменяйте образ объекта на какой-либо другой, абсолютно отличный от первого, и начните его визуализацию сначала. Объекты могут быть самые разные, от небольших до огромных. Повторяю: главное условие — представление их очень четко, с объемом и деталями.

А сейчас попробуйте выполнить упражнения, требующие, кроме внимательности, особой осторожности. Нечто подобное мы уже пробовали осуществить в одном из упражнений по переносу внимания. Поначалу эти упражнения покажутся Вам нелепыми и малоприменимыми в повседневной жизни. Но, поверьте, для развития призрачного внимания данная тренировка имеет немаловажное значение.

Станьте посреди комнаты или на открытом пространстве. Посмотрите в какую-либо сторону, но свое внимание усилием воли отправьте в другую, которая может даже не попадать в Ваше поле зрения. Постарайтесь удерживать свое внимание в данном положении как можно дольше. Разрешается передвигаться, не теряя выбранных настроек. При этом может создаться впечатление, что Вы также и смотрите в том направлении, где пребывает фокус внимания, хотя глаза продолжают наблюдать другую картинку.

Когда отработаете данное упражнение, попробуйте закрыть глаза и посмотреть на окружающий мир затылком. Скорее всего, с первого раза у Вас это не получится. Ваше сознание годами приучалось быть «впередсмотрящим» и вряд ли вот так запросто согласится поменять устоявшиеся позиции. Если заболит или закружится голова, советую на время прекратить тренировку до восстановления нормальных ощущений.

Еще раз напоминаю: осознание того, что Вы видите реальную картинку, находящуюся позади, придет не сразу. На первых порах оно может проявляться на доли секунды, мгновенным кадром, так что и уловить-то его будет сложновато. Чтобы облегчить задачу «отлова» реальной картинки, я с напарниками прибегал к небольшой уловке: прежде чем повернуться к чему-либо затылком, мы выбирали неподалеку какой-нибудь отдельно стоящий объект и хорошенько рассматривали его обычным зрением. Затем становились к нему спиной и ожидали, когда образ этого объекта всплывет в сознании. Представив объект во всех деталях, в воображении ставили приблизительно на то же расстояние, на каком находился его материальный прототип. Через некоторое время происходило отождествление этих объектов, и мы действительно начинали ощущать нечто за своей спиной, что в нашем сознании ассоциировалось с выбранным объектом.

Выполнив это, переведите все внимание с ощущения телом на зрительный образ, а затем слегка поверните голову вправо или влево и наоборот. Образ объекта в Вашем поле зрения сдвинется, но создастся впечатление, будто Вы наблюдаете за ним, не отрывая взгляда. Теперь сделайте шаг влево или вправо. Зрительно покажется, что Вы действительно перемещаетесь относительно наблюдаемого затылком объекта, даже сдвинется фон вокруг него. Только будет отмечена одна особенность: все происходит как будто в зеркальном отражении. То есть, то, что находится в реальном мире справа от Вас, во время «смотрения затылком» покажется расположенным слева. И наоборот. Это необходимо учитывать, когда Вы продолжите движение относительно материального предмета.

По мере увеличения количества тренировок переключать свое внимание на затылочное зрение станет легче. Постепенно Вы обнаружите, что среди фона, окружающего зрительный образ, начинают выделяться области посветлее или потемнее, а также другой плотности. Оглянувшись, Вы увидите, что этим областям соответствуют реальные предметы, находящиеся вокруг выбранного объекта, но опять же видимые Вами в зеркальном отображении.

Очень осторожно, плавными шагами попробуйте передвигаться спиной вперед, закрыв глаза и используя только «в и дение» затылком. Ваша задача – обойти таким образом несколько объектов, не наткнувшись на них, и при этом не упасть, запнувшись обо что-нибудь ногами.

В ходе регулярного выполнения данного упражнения предметы, видимые вначале смутно, начнут обретать четкие, контрастные очертания и определяться наравне с первым объектом. С каждым подходом Вы сможете обнаруживать в них все больше деталей, а «проявление» из фона новых предметов будет происходить намного быстрее. Некоторые мои партнеры достигали в этом виде внимания такого уровня, что, сидя спиной к телевизору, могли комментировать изображение на экране.

Немного проблемным окажется выход из данного состояния. Может наблюдаться кратковременная потеря ориентации в пространстве и путаница с определением правой и левой сторон. Но, в конце концов, сознание адаптируется. Переключаться на «в и дение» задом наперед и обратно станет так же просто, как переносить свое внимание с обычного зрения на «в и дение» руками. Закрывать глаза при этом уже будет не обязательно. Как и во время тренировок по многовекторному вниманию, Ваше сознание сможет, не запутываясь, одновременно удерживать в себе обе картинки.

А теперь попробуем применить призрачное внимание к слуху. Выберите для себя какой-либо звук, издаваемый любым упавшим на плоскую поверхность предметом. Например, монеты или ложки на пол. Если это действие совершается рядом, естественно, Вы его отчетливо услышите. Попросите Вашего напарника упустить этот предмет немного дальше, скажем, в другой комнате. Звук также будет слышен, хоть и тише.
Постепенно увеличивайте расстояние между Вами и партнером, выйдя на открытое пространство. Найдите ту дистанцию, на которой падение предмета будет слышно на грани Ваших возможностей. Так как Вы все еще помните данный звук, просто воспроизводите его в своей памяти всякий раз, как увидите, что напарник отходит дальше и вновь роняет предмет. Через некоторое время Вы обнаружите, что воспроизводить этот звук в своем воображении нет необходимости. Он опять фиксируется при помощи обычных органов чувств, пускай и на грани восприятия. В результате Вы сможете обострить свой слух до такой степени, что звук долетит до Вас, хотя сам напарник с падающим предметом будут едва видны.

Вибрации, в том числе звуковые, порожденные любыми событиями, так же могут быть уловлены нашим телом. И в этом тоже принимает участие призрачное внимание.

Для развития данного свойства отработаем такое упражнение, Закройте уши чем-либо плотным, чтобы в Ваш мозг не проникало ни одного физического звука. Пройдитесь по оживленной улице и попробуйте воспроизвести в своем воображении звуки, которые могли бы издавать попадающиеся Вам на глаза объекты. В принципе, это не составит особой сложности, так как наша память уже содержит в себе данные звуковые сигналы и при наблюдении определенных событий как бы воспроизводит их внутри нас.

Со временем Вы заметите, что, кроме совпадающих с видимыми событиями звуков, в пространстве внутреннего слуха «звучат» сигналы, зрительного эквивалента которым не наблюдается. Осмотритесь и постарайтесь обнаружить реальный источник неизвестных звуков. К данному поиску можно подключить и описанную ранее «радость узнавания».

По мере тренировки Вы станете улавливать и другие звуки, на которые ранее не обращали внимания по причине их тонкости или дальности. При этом в голове может возникнуть неприятный эффект огромного множества и разнообразия посторонних звуков и голосов, даже без наблюдения их источника. Волноваться не следует. Со временем сознание само приглушит их, сделает незаметными. А Вы получите способность выделять для себя эти звуки выборочно.

И, напоследок, еще одно упражнение. Включите какое-либо видео, где на экране продолжительное время будет виден выступающий с речью человек. Отключите звук и попробуйте по губам оратора или диктора определить слова, им произносимые. Через несколько тренировок эти слова начнут как бы сами собой звучать в Вашей голове.

Разнообразьте упражнение, наблюдая за говорящими в толпе или на удаленном расстоянии. Речь наблюдаемого человека точно так же полноценно выделится в Вашем сознании.

 

Упражнения для самостоятельной проработки

 

Ощущение «радости узнавания»

 

1. Взять хорошо знакомый предмет и начать созерцать его, как в первый раз, с внутренним удивлением и интересом.

2. Уловить моменты «тихого восторга», легкого запирания дыхания в процессе осмотра.


Визуализация цветных шариков на ладони

 

1. Зафиксировать на бумаге будущую последовательность смены цветов воображаемого шарика.

2. Поставить перед собой руку с открытой ладонью, направленной вверх.

3. Четко и ярко представить на ладони шарик белого цвета, размером с теннисный мячик.

3. Вообразить, что цвет шарика меняется с белого на какой-нибудь другой, желательно, в соответствии с ранее определенной последовательностью. Затем еще один. И еще.

4. Партнеру необходимо в состоянии «другого в и дения» ощутить сам шарик и назвать каждый цвет в определенной ранее последовательности.

5. Добиться отличных результатов в определении цвета шарика сначала с закрытыми глазами (и Вы, и партнер), а затем с открытыми.

6. Поменяться с напарником ролями и повторить все действия.


Создание и стирание в воображении знакомого объекта

 

1. Создать в своем воображении образ любого объекта, который хорошо знаком, а затем полностью стереть его.

2. Увеличить количество подходов к визуализации одного и того же образа с 5 до 50 раз (продолжительность его удерживания в сознании – 5 секунд).

3. Поменять образ объекта на какой-либо другой, абсолютно отличный от первого, и начать его визуализацию сначала.


Разделение фокусов зрения и внимания

 

1. Встать посреди комнаты или на открытом пространстве.

2. Посмотреть в какую-либо сторону, но свое внимание усилием воли отправить в другую.

3. Удерживать внимание в данном положении как можно дольше.

4. Передвигаться, не теряя выбранных настроек.


Наблюдение окружающего пространства затылком

 

1. Выбрать отдельно стоящий объект и хорошо рассмотреть его обычным зрением.

2. Встать к объекту спиной и ожидать, когда его образ всплывет в сознании.

3. Представив объект во всех деталях, в воображении поставить приблизительно на то же расстояние, на каком находится его материальный прототип.

4. Перевести все внимание с ощущения телом на зрительный образ, а затем слегка повернуть голову вправо или влево и наоборот.

5. Передвигаться относительно выбранного объекта влево или вправо.

6. Зафиксировать появление из фона в воображении светлых и темных областей. Оглянуться и зрительно сравнить расположение этих областей с реальным интерьером.

7. Отождествив реальные объекты с их воображаемыми образами, осторожно передвигаться среди них спиной вперед, закрыв глаза и используя только «в и дение» затылком.


Применение призрачного внимания к слуху

 

1. Выбрать какой-либо звук, издаваемый упавшим на плоскую поверхность предметом.

2. Попросить напарника упустить этот предмет немного дальше, например, в другой комнате.

3. Увеличить это расстояние, выйдя на открытое пространство.

4. Найти дистанцию, на которой падение предмета будет слышно на грани возможностей.

5. Воспроизводить звук в своей памяти всякий раз, когда напарник будет отходить дальше и вновь ронять предмет.


Воспроизведение звуков окружающих событий с закрытыми ушами

 

1. Закрыть уши чем-нибудь плотным и пройтись по оживленной улице.

2. Воспроизводить в своем воображении возможные звуки, издаваемые всем, что находится перед глазами.

3. Уловить в сознании звуки, которым нет зрительного эквивалента.

4. Осмотреться и найти источник неизвестных звуков.

Воспроизведение речи человека, наблюдаемого на экране без звука,

в толпе или на удаленном расстоянии

 

1. Включить видео, где на экране продолжительное время будет виден выступающий с речью человек.

2. Отключить звук и по губам оратора или диктора определить слова, им произносимые.

3. Наблюдать за говорящим в толпе или на удаленном расстоянии.

4. По губам говорящего определить слова, им произносимые.

ЗАДАНИЕ 11

Удаленное внимание

 

Что я понимаю под выражением «удаленное внимание»? На мой взгляд, это способность улавливать и осознавать сигналы, пришедшие из прошлого, настоящего и будущего, а также с расстояний и местоположений, находящихся за обычными пределами восприятия наших органов чувств. Кроме того, к данному виду внимания я отношу и возможность взаимодействия с объектами и явлениями, которые могут быть источниками этих сигналов.

Для начала попробуем прочувствовать, что же это такое — удаленное внимание. Ваш напарник должен выбрать на небе три облака, находящиеся рядом друг с другом. Вам их видеть не нужно. Партнер кратко описывает их и предлагает «стереть» какое-либо одно на его или Ваш выбор. Подробнее о технике «стирания» облаков написано в первой ступени практикума «Незамеченный дар». Сам выбор фиксируется перед началом выполнения упражнения. Вы визуализируете в своем сознании расположение выбранных облаков, отождествляете их с реальными и, по-прежнему не глядя на небо, приступаете к «стиранию». Упражнение считается выполненным, когда исчезает именно то облако, которое выбрано заранее, а остальные два сохраняют свою приблизительную форму и размеры.

Что в это время происходит? Визуально, с помощью обычного зрения, Вы облака не наблюдаете. Получается, работаете с ними удаленно. И ничем иным, как своим «телом внимания». Точно так же, без зрительного подтверждения, вниманием можно воздействовать на любые другие объекты и явления этого мира.

В качестве следующего этапа в развитии этого вида внимания хочу предложить Вам такое упражнение. Выберите на открытой местности удаленный неподвижный предмет, который при желании можно переместить, и начните созерцать его.

Через некоторое время (возможно, спустя несколько подходов) Вы обнаружите, что в состоянии разглядеть отдельные детали этого объекта, которые при первом наблюдении были неразличимы. Еще через небольшой промежуток времени Вам будет достаточно беглого взгляда на данный предмет, чтобы эти детали стали хорошо видны. Более того, Ваше внимание сможет обнаружить новые детали, мельче предыдущих. Также попробуйте представить, что любая из увиденных деталей находится близко от Вас, где-то на расстоянии вытянутой руки. Разглядывайте и запоминайте их. Постепенно весь объект предстанет перед Вами, словно Вы смотрите на него вблизи. Свои наблюдения можно подтвердить, подойдя к нему после тренировки.

Теперь расположите между собой и объектом, прямо на линии зрения, какое-либо небольшое препятствие, которое скроет предмет от Вас, но продолжайте якобы наблюдать дальний объект, не меняя настройки глаз. При этом переключитесь на созерцание воображаемого предмета, по сути, на Ваше воспоминание о нем, на его фантомную копию. Через небольшой промежуток времени появится ощущение, что ближняя преграда стала полупрозрачной, а выбранный объект смутно просматривается сквозь нее. Постепенно контуры объекта будут проявляться все четче, а преграда почти перестанет замечаться Вами.

Теперь попросите напарника сдвинуть объект немного в сторону (не вынося его за пределы ближней преграды, то есть, чтобы обычным зрением Вы его не видели) или положить на бок. После некоторого наблюдения к Вам придет осознание (или картинка), как именно перемещен объект. На поздних этапах тренировки Ваш партнер может сам заменить выбранный объект собой и осуществить действия, которые Вам необходимо будет подтвердить. По моему опыту, часто живое существо определяется за ближней преградой лучше, чем неодушевленный предмет.

Еще одним способом «увидеть» вблизи объект, удаленный или находящийся за преградой, является перенос точки своего внимания вплотную к цели. В данном случае, в основном, следует полагаться на чистую визуализацию исследуемого объекта, как это осуществлялось в предыдущем задании в процессе «в и дения» затылком.

Результаты двух способов будут идентичны, поэтому выбирается тот, который наиболее приемлем для практикующего.

Приятным бонусом к выполнению вышеописанного упражнения может стать улучшение способности улавливать мысленные сигналы Вашего напарника. Параллельно с «в и дением» сквозь преграды можно потренировать и это свойство. Для приема образов и словесных пакетов любые помехи и расстояния перестанут быть серьезной проблемой.

Теперь попробуем использовать те же приемы применительно к близким объектам, скрытым от прямого взгляда. Возьмите какой-либо неизвестный Вам несложный текст, напечатанный на листе бумаги, положите перед собой и накройте другим листком без текста. Для чистоты эксперимента это может сделать Ваш напарник. Вам необходимо, используя тот же перенос точки внимания и визуализацию, определить смысл, тематику написанного.

Целесообразнее в ходе этого упражнения применить так называемый «внутренний экранчик», создание которого описано в первой ступени практикума «Незамеченный дар». Вот выдержка оттуда:

«Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте прямо перед собой светящуюся точку. Возможно, на это уйдет не один час. Вам нужно зафиксировать эту точку своим вниманием настолько, чтобы она находилась перед Вами непрерывно в одном и том же положении какое угодно время, даже в том случае, когда Вы будете сдвигать взгляд под закрытыми веками в стороны. Поначалу внимание будет отвлекаться на массу мелочей, бликов, картинок, возникающих на внутренней стороне век. Постарайтесь абстрагироваться от этого «зрительного мусора». Важна только светящаяся точка!

Если Вам удалось создать такую точку перед собой и глаза видят ее постоянно, подвигайте зрачками из стороны в сторону, вверх-вниз, по кругу. Внимание тут же собьется, точка исчезнет или станет бледнее. Усилием воли верните свое внимание к ней. Раз за разом повторяйте это упражнение, пока не добьетесь четкого ее сияния перед Вами, независимо от того, куда Вы смотрите.

Следующим действием будет растягивание точки в светящуюся линию. Очень похожая картинка, только в обратном порядке, возникает на некоторых мониторах, когда мы их выключаем: экран превращается в светящуюся линию, а затем в точку и гаснет. Сейчас Вам необходимо с помощью своего воображения растянуть линию перед Вами от одного края сектора зрения до другого. И вновь, как в предыдущем упражнении, добейтесь постоянного нахождения перед Вами этой светящейся линии, независимо от того, куда направлен Ваш взгляд под веками.

Линия может быть не очень тонкой и не обязательно горизонтальной. Иногда она предстает перед нашим внутренним взором в виде светлого столба. Передвижение точки внимания вдоль этого столба словно подсвечивает определенные его участки.

Когда и это задание будет успешно выполнено, представьте, что светящаяся линия моментально расширяется вверх и вниз (можно в стороны – в случае вертикальной полосы) и образует перед Вашим мысленным взором светящийся (или белый, если удобно) экран. Никаких картинок на этом экране пока что видеть не нужно, потому что они не будут соответствовать реальной действительности, а только отобразят игру Вашего сознания, которое так и норовит заполнить непонятное образование тональным смыслом. Как и в предыдущих упражнениях, добейтесь неизменного нахождения перед Вами светящегося экрана. Это и есть упоминаемый нами «внутренний экранчик», с которым в будущем мы будем работать».

Удерживая в сознании образ экрана, перенесите точку своего внимания к тексту, закрытому чистым листом. Называйте или записывайте первые образы, слова или цифры, которые появляются на «внутреннем экранчике». Поначалу они будут приходить к Вам на уровне угадывания, по большей части невпопад. Но постепенно, по мере увеличения количества тренировок, все чаще будет появляться убежденность в верности того или иного ответа, а процент правильных попаданий станет расти.

Упражнение можно разнообразить, не накрывая первый лист чистым листк


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.