Аналитическое внимание. Синтезирующее (творческое) внимание. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Аналитическое внимание. Синтезирующее (творческое) внимание.

2019-09-04 237
Аналитическое внимание. Синтезирующее (творческое) внимание. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одними из главных отличий человека от других живых существ, населяющих нашу планету, являются его умение аналитически мыслить и способность творить.

В любом из данных случаев мы прибегаем к помощи внимания. На чем оно, это внимание, основывается?

Во главу аналитического мышления, например, поставлено сосредоточение внимания на деталях и незаангажированная оценка полученной информации. То есть, мы словно утончаем область нашего внимания, выделяем отдельные подробности объекта, делаем их для себя более важными, чем сам объект, бесстрастно созерцаем и воспринимаем особые свойства и признаки этих деталей. В отличие от точечного и линейного созерцания, когда мы вели равномерное наблюдение, здесь мы, по сути, тоже наблюдаем, но не просто так, а осознанно, не только управляя движением «каналов» своего внимания, но и контролируя их фокусировку. В этой роли внимание является своеобразным фильтром, выбирающим то, что для нас, предположительно, может быть важным, и отсеивающим возможно второстепенное.

Вспомните также круг осознанного внимания, о котором рассказывалось в первых заданиях практикума. По сути, сейчас нам предстоит выполнить те же действия, но уже с конкретным предметом.

Для отработки первичных свойств аналитического внимания выберите какой-либо одиночный объект перед собой. Размер и его насыщенность деталями значения не имеют. Поначалу советую в качестве объекта наблюдения взять статический предмет, а впоследствии постепенно перейти на движущийся и меняющий свою форму.

Внимательно рассмотрите объект. Отметьте для себя его размеры, форму, наличие углов или их отсутствие, преобладающие цвета, яркость, структуру материала, из которого он состоит. Далее перенесите внимание на отдельные детали наблюдаемого. Рассмотрите каждую из них подробнее. Возможно, их цвет, структура и форма отличаются от цвета, структуры и формы целого объекта. Отметьте и это.

Приблизьтесь к объекту настолько, чтобы можно было увидеть мельчайшие подробности рассматриваемых деталей. Если возможно, постарайтесь увидеть, что их структура и оттенки цвета также неоднородны и эти отличия тоже можно рассматривать по отдельности.

Данное действие по детализированию наблюдаемых объектов можно продолжать до бесконечности. Правда, у каждого из нас существует свой порог зрительного восприятия, как по минимализации размеров частей объекта, так и по цветовой гамме. Но то, что сложное сочетание деталей даже за этой границей продолжается, подтвердится, если мы используем различные приборы, улучшающие и утончающие наше зрение.

Теперь вернитесь вниманием к главному объекту. Сдвиньтесь относительно него вправо или влево, а то и вовсе обойдите с какой-нибудь стороны, измените угол зрения относительно объекта. Отметьте про себя, что изменилось в наблюдаемой перспективе, какие новые подробности стали для Вас видимыми. Или, возможно, прежние детали воспринимаются по-новому.

Основным полезным элементом в подобных упражнениях будет не столько развитие в себе умения фокусировать внимание на деталях, сколько приобретение привычки отмечать их в своем сознании, осознавать, делать мимолетную остановку и как бы говорить «вижу вот это и вот это».

Все люди разные. В силу нашего жизненного опыта и существующих на данный момент сенсорных порогов, мы можем упускать какие-либо детали из виду, не обращать на них внимание. Вместе с тем, другой человек, обладающий иными способностями и навыками, легко обнаружит их, но в то же время может не осознавать того, что увидели мы.

Замечательным способом выявления пробелов в своей наблюдательности являются совместные с напарником тренировки. Проделайте те же действия, что и в случае с одиночным рассматриванием объекта, только на этот раз вместе с партнером. Не озвучивайте результаты Вашей работы, а запишите их. По окончании наблюдения сверьтесь с записями друг друга и будете удивлены, сколько ясно видимых и значительных деталей было Вами не замечено.

Отдельным источником неисчерпаемого потока сигналов, кладезем важной информации может быть общение с людьми. Вербально (словесно) и невербально (мимикой, жестами, расположением тела, одеждой, поведением) каждый из нас сообщает окружающему миру массу интереснейших сведений о себе, своем настроении и самочувствии, проблемах и удачах, эмоциях и потайных мыслях. Человека возможно читать, как открытую книгу, естественно, приучив свое внимание фиксировать данные сигналы.

В принципе, людьми уже создано огромное множество дисциплин, от физиогномики до психофизиологии, описывающих различные особенности человека, по которым можно более-менее объективно судить о нем. Хотя бы поверхностно изучить их будет, конечно, не лишним. Но и без этих наук возможно заметить, как тело человека подает массу выразительных и, чаще всего, даже не замечаемых им самим сигналов. Например, если понаблюдать за лицом визави, то можно отметить движения его бровей, глаз и губ, наклоны головы. Так же не сложным будет увидеть особые повороты тела, движения рук, кистей и пальцев, положение или перемещение ног. Все эти невербальные знаки иногда дополняют словесную речь собеседника, а иногда и противоречат ей. В настоящий момент нам достаточно всего лишь зафиксировать наличие таких сигналов в наблюдаемых объектах. А подробнее этой тематики коснемся в ступени практикума «Незамеченный дар» — «Словесная магия сталкера».

Наиболее удобным местом для тренировок по наблюдательности может стать общественный транспорт, просто толпа, очередь за чем-либо. Только вести наблюдение необходимо по возможности незаметно, так как человек прекрасно чувствует присоединение чужого «канала внимания» и может воспринять повышенный интерес к своей персоне, такое вот несанкционированное вторжение в свое личное пространство, как акт замаскированной агрессии. Ну, и соответственно среагировать.

Пройдитесь в каком-либо шумном, многолюдном месте, в котором обстановка и действующие лица непрерывно меняются. Обратите внимание на объекты (живые и неживые), возникающие перед Вами, отметьте их появление и уход, скорость и направления передвижения. Затем заметьте какие-либо особенности этих объектов, присущие только им. Осознайте эти особенности и попробуйте разложить данные признаки на составные части (детали). Возможно даже, Вы обнаружите, что с виду одинаковые одежды объектов имеют различные оттенки цвета и различную структуру материала, разный покрой, подобраны в определенном стиле или же хаотично, бессистемно.

Одновременно с этим, понаблюдайте, как предметы и живые существа расположены относительно Вашего угла зрения или по отношению друг к другу. Делайте подобные «заметки» осознанно, отдельно отмечая для себя каждый из них. При этом внимание должно быть предельно сконцентрировано.

Практикуйте подобное сосредоточение не только в определенное время и в определенном месте, но и когда угодно, как только мысль об этом придет Вам в голову. Постепенно данное свойство внимания станет для Вас привычным и будет включаться автоматически. Однако, постоянно быть «на взводе», быть все время осознанным, нелегко и очень быстро Вы можете почувствовать утомление. В таких случаях важно периодически переключать аналитическое внимание на общий план, например, переходить на объемное внимание. Сознание должно получать передышку.

Какую пользу может принести нам аналитическое внимание? Дело в том, что большинство людей (в том числе, и мы с Вами) значительную часть своего времени проводит в полубодрствующем состоянии, осуществляя многие действия на автомате, не задумываясь. Идем ли с работы, едем ли в общественном транспорте, выполняем ли однообразные действия на служебном месте или даже когда общаемся с неинтересными собеседниками — все это время мы находимся в своем внутреннем мире, в своих проблемах и мечтах. Это не плохо, всего лишь пребывание в ином состоянии сознания, которое также необходимо нам. В отдельные периоды мы, конечно же, «просыпаемся», выныриваем во внешний мир, выхватываем яркую и запоминающуюся картинку, которая впоследствии станет одним из образов нашей долгосрочной памяти, и снова углубляемся внутрь себя. А между тем, в данные секунды вокруг происходит бесконечное множество больших и маленьких, важных и незначительных, жизнеутверждающих и трагических событий, которые и составляют нашу общую и нашу частную жизнь. Мы проходим мимо, не уделяя им должного внимания, хотя, возможно, каждое из них в любой момент способно стать переломным, знаковым в нашей судьбе.

Есть и обратная сторона у, казалось бы, такой замечательной способности внимания, как умение фокусироваться на деталях. Довольно часто таким образом нашим вниманием пытаются манипулировать, усиливая его на одних мелочах, направлениях, сферах и тем самым уменьшая степень внимательности в чем-нибудь ином. А в это время именно там, в области иного, могут происходить наиболее ключевые и кардинальные события. Действенной защитой от насильственного управления нашим вниманием является выработка в себе навыка удерживать концентрацию на определенных объектах и темах, отодвигая предлагаемое извне на второй план. Хорошим подспорьем в этом будет изложенная в следующем задании многовекторность внимания.

В реальности аналитическое и синтезирующее внимание тесно переплетены и способны мгновенно заменять, дополнять друг друга. Разделить их практически трудно. Чтобы уловить переходное состояние между ними, попробуйте посмотреть на любые объект или событие, как на что-то совершенно новое, незнакомое, нарочно не узнавать известные его стороны и обстоятельства, словно заново открывая их для себя. Сыграйте с собой в такую игру. В процессе этой тренировки Вы сможете заметить, что, действительно, ранее хорошо знакомые предметы начинают видеться с каких-то совершенно новых позиций, новыми гранями.

Выполним такое упражнение. Выберитесь в незнакомую местность и медленно окиньте бесстрастным взглядом все, что Вас окружает. Смотрите так, будто все вокруг, даже известные предметы, является впервые увиденным. Если при этом перейти на «другое в и дение», то есть прислушаться к сигналам своего тела, то очень скоро Вы обнаружите, что на некоторые объекты организм реагирует как-то по-особенному, словно они более важны для Вас, чем остальные. Как только внимание касается их, тело начинает подавать массу четко определяемых сигналов, а в сознании всплывают какие-то картинки, ассоциации, неожиданные слова и фразы. Сразу становится понятно, что данные объекты имеют для Вас какое-то значение, приоритетны. В чем причина подобной реакции, нужно разбираться отдельно. А пока всего лишь отметьте про себя эту особенность, некоторую привязанность определенных объектов к Вам. Иногда улавливание именно такой информации дает возможность собраться внутренне и подготовиться к более тесному взаимодействию с выделенными объектами, к развитию дальнейших событий, в которых они могут сыграть важную, если не ключевую, роль. Или, возможно, данные предметы необходимы для выполнения какой-либо последующей задачи. Все вышесказанное касается и людей, с которыми Вы находитесь в непосредственной близости.

Взаимопереплетенность аналитического и синтезирующего внимания можно назвать интегральной. Интегральное восприятие, охватывая одновременно весь спектр событий, происходящих с нами и возле нас, активизирует все органы чувств. И тогда возможен переход в измененное состояние сознания, которое сформулировано в выражении «быть здесь и сейчас».

Идем далее. Синтезирующее или, как я его еще называю, творческое внимание дает возможность «видеть» явные или скрытые взаимосвязи между отдельными объектами и событиями, а также между их составляющими, соединять разделенные в пространстве и времени понятия и сути, создавать на их основе нечто иное, имеющее что-то общее с первоисточником, но в целом качественно и количественно отличающееся от него.

Потренируйтесь отслеживать взаимосвязанности между различными объектами. Например, отметьте для себя, что ваза сто и т на столе или птица клюет хлеб на дороге, движущееся облако собирается закрыть солнце или ветер колышет листок дерева, автобус подъезжает к остановке или два встречных человека протягивают друг другу руки и улыбаются. Обнаружить это несложно. Таких разнообразных связок перед нашим взором, слухом, осязанием или обонянием ежесекундно возникает сотни, если не тысячи. Бесконечно сложная паутина взаимодействий опутывает все, что нас окружает и, собственно, именно благодаря ей, все и существует.

Так же, как и в случае с концентрацией внимания на деталях, доведите до автоматизма способность отслеживать аналогичные взаимосвязи, вплоть до ощущения, словно они сами «бросаются» Вам в глаза. Но, вместе с этим, не менее важно выработать в себе умение отключаться от подобного «в и дения», давать вниманию и сознанию отдых от потока поступающей информации.

Наблюдая взаимосвязи чего- или кого-либо с чем- или кем-либо, мы можем мысленно продолжить начатые действия объектов, предположить их развитие и завершение. Попробуйте предугадать что-нибудь, исходя из наблюдаемых движений окружающего мира. Сделать это легко. Чашка катится к краю стола — вполне вероятно, что она сорвется вниз и разобьется. Проходящий мимо человек повернул голову в сторону двери магазина — возможно, сейчас он развернется и войдет туда. Машина замедлила ход — значит, скорее всего, она остановится, а из нее кто-то выйдет. Таким образом, мы в состоянии наблюдать и осознавать множество нитей внимания, пронизывающих все пространство вокруг, а заодно и сопровождать своим вниманием наиболее явные причинно-следственные потоки.

Любая ситуация имеет два варианта развития – вероятный и невероятный. Полоса направлений вероятного развития невелика и, в принципе, может быть спрогнозирована, в зависимости от знания физических законов и принципов, являющихся для нашего мира постоянными. Невероятные же следствия возможны только потенциально и их количество бесконечно больше известных нам. Неопределенность в реализации таких событий существует ровно до того момента, пока мы не знаем о них, не обращаем на них внимание. Мимолетное прикосновение «канала внимания» к такому событию, к возможности его осуществления, переносит данную ситуацию в разряд вероятных, готовых к появлению, и лишь легкий толчок намерения (а иногда и довольно сложные магические техники) может помочь ей свершиться. Мы сами, зачастую даже не осознавая этого, запускаем механизм реализации, создаем своеобразную «точку бифуркации», изменяющую ход событий.

Определяя, осознанно или интуитивно, взаимосвязи между различными объектами и событиями нашего мира, мы также можем начать с ними взаимодействие различными способами, включиться в их систему и тем самым оказывать прямое или непрямое воздействие на любую из составляющих. Выражение «творец своей судьбы» очень точно передает смысл данного механизма изменения окружающей действительности. Кстати, об этом идет речь в одной из ступеней упоминаемого выше практикума «Незамеченный дар» — «Причинно-следственная магия».

Более того, предполагая различные варианты событий, создавая разнообразные их потоки, все мы, по отдельности и совокупно, принимаем непосредственное участие в образовании параллельных реальностей, отличающихся между собой едва заметными, внесенными всеми нами, изменениями. И сами же выбираем, в какой из этих реальностей будем находиться (к слову, бесконечность данных сфер можно назвать пространством равных возможностей и о нем будет сказано в конце книги). Поэтому и ответственность за тот мир, в котором мы сейчас пребываем и будем существовать в дальнейшем, без преувеличения, лежит на всех нас.

 

Упражнения для самостоятельной проработки

 

Упражнение по детализированию наблюдаемого объекта

 

1. Выбрать какой-либо одиночный объект перед собой. Внимательно его рассмотреть.

2. Отметить для себя размеры и форму объекта, наличие углов или их отсутствие, преобладающие цвета, яркость, структуру материала, из которого он состоит.

3. Перенести внимание на отдельные детали наблюдаемого. Рассмотреть каждую из них подробнее. Возможно, их цвет, структура и форма отличаются от цвета, структуры и формы целого объекта. Отметить и это.

4. Приблизиться к объекту настолько, чтобы можно было увидеть мельчайшие подробности рассматриваемых деталей. Также отметить отличия свойств и признаков частей деталей от них самих в общем.

5. Вернуться вниманием к главному объекту. Сдвинуться относительно него вправо или влево, обойти с какой-нибудь стороны, изменив угол зрения относительно объекта. Отметить про себя, что поменялось в наблюдаемой перспективе, какие новые подробности стали видимыми.

6. Проделать те же действия по сосредоточению на деталях объекта совместно с напарником. Не озвучивая результаты, записать их. По окончании наблюдения свериться с записями друг друга.

 

Упражнение по концентрации внимания в меняющейся обстановке

 

1. Пройтись в шумном, многолюдном месте, в котором обстановка и действующие лица непрерывно меняются.

2. Обратить внимание на объекты (живые и неживые), отметить их появление и уход, скорость и направления передвижения.

3. Отметить какие-либо особенности этих объектов, присущие только им. Осознать эти особенности и попробовать разложить данные признаки на составные части (детали). Сосредоточиться на составных частях.

4. Пронаблюдать, как предметы и живые существа расположены относительно Вашего угла зрения или по отношению друг к другу.

5. Периодически переключать аналитическое внимание на общий план.

 

Упражнение по определению приоритетности наблюдаемых объектов,

осознанию их взаимосвязи между собой и с наблюдателем,

предвидению развития ситуации

 

1. На незнакомой местности медленно окинуть бесстрастным взглядом окружающие объекты.

2. Перейдя на «другое в и дение», прислушаться к сигналам своего тела. Отследить, какие объекты вызывают у тела четко определенные сигналы.

3. Отметить какие-либо взаимосвязанности между наблюдаемыми объектами. Довести данный навык до автоматизма. Постоянно тренировать в себе умение отвлекаться от наблюдения, расслабляться.

4. Спрогнозировать варианты развития каких-либо ситуаций, исходя из наблюдаемых движений окружающего мира.

ЗАДАНИЕ 7

Многовекторное внимание

 

Многовекторность — едва ли не самое тяжело достигаемое свойство «тела внимания». В чем оно заключается и как проявляется?

Предположим, в поле Вашего внимания попадают разнообразные объекты, которые ведут себя несинхронно, а также, например, Вам нужно зафиксировать несколько одновременных разноплановых событий или произвести в один момент ряд разносторонних движений. В повседневной жизни наше сознание привыкло точечно выхватывать определенные объекты для наблюдения и концентрироваться только на них. Если необходимо перенести внимание с одного на другой объект, первый как бы отстраняется, уходит в тень. Чтобы вернуться вниманием к нему, необходим, пусть небольшой, но все-таки ощутимый промежуток времени. И вот этот лишний переход может существенно изменить ситуацию вокруг, на которую Вы просто не успеете среагировать. Не говоря уже о том, что вновь теряется концентрация на одном из объектов.

В ходе этого задания нашей целью будет освоение удержания полноценного внимания на объектах и событиях, которые не похожи между собой ни по габаритам, ни по скорости своих действий, ни по манере поведения. Вместе с тем, как бы мы не старались, человеческая биомоторика и психика изначально устроены так, что наше сознание не может удерживать полную концентрацию одновременно на нескольких объектах. Внимание всегда выделяет какой-либо один объект или группу объектов, ведущих себя синхронно, делает их как бы первостепенными. Остальные объекты в это время словно отходят на задний план, становятся менее значимыми, тем не менее, не исчезая полностью из поля нашего наблюдения. Если возникает необходимость отследить другой объект или группу, внимание совершает перенос и отдает этому новому «первое место» по важности. Предыдущие объекты становятся второстепенными. Даже если нам кажется, что мы удерживаем свое внимание на нескольких разнородных объектах одновременно, на самом деле, просто очень быстро перебрасываем свои «каналы внимания» между ними. Тренировки по многовекторности помогают сократить промежутки переноса внимания до такой степени, чтобы создавалось ощущение его непрерывности.

Хочу напомнить, что выполнять упражнения по многовекторности внимания станет легче, если Вы уже освоили технику правильного дыхания. В таких случаях сознание входит в измененное состояние и в какой-то мере раздвигает границы наших обычных возможностей.

Самым простым упражнением на тренировку многовекторности внимания является наблюдение в спокойной обстановке (лучше всего, у себя дома, где все окружающие объекты Вам знакомы) за двумя различными объектами, предположим, стулом и чем-либо еще, что можно прокатить по любой поверхности. Пусть это будет, например, пластмассовая бутылка. Поставьте стул перед собой и немного сбоку, чтобы он постоянно находился в поле Вашего зрения. Зафиксируйте на нем свое внимание. Когда Вы будете уверены, что все остальное в комнате, кроме стула, исчезло из поля Вашего внимания, толкните по полу немного в стороне от стула бутылку, чтобы она покатилась. Введите и ее также в сферу своего внимания, но при этом постарайтесь уловить момент, когда происходит его перенос со стула на катящуюся бутылку. Если упражнение с переносом внимания, данное ранее, у Вас получалось хорошо, то не составит большого труда поймать себя на том, что вектор Вашего внимания уходит от первого объекта, чтобы сопровождать второй.

Усилием воли верните стул в поле внимания, не теряя при этом концентрации на бутылке. Скорее всего, опять произойдет обычный перенос внимания с «затиранием» одного из объектов. Можно сказать, что это происходит автоматически, по привычке. К сожалению, наше «тело внимания» в сложных ситуациях поступает так, как ему удобнее, а не так, как того требует обстановка. Но любую привычку можно изменить. Многократные повторения упражнения, в конце концов, приведут Вас к некоему мимолетному состоянию, которое будет длиться от одного до нескольких мгновений, когда Вы четко осознаете, что оба непохожих объекта, ведущие себя разнообразно, остаются равнозначны для Вашего внимания и могут сопровождаться им почти одновременно. Это состояние трудно спутать с чем-либо другим, настолько оно необычно. Все равно, что в темной комнате на секунду включили свет и тут же его выключили. Как бы не хотелось, оставаться постоянно в данном состоянии не получится. Период продолжительности многовекторности внимания (а значит, как говорилось ранее, сокращения времени на его перенос), можно только постепенно увеличивать с помощью этого и последующих упражнений. Чтобы не отвлекаться на постоянный запуск бутылки по полу и не терять концентрацию, можно привлечь к выполнению упражнения своего напарника.

Теперь для усложнения задачи (естественно, после положительных результатов в комнате), выйдите на улицу. Выберите какие-либо два непохожих между собой объекта, которые могут быть перед Вами на протяжении длительного времени. Эти объекты должны вести себя разнообразно: один — стоять неподвижно, второй — передвигаться, или оба находиться в непараллельном движении. Скорость передвижения выбранных объектов и вообще манера поведения также должны быть разными. Постарайтесь удержать «одновременную» концентрацию на этих двух объектах. Это будет значительно тяжелее, чем в случае с закрытым помещением, так как на Ваши органы чувств ежесекундно воздействует огромное количество неожиданных сигналов, отвлекающих от выполнения упражнения. Может даже создастся впечатление, что окружающий мир нарочно пытается сбить Ваше внимание, расконцентрировать. Способы абстрагирования от воздействия нежелательных объектов были описаны в предыдущих заданиях.

Облегчить себе задачу сопровождения вниманием нескольких объектов на улице можно очень простым триксом (приемом): вспомнить состояние многовекторности, которого Вы добились при работе в закрытом помещении. Если оно стало для Вас привычным, то внимание само ухватится за предложенное воспоминание и войти в данное состояние в шумной обстановке будет намного проще.

Через какое-то время любой из сопровождаемых вниманием объектов может исчезнуть из Вашего поля зрения. Тут же замените его другим объектом, находящимся перед Вами. Вы заметите, что сознание не желает сразу забывать ушедший объект и некоторое время продолжает сопровождать его по памяти, как будто он все еще пребывает здесь. Упражнения по полному «забыванию» ушедших объектов давались ранее в этом практикуме.

Поначалу данное упражнение может забирать уйму энергии и сил. Если Вы почувствуете, что начинает болеть голова или накатывает усталость, прекратите выполнение задания и возобновите его только тогда, когда придете в норму.

В последующих упражнениях желательно участие помощников.

Попросите напарника в определенный момент, когда будете готовы, показать Вам одновременно два разных рисунка. При этом картинки должны располагаться так, чтобы Вам не пришлось, изучая их, двигать головой. Поначалу они не должны изобиловать линиями, формами и цветовыми оттенками. Время показа рисунков должно быть очень маленьким — две-три секунды. После этого Вам необходимо назвать то, что изображено на картинках, описать ситуацию между героями, если они там присутствуют, и, по возможности, указать использованные в рисунках цвета.

В дальнейшем напарники могут сами, находясь в поле Вашего зрения, осуществить какие-либо различные движения. Вам нужно запомнить эти движения и назвать их по окончании демонстрации.

Работа со звуками является не менее сложной. Два Ваших помощника должны произнести два разных слова, а впоследствии можно даже два разных словосочетания или предложения, одновременно. Расположиться напарники могут как перед Вами, так и по обе стороны от Вас. В задачу входит распознать произнесенные слова, словосочетания или предложения.

Тренировки можно разнообразить, подключая и другие органы чувств. Например, положить в рот и определить что-либо, совершенно различное по вкусовым качествам. Или попробовать определить несколько разных запахов, присутствующих в одном и том же пространстве. А может, и прикоснуться руками к предметам, совершенно различным по кинестетическим характеристикам (плотности, шершавости, температуре и так далее). Дайте волю своей фантазии. Со временем количество предметов, одновременно участвующих в тренировках, желательно довести до четырех.

Для выполнения следующего упражнения Вам понадобятся книга и телевизор или радиоприемник. Включите любую теле/радиопередачу и, слушая ее, начните читать незнакомый текст в книге. Для первого раза ограничьтесь одной минутой. После этого воспроизведите в деталях написанное и услышанное. Выполнять данное упражнение нелегко, так как внимание будет постоянно норовить надолго переключиться на какую-то одну из задач. Вследствие этого, либо Вы не сможете точно воспроизвести целые куски из услышанного, либо будете все время «спотыкаться» по ходу чтения и для лучшего запоминания возвращаться обратно по тексту. Положительным результатом в этом задании можно считать ощущение разделения зрительной и звуковой функций: Вы сможете без напряжения и остановки читать, а также запоминать текст в книге, и в то же время слушать и запоминать передачу.

Теперь попробуем разработать многовекторность внимания по отношению к движениям собственного тела. Включите любую музыку и, повторяя одной рукой ритм (отстукивая такт по поверхности или помахивая ею в воздухе), второй рукой осуществите написание диктуемого Вам текста. Поначалу будет останавливаться то рука, отбивающая ритм, то другая – пишущая текст. Но со временем Вы сможете производить оба этих действия одновременно, не чувствуя при этом никакого дискомфорта. Более того, как удавалось в свое время мне и многим моим напарникам, сможете при этом вообще думать о чем-нибудь постороннем, даже читать про себя отрывок из какого-либо любимого стихотворения. Но, справедливости ради, следует отметить, что в любом случае одно из совершаемых действий будет превалирующим (осознанным), а второе или несколько других — осуществляться как бы на автомате, подсознательно. К сожалению, этого не избежать. Причиной данной ситуации является все та же избирательная (точечная) специфика нашего тела, нашей психики, о которой говорилось выше.

Одновременный контроль за несколькими действиями и объектами находит замечательное применение в четвертой ступени практикума «Незамеченный дар» — «Тонкие боевые техники». В процессе взаимодействия с соперником возникает необходимость отреагировать на несколько его движений в одно и то же время или на разнообразные действия нескольких противников. При хорошей натренированности в многовекторном внимании Ваш мозг может получать одновременные сигналы по всем направлениям взаимодействия и, благодаря повышенной реакции, отдавать несколько последовательных, но быстрых приказов на осуществление одновременных адекватных действий.

В ходе тренировок многовекторного внимания могут проявиться некоторые побочные эффекты. Например, ощущение отстраненности от происходящего, как бы наблюдение со стороны. Тело продолжает выполнять задачи, все реакции срабатывают безупречно, но Вы словно видите ситуацию с позиции постороннего. Причем, отсутствуют любые эмоции. События и действия просто фиксируются сознанием. Также возможно всплывание в памяти неожиданных образов или воспоминаний.

Особенно заметным будет изменение в сознании при выполнении такого упражнения, которое, впрочем, не является обязательным и регулярным, даже более того, в некотором смысле чревато последующим раздвоением личности: можно попробовать вступить в диалог с самим собой — вначале на нейтральные темы, а со временем — на те, которые могут содержать в себе противоречивую и конфликтную информацию (беседа, спор, ссора). В Вашу задачу входит удержание внимания одновременно на двух разноплановых точках зрения, на двух несовпадающих позициях. Однако, должен предупредить, что заниматься таким занятием желательно только тем, кто абсолютно уверен в своей психической устойчивости. В процессе выполнения упражнения возможно возникновение странных эффектов, например, слышание чужих голосов, не принадлежащих реально существующим собеседникам. Или, например, появление ощущения того, что Ваше физическое тело это что-то отдельное от личности, чужое. При первом же появлении данных симптомов тренировки следует немедленно прекратить, а практикующему усиленно заняться каким-либо бытовым занятием — активным общением в коллективе или так называемым «заземлением», отдыхая и работая на природе.

Напоследок предлагаю еще одно упражнение на многовекторность. Отчетливо представьте внутри себя точку. Мысленно разделите ее на две части и разведите в правую и левую стороны тела. Постарайтесь удерживать внимание на обеих точках одновременно. Когда это будет получаться без особых усилий, попробуйте разделить каждую из точек еще наполовину. Затем по очереди переместите точки в зоны, которые традиционно считаются месторасположением чакр, начиная с области солнечного сплетения и вверх — сердечная чакра, горловая и зона «третьего глаза». Не теряя концентрации на всех точках одновременно, зафиксируйте их в новом положении на несколько минут. Данные действия могут сопровождаться необычными симптомами в области чакр — покалыванием, подергиванием, разливанием тепла и жжения или ощущением своеобразного водоворота. При условии регулярности выполнения данного упражнения Вы сможете добиться свободного мысленного удержания фантомных точек в нужных местах тела, не теряя контроля ни над одной из них. При этом мной и моими напарниками часто замечалась остановка внутреннего диалога и переход в измененное состояние сознания. В дальнейшем, раскручивая зафиксированные точки, можно достичь особого включения, активизации определенной чакры и, соответственно, конкретной работы с каким-либо из своих тонких тел. Но это уже информация для различных ступеней практикума «Незамеченный дар».

 

Упражнения для самостоятельной проработки

 

Одновременное наблюдение за двумя несинхронными объектами

в помещении

 

1. Поставить стул перед собой и немного сбоку, чтобы он постоянно находился в поле зрения.

2. Зафиксировать на нем свое внимание.

3. Толкнуть по полу немного в стороне от стула бутылку (или любой катящийся предмет), чтобы она покатилась.

4. Ввести и ее в сферу своего внимания, не теряя концентрации на стуле. Если концентрация потеряна, вернуть ее, продолжая фиксировать внимание и на бутылке.

5. Уловить момент, когда оба объекта контролируются сознанием почти одновременно.

6. Постепенно, в ходе последующих тренировок, увеличивать период продолжительности этого состояния.


Одновременное наблюдение за двумя несинхронными объектами на улице

 

1. Выйти на открытую местность.

2. Выбрать два непохожих между собой объекта с разной скоростью передвижения и поведения.

3. Удержать одновременную концентрацию внимания на этих объектах.

4. При исчезновении из поля внимания какого-либо из объектов заменить его другим.

 

Одновременное наблюдение за двумя разноплановыми рисунками,

движениями двух объектов, звуками

 

1. В определенный момент, когда будете готовы, напарник должен показать Вам одновременно на 2-3 секунды два разных рисунка.

2. Назвать то, что изображено на картинках, описать ситуацию между героями, если они там присутствуют, и, по возможности, указать использованные в рисунках цвета.

3. Напарники должны, находясь в поле Вашего зрения, одновременно осуществить какие-либо различные движения.

4. Запомнить эти движения и назвать их по окончании демонстрации.

5. Два помощника должны произнести два разных слова, а впоследствии два разных словосочетания или предложения, одновременно.

6. Распознать произнесенные слова, словосочетания или предложения.

7. Разнообразить тренировки, подключая другие органы чувств.

8. Со временем количество предметов, одновременно участвующих в тренировках, довести до четырех.


Тренировка разделения зрительной и звуковой функций

 

1. Включить любую теле/радиопередачу и, слушая ее, начать читать незнакомый текст в книге.

2. Через минуту синхронной работы как можно точнее воспроизвести написанное и услышанное.


Тренировка многовекторности внимания

по отношению к движениям собственного тела

 

1. Включить любую музыку и, повторяя одной рукой ритм (отстукивая такт по поверхности или помахивая ею в воздухе), второй рукой осуществить написание диктуемого со стороны текста.

2. Добиться комфортного осуществления двух действий одновременно.


Одновременная концентрация на нескольких чакрах

 

1. Отчетливо представить внутри себя точку.

2. Мысленно разделить ее на две части и развести в правую и левую стороны тела.

3. Удерживать внимание на обеих точках одновременно.

4. Разделить каждую из точек еще наполовину.

5. Поочередно распределить точки в зоны месторасположения чакр, начиная с области солнечного сплетения и вверх – сердечная чакра, горловая и зона «третьего глаза».

6. Не теряя концентрации на всех точках одновременно, зафикси


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.