Проблема формирования исполнительского дыхания музыканта-трубача в современной методической литературе — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Проблема формирования исполнительского дыхания музыканта-трубача в современной методической литературе

2019-08-27 356
Проблема формирования исполнительского дыхания музыканта-трубача в современной методической литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поиск более эффективных методов обучения игре на трубе длится не одно столетие. Самые ранние работы на эту тему, дошедшие до наших дней, принадлежат эпохе Барокко. Это труды Cesare Bendinelli, Girolamo Fantini, Johann Ernst Altenberg [79], Мерина Мерсена, Николаса Розе [27].

Работа Bendinelli, «The Entire Art of Trumpet Playing» (1614), является инструкцией для исполнителя и включает в себя первые сведения о развитии амбушюра. Труд Fantini, «Method for Learning to Play the Trumpet in a Warlike Way as well as Musically» (1638), в основном, является сборником упражнений, многие из которых используют слогование, направленное на управление объемом ротовой полости. Эссе Altenberg’а «Essay on an Introduction to the Heroic and Musical Trumpeters’ and Kettledrummers’ Art» (1795) включает в себя комплекс методик развития исполнительских навыков на трубе, которые сложились к концу XVIII века.

Следующий этап развития систем обучения на трубе происходит в XIX – XX веках. Всё большое число авторов создают методические пособия и сборники упражнений, которые должны помочь с развитием исполнительских техник. J.-B. Arban, H.L. Clarke, M. Schlossberg, W. Abe, V. Bach, L. Maggio, C. McBeth внесли огромный вклад в модернизацию методов обучения музыкантов-трубачей.

В России в это же время осуществляется становление национальной исполнительской и педагогической школы игры на трубе, основоположником которой можно считать Вильгельма Вурма, представившего работу «Школа для корнета с пистонами» (1893) [19]. Идеи В. Вурма получают свое развитие в фундаментальной работе М. Табакова «Начальная прогрессивная школа для трубы» и в творчестве Г. Орвида. Со второй половины XX-го века в нашей стране лидерами в данной области становятся такие педагоги, как А. Селянин, Ю. Усов, Т. Докшицер, С. Болотин, С. Баласанян, продолжающие работать над улучшением методики обучения игре на трубе.

Современная методическая литература, связанная с исполнительской деятельностью музыканта-трубача, достаточно разнообразна и часто даже противоречива, но именно это даёт возможность наиболее объективно оценить полученные достижения. Также, исследование опубликованных материалов позволяет выполнить их, как теоретическое, так и практическое сравнение.

В ходе изучения литературы по теме исследования была рассмотрена проблематика научных работ следующих отечественных и зарубежных авторов: П. Ю. Делий, Н. Л. Куров, В.В. Токмаков, Eric R. Murine, Attilio N. Tribuzi, August Haas, Andrew Jay Roseborrough, David John Notley.

Диссертационная работа Н. Л. Курова «Формирование музыкально-исполнительских умений и навыков студентов в процессе обучения игре на трубе в вузе культуры и искусств» представляет собой объемное исследование, посвященное улучшению качества подготовки студентов по классу трубы за счет исследования историко-педагогических аспектов развития трубы и искусства игры на ней, внедрения в процесс обучения прибора «ИНТ-А» и компьютерной системы «ДУ ФД-П»[59]. В своей работе Н. Л. Куров подробно и тщательно исследует влияние на процесс обучения игре на трубе прибора «ИНТ-А» и компьютерной системы «ДУ ФД-П», доказывает их состоятельность в рамках вузовского образования.

Диссертационная работа П. Ю. Делия «Формирование исполнительского аппарата валторниста в процессе профессиональной подготовки» является крупным научным трудом, в рамках которого автор исследует основные этапы становления современной конструкции двойных валторн, а также их влияние на развитие русской валторновой школы и профессиональною подготовку валторнистов. Помимо этого, он изучает исторический путь отечественной валторновой школы и выявляет причины падения уровня мастерства российских валторнистов; рассматривает особенности формирования исполнительского аппарата валторниста и сравнивает эффективность двух современных типов валторн в процессе обучения игре на инструменте в рамках педагогического эксперимента[45].

Диссертационное исследование В.В. Токмакова «Формирование навыков инструментального музицирования у учащихся ДМШ в классе трубы» изучает все элементы исполнительского аппарата начинающего музыканта-трубача, выявляет их содержание, структуру, особенности работы и взаимодействия друг с другом. Подробно описанный педагогический эксперимент доказывает эффективность выдвинутой автором гипотезы. Представленная в данной работе методика формирования исполнительского дыхания трубача представляются интересной, а её эффективность будет проверена в ходе педагогического эксперимента.

Далее будет выполнен анализ различных методических взглядов на проблему Формирование исполнительского дыхания.

Процесс дыхания в медицине называется «вентиляцией легких». Вентиляция легких осуществляется за счет создания разности давления между альвеолярным и атмосферным воздухом: при вдохе давление в альвеолярном пространстве значительно снижается (за счет расширения грудной полости) и становится меньше атмосферного, поэтому воздух из атмосферы входит в воздухоносные пути. При выдохе давление вновь выравнивается, т.е. давление в альвеолярном пространстве приближается к атмосферному или даже становится выше его (форсированный выдох), что приводит к удалению воздуха из легких. [3]

Исполнительское дыхание отличается физиологией работы от повседневного объемом использования легочного пространства при совершении вдоха, а также наличием полного контроля всего дыхательного процесса. Данная специфика исследовалась в трудах А. Брейтбурга [25], J. Lindemann [167], и связана с влиянием воздушной струи на весь исполнительский процесс.

Таким образом для любого исполнителя на духовых инструментах основой для качественной игры является правильно сформированное и развитое исполнительское дыхание.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество работ, посвященных исполнительскому дыханию. Подходы к исследованию этой проблемы разнообразны. Одни авторы, как, например, В. Колин [58], анализируют мнения своих коллег с целью выявления оптимального решения данной задачи. Другие педагоги, в лице J. Harnum [154], T. Moore [176, 177], R. Quinque [185], а также известные трубачи R. Baptist [121], B. Churchville [133], G. Drewes [143] делятся результаты своего личного опыта в области как технического освоения приемов исполнительского дыхания, так и со стороны взаимосвязи отдельно дыхательного аппарата и всего организма в целом.

Выдающийся валторнист, педагог, солист Чикагского симфонического оркестра Philip Farkas очень подробно изучает проблему формирования и развития дыхания в своей книге «Искусство игры на медных духовых инструментах».

«Искусство игры на медных духовых инструментах» является выдающимся трудом, охватывающим все стороны исполнительства на медных духовых инструментах. Philip Farkas в нём подробно разбирает и обосновывает свои взгляды на особенности организации работы исполнительского аппарата. Благодаря этой монографии начинающие и опытные музыканты могут лучше понять нюансы работы амбушюра, дыхания и других элементов исполнительского аппарата.

Процессу дыхания Ph. Farkas в своей книге посвящает целую главу под названием «Контроль за дыханием», где он делает обзор строения дыхательной системы человека, особенностей работы мышц этой системы при дыхании, а также рассматривает различие между естественным (повседневным) и исполнительским дыханием.

Ph. Farkas считает необходимым использование смешанного (грудо-брюшного) типа дыхания при игре на инструменте с целью создания плотного и устойчивого воздушного потока, а для развития навыка вдоха он предлагает ряд упражнений, которые требуют последовательного выполнения и должны помочь осознать и освоить навык исполнительского вдоха [145].

Изучая проблему выдоха, Ph. Farkas делает акцент на том, что главным является равномерное движение диафрагмы вверх, чего можно добиться благодаря сокращению мышц талии, которые обеспечат полностью контролируемое возвращение диафрагмы в исходное положение.

Также Philip Farkas считает, что выдыхаемая струя всегда должна быть максимально активной и постоянно преодолевать сопротивление независимо от задач, поставленных перед исполнителем. Он это обосновывает тем, что изменение сопротивления при сохранении одинаковой характеристики воздушного потока позволят нам добиться стабильности при исполнении любых динамических оттенков, чего нельзя сказать о принципе изменения самой воздушной струи (например ее ослабления при исполнении piano)[145].

Ph. Farkas изучает влияние сопротивления воздушной струе таких зон, как: «глотис» (пространство между голосовыми связками), корень языка и изменение его положения при произношении звуков «А» и «И», кончик языка при атаке, амбушюр с возможностью изменения размера апертуры, каналы мундштука и инструмента и обосновывает использование глотиса, как главного элемента по изменению характеристик выходной воздушной струи.

Благодаря изучению идей, которые заложил Philip Farkas в своей работе, получено развернутое представление о дыхательном аппарате исполнителя на медных духовых инструментах, что позволяет объективно взглянуть не только на принципы развития исполнительского дыхания, но и с большей эффективностью подойти к модернизации процесса формирования этих навыков.

Конкретные действия для развития исполнительского дыхания предлагаются в работе «Warm-ups + Studies» автор которой James Stamp [199]. Данная работа является пособием по разминке перед началом основных занятий, а также по отрабатыванию навыков соединения всего диапазона инструмента. В самом начале системы J. Stamp предлагает четыре

дыхательных упражнения, которые могут помочь как в закреплении навыков исполнительского дыхания, так и разогреть дыхательный аппарат перед игрой. Данная система в плане развития дыхания не является особенной, но предложенные авторские взгляды вполне заслуживают внимания.

Дыхательная система американского джазового трубача Bobby Shew была сформирована в результате изучения спортивных исследований. Bobby Shew, также как и Philip Farkas, является сторонником идеи грудо-брюшного дыхания при игре на инструменте и предлагает подход, использующий весь объем легких и направленный на развитие этого дыхательного принципа [196]. Наиболее эффективным освоение навыка будет, если начинать выполнять эти упражнения вначале медленно, постепенно увеличивая темп по мере освоения новых навыков. Также Bobby Shew считает, что ежедневное многократное повторение мышечных упражнений в течение трех недель позволит стать этим действиям рефлекторными.

Данные постулаты представляются вполне логичными, что позволяет опробовать предложенные идеи на практике. Тем не менее, использование каждый раз ключичного отдела легких и избыточного количества воздуха в большинстве случаев будет приводить к мышечным зажимам у учащихся и, как следствие, снижению результативности освоения инструмента и качества исполнения на нем.

Собственный взгляд на проблему формирования исполнительского дыхания представил профессор Королевских академий музыки в Лондоне и Орхусе, первый трубач многих европейских оркестров Reinhold Friedrich [149]. Он предложил практическое решение крайне актуальной проблемы для любого трубача - недостаточного управления скоростью выдоха при игре на инструменте, от которой зависит максимальный игровой диапазон исполнителя. Для большей наглядности, Reinhold Friedrich подкрепил свои рекомендации фотографиями правильного положения корпуса исполнителя (Приложение №1).

В нашей стране современных работ, подробно описывающих процесс исполнительского дыхания на трубе, а также предлагающих конкретные упражнения по его освоению, не много. Между тем, большой вклад в изучение техники дыхания на медных духовых инструментах в целом и на трубе в частности внесла работа «Современное искусство игры на трубе» [78] Заслуженного артиста РФ, профессора Евгения Александровича Савина, являющаяся выдающимся трудом современной отечественной трубной педагогической школы, поднимающим во многом уникальные вопросы исполнительства на трубе и позволяющим по новому взглянуть на методику формирования исполнительских навыков на трубе. Данный методический альбом, как назвал его автор, охватывает все основные принципы игры на инструменте. Не стали исключением и вопросы, связанные с постановкой правильного исполнительского дыхания, которым отведен целый раздел.

Е.А. Савин, разбирая специфику исполнительского дыхания, достаточно подробно исследует физиологию процесса дыхания, особенности использования количественного объема легких при разной нагрузке, указывая на то, что в повседневной жизни человек использует от 1/10 до половины объема легких. Далее он описывает три вида дыхания: верхнее (ключичное), среднее (грудное), и брюшное (диафрагмальное), предлагает способы по их развитию, а также высказывает аргументы за использование смешанного дыхания при игре на инструменте. Неоднократно автор агитирует за использование носа для вдоха при игре на инструменте, так как считает, что это позволяет не только очистить и согреть вдыхаемый воздух, но и лучше использовать природные способности организма по усвоению кислорода и энергии, благодаря чему возрастает эффективность приложения усилий.

В рамках данного изучения литературы нельзя обойти стороной учебное пособие В.В. Токмакова «Формирование навыков инструментального музицирования на трубе», которая представляет собой комплекс методик формирование инструментальных навыков трубача, и в которой предлагается, отличный от рассмотренных, взгляд на проблему исполнительского дыхания духовика.

По мнению В.В. Токмакова, более сильного выдоха, как и более глубокого вдоха не достаточно для комфортной игры, ведь именно легкость и свобода исполнения при обучении игре на инструменте есть показатель правильного сформированного исполнительского дыхания. Для этого нужно научиться  управлять работай дыхательных мышц и понимать направление выдоха[53]. Эти навыки являются частью исполнительского дыхания.

Из физиологии дыхания видно, что процесс вдоха сам по себе должен быть очень расслабленным, так как воздух поступает в наши легкие в результате разницы давлений снаружи и внутри легких. В связи с этим, звук образуется в процессе выдоха, который и должен уметь контролировать исполнитель. Этот контроль осуществляется с помощью брюшных мышц, которые в процессе выдоха «подталкивают диафрагму в сторону легких». Таким образом, выдох осуществляется не «вниз, в сторону живота», а вверх, в направлении легких и, в данном случае, в направлении голосовых связок, что является физиологичным и естественным процессом. В связи с этим, во время выдоха мышцы брюшного пресса собираются и, как будто, пытаются «вытолкнуть» солнечное сплетение, оставаясь снаружи совершенно плоскими до самого конца выдоха, и постоянно «стремятся наверх», а не проваливаются «внутрь живота» (что часто бывает у музыкантов-духовиков). Данное описание процесса выдоха показывает, что необходимо понимать направление движения выдоха. Опираясь на рассмотренных авторов В.В. Токмаков вводит такое понятие, как «Направленное исполнительское дыхание».[54]

«Направленное исполнительское дыхание» - это симбиоз психологии и физиологии в процессе исполнительского дыхания, когда исполнитель образно представляет направление движения воздуха при вдохе и выдохе и реализует данные представления с помощью работы дыхательных мышц. Главной задачей такой техники является устранение всевозможных мышечных и психологических зажимов, возникающих при игре на инструменте. «Направленное исполнительское дыхание» можно разделить на «направленный вдох» и «направленный выдох».

«Направленный вдох» является контролируемой, но при этом расслабленной частью исполнительского дыхания, при которой, набираемый исполнителем воздух, поступает в нижнюю часть лёгких. В этот момент происходит расширение нижних отделов грудной клетки. Образно же можно представить себе, что вдох происходит в направлении нижних ребер со стороны спины.

Один из самых важных моментов в процессе освоения «направленного дыхания» – это постоянно помнить о том, что вдох является тем моментом, когда можно себе позволить отдохнуть от исполнения. Поэтому вдох происходит максимально расслабленно, даже немного лениво. Одним из хороших способов почувствовать расслабленное состояние вдоха, это вдыхать одновременно с небольшими приседаниями и полным расслаблением всех мышц, как происходит с человеком в начале потери сознания.

Очень многие педагоги часто говорят, что выдох должен быть на опоре, предлагают «набирать воздух в живот» и в «живот» же выдыхать. Данные факты вызывают определенные вопросы, на которые обычно педагог ответить не может ввиду сложности объяснения процессов, происходящих внутри человека. В связи с этим следует подробнее остановится на объяснении процесса выдоха, так как это необходимо для успешного освоения навыка «направленного выдоха».

Выдох это процесс, при котором набранный в легкие воздух, под воздействием силы сокращающихся межреберных и диафрагмальных мышц, отправляется в канал инструмента с определенной скоростью и плотностью. Именно умение регулировать скорость движения воздушного потока и его плотность позволяет нам управлять высотой и качеством звука при игре на трубе.

Для формирования, закрепления и развития предложенного способа выдоха В.В. Токмаков рекомендует упражнение «Выталкивание пальцев солнечным сплетением». Данное упражнение поможет освоить навык «направленного выдоха».

Итак, «Направленный выдох» - это сочетание психологии и физиологии выдоха, при которой воздушная струя направляется в мысленно выбранную точку. И здесь «Направленный выдох» имеет большое сходство с умением петь в речевой позиции, так как позволяет «вывести» звук за пределы инструмента, обогатить его обертонами, снять излишнюю нагрузку с губного аппарата и «наполнить звуком» окружающее трубача пространство, будь то улица, аудитория или концертный зал.

Использование предложенной техники выдоха, при которой грудная клетка продолжительное время сохраняется в положении вдоха, позволяет стабилизировать давление выдыхаемой воздушной струи и уверенно её контролировать.

Отдельным рядом от рассмотренных нами материалов стоят работы автора дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и выдающегося педагога по вокалу С. Риггса. Они не затрагивают исполнительства на каком-либо духовом инструменте, но изучают работу специфики диафрагмального дыхания, что делает их востребованными в профессиональном кругу музыкантов-духовиков.

Комплекс дыхательных упражнений А.Н. Стрельниковой [109] изначально был разработан для восстановления голоса у вокалистов, но впоследствии он показал свою действенность и при лечении различных заболеваний человеческого организма. В наше время упражнения системы Стрельниковой используют не только в лечебных целях, но и для развития дыхания у актеров, вокалистов, исполнителей на духовых инструментах. Данная система содержит подробное описание специальных упражнений, направленных на развитие диафрагмального дыхания и увеличение объема легких, что положительно сказывается на процессе исполнительства на духовых инструментах. На наш взгляд достаточно эффективным упражнением из этой системы, помогающим почувствовать правильную работу при вдохе диафрагмы и нижнего отдела легких, является «Насос».

Система А.Н. Стрельниковой содержит множество идей и техник, которые будут интересны широкому кругу исполнителей на духовых инструментах.

Книга С. Риггса «Как стать звездой» [80] представляет собой комплекс идей, направленных на формировании речевой позиции при пении у вокалистов. Однако, это не единственное достоинство этой книги. В ней автор подробно разбирает процесс работы исполнительского дыхания и проводит аргументированные доводы в пользу его взглядов.

Описывая процесс выдоха, С. Риггс касается того, что происходит с грудной клеткой в этот момент. Он говорит, что межреберные мышцы «продолжают участвовать в процессе расширения грудной клетки (а, следовательно, и легких), в то время, как контроль осуществляется при помощи брюшных мышц». Брюшные мышцы подталкивают диафрагму в сторону легких, в результате чего воздух направляется прямо на связки, а грудная клетка «остается в удобном для Вас, приподнятом состоянии» [80].

Анализ современной литературы позволил выделить ряд различных авторских идей, направленных на формирование и развитие исполнительского дыхания. Эти идеи в чем-то схожи, в чем-то противоречивы. Однако, данная неоднозначная методическая авторская позиция говорит о необходимости развития вопроса исполнительского дыхания и разработки современных и эффективных подходов в представленной области.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.